Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Текущий номер

«Пока я с детьми, мне везет!»

Анастасии Василевской хорошо знакомо чувство внутреннего времени - и на уроке, и в литературе, и в обычной жизни

номер 50, от 10 декабря 2019

Опрос

Ученик на уроке постоянно в телефоне. Что делать учителю?

Результаты

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№51 от 17 декабря 2019 года

pОдна из главных целей образования – научить детей критически оценивать информацию. Но умеют ли это делать сами учителя? Как показывает практика – далеко не всегда. Педагог-психолог Кирилл Карпенко сформулировал правила, которые позволят распознать фальшивую или ошибочную информацию.

pТема подростковых суицидов – одна из самых острых и тяжелых в России. Педагогов она касается особенно, ведь подростковый возраст своих учеников они переживают не раз. О том, как оценивает сегодняшнюю ситуацию современная наука, рассказывает Всеволод Розанов, профессор кафедры психологии здоровья и отклоняющегося поведения психологического факультета СПбГУ.

pВот уже десять лет одна из школ на севере Карелии живет в режиме инновационной площадки. Каждый урок здесь длится 90 минут. Нет традиционного расписания занятий, зато есть лента. За это время педагоги научились видеть ребенка и выстраивать индивидуальный маршрут каждого ученика. Как устроен необычный процесс обучения, поясняет учитель физики Надежда Дерибина.

pНовый роман Полины Дашковой "Горлов тупик" стал одним из бестселлеров этой осени. В нем писательница обратилась к истории: события 50‑70‑х годов неожиданно преломляются в судьбах ее героев спустя время. В эксклюзивном интервью "Учительской газете" автор рассказала о работе над исторической прозой и о том, почему никогда не напишет детскую книгу.

Александр Панов

Персональные данные

Александр
Панов
Образование

Комментарии:

к новости 18% участников опроса Общественной палаты поставили под сомнение необходимость ФГОС

Главная проблема ФГОС состоит в отсутствии относительно целостной и завершенной теории стандартизации образования. ___ 1.В начале дискуссии необходимо конвенционально договорится об основных понятиях для сближения смысловых репертуаров. «Уточните значения слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений» (Р. Декарт). __1) Анализ положений законов о стандартизации 1995 года и 2015 года; об образовании 1992, от 5.12.07 №309, от 29.12.12 № 273 и т.п. позволяет сделать вывод, что стандарт – это система требований к объекту стандартизации. __ 2) Стандартизация – это разработка, верификация, утверждение и применение стандартов. «Под стандартизацией образования понимают диагностическое описание минимально обязательных требований к отдельным сторонам, процессу в целом» (В.П. Беспалько). __ 3) Требования устанавливаются в форме: норм, правил, условий и … пожеланий (в этом проявляется специфика стандартов в образовании как организационной системе, в которой действуют целеустремленные элементы); 4) Основными объектами стандартизации в системе образования любого уровня является: готовность (на входе), образованность (на выходе), содержание, средства (точнее по Т.В. Габай - орудия), методы, организация, условия, внешние связи, опытно-инновационная работа, управление. 5) Каждому объекту стандартизации соответствует тип стандарта: стандарты готовности (например, к школе; к обучению по той или иной программе), стандарты содержания образования, стандарты средств, стандарты методов, стандарты организации и т.д. 6) По степени нормативности стандарты делятся на нормативно-обязательные и рекомендательно-ориентационные (В.П. Беспалько, В.Г. Разумовский. См. Народное образование, 1993.). Такой же точки зрения придерживается Б.С. Гершунский, утверждая: «Стандартизация может быть «жесткой» и «мягкой»». (Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998. – 608 с. – С. 272.). 7) Учитывая, что образование включает образовательные подпроцессы - присмотр, уход за детьми, обучение, воспитание, оздоровление, просвещение - возникает группы стандартов во образовании. Например, стандарты содержания ухода за детьми, стандарты содержания обучения, стандарты содержания воспитания, стандарты содержания просвещения во внутреннем и внешнем социуме и т.п. 8) Основными уровнями стандартизации в образовании являются федеральный, субъекта РФ, муниципальный (район/город) и школьный. Каковы полномочия нижележащих уровней в общей системе стандартизации образования? 9) По степени лаконичности и общности стандарты можно разделить на глобальные (генеральные) и локальные. Генеральным уровнем стандартизации в системе общего образования в РФ является Федеральный базисный образовательный план, нормирующий структуру образования (воспитание, обучение; базовое, элективное, факультативное), состав учебных/воспитывающих предметов, состав целевых парциальных программ воспитания, типологию и состав элективных и факультативных учебных/воспитывающих предметов; направления дополнительного образования детей на базе школ, а также нормы времени и правила организации образовательных процессов. ___ 2. Что такое ФГОС? Это стандарт чего? Какова полнота описания объекта стандартизации? Это какой по виду стандарт? Как в стандарте формулируются нормы, правила, условия, пожелания? Как ФГОС коррелируется с СанПиН? ___ 3. Необходимо отказаться от идеологии ФГОС 2009/10. Прекратить практику нагромождения предметных стандартов и концепций. Взять из проектов ФГОС 2019 приложения, в которых дается состав смысловых учебных/воспитывающих элементов. Отказаться от практики привлечения временных НИК, групп разработчиков, а создать на базе соответствующих НИИ РАО постоянно и скоординировано действующие предметные лаборатории (типа лаб. по физики Ю.И. Дика в НИИ СИМО АПН СССР), имеющие широкую сеть экспертов (квалифицированных судей) и учителей-экспериментаторов. Разработать Федеральный базисный образовательный план (не более 15 стр.), единые минимальные (на дидактическом уровне) программы учебных/воспитывающих предметов с учётом отводимого в ФБОП на изучения того или иного предмета недельного/годового времени (10-20 стр. на предмет). На основе программ, содержащих конкретные смысловые учебные/воспитывающие элементы, создать по два конкурирующих учебника для каждого предмета/класса. На основе программ разработать и отчасти учебников разработать соответствующие КИМы. Обеспечить соответствие и преемственность ФБОП – программы по предметам – учебники/пособия/задачники – КИМы. И дать учителям спокойно работать, с периодичностью 5 лет уточняя содержание программ как действительных стандартов содержания и организации образовательной деятельности по учебным/воспитывающим предметам.

26 апр. 2019
к новости Проект постановления о новых должностях учителей вынесен на общественное обсуждение

Не должности, а расширение диапазона квалификационных категорий. __ 1. Развитие и формирование учителя имеет квалификационный и должностной аспекты. Предлагаемые должности «Старшего учителя» и «Ведущего учителя» имеют содержательные прототипы. Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 20 июня 1972 г. N 463 «О завершении перехода к всеобщему среднему образованию молодёжи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» п.6. МП СССР предписывалось: «… Для стимулирования постоянного роста квалификации, педагогического мастерства и творческой инициативы преподавательских кадров ввести систематическую аттестацию учителей общеобразовательных школ. … Наиболее отличившимся учителям по результатам аттестации присваивать звание «Старший учитель» и «Учитель – методист». Звания не меняли основной функционал учителя, за них полагалась доплата. __ 2. Сегодня в школе можно самостоятельно вводить должности, расширяющие карьерные возможности педагогических работников. Согласно ст. 28, п.3, пп. 4 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (редакция от 25.12.2018.) «К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: …установление штатного расписания…». В действующем ЕКС, утверждённом Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н в состав должностей руководителей входит должность - «Руководитель (заведующий, начальник, директор, управляющий) структурного подразделения», а состав должностей педагогических работников - должность «Методист (включая старшего)». Почему в школах нет массовой практики введения должности «Руководитель структурного подразделения», например, «Руководитель методического объединения», должности «Методист», «Старший методист»? Да потому, что это введение, во-первых, нецелесообразно, а во-вторых, нет денег в условиях подушевого финансирования, действия НСОТ. Даже заместители директора теперь не совмещают должность учителя, а наоборот, учителя по совместительству (расширению зоны труда или иначе) выполняют обязанности заместителей по УР, УВР, НМР для того чтобы выполнить майские указы Президента по величине средней заработной платы учителей. __ 3. Расширение состава должностей «Старшего учителя» и «Ведущего учителя» приведет к существенному дублирования трудовых функций (компетенций) и полномочий (прав и обязанностей), в-первых, с существующими должностями заместителей директора по учебной работе/учебно-воспитательной работе (входят в государственный ЕКС), во-вторых, с квази-должностями руководителей методических объединений/кафедр/проблемных групп/проектных групп (не входят в государственный ЕКС). Кроме того, это приведет к росту администрации школы, что не согласуется с призывами МП РФ сокращать административно-управленческий персонал школ. Кроме того в малочисленных школах расширение состава администрации нецелесообразно с педагогической, управленческой и экономической сторон. __ 4. Таким образом, введение должностей «Старшего учителя» и «Ведущего учителя» по существу ничего не меняет в составе должностей, определенных ЕКС от 26 августа 2010 г. N 761н, но создаёт излишние звенья в управлении. Давно бы уже широко применялись должности «Руководитель (заведующий, начальник, директор, управляющий) структурного подразделения», «Методист (включая старшего)», если были бы финансовые ресурсы или насущная необходимость. Очевидно, и то и другое в практике работы школ отсутствует. __ 5. Решение вопроса лежит не в области введения новых квази-должностей, а в расширение диапазона квалификационных категорий (разрядов, классов) с достаточным шагом в оплате труда для стимулирования профессионального развития. Например, можно ввести 5-7 квалификационных категорий (как в большинстве профессий) с шагом 0,5 минимальной заработной платы. В этом случае возникнут условия для действительного квалификационного роста учителя.

25 апр. 2019
к новости Антон Силуанов предлагает включить в школьную программу бизнес-курс

К вопросу формирования состава учебных/воспитывающих предметов __ 1. В фундаментальных работах Дидактика средней школы. – Под. Ред. М.А. Данилова, М.Н Скаткина. – М., Просвещение, 1975; Теоретические основы содержания общего среднего образования/ Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. – М.: Педагогика, 1983; Леднев В.С. Содержание образования – М. Высш. шк., 1989 на основе обобщения исторического опыта обучения и культурологического подхода выведен функционально полный набор учебных/воспитывающих предметов, необходимых и достаточных для развития и формирования организма и личности каждого ребенка. Состав федеральных учебных предметов, с возвращением астрономии, с возвращением черчения и трудового обучения (на новой технологической основе) отвечает критерию функциональной полноты. Введение любого нового предмета неизбежно: а) уменьшает время, отводимое на изучение традиционных, но эволюционно обновляющихся у/в предметов; б) в существенной степени дублирует содержание существующих у/в предметов (принцип компенсации одних учебных предметов другими). Пример, ОРКиСЭ. В проект ФГОС ООО включена новая предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (п. 25.3.2) без указания состава и требований к предметным результатам. Аналогично, на рубеже 50-х годов прошлого века вводили даже учебный предмет "Логика". Но отказались, так как дискурсивной логике надо учить на математике, физике, химии, информатике и др., а вероятностной – на истории, литературе. Логика компенсируется другими предметами. Целесообразней введение межпредметных программ как форм представления общепредметного содержания. __ 2. Последнее время звучат предложения о введении новых у/в предметов (разделов, тем, вопросов), например: 1) Руководитель пенсионного фонда России Антон Дроздов предложил дополнить школьную программу изучением пенсионной системы https://ria.ru/20190214/1550838220.html; 2) Руководитель отдела клинической психиатрии детского и подросткового возраста ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени Сербского" Анна Портнова ввести в школах курс психологии по борьбе с агрессией https://sn.ria.ru/20180613/1522646078.html?in=t 3) По инициативе Банка России обсуждается УМК «Финансовая грамотность». https://www.preobra.ru/finance и т.д. Предлагается в качестве федеральных обязательных у/в предметов ввести шахматы, начальную военную подготовку. Данные предложения требуют оценке с учётом принципа компенсации. __ 3. Первый вице-премьер РФ, министр финансов Антон Силуанов полагает: «Считаю, что вообще нам надо предпринимателей создавать еще в школе, и дух этого предпринимательства нужно создавать. Поэтому мы предложили сейчас включить в программы школьного образования курсы по пропагандированною создания своего бизнеса» https://ria.ru/20190419/1552839710.html Непонятно в логическом и семантическом отношении, что такое «курсы по пропагандированию создания своего бизнеса». Слово «курсы» (точнее учебный предмет) связано с программой обучения, слово «пропагандирование» - с программой воспитания (экономическое воспитание). Предположим, что речь идёт об учебном предмете типа «Основы предпринимательства» (Абчук В.А., М.: «Вита-Пресс», 1995). Данный учебный предмет, взятый в качестве федерального обязательного учебного предмета, будет дублировать вопросы населения и хозяйства (география), экономики и права (обществознание), труда и технологий (технология), форм хозяйствования (история) и др. Если «Основы предпринимательства» изучаются в рамках школьной части, в виде элективного или факультативного учебного предмета, то нет никаких вопросов – это согласованный выбор учащихся /родителей/учителей. Интересно звучит фраза «Мы должны… готовить школьников не только к работе на государственной службе, но и в первую очередь работать в бизнесе, создавать свое дело…». А где основного звено – работники по найму? __ 4. Следует отметить, что в период реформы общеобразовательной школы 1984 года вводился интересный у/в предмет «Основы производства и выбор профессии» для 7-8 классов (авторы учебного пособия Е.А. Климов, С.Н. Чистякова). Или издавались книги для учащихся старших классов типа «Школьнику об организации производства» (Под ред. д.э.н. профессора Н.К. Моисеевой), в которых рассматривались вопросы производства: предприятие, от идеи до производства, организация производства, НОТ, технико-экономическое планирование… и которые могли быть взяты как содержательная основа для дополнительного образования детей. __ 5. Необходимо добиться относительной стабилизации состава и содержания (семантика, объём, сложность) федеральных обязательных учебных/воспитывающих предметов при кардинальном усилении внимания элективному, факультативному и дополнительному образования детей на базе школ. Наблюдается тенденция реализации жёстких моделей дифференцированного обучения на основе классов (в том числе предпрофессионального образования) в ущерб гибким моделям на основе аппарата элективных групп различного типа им целевого назначения. Кроме того, многие предложения относятся не к программе обучения, а укладываются в программы воспитания (политического, правового, экономического, экологического, умственного, художественного, биофизического и производственно-трудового).

22 апр. 2019
к новости Минпросвещения намерено создать 900 тысяч новых мест в системе допобразования к 2021 году

Единое образовательное пространство Полностью согласен с тем, что в России как федеральном государстве "Должна быть единая система образования, единое образовательное пространство, понятная модель управления" (О.Ю. Васильева). Что обеспечивает единство образования в Российской Федерации? 1. Единство педагогического/управленческого языка. «Отсутствие единства в понимании педагогических терминов влечёт за собой известный субъективизм в определении любого педагогического факта, и основная задача каждой науки, в том числе и педагогики, - стремиться к установлению единой терминологии…» (Калашников А.Г. Проблемы политехнического образования: Избранные труды. – М.: Педагогика, 1990. – С.74). При этом При этом «“потери, которые несёт педагогическая деятельность из-за непрофессионального понимания базовых педагогических терминов, трудно посчитать” Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. - М.: педагогика, 1990.- С.119) Например, в чем тождество и различие понятий «Система образования» и «Образовательное пространство». Если будет единая система образования, может ли быть различным образовательное пространство? А есть ещё «образование»/«образованность» (см. ст. 2 273-ФГОС), «знания, умения, навыки»/«компетентность»/«компетенции», «методика»/«технология», «метод»/«способ»/«средство», «внеурочная деятельность»/«дополнительное образование», «метапредметные учебные действия»/ «общие учебные умения и навыки» и т.д. и т.п. Если вы желаете разрушить единство страны/нации, лишите её государственного языка. Аналогия очевидна. 2. Единство минимального и фундаментального содержания и времени изучения федеральных учебных предметов, единство основных параметров организации образования (продолжительность учебного года, режим недели, продолжительность урока, деление классов на группы при изучении ряда предметов, деление классов на элективные группы и др.), на дидактическом/управленческом уровне при расширении свободы в рамках школьного компонента, методическом уровне. 3. Единство системы повышения квалификации, переподготовки и методической работы. Сегодня ИПКиПРО, центры развития образования (оставшиеся со времен мегапроекта Сороса 2001-02 гг), ФПК педагогических вузов и различных университетов и т.п. учреждения находятся в состоянии конкуренции и ведут рассогласованную политике в области ПКиП работников образования. Необходимо восстанавливать многоуровневую (Федерация – Округа – Субъектв РФ – муниципалитеты), основанную на принципах фрактальности и сбалансированности централизации/децентрализации, разработки и реализации федеральных базовых программ ПКиП, систему ПКиП работников образования. Система педагогического образования вносит существенно меньший парциальны вклад, чем постоянно функционирующая система ПКиП работников образования в единство образования в Российской Федерации. 4. Единство системы управления. Необходимо восстановить принцип фрактальности: тождественность состава структурных подразделений на различных уровнях управления образованием; обеспечить единство понимания и толкования федеральных документов и многое другое.

16 марта 2019
к новости Минпросвещения намерено создать 900 тысяч новых мест в системе допобразования к 2021 году

О дополнительном образовании детей. О.Ю. Васильева отметила, что: «К 2024 году мы планируем увеличить охват детей дополнительным образованием до 80 процентов». Интересно где они будут заниматься? На 1-е сентября 2018 года в России было 15,6 млн школьников. Согласно Паспорта приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30.11.2016 №11), «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием (в %, на основе данных демографического прогноза), в абсолютных величинах (в млн. человек) составит – базовое значение: 69% (13,8); 2017 70% (14,4); 2018 71% (15,0); 2019 73% (15,9), 2020 73% (16,3); 2021-2025 75% (17,8)», то есть в учреждениях ДОД в 2024 году должно обучаться 17,8 млн из прогнозируемых 23,7 млн школьников. Так как НПО установлено не 75%, а 80%, то количество посещающих учреждения ДОД (при сохранении прогноза) составит в 2024 году 19 млн. детей. В Аналитическом докладе «О состоянии системы дополнительного образования детей в Российской Федерации в условиях реализации Концепции развития дополнительного образования детей, 2017 (Государственный контракт № 09.034.11.0014 от 10 июня 2016 г.) отмечается: «По данным формы 1-ДО в 2016 году число организаций дополнительного образования детей составляло 13879. Сравнительно с 2015 годом число организаций сократилось на 295 (2,1%).» Предположим, в 2018 году учреждений ДОД было 14000, то есть на 1 учреждение приходилось в среднем примерно 1000 детей. К 2024 с учётом того, что в рамках НПО будет создано 685 новых «учреждений» ДОД («100 центров… в вузах», «245 детских технопарков «Кванториум» и 340 мобильных технопарков» ) на 1 учреждение будет приходится (19 млн. детей /14685 учреждений) порядка 1300 детей. Учитывая, что к 2025 году будет осуществлен переход на обучение в одну смену в 100% школ (https://tass.ru/obschestvo/5025670) в учреждениях дополнительного образования детей (ДОД) останется одна «вторая» смена. Таким образом «плотность» обучения в учреждениях ДОД взрастёт в 2-2,5 раза. Для достижения показателя охвата в 80% «Министерство поможет регионам в модернизации инфраструктуры системы допобразования, и к 2021 году у нас будет 900 тысяч новых мест дополнительного образования детей». Где будут созданы эти места: в учреждениях ДОД, в школах, при вузах? Что значит «место» в учреждениях ДОД в отличии места при определении расчётной наполняемости в школы? В школе, на одном «месте» может заниматься при трех сменном режиме работы 3 ученика. А в учреждении ДОД при 2-х часовой занятости в неделю – 5-6 в детей день, 30-36 детей в неделю. Таким образом, учреждения ДОД окажутся перегруженными. Какой выход? 1). В организации дополнительного образования детей на базе общеобразовательных школ (по НПО в 7 тыс. школ МТБ для физкультуры и спорта, в 16 тыс. школ МТБ для программ цифрового, естественно-научного, технического, химического и гуманитарного профилей). Но в общеобразовательных школах внеурочная деятельность по ФГОС во второй половине дня до 10 академических часов в неделю. Учитывая, что дополнительное образование и внеурочная деятельность идентична по основанию «свобода выбора» отказаться от внеурочной деятельности. 2). В установлении в НПО норматива охвата ДОД в 60%, иначе существенно увеличится риск снижения физического и психического здоровья детей.

16 марта 2019
быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.