Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Текущий номер

«В школу не пойду!»

Об адаптации в первом классе

номер 42, от 17 октября 2017

Опрос

В классе, который вы ведете, развивается бурно обсуждаемый подростковый роман. Ваши действия?

Результаты

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№41 от 10 октября 2017

p«Круглый стол образовательных политиков» - финальное испытание конкурса «Учитель года России». Именно здесь решается судьба Большого Хрустального пеликана. О том, как прошло обсуждение главной темы испытания – «Единое образовательное пространство: как его сохранить?» – в нашем репортаже из Минобрнауки России.

pУ конкурса есть хорошая традиция – он завершается в Кремле. В этом году тожественная церемония закрытия и объявления абсолютного победителя выпала на День учителя и получилась по-настоящему грандиозной. Первым со сцены Государственного Кремлевского дворца к учителям обратился президент страны. Детали церемонии – в нашем фоторепортаже.

pУчителем года России – 2017 стал Илья Демаков, историк из северной столицы. О жизни до конкурса и о том, что будет после, Илья Сергеевич рассказал Наталье Алексютиной, специальному корреспонденту «Учительской газеты» по Ленинградской области и Санкт-Петербургу.

Оксана Родионова

Персональные данные

Оксана
Родионова
специальный корреспондент "Учительской газеты"

Статьи:

«Учитель года»
74 хрустальных пеликана
7 окт. 2010
Все статьи пользователя

Новости:

«Учитель года России»
Стартовал "Учитель года России-2011"
24 сент. 2011
«Учитель года»
Сюрприз от губернатора
15 нояб. 2010
«Учитель года»
Хрустальные птицы для победителей
2 окт. 2010
Все новости пользователя

Комментарии:

к статье Литературу в школе могут поделить на правильную и неправильную. Так что, прощай, «немытая Россия»?:

Уважаемая Елена Николаевна Давыдова! Получилось только так убрать сбой. Если хотите, я уничтожу этот комментарий, вы вы создадите его заново. Только сначала скопируйте.

2 июня 2014
к статье Литературу в школе могут поделить на правильную и неправильную. Так что, прощай, «немытая Россия»?:

Комментарий от Елены Давыдовой: Уважаемая Татьяна, позвольте задать вам несколько вопросов, предварительно вернувшись к вашему письму: -Но совершенно непонятно мне как учителю и как взрослому человеку, почему в программу по литературе для 9 класса включены стихотворения Катулла о Лесбии? Как вы думаете, сколько продлится такой урок. Сами стихотворения вполне невинны, но название? Не вызовет ли оно в восприятии наших уже очень просвещенных детей вполне ожидаемые ассоциации? Я показала завучу эти стихотворения, она меня поняла и сказала, чтобы я заменила их. А теперь вопросы: -А как вы думали, сколько продлится ваш урок при таком отношении к поэзии? -Стихотворения, по-вашему, вполне невинны? Что вы подразумеваете под этим вашим определением? И в чём стихи бывают повинны? -Название стихов стыдно произносить? Во-первых, цикл стихотворений называется Катулл к Лесбии, во- вторых, они у Катулла пронумерованы и идут без названий. -Какие ассоциации вы ожидаете у «вполне просвещённых детей», если слово просвещение само по себе означает передачу и распространение знаний и культуры? Стоило ли ходить к завучу и лишать старшеклассников знакомства с классикой античной поэзии, о которой, вероятнее всего, они больше никогда и нигде не познакомятся, а о значении слова лесбийский узнают из сомнительного сайта в интернете или в подворотне считают информацию на заборе. Что же лучше? Полагаю, лучше - слово учителя, образованного человека, несущего знания и культуру. Не думаю, что вам было бы сложно объяснить происхождение слова Лесбос. Можно было бы пригласить в начале урока учителя географии вашей школы, который дал бы краткую географическую справку об этой божественно красивой территории, рассказав, что это греческий остров в северо-восточной части Эгейского моря, третий по величине остров Греции и восьмой по величине в Средиземном море. Был местом жизни и творческой деятельности нескольких знаменитых поэтов, в том числе Сапфо, Алкея, Ариона. Некоторое время на острове жил великий Аристотель. Известность острову принесла лирическая поэтесса Сапфо, первая в истории литературы воспевшая чувственную любовь между женщинами. Но на нашем уроке речь пойдёт о Катулле. Его полное имя Гай Валерий Катулл, это один из наиболее известных поэтов древнего Рима и главный представитель римской поэзии в эпоху Цицерона и Цезаря. Его прославленный поэтический цикл «К Лесбии» воспевает счастливую и не очень, взаимную и безответную любовь мужчины к женщине. Вряд ли реальную женщину, возлюбленную Катулла, звали так. Михаил Гаспаров, историк античной литературы, поэт-переводчик с древних и новых языков, аргументировано объясняет этот приём: -Традиция использовать вымышленное имя возлюбленной вместо настоящего была достаточно распространена. Это был поэтический этикет: вымышленными именами пользовались, во-первых, чтобы не сглазить, а во-вторых, чтобы не скомпрометировать воспеваемое лицо. И это была психологическая игра с самим собой: она подчеркивала, что поэзия и жизнь — вещи разные и что в стихах поэт пишет не столько о том, что с ним было, сколько о том, что он хотел бы, чтобы с ним было. Любовная история Катулла и Лесбии является одной из самых известных древнеримских романтических историй, благодаря силе чувств и таланту, проявленному поэтом. Филологи и историки не устают предлагать различные варианты реконструкций истинной последовательности событий «из стихотворных осколков». Кроме того, Лесбия стала символом жестокой женственности, вечным символом неодолимой страсти к женщине, а также известной литературной загадкой. Для литературы важно то, что Катулл вошёл в сознание нового времени как «открыватель романтической, духовной любви - ведь до него в латыни даже не было некоторых слов для описания определённого рода чувств, он стал их «изобретателем». Катулл подарил французскому, испанскому, итальянскому и португальскому языкам слово «поцелуй» — basium. Это слово было неизвестно римлянам. Принесённое Катуллом из равнин Северной Италии, оно утвердилось в латинском языке и вытеснило все остальные, а затем перешло в романские языки. Стихи Катулла пронумерованы, и девятиклассникам будет интересно прочитать, например, те, что под номерами 5, 75, 76, 83,92,107. 109. Их можно предложить прочитать выразительно, объяснить, что хотел сказать поэт, какие чувства вложил в то или иное стихотворение. Нужно сказать особо о двустишии под номером 85, Odi et amo («Ненавижу и люблю»), что написано в период очередного разлада поэта с возлюбленной: И ненавижу её и люблю. Это чувство двойное. Боги, зачем я люблю? и ненавижу зачем! (Перевод Я.Э. Голосовкера) Это стихотворение входит в золотой фонд мировой поэзии и является наиболее часто цитируемым произведением Катулла (Вот и вопрос сразу возникнет к школьникам, почему поэт говорит о двойном чувстве?) Цикл стихов Катулла вызвал поэтический отклик в сердцах многих талантливых русских поэтов. Имя Лесбия есть у А.С.Пушкина, «Оставь, о, Лесбия, лампаду…», В.Соловьёва, Эпиграммы, Осипа Мандельштама – у него Лесбия встречается в двух стихотворениях в Антологии античной глупости. Лесбия вдохновила на лирические стихи о любви Иосифа Бродского. Татьяна, прочитайте своим детям на уроке Будем жить, моя Лесбия, будем друг друга любить, пересудам и сплетням мы знаем грошовую цену. Заходящее солнце восходит с утра, но не быть нам опять на земле — краткой жизни приходит на смену беспробудная ночь. Поцелуй меня тысячу раз и ещё сотню раз, снова тысячу, сызнова сотню, и ещё, и ещё — чтоб дурной и завистливый глаз сосчитать поцелуи не мог и богатства не oтнял… (Перевод М.Сазонова) Скажите, что в этих строчках дурного, что не позволяет их прочитать взрослым молодым людям? Или гораздо лучше и удобнее, когда они обсуждают те же проблемы, только в ином виде, иными словами, выжигающими нежность любви, силу любовной страсти, бесконечность веры и неистребимость в желании быть рядом с тем, кто так дорог? Если вы проведёте такой урок, вам не придётся идти к завучу, чтобы получить разрешение на стихи другого, очень талантливого, но совершенно другого поэта. И те, кто идут к вам, чтобы узнать то, о чём не слышали, и услышать то, чего никогда не знали, они придут не зря. А подменять то, что не спрячешь, не скроешь, не запретишь, мне представляется напрасной затеей. Уж лучше говорить правду, потому что только правда не порождает домыслов, не создаёт патологического интереса к тому, что по определению начисто лишено патологии, и создавать отклонение от нормы искусственно нет нужды. Вот убеждена: урок продлится столько, сколько ему положено, и дети будут слушать вас, и даже тени запретной темы не возникнет, и они правильно всё поймут. Вопрос трудный, безусловно, но он предполагает общение на равных, что исключает ложь, в том числе - в отношении ко всем нам, к школе. И не стоит заниматься наукой для науки. Я думаю, заниматься нужно образованием, то есть нести знания и культуру.

2 июня 2014
к статье "Его заставляли читать религиозные книги и заучивать молитвы":

Во многом согласна с психологом из предыдущего комментария. Но удивлена, почему она считает странной жалость к этому мальчику, который стал убийцей. Конечно, он преступник, нет сомнения. Но сама же психолог говорит, что он мог быть невминяемым. А кто довел его до этого состояния? Сама же психолог говорит - невнимание родителей. Очень много бед происходит из-за невнимания родителей. И естественно искать психологическую подоплеку, потому что чаще всего она есть. Только хорошо бы еще из таких случаев извлекать уроки. В первую очередь это должны делать мы, родители. Жаль, что чаще всего не делаем...

7 февр. 2014
к статье Через два месяца школы должны приступить к работе по новой основной образовательной программе. Но сделать это невозможно:

Наталья, спасибо за поправку. Самое интересное, что о том, что А.М.Кондаков президент, почти нигде нет информации, увы, в первую голову на сайте издательства...

3 июля 2013
к новости «Пеликанов» 2015 года «поставили на крыло»

Спасибо большое за теплые слова. Плодотворного лета и обязательно отдыха перед трудным испытанием! До встречи!

22 июня 2015
к новости Анастасия Коровянская стала одним из 15 финалистов Google Science Fair 2014

Уважаемый Владимир Валентинович! Я представляю нашу "Учительскую газету" и не совсем понимаю ваши претензии в адрес редакции. Мы, журналисты, вольны брать интервью у кого считаем необходимым, в данном случае мы выбрали главную героиню информационного повода. Которая о вас действительно сказала очень хорошие слова. Исходя из вашей заметки, трудно понять, что произошло между вами и девочкой. Почему она оскорбляет вас, вместо того, чтобы благодарить? Должна же быть причина! Владимир Валентинович, нам действительно непросто судить о ситуации, но все-таки я так и не поняла, почему вы терпели непрерывные оскорбления и зачем, по вашим же словам, делали за девочку львиную долю работы? Это выглядит нелогично. Может быть, стоило сразу организовать работу по-другому, нежели сейчас делать такие серьезные и, увы, пока бездоказательные заявления? Прошу прощения, но почему мы должны верить вам, а не девочке? Почему столь страшные факты, если они действительно имели место, открываются только сейчас?

15 авг. 2014
к новости Дом российской литературы будет открыт в Москве

Ольга, какие комментарии мы убираем? И почему это мы "повелись" на что-то? Мы просто публикуем информацию без оценки, это рубрика информационная. И это как раз говорит о нашей независимой позиции. А вообще-то ваш комментарий стоит убрать, за несоблюдение этических норм. Так что, если что, не обижайтесь и не считайте политикой.

8 июня 2014
быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.