Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Часто ли вы говорите своим ученикам неправду?

Результаты

Текущий номер

Каждый находит то, что ищет

Татьяна Мызник работает в отдаленном селе, но это не мешает ей быть на одной волне с коллегами

номер 29, от 16 июля 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№29 от 16 июля 2019 года

pНастороженное отношение педагогической общественности к доработке ФГОСов связано с тем, что предпринимаются попытки внести содержание общего образования в каркас законодательной формулировки, не предусматривающей его. Доктор педагогических наук Михаил Богуславский призывает признать, что это невозможно. Почему? Ответы - в его авторской колонке.

pКлючевая задача подростка - понять себя, и, если школа не помогает ему решать эту задачу, он пойдет за уверенностью и защищенностью, куда угодно: во двор, в подростковое сообщество, даже в банду... О том, что можно этому противопоставить, - в интервью доктора психологических наук Андрея Подольского.

p"Мне захотелось стать писателем в восемь лет, никогда этого не скрывал. И были такие поощрительные похлопывания по плечу: "А этот у нас хочет стать писателем". Если оттуда считать, то получается, что тридцать с лишним лет заняло это путешествие... Сейчас творчество и есть моя работа. И это, повторюсь, счастье", - рассказывает Алексей Сальников. Читайте интервью автора романа "Петровы в гриппе и вокруг него", лауреата премий "НОС" и "Национальный бестселлер" в рубрике "Гость "УГ".

9 апреля 2012 года в 12:11

Жизнь бабочки

Евгений Вирячев
Летом я бродил за городом и вдруг на моё плечо села бабочка. Она была такая красивая, что я старался не потревожить её. Так мы и гуляли вместе довольно долго. Наконец я не выдержал: послушай, прекрасная незнакомка! Твоя жизнь безумно коротка! Так лети в поле, играй в догонялки с ветром, кокетничай с жуками, соревнуйся в красоте с ромашками! Зачем ты столько времени теряешь на моём плече? Но бабочка не улетала и, видимо, был в этом какой-то смысл, который мне не познать никогда.

Потому что мы постигаем мир только через себя. И образование для нас (для педагогов) – это зеркало, где мы хотим видеть своё отражение, а если его там не обнаруживаем, - мы его отвергаем. Нам такое зеркало не нравится!

Вечный парадокс школы в том, что учитель устремлён в будущее, он работает для будущего, но опыт свой черпать может только из прошлого.

И может права сказка об учителе музыки, который прославился тем, что мог любого за день обучить игре на скрипке. К нему рекой текли ученики, и год от года его мастерство и уверенность в себе росли и крепли. Но однажды он заметил, что река превращается в ручей - всё больше учеников шли к другим мастерам. Озадаченный, он обратился к своей Музе, которая когда-то ему и подарила его дар – почему? Видишь ли, вздохнула та, с опытом приходит то, что нужно тебе, и уходит то, что нужно твоим ученикам.

Вот так: приобретая, мы теряем.

Но есть то, что терять, наверное, нельзя.

Ведь образование в виде школ, учителей, книг – это лишь видимая часть айсберга, внешняя сторона зеркала познания. Есть другое образование. Зазеркалье. И о нём мы почти ничего не знаем.

Например. Ведаете ли вы, что в ваши лёгкие, сейчас, с каждым вдохом, попадает несколько атомов кислорода, которые находились в последнем выдохе Гая Юлия Цезаря. Что доказывает постоянная Авогадро. Мы дышим воздухом Цезаря, жившего до рождения Христа! Но если частички всех людей, бывших на Земле, проникают в нас, то для их мыслей (а это энергия, которая не исчезает!) преград и вовсе не существует. Ноосфера Вернадского  - это и есть тайная сфера образования, где все чёрные мысли человечества на одной чаше весов, светлые думы – на другой.

Но всегда ли мы правильно ориентируемся в оттенках?

 Например, буддийские монахи, утверждают, что у каждого человека свой Путь. А всего их три.

Первый – спасение души через самосовершенствование.

Второй - спасение не только себя, но и всех остальных.

И особый путь - жизнь без правил, где мир своей души неизмеримо важнее всего остального. Где нет ни чёрного, ни белого.

А в образовании задачи не похожи?

Первая  - подготовить ребёнка к жизни.

Вторая - воспитать гражданина, личность, готовую «спасти не только себя».

И, наконец, путь познания мира ради самого познания. Вечно разгадывать неразгадываемую загадку Разума Вселенной!

Может только этот третий путь и ведёт к пониманию философии образования.  Но как только я об этом думаю, сразу вспоминаю давнюю притчу.

В аду на соседних кострах горят двое: убийца и учитель. Прошло тысяча лет, и Бог освободил душу убийцы – прощён. Как!? – изумился учитель: я всю жизнь учил детей, вкладывал им слова истины. Возможно, я в чём-то и был грешен. Но почему Ты отпустил этого душегуба, а меня оставил?

И ответил Господь: тех, кого он убил, уже давным-давно забыли. А твои слова, которые ты называл  истиной, живут, переходя из поколения в поколение. Гори!

 

…Моя бабочка улетела не прощаясь. Наверное, мои слова о вечно неуловимой истине ей не понравились. И я пошёл домой. Вечернее вече кузнечиков торжественно исполнило мне вслед гимн ушедшего дня. И мне представилось - а может в этом пути домой, в этом непреходящем возвращении к самому себе и заключается философия образования. Простая, как долгая дорога. И загадочная, как жизнь бабочки. 

 

Евгений Вирячев, учитель года Вологодской области, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2007»

 

быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.