Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

С каким чувством в основном вы ждете сейчас начала нового учебного года?

Результаты

Текущий номер

Сказка про доброго носорога

Именно с этим героем Бориса Заходера сравнивает себя Анна Корзунина

номер 31, от 4 августа 2020

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№32 от 11 августа 2020 года

pО питании детей в школах политики, чиновники, родители и сами ученики говорят каждый год. Периодически интернет взрывается комментариями о том, как и чем кормят наших детей. Но как же решить проблему? Дискуссию инициируют СМИ, ОНФ, детские омбудсмены, а воз и ныне там – в плохо оборудованных столовых, стаканах с остывшим чаем и холодных обедах, накрывать которые помогают дежурные школьники. О проблемах школьного питания – в материале Марии Голубевой.

pС школьной травлей так или иначе сталкивается практически каждый ребенок. Обидные прозвища, бойкоты и даже избиения. И тогда школьная жизнь превращается в ад, дети сбегают с уроков, обманывают родителей и даже уходят из дома. Об этом написано много книг, сняты берущие за душу фильмы. Однако травля непобедима. Почему? В чем ее коренные причины и кто виноват? Об этом наш новый выпуск рубрики "Эпицентр".

pРоссийское учительство замерло в ожидании 20 августа, когда будет объявлен формат нового учебного года. Замерло в ожидании и тревоге. Как минимум потому, что за 10 дней предстоит сделать в зависимости от формата очень многое, возможно, опять "перестроиться в марше", переписать рабочие программы и расписания уроков, перенастроить родителей, перекроить привычный график неурочной жизни. О тревогах и надеждах рассуждает Екатерина Тенютина, заместитель директора Академической гимназии №56 Санкт-Петербурга.

pВ самом начале своей музыкальной творческой карьеры Валерий Сюткин играл в школьных ансамблях, иногда исполняя композиции The Beatles и Deep Purple – музыку, которая не очень-то приветствовалась в СССР. Как это отразилось на его дальнейшей профессиональной судьбе? Об этом, а также своей семье, любимых мелодиях юности и работе в проекте Первого канала "Голос" известный артист рассказал в эксклюзивном интервью "Учительской газете".

9 апреля 2012 года в 12:11

Жизнь бабочки

Евгений Вирячев
Летом я бродил за городом и вдруг на моё плечо села бабочка. Она была такая красивая, что я старался не потревожить её. Так мы и гуляли вместе довольно долго. Наконец я не выдержал: послушай, прекрасная незнакомка! Твоя жизнь безумно коротка! Так лети в поле, играй в догонялки с ветром, кокетничай с жуками, соревнуйся в красоте с ромашками! Зачем ты столько времени теряешь на моём плече? Но бабочка не улетала и, видимо, был в этом какой-то смысл, который мне не познать никогда.

Потому что мы постигаем мир только через себя. И образование для нас (для педагогов) – это зеркало, где мы хотим видеть своё отражение, а если его там не обнаруживаем, - мы его отвергаем. Нам такое зеркало не нравится!

Вечный парадокс школы в том, что учитель устремлён в будущее, он работает для будущего, но опыт свой черпать может только из прошлого.

И может права сказка об учителе музыки, который прославился тем, что мог любого за день обучить игре на скрипке. К нему рекой текли ученики, и год от года его мастерство и уверенность в себе росли и крепли. Но однажды он заметил, что река превращается в ручей - всё больше учеников шли к другим мастерам. Озадаченный, он обратился к своей Музе, которая когда-то ему и подарила его дар – почему? Видишь ли, вздохнула та, с опытом приходит то, что нужно тебе, и уходит то, что нужно твоим ученикам.

Вот так: приобретая, мы теряем.

Но есть то, что терять, наверное, нельзя.

Ведь образование в виде школ, учителей, книг – это лишь видимая часть айсберга, внешняя сторона зеркала познания. Есть другое образование. Зазеркалье. И о нём мы почти ничего не знаем.

Например. Ведаете ли вы, что в ваши лёгкие, сейчас, с каждым вдохом, попадает несколько атомов кислорода, которые находились в последнем выдохе Гая Юлия Цезаря. Что доказывает постоянная Авогадро. Мы дышим воздухом Цезаря, жившего до рождения Христа! Но если частички всех людей, бывших на Земле, проникают в нас, то для их мыслей (а это энергия, которая не исчезает!) преград и вовсе не существует. Ноосфера Вернадского  - это и есть тайная сфера образования, где все чёрные мысли человечества на одной чаше весов, светлые думы – на другой.

Но всегда ли мы правильно ориентируемся в оттенках?

 Например, буддийские монахи, утверждают, что у каждого человека свой Путь. А всего их три.

Первый – спасение души через самосовершенствование.

Второй - спасение не только себя, но и всех остальных.

И особый путь - жизнь без правил, где мир своей души неизмеримо важнее всего остального. Где нет ни чёрного, ни белого.

А в образовании задачи не похожи?

Первая  - подготовить ребёнка к жизни.

Вторая - воспитать гражданина, личность, готовую «спасти не только себя».

И, наконец, путь познания мира ради самого познания. Вечно разгадывать неразгадываемую загадку Разума Вселенной!

Может только этот третий путь и ведёт к пониманию философии образования.  Но как только я об этом думаю, сразу вспоминаю давнюю притчу.

В аду на соседних кострах горят двое: убийца и учитель. Прошло тысяча лет, и Бог освободил душу убийцы – прощён. Как!? – изумился учитель: я всю жизнь учил детей, вкладывал им слова истины. Возможно, я в чём-то и был грешен. Но почему Ты отпустил этого душегуба, а меня оставил?

И ответил Господь: тех, кого он убил, уже давным-давно забыли. А твои слова, которые ты называл  истиной, живут, переходя из поколения в поколение. Гори!

 

…Моя бабочка улетела не прощаясь. Наверное, мои слова о вечно неуловимой истине ей не понравились. И я пошёл домой. Вечернее вече кузнечиков торжественно исполнило мне вслед гимн ушедшего дня. И мне представилось - а может в этом пути домой, в этом непреходящем возвращении к самому себе и заключается философия образования. Простая, как долгая дорога. И загадочная, как жизнь бабочки. 

 

Евгений Вирячев, учитель года Вологодской области, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2007»

 

быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.