Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Должен ли учитель быть одновременно и классным руководителем?

Результаты

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№43 от 22 октября 2019 года

pК сожалению, отечественные исследования в области образования далеко не всегда имеют прочную доказательную базу, а порой проводятся и с нарушением этических норм... Так, может быть, по примеру других стран и нам стоит создать этический кодекс для ученых, исследующих школу? Каким он может быть и какие проблемы поможет решить? Ответы - в материале Надежды Тумовой.

pПочему молодежь не идет в школу? Причин называют множество: от невыносимой нагрузки до экстремального низкого статуса профессии. Но одной из ключевых, несмотря ни на что, остается зарплата. О том, сколько сегодня получают молодые специалисты, и на что надеются, оставаясь в профессии, - в откровенном интервью учителя истории из Омска Степана Кошкарева.

p"Я не вижу задачу родителей в том, чтобы подсовывать подросткам определенную художественную литературу. Важнее пробудить интерес к чтению. Подростки больше доверяют мнению друг друга, чем родителям и учителям, и это их свойство надо использовать", - считает Дмитрий Емец. Читайте интервью детского писателя-фантаста в рубрике "Гость "УГ".

29 марта 2012 года в 18:26

Преодолеть себя!

Дмитрий Бондаренко
В прежние годы на всероссийском финале конкурса «Учитель года России» было такое «домашнее задание» - написать эссе «Моя педагогическая философия». Эти творческие работы публиковались в «Учительской газете», а затем в журнале «Учитель года». Сегодня такого задания на российском уровне нет. Но остались замечательные мысли, образы, находки в наших газетных и в ваших личных архивах. Давайте соберем коллекцию педагогических эссе на нашем сайте! Уважаемые учителя, в первую очередь участники конкурса разных лет, присылайте свои статьи по адресу: rodionovaug@gmail.com. Лучшие из них будут опубликованы в этой рубрике. А начнем мы с эссе лауреата муниципального конкурса «Учитель года» из Омской области.

Так получилось, что мой первый рабочий день начался весьма печально. За день до первого сентябрьского звонка скоропостижно умер учитель физики, педагог с большим стажем. Не выдержало беспокойное сердце…На школьном дворе ненастная, дождливая погода. Линейка начинается с минуты молчания. Чувствуется атмосфера растерянности, приглушены детские голоса, умолкли разговоры о незабываемых летних деньках.  Учителя, почётного работника образования  хоронили всей школой, всем коллективом… А дождь всё не переставал и лил как из ведра!

Но…жизнь продолжается! За мрачным  ненастьем неминуемо наступает светлая полоса. Так устроена природа, так устроено наше мироздание.

Третьего сентября я впервые переступил порог сельской школы в качестве молодого двадцатидвухлетнего учителя с нулевым педагогическим стажем…

У нас семейная педагогическая династия с богатой, неповторимой историей. Так, видимо, предначертано судьбой или так расположились звёзды. Многие годы учителем истории  работал мой дед, несколько лет народному образованию посвятили родной брат и сестра моей бабушки; моя мама 42 лет преподавала в школе русский язык и литературу, родная тётя и супруга Татьяна трудятся учителями в начальной школе. С детства помню тяжёлый, кропотливый учительский труд своей мамы-Ларисы Алексеевны. Работа на две ставки в школе, маленькие дети, большое домашнее хозяйство, осенняя распутица - и всё это приходилось совмещать с перипетиями школьной жизни. А это было ох как непросто! Для этого нужно быть большим Человеком и Оптимистом! И она выдержала, выстояла! Почти каждодневным ритуалом семейного вечера являлась проверка тетрадей по русскому языку. И я, только что научившийся читать ребёнок, аккуратно подавал матери очередную тетрадку и внимательно следил, как, порой, красным - красно становилось от ошибок в рукописях того или иного ученика. Когда наступал черёд выставления оценки, я, порой, не выдерживал и чуть ли не с мольбой взывал:

 - Мама, ну не ставь ей двойку! Она же всё равно старалась!

Но мама была строгой учительницей и оценивала знания своих учеников по  справедливости…. Прошли годы. В 1992 году  я стал выпускником средней школы. В этот непростой, поворотный  для страны год в старинном таёжном сибирском городке Таре, что находится на берегу дремучего Иртыша, в родных краях  известного артиста Михаила Ульянова, открыли филиал педагогического университета. Проучившись пять лет в атмосфере взаимного радостного труда и творчества, я вошёл в число первых выпускников молодого учебного заведения, стал новоиспечённым учителем словесности.

….Всё когда-то в жизни человека происходит впервые. Первый мучительный крик младенца, первый детский лепет, первые друзья, первая любовь…Никогда не забуду свой первый урок. Оглушительно раздался первый звонок в школьном коридоре. Как здесь не вспомнить известную всем нам поговорку: «Первый раз - в первый класс!». Для меня начиналась новая жизненная  эпоха. В моём  расписании  был обозначен первый урок литературы. Я долго не решался зайти к шестиклассникам, было страшновато, непривычно. Ведь позади  пять лет незабываемой студенческой жизни, а педагогического опыта, как такового, ещё нет! То и дело судорожно подходил к расписанию, или вновь просматривал уже давно прочитанные объявления на стенде… А урок уже начался и время шло! И нужно было любой ценой преодолеть себя! Сдерживая заметное волнение, я стремительно поднялся на третий этаж и вошёл в класс. Была ощутимая, оглушительная тишина. Чувствовалось пронзительное сердцебиение молодого, ещё не опытного учителя. Десятки пар ребячьих глаз вопросительно-испытывающе смотрели на меня. А что я мог сказать им тогда сразу? Несколько преодолев волнение и выдержав непродолжительную паузу, только и произнёс: «Здравствуйте, ребята! Я ваш новый учитель. Меня зовут Дмитрий Викторович».

Сказав своё короткое, незамысловатое вступительное слово я с ужасом заметил, что…жутко раскраснелся. И это сразу же определили ученики. Видимо, таков склад моего характера, таков мой темперамент, так как краснеть и бледнеть мне приходилось ещё несколько лет спустя и перед учениками, и перед их родителями… Но урок нужно было продолжать. И я выдержал это нелёгкое испытание. Начался занимательный рассказ о 12  подвигах Геракла. Уроки литературы в тот день  были спаренными, и получилось, что на каждый из них отводилось ровно  по 6 знаменитых подвигов. А ведь Гераклу, заметим, тоже приходилось преодолевать преграды  на своём тернистом пути и не раз! Оглядываясь назад, с улыбкой осознаю, что первые уроки прошли весьма сумбурно, методически не совсем верно. Но ведь это же было так объяснимо! Разумеется, дети, с ещё не окрепшим сознанием, всё же интуитивно чувствовали мою педагогическую и жизненную неопытность и незрелость. Этого нельзя было избежать, от этого никуда нельзя было деться! И нужно заметить, дети отнеслись ко всему с доверием, любознательностью, поддержкой! А это дорогого стоит! Это было необходимо, подобно тому, как ещё не окрепшему растению всегда нужна живительная влага…

Так начиналась моя педагогическая деятельность, новая историческая эра в ещё небогатой биографии. Уже сейчас явно вспоминаю, что тогда, с первых дней, и появился  неподдельный, искренний интерес к литературе, родному слову. А вместе с тем и привязанность к детям. Что-то не получалось сразу, но где-то были и первые совместные победы, первые достижения!

…Стремительной вереницей промчались годы. Много воды утекло за это время. Два года отдал обучению русскому языку и литературе в пятом и шестом классах, за плечами семь лет кропотливой краеведческой работы, сейчас преподаю историю и обществознание. В июле 2002 года участвовал в военно-патриотической работе Всероссийской Вахты Памяти в Калужской области, а в январе 2005 года стал лауреатом муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года». Многое достигнуто, но многое  ещё предстоит достичь. Исследовательская, творческая работа, безусловно, закаляет, мужает педагога, помогает преодолевать трудности. Ведь настоящий Учитель находится в непрерывном поиске, в общении с детьми. И об этом нельзя забывать!

Часто задумываюсь над тем, что изменилось вокруг за эти 13 лет? А изменилось, действительно, многое. Изменилось время, изменилось общество, изменились дети. Что-то к лучшему, что-то к худшему. Мобильная связь, Интернет, инновации - эти слова ещё не были в широком обиходе детей, родителей и учителей в те непростые 90-ые годы. Порой замечаю, как трудно устоять ребёнку перед натиском компьютерных игр, телевизионных передач, не всегда несущих позитивное, нравственное содержание. Где же здесь остаётся драгоценное время для умной, мудрой книги? Вот поэтому воспитательная роль учителя здесь очень важна и значима! Привить детям нравственные качества, посеять семена разумного, доброго, вечного в детских  душах, быть для них ярким примером, путеводителем в наше нелёгкое время - всё этот всегда входило, входит и должно входить в задачи любого учителя, независимо от того, какой школьный предмет он преподаёт - литературу или химию. Настоящие учителя - мудрые, терпеливые люди. Они всегда преданно служат своему нелёгкому, порой адскому, но благородному труду. Они всегда сохраняют веру в себя, своих детей, невзирая ни на какие жизненные неурядицы и трудности. А их у нас, как мы все знаем, очень много!

Моя шестилетняя дочь Полина совсем скоро пойдёт в первый класс. У неё ещё всё впереди. Каким будет её будущее, как сложится её судьба, - этого я не знаю. Свяжет ли она свою судьбу с образованием, продолжит ли педагогическую династию, - этого тоже не знаю. Но я бы очень  хотел, чтобы она всегда оставалась Человеком в наше непростое время! Несмотря ни на что и вопреки всему!

Дмитрий Бондаренко, учитель истории Колосовской средней школы Омской области, лауреат муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года - 2005»

быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Светильник светодиодный накладной офисный светодиодный светильник www.orionls.ru.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.