Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Питаются ли ученики вашего класса в школьной столовой?

Результаты

Текущий номер

Счастливый учитель

Невозможное возможно, надо лишь приложить усилия

номер 16, от 16 апреля 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№17 от 23 апреля 2019 года

pПрофессиональные категории для педагогов были введены в первой половине 1990-х: 16 разрядов, 14-й соответствовал высшей категории… Видоизменяется и совершенствуется эта система до сих пор, но почти всегда сама процедура аттестации вызывает у учителей как минимум беспокойство, а у кого-то – реальный страх и панику. Как сделать так, чтобы аттестация объективно подтверждала педагогическую и личностную зрелость учителя, а не служила карающим мечом? Своими соображениями поделился Заслуженный учитель России, кандидат психологических наук Александр Снегуров.

pВернуть трудовое обучение в школы – это требование самой жизни. Но сейчас в учебном плане вместо уроков труда технология. По темам близко, на деле – скучный теоретический предмет. А детям нужен практический опыт настоящей работы настоящими инструментами. Нужно это и стране, потому что уже через три-четыре года рынок будет испытывать острую нехватку молодых и готовых к труду кадров. Что для этого нужно изменить? Ответ – в статье Владимира Семенихина.

pБыть спортивным так же престижно и модно, как быть начитанным и остроумным. По крайней мере, так обстоит дело в школах Англии. А в Японии более 40% старшеклассников занимаются спортом не менее девяти часов в неделю… В то же время в российских школах "прогулять физру" не зазорно, была бы убедительная отговорка или справка. О том, почему зарубежным педагогам удается гораздо эффективнее мотивировать школьников напрягать не только извилины, но и мышцы, размышлял Сергей Рыков.

19 декабря 2011 года в 23:55

Бескорыстный интеллектуальный труд

Людмила Иванова
«Расставить всё по-новому!». Под таким девизом в городе Боровичи Новгородской области, в гостеприимных стенах школы №8 прошла вторая межрегиональная общественно-педагогическая акция «Учительский субботник». Инициатива его проведения исходила «снизу», от Союза творческих учителей города Боровичи и неформального объединения педагогов, связанных участием в региональных профессиональных конкурсах (Новгородском, Вологодском и Московском), а также во Всероссийском конкурсе «Учитель года».

Для создания неформальной, но вместе с тем рабочей атмосферы был выбран формат субботника, под знамёнами которого исторически добровольно собирались инициативные люди и безвозмездно выполняли общественно-полезную работу в сверхурочное время. В нашем случае все принимали участие в интеллектуальном труде. В первый год мы руководствовались девизом: «Смахнём пыль!» - с педагогических трудов, идей методик, технологий, а в этом задались целью «Расставить всё по-новому!».

На «Субботник» собрались многочисленные делегации учителей из Пестовского, Окуловского, Валдайского районов, а также из Великого Новгорода и соседнего Смоленска во главе с руководителями управлений образования.

К нам, неравнодушным, приехали блестящие учителя из Череповца, Великого Новгорода и Москвы, чтобы рассказать о том, как формировать разносторонне развитую личность, используя современные педагогические подходы и преломляя эти знания через свой предмет. Невероятно точной и меткой оказалась мысль Ивана Сергеевича Колечкина, учителя географии, окружающего мира и экономики московского детского воспитательно-образовательного комплекса «Пенаты» о том, что знания современного школьника «сформированы в отдельных папочках», как на «рабочем столе» компьютера. Приходя на конкретный урок, ученик извлекает знания из отдельной папки, а, уходя с урока, помещает их обратно. Связи между отдельными папочками не возникает.

Москву на нашем субботнике представляла также Полина Леонидовна Смородинова, учитель мировой художественной культуры гимназии № 1519, которая заставила нас задуматься о том, как нужно преподавать искусство в школе. В очередной раз, мы испытали радость встречи с Владимиром Владимировичем Кружаловым,  учителем истории и обществознания центра образования №686 «Класс-центр». В своём уроке «Поговорим о дефинициях», он обратил наше внимание на то, как формируются понятия, как можно извлекать ценную и важную информацию из очевидных и простых вещей, явлений, быть рациональным и последовательным в своих действиях и добиваться заветной цели.

Интересно о казалось бы об обычном рассказывали вологодские учителя. Александра Владимировна Адяева-Никитина, учитель русского языка и литературы школы № 12 города Череповец, на своём сценическом уроке учила внимательно относиться к мелочам, которые составляют невесомое кружево литературного стиля автора, однако подтекст очень важен для понимания произведения. С уверенностью можно сказать, что мы научились читать по-новому.

А Людмила Александровна Смирнова, учитель информатики той же школы, на своём сценическом уроке «Почему 1 и 0 покорили мир» научила всех считать по-новому! Информатику тема двоичного кодирования информации кажется элементарной, но вряд ли это же можно сказать об учителях других предметов. Людмила Александровна не развенчивала никаких мифов, но с большим задором заставила всех включиться в работу и создала модель обработки компьютером двоичного кода.



Невероятно актуально в контексте нашего события прозвучал урок «Остромирово Евангелие» учителя русского языка и литературы школы № 14 Великого Новгорода Ирины Львовны Шанаевой. Филолог говорила о культурно и исторически значимых  древнейших памятниках письменности.

Вот что написала Ирина Львовна перед отъездом нам на память: «Встреча в Боровичах – это всегда встреча друзей, единомышленников, именно здесь приходит понимание того, что ты не один и что новые идеи нужны людям. И если завтра в класс придет учитель, которому захочется переставить что-то в уроке, сделать что-то не традиционно, а по-новому, если перед учениками предстанет не обремененный заботами, несколько угрюмый, всегда серьезный педагог, а человек улыбающийся, яркий, легкий, то миссию «Учительского субботника» можно считать выполненной».

Своё искреннее отношение к нашему событию можно увидеть в живых строчках Александры Владимировны Адяевой-Никитиной: «На удивительном мероприятии посчастливилось побывать нам в дни осенних каникул в городе Боровичи. Осень на улице, а в зале – какая-то по-весеннему теплая обстановка. Все улыбаются, поддерживают друг друга. А мастер-классы и уроки?! Как связать понятие «дефиниция» и обыкновенный стул, как на апельсинах продемонстрировать считывание информации компьютером, как в буквице показать красоту родного города, как поражение обратить в победу и как разрешить конфликт несколькими способами? Все это по плечу педагогам-волшебникам из Москвы, Новгорода, Череповца. Время пролетело незаметно. Уезжать не хотелось. Еще бы немного общения, песен под гитару, прогулок по городу. Так что, Боровичи, ждите нас в следующем году!».

Конечно, ждём, уже скучаем, уже пробуем  включить в свои уроки то, что тронуло нас, не оставило равнодушными, и что заставило поменять свой взгляд на существующие вещи и помогло в чём-то измениться самому! Об этом свидетельствуют записи учителей в книге отзывов, а также отметки, сделанные на картах Самоопределения.

Мы сделали две одинаковые карты-плаката. Одну повесили на входе, другую - на выходе, чтобы каждый участник мог показать своё «местонахождение» на старте и на финише мероприятия. На карте были острова Радости, Усталости, Безразличия, Инноваций, Успеха, Море Безнадёги, Хребты Знаний, Пики Профессионализма, Реки Вдохновения и множество других эмоционально-географических объёктов. На выходе огромное количество участников оказались на островах Успеха, Инноваций, Радости, были и такие, которые покорили Пик Профессионализма и поднялись на Хребет Знаний, многих несли к заветной цели волны Реки Вдохновения.

 А что же дети? Они принимали непосредственное участие в «Субботнике» и также поделились своими впечатлениями: «Было интересно слушать, отвечать на вопросы. Узнал очень много нового!», «Мне очень понравилась преподнесённая информация и то, как учитель вел урок, использование интерактивной доски. Это самый потрясающий урок истории в моей жизни!». Что желали дети учителям? «Я хочу пожелать дальнейших успехов в работе. Побольше учеников, которые станут очень умными  и талантливыми, а самое главное, будут благодарны за Ваш труд!», «Спасибо Вам огромное! Вы очень хороший учитель, и мне очень жаль, что Вы не из нашего города и что мы больше с Вами никогда не увидимся!», «Вы по-другому смотрите на предмет, с Вами очень интересно работать. Хотелось бы пожелать Вам успехов и отдачи от учеников». Не остались дети равнодушными и к организаторам, им они посвятили такие строки: «Спасибо, что предоставили такую возможность», «Хотелось бы побольше таких уроков!».

Наверное, это самая важная оценка всех наших трудов, начинаний, исканий, взлётов, падений и озарений. Все они ради того, чтобы помочь ребенку, вступающему в наш сложный мир, занять своё место и не уставать учиться всю жизнь. Значит, не зря мы  сомневаемся, спорим, рассуждаем, соглашаемся и встречаемся, чтобы задать вопросы и найти на них ответы. Значит, быть «Субботникам», и будут новые девизы. А почему бы не выбрать на сей раз такой: «Не будем сорить!»?

Ждём на наш третий «Учительский субботник» всех, кто смотрит с нами в одном направлении!


Людмила Иванова, учитель изобразительного искусства и черчения средней школы №8 с углублённым изучением математики и английского языка города Боровичи Новгородской области, руководитель городского Союза творческих учителей

быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.