Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

На вашем рабочем компьютере установлены программы...

Результаты

Текущий номер

Правильный выбор

Любить жизнь во всех ее проявлениях - этому учит настоящий биолог

номер 12, от 19 марта 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№13 от 26 марта 2019 года

pШкола опять собирает деньги – на праздник/ремонт/учебники. Недовольные родители обычно слышат в свой адрес: «Не хотите – не сдавайте! Никого не принуждаем. Правда, не ждите, что после этого к вашему ребенку сохранится доброжелательное отношение». Последняя фраза, конечно, не произносится, но обычно подразумевается… Как же тогда бороться со школьными поборами? Удастся ли вообще кому-то выйти победителем из этой борьбы? Ситуацию анализировала Вера Кострова.

p«Москва слезам не верит» – эти слова мы хорошо помним благодаря замечательному советскому фильму… Впрочем, с того времени утекло немало воды, и, возможно, столичные нравы существенно изменились, и уже не так сложно покорять большие города, особенно если ты молод и уверен в своих силах. Стоит ли вообще покидать родные места, сложно ли осваиваться на новом месте и как завоевать авторитет среди однокашников – об этом в рубрике «Студсовет» рассуждают те, кто уехал учиться из глубинки в большие города.

pГосударственные образовательные стандарты с момента их введения в Закон РФ «Об образовании» в 1992 году остаются проблемной зоной, вызывающей наиболее острые споры в педагогической среде. Спорят обо всем – о самой идее стандартов, о необходимости этого педагогического инструмента, о его концептуальных основаниях и правовом статусе… Чему же учат уроки четвертьвековой истории разработки содержания общего образования? На этот вопрос отвечает в своей статье доктор педагогических наук Михаил Богуславский.

22 ноября 2011 года в 08:45

Ульяновский эффект

Оксана Родионова
Третий год активисты учительских клубов ждут вестей из Ульяновска, а получив приглашение, немедленно покупают билеты, чтобы не пропустить главное событие для педагогических сообществ России, в первую очередь региональных клубов «Учитель года», - Всероссийский фестиваль. В 2009 году поезда и самолеты везли участников фестиваля весной, в 2010-м – летом, а в этом году мы увидели осенний Ульяновск, который, надо сказать, хорош в любое время года.
Каждый год организаторы придумывают новый поворот встречи, новую тему, формат, «изюминку». В этом году фестиваль был «встроен» в международный педагогический форум с серьезным названием: «Профессиональные педагогические и научно-педагогические сообщества как ресурс инновационного развития образования». Но пусть вас не пугает научная формулировка. Педагогическая наука была призвана на форум и фестиваль намеренно, чтобы, соединившись с практикой, выдать эффективный результат. Открывая масштабное мероприятие, министр образования Ульяновской области Екатерина Уба, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2006», пояснила: «Новость этого года – попытка соединить науку и практику. Программа, которую мы вам предлагаем, включает в себя и научно-практические конференции, и мастер-классы, и встречи с педагогическими коллективами». Екатерина Владимировна также особо отметила международный состав форума 2011 года. Кроме 27 регионов России, в мероприятиях приняли участие педагоги из девяти стран мира, правда, выступления представителей профессиональных сообществ из США, Японии, Австралии, Бразилии, Македонии, Великобритании были виртуальными, но от этого не менее значимыми.

Несколько зарисовок с форума помогут понять, что дали эти два ключевых принципа 2011 года – привлечение коллег из-за рубежа и соединение науки и практики.

Первый день, 31 октября.

Вечером гости форума оказались в замечательном месте – Симбирской гимназии, которая была открыта в день рождения императора Александра Первого, 12 декабря 1809 года. Экскурс в историю образования Ульяновска – не просто приятное времяпрепровождение, но и возможность взглянуть на сегодняшнюю педагогическую практику через призму прошлого.

В прошлом есть уроки «от противного». На макете в музее – храмы, которых Ульяновск лишился в 30-е годы XX века – Николаевский зимний кафедральный собор, Свято-Троицкий летний кафедральный собор, Никольская церковь, где крестили Владимира Ульянова-Ленина…

Интересные факты на каждом шагу. Для 500 гимназистов здесь работали 4 библиотеки. Директора гимназии всегда жили в здании гимназии вместе с семьей, были классными наставниками самых «проблемных» классов. Особый восторг у гостей Ульяновска вызвал кабинет физики, в котором собрано свыше ста приборов и инструментов, все старинные, но судя по блеску в глазах педагогов естественнонаучного цикла, они были бы не прочь провести в этой лаборатории пару уроков…

Вот такое соединение исторической науки с сегодняшней практикой.

 

Второй день, 1 ноября.

Главное событие дня - научно-практическая конференция «Институт наставничества в образовании: проблемы, опыт, перспективы». Задачи организаторы поставили такие: обсудить разные точки зрения на наставничество в образовании, познакомится с опытом его воплощения на практике, постараться выработать комплексный взгляд на этот феномен, определить его роль в повышении качества образования.

Яркое выступление директора Центра тьюторства Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Татьяны Ковалевой было посвящено особой породе наставников – тьюторов. Несмотря на иноземное название, этот тип наставничества в России известен давно. Например, дядьки Пушкинского лицея – те же тьюторы, а Александра Сергеевича Пушкина можно смело назвать тьюторантом… И вот она, польза соединения педагогической теории и практики. Доктор педагогических наук Татьяна Ковалева объясняет различие между принципом индивидуального подхода, введенным Яном Коменским и известном каждому педагогу с вузовской скамьи, и принципом индивидуализации – это когда человек с помощью педагогов выходит на нужные ему знания, продвигается в том, что считает нужным. «У нас в стране принцип индивидуализации никогда серьезно не использовался», - считает Татьяна Михайловна. – «А в европейских общеобразовательных программах индивидуализация вводится на государственном уровне. Учиться можно где угодно и сколько угодно».

 

Третий день, 2 ноября

Участники форума собираются на «круглый стол» «Региональные системы работы с одаренными детьми: опыт создания и развития». Слово предоставляется доценту кафедры акмеологии Гомельского областного института развития образования Светлане Гин. Коллега говорит об организации обучения младших школьников с общей одаренностью в Республике Беларусь, а получается – о том, что волнует и тревожит российских учителей: «Кажется, что такие дети – гордость, радость для школы, и никаких проблем с ними быть не может. Но это на первый взгляд. Есть грустные цифры. При обучении в массовой школе половина детей утрачивает природную одаренность. А половина не получает дальнейшего развития. Мы любим хвастаться успехами одаренных детей, а о проблемах говорим не так часто. Одаренный ребенок – тот, кто обладает широким кругозором, эрудицией. В школе это приводят к скуке на уроке, потому что ребенку неинтересно». Скучающий ребенок нарушает дисциплину. Высокий уровень интеллектуального развития сопровождается низким уровнем развития физического. Перфекционизм ведет к заниженной самооценке. И так далее… Вывод: детям с общей одаренностью тоже нужны особые школы, как юным гениальным танцорам и музыкантам. И в Республике Беларусь, и в России.

 

Четвертый день, 3 ноября

На этот день пришлась, пожалуй, самая непростая тема – «Профессиональная рефлексия как инструмент развития педагога». Выступающие на пленарном заседании научно-практической конференции говорили о разных аспектах рефлексии – философском, психологическом и даже гендерном. А вот выступление лектора (преподавателя) кафедры специальной педагогики Факультета изучения социального благополучия и недуга Шауляйского университета (Литва) Риты Мелиене было посвящено рефлексии как инструменту развития педагогического мастерства. Литовская коллега рассказывала о том, как в ее стране строится система инклюзивного обучения и как среди педагогов, которые обучают детей с особыми потребностями в гетерогенном классе, было проведено исследование их рефлексивной деятельности. Но результаты этого исследования будут интересны учителям самого широкого профиля. Например, были выявлены проблемы педагогической рефлексии: проблема-капсула, когда педагоги «запираются» внутри своего класса не хотят вмешиваться в проблемы коллег, недостаточность рефлективного окружения и потребность в нем, формальная псевдо-рефлексия, когда педагоги обсуждают проблемы, но считают, что изменить что-либо не в их силах. Не правда ли, знакомо? А становясь общемировыми тенденциями, проблемы требуют еще более серьезного подхода.

Фото Николая Марухина

23 ноября 2011, 09:29
Уважаемая Оксана Александровна! Вопервых статья написана коротко, но грамотно и понятно, Извините что приходиться общаться через Ваши статьи! Вопрос первый. В газете хотелось бы проследить за всеми участниками конкурса Учитель года России, кто, где, и что нового в их педагогической жизни, всех 75 человек, а это я думаю уже Рубрика «После конкурса». Вопрос второй. Хамсто — это страшное действие сегодня. Но нас учат этому, СМИ, телевидение, кино, это «ПИ-ПИ» мы слышим каждый день, это слышат и дети, а это уже страшно! Как избавляться от хамства и мата, ПУБЛИЧНО, нужен закон, хамишь фотография на доске «ПОЧЁТА», с надписью Я-ХАМ, штраф можно ввсести в узком пространстве (школе, на работе, учереждении и.т.д.) А может просто учить не хамить и не материться, учить с детства в школе. И ещё девиз для Всеросийского клуба.Наш клуб в пространстве интернета,Не просто времени примета.Объеденил он тех, кто мыслит,Кто в лености, в бездействии не киснет.В труде по капле опыт набирая,Охотно мы друг другу помогаем.Друзья, не опускайте рук!Хоть мы порой системой сжаты.Нам выразить себя поможет клуб,Здесь мы сильны, свободны,И идеалы наши святы!
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
28 ноября 2011, 08:17
Андрей, спасибо за ваш комментарий! Я только «за» рубрику «После конкурса»! Присылайте материалы, будем публиковать :) И о борьбе с хамством, думаю, нужно обязательно говорить. Глядишь — вместе и найдем пути эффективной борьбы!
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
29 ноября 2011, 12:05
Оксана Александровна! А как Вам девиз? Все таки всероссийский клуб начинает объеденяться. И как я вижу и международный клуб не за горами. Если можете обсудите на форуме клуба. К сожалению я не могу учавствовать в этом! С уважением!
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
30 ноября 2011, 09:49
Оксана Александровна! Стишок для дочери.Ох, глаза мои гляделки,Вы горазды на проделки:То смеётесь, то искритесь,Балуетесь, веселитесь,Подчас смотрите лукаво,Убегая влево, вправо.Как унять вас захочу,Вдруг сама захохочу!А наполнетесь слезамиИ мне грустно вместе с вами.Не грустите, мои глазки,Почитайте лучше сказки!А начнёте уставать,Вам позволю отдыхать,Веки крепко я сомкну…Ой-ой-ой! Сейчас засну!
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.