Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Каким образом вашей школы коснулась цифровизация?

Результаты

Текущий номер

Горечь победы

Откровенный разговор о жизни после конкурса

номер 03, от 15 января 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№3 от 15 января 2019 года

p"Словечко "троллить" прочно вошло в наш обиход. Утверждают, что оно от способа рыбалки, когда удильщик подергивает приманку. Однако не следует сбрасывать со счетов скандинавское troll – "очарование", "колдовство". Ведь желание осмеять, разыграть, а то и оскорбить, и даже усыпить бдительность, обмануть собеседника с помощью речевой эквилибристики, которую часто даже без особой натяжки можно приравнять к словесному колдовству, причем сделать это на миру, прилюдно, весьма показательно для нынешнего телеэкранного и компьютерного общения…" Любопытное наблюдение? Целое множество таких наблюдений привез из своей очередной экспедиции Владимир Супруненко. И он вновь охотно делится ими на страницах газеты.

pНынешних детей ученые называют так: "дети со спецификой социализации". Более 70% из них не умеют, а иногда и не хотят контролировать свои эмоции, их мировоззрение похоже на лоскутное одеяло, а логическое мышление западает. Инструментарий, которым владели педагоги, работавшие с детьми 20 лет назад, для нынешнего поколения не подходит… Что же делать? Решение искали участники сразу двух профессиональных конференций в Санкт-Петербурге. Выводы внимательно фиксировала Наталья Алексютина.

pПо данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Минздрава России, среди первоклассников абсолютно здоровыми могут считаться лишь 4,3%, а 60% старшеклассников уже страдают хроническими болезнями. В их числе – нарушения работы сердечно-сосудистой, нервной, костно-мышечной систем, органов дыхания и зрения… Начнет ли ситуация меняться к лучшему с принятием закона "О школьной медицине"? Пока проект важного для всего общества документа завис на этапе согласований. О причинах и следствиях этого промедления – в материале Глеба Платошкина.

16 ноября 2011 года в 12:26

Мучиться или учиться? История одного конкурсанта

Андрей Логинов
В регионах в разгаре муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России». И пусть это самый начальный этап педагогического состязания, он не менее важен, чем всероссийский финал. Как проходит конкурс в разных уголках страны? Мы обязательно расскажем об этом на сайте. А начнем с Алтайского края, где на конкурс вышли около 250 педагогов.

Муниципальный этап в крае завершится 2 декабря. 12 декабря стартует недельный установочный семинар для участников краевого этапа на базе Алтайского краевого института квалификации работников образования. На портале клуба «Учитель года Алтая» (www.uga.aipkro.ru) председатель этой общественной организации Алла Абросимова обращается к коллегам: «Не расстраивайтесь, если кто-то из вас не победит! Каждый из вас уже совершил великую победу над самим собой, решившись на столь трудное испытание - испытание публичностью независимой оценки! Я желаю всем дальнейших творческих успехов, успехов в делах ваших учеников, признания коллег, благополучия в семье!». Один из участников муниципального этапа, учитель информатики Андрей Логинов, делится впечатлениями от только что прошедших испытаний.


"Эта история не про конкурс. Я расскажу о впечатлениях и душевных баталиях, происходящих в душе каждого конкурсанта, в том числе и во мне.

Все началось еще в январе 2008 года, когда работая в тот момент в лицее №2, молодой и амбициозный учитель информатики и ИКТ был направлен на муниципальный этап краевого конкурса «Учитель года». Тогда я еще не осознавал, какая честь выпала мне, какая возможность для профессионального роста была мне предоставлена. Считал, что это очередная неоплачиваемая сверхурочная нагрузка для  учителя. Я и представить себе еще не мог, что конкурс имеет такую богатую историю, что на нем можно познакомится с интересными людьми... Многих, как и меня, направили на «Учитель года», не спрашивая, хотим мы этого или нет, готовы или нет? Тогда большинство из нас говорили: «Зачем мне это? У меня и так нагрузка 25-30 часов, да еще и классное руководство. Ничего не успеваем, ничего не хотим». Тот конкурс оставил во мне лишь тень самого себя. Посредственное выступление на защите доминанты, красочная методико-дидактическая выставка, яркая запоминающаяся визитка, - все это принесло мне диплом лауреата конкурса, приз зрительских симпатий, приз за творчество и инновационный подход в обучении и воспитании подрастающего поколения. Материальные ценности! А вот морального удовлетворения я не получил, возможно потому, что считал что меня «засудили». «Как так?», - возмущался я. - «Выиграть все номинации и не победить в итоге?!». Эти вопросом я, наверное, прикрывал свою, как оказалось впоследствии, профессиональную беспомощность. Заметили? Я не упомянул про урок. Только в нынешнем году я осознал, что конкурсный урок в 2008 году я не проводил. Нет, фактически он был! Но физически его не было.

Урок проводил в 7 классе. Тема, насколько мне не изменяет память, звучала так: «Компьютер будущего». В эмоциональном плане он прошел успешно, а в профессиональном – мрачно. Я не показал тогда ничего, что касалось бы педагогического мастерства. После урока со мной даже разговаривать не стали (я имею в виду самоанализ). А о чем бы я им рассказал? О том, что мы играли весь урок? Да, этого не отнять, глаза горели как у детей, так и у меня. Им было интересно, ведь информатики у них до этого никогда не было. Мы вместе создавали компьютер будущего (тогда я впервые пробовал  метод фокальных объектов), в конце урока дети получили патенты на свои «изобретения», но не более того. Спустя почти четыре года, теперь, понимаю свою «ошибку-2008» -  я был не готов как морально, так и профессионально. Что же, как говорится, «кто прошлое помянит, тому глаз вон, а кто забудет – тому оба».

Говорят, что ни делается – всегда к лучшему. Перейдя в августе 2009 года в Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования (АКИПКРО), я стал строить свою «новую карьеру». Устроился на кафедру информатики и ИКТ старшим преподавателем. «Зачем?» – удивлялись многие коллеги. «Учить учителей!» - с гордостью отвечал я. Как оказалось, учить их не составляло большого удовольствия; меня тянуло обратно в школу, к детям, к ежеминутному неожиданному повороту событий. Плюсов от работы в АКИПКРО, конечно, было много: новые знакомства, новые связи, новые перспективы профессионального становления личности… Я даже задумался о написании кандидатской диссертации и сделал первые шаги в данном направлении. Но чем дольше я оставался в институте, тем больше мне хотелось вернуться в школу. Я с упоением слушал беседы учителей, которые приезжали к нам на курсы. Они рассказывали веселые истории об учениках, показывали фото и видео материалы с внеклассных мероприятий: прогулки в осенний сад, участие в различных акциях, в том числе экологических праздниках и так далее… Последней каплей стало проведение очного финала краевого конкурса «Учитель года Алтая-2010» в стенах института. Я с огромной завистью наблюдал конкурсные мероприятия. Но самое главное, спустя десять лет я вновь встретил старого друга – Николая Петровича Марухина, ныне заместителя председателя общественной организации «Учитель года Алтая», победителя конкурса «Учитель года Алтая-1999», учителя истории и обществознания Малаховской средней школы Косихинского района Алтайского края. Мы познакомились с ним во время межрайонной экологической экспедиции учащихся «Радуга», когда я еще был учеником 6 или 7 класса…

Конкурс пролетел очень быстро. С Николаем Петровичем мы перекинулись стандартными фразами, что-то типа: «Привет как дела? Давно не виделись», и на этом все. В тот момент мое сердечко ёкнуло и… я решил вернуться в школу.

Через два месяца мне позвонил Николай Петрович и предложил отдохнуть и поработать в предгорьях Алтая. Я тогда еще не знал, что меня ждет, но охотно согласился. Правда, не совсем понимал, что меня ждет. «Как это, поработать и отдохнуть?». При личной встрече все встало на свои места, и для меня открылось новое понятие – «Творческая Дача»! Всего два слова, но напишите их на форуме или в новостях нашего портала (www.uga.aipkro.ru), и вас «завалят» вопросами: «Когда? Кто едет? Какая тема Дачи?». Поверьте, это не передать словами, это необходимо прочувствовать! На Даче я познакомился с такими замечательными людьми, как Алла Константиновна Абросимова – директор средней школы №118 Барнаула, председатель общественной организации «Учитель года Алтая», лауреат конкурса «Учитель года Алтая-1997», Наталья Александровна Екшибарова – заместитель директора по воспитательной работе гимназии №42 Барнаула, победитель конкурса «Учитель года Алтая-2005», Наталья Владимировна Колпакова - директор краевого центра психолого-медико-социального сопровождения «Семья Плюс», Наталья Викторовна Чеканова – победитель конкурса «Учитель года Алтая-2010», ныне заместитель директора по учебно-воспитательной работе средней школы №5 города Бийска, Людмила Васильевна Кондрашова – учитель иностранных языков гимназии №22 Барнаула, лауреат конкурса «Учитель года Алтая-2010», Екатерина Тимофеевна Шершнева – на тот момент директор Малаховской средней школы Косихинского района Алтайского края и многими другими. Именно эти люди стали для меня той вершиной педагогического мастерства, к которой я до сих пор стремлюсь.

А в августе 2010 года я вернулся в школу. Алла Константиновна Абросимова, спасибо за предоставленный мне шанс реализовать себя на школьном поприще. Год прошел для меня в творческом поиске. Я снова окунулся в конкурсную обстановку: осенняя творческая дача, выездные мастер-классы в село Корнилово и село Михайловское, очный финал краевого конкурса «Учителя года Алтая-2011» («болел» за коллегу по школе Жилинскую Елену Игоревну, вошедшую в «пятнашку» лучших учителей края). Параллельно готовился к своему конкурсу «УГА-2012».

И вот год 2011. Пятница, 28 октября. Средняя школа №117 Индустриального района Барнаула. На часах 10 ч. 00 минут. В бой вступило 9 педагогов. Поехали!

Первое конкурсное задание - защита доминанты. На удивление, нет ни одной повторяющейся темы. Все участники готовились тщательно: красивые презентации, содержательные выступления, творческий подход к представлению своего опыта. Я выступаю четвертым. Первых докладчиков просто не слышу и не вижу: волнение настолько сильно, что я забываю обо всем: о рекомендации Аллы Константиновны убрать из презентации музыку, о психологическом тренинге. «Дышать, глубоко дышать и волнение исчезнет», - говорю сам себе. В голове крутится: «Я не смогу, не достоин, подведу…» Но с первыми словами выступления начинаю приходить в себя, речь становится внятной, понятной, и я решаюсь отойти от записей, отбрасываю карточки в сторону, начинаю импровизировать. Но звенит колокольчик! Я не успел донести до жюри все что хотел... Очень хочется быстрее просмотреть снятое на камеру видео моего выступления. Мои болельщики быстро удаляются из зала – у них через полчаса запланированы уроки в школе. На бегу говорят мне о том, чтобы я расслабился: «Все, прошло, успокойся!», «Было видно, что волнуешься!», «Завалил! Теперь, чтобы пройти дальше нужно давать великолепный урок». Успокоили, да? Как ни странно, последняя фраза меня мотивировала.

И вот судный день 10 ноября 2011 года. 3 «Б» класс. 14 часов 50 минут по местному времени. Тема урока: «Объект. Действия объекта». Метапредметная тема: «Общее и частное». Спустя сорок минут я с облегчением вздохнул. Самое страшное позади. Исходя из задуманного мной, на уроке реализовал практически все. Да, конечно, что-то не получилось, но содержанием я остался доволен. Здесь стоит сказать огромное спасибо Наталье Владимировне Колпаковой. Именно она мне подсказала заглянуть в книгу «Как научить детей сотрудничать» Клауса Фопеля. Там я нашел игру под названием «Топор». Цель игры: создать благоприятный климат, «расковать» детей, тем самым настроить их на творческий рабочий лад. За пару минут до урока я начал разговор с детьми, познакомился и провел с ними эту игру. Реакция детей была на лице ближайшие 40-45 минут (включая урок). «Действует!» - подумал я в середине урока. Дети были раскованы, как следствие, активно работали, «доставали из глубины своих знаний» интересные изречения, хотелось еще и еще с ними общаться. Например, с первых минут один из мальчиков на мой вопрос: «Скажите, глядя на тему урока, что мы будем сегодня изучать?», моментально дал ответ на главный вопрос урока: «Мы сегодня будем изучать составные части объекта, и как они соотносятся друг с другом». А когда мы разговаривали об ассоциациях, возникающих у детей при взгляде на хвост рыбы, одна из учениц, по-моему, Полина, сказала, что хвост рыбы похож на "стружку" от карандаша. Я невольно задумался: а стоит ли их чему-то учить?! Может быть, поменяться с ними ролями? В общем, урок прошел... Эмоции? Впечатления? Мне понравилось! Такое ощущение, что ты взлетел до небес, а спускаться не хочется. Жду с нетерпением разговора с учащимися. А там, как знать, может быть, мои веселые, познавательные и очень интересные «мучения» продолжатся. Буду надеяться...

Подготовка к разговору с учащимися. Три из четырех тем готовы. Работаем над последней, как оказалось, не зря. Судорожно пишу Николаю Петровичу Марухину: «Помоги! Я не понимаю!». Тут же пишу и Алле Константиновне. Ответ не заставил себя долго ждать. Минут через 5-7 одновременно получаю два письма. В одном меня ждет эмоциональный «разнос» от моего директора школы, в другом сдержанные слова ее заместителя по клубу «Учитель года Алтая» и выдержка из большого энциклопедического словаря с понятием «ценность». Именно последнее я взял на вооружение.

Последний конкурсный день  – 11.11.2011. Честно говоря, я не верю в суеверия. Но в 11 часов 11 минут 11 числа 11 месяца 11 года я загадал желание. Исполнится? Поживем – увидим. Утро. Лицей 101. На часах 11 часов 25 минут местного времени. 11 класс в полном составе приветствует меня. Тема: «Моральные и материальные ценности. Что важнее?». И тут же вопрос от учащейся, который ставит меня в тупик: «Приведите пример отрицательной ценности?». Что делать? Как ответить? Пробуем пойти от обратного. Получается... Честно сказать, если после урока я был на седьмом небе от счастья, то после разговора осталось двоякое впечатление. С одной стороны, все прошло удачно, дети приятно удивили, заинтересованные, открытые для общения, им действительно интересна эта тема. С другой стороны, я в некоторых моментах был бессилен. Что же, на ошибках учатся!

Итак, позади конкурсные испытания муниципального этапа краевого конкурса «Учитель года Алтая 2012». Что ждать мне от него? Каким я пришел на финиш? Станет известно только 24 ноября. А пока…

Повторяю четверостишие из конкурсного гимна, который написала учитель года Алтая Елена Кораблина:

Что такое конкурс? Это вера,

Вера во все лучшее на свете.

И совсем не важно, кто на конкурсе был первым,

            Главное, как нас оценят дети!"     
быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.