Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Какие характеристики являются определяющим для вашей образовательной организации при закупке материалов для детского творчества?

Результаты

Текущий номер

Тридцать лет спустя

Как рождалась и воплощалась идея конкурса «Учитель года»

номер 38, от 17 сентября 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№39 от 24 сентября 2019 года

pФоторепортаж с открытия 30-го Всероссийского конкурса "Учитель года России" в Грозном. Наталья Алексютина и Вадим Мелешко - о том, как это было, и о том, что еще предстоит.

pВ будущем году перечень профессий и специальностей, которые можно освоить в колледжах и техникумах, сократится. В чем смысл подобных преобразований? Ответы на эти и другие вопросы в интервью генерального директора Национального агентства развития квалификаций Александра Лейбовича.

pНовый учебный год вновь поднял тему единообразия одежды в школе. Хорошо это или плохо, когда в классе все в одинаковых жилетах? А у учителей тоже должен быть свой дресс-код? И почему кто-то один решает, что можно носить, а что нет? Обсудим это со школьниками в рубрике "Эпицентр".

pЯнуш Вишневский уверен: без знакомства с русской классикой нельзя считать себя интеллигентным человеком. Свой путь к Толстому, Достоевскому и Чехову он начал еще в школе... Читайте интервью автора знаменитого романа "Одиночество в сети" в рубрике "Гость "УГ".

p3 октября главному педагогическому изданию страны исполняется 95 лет. Это большой праздник не только для сотрудников "Учительской газеты", но и для его подписчиков. А для нас они не просто подписчики, а настоящие добрые друзья. И их работы, присланные на юбилейный конкурс, прямое тому подтверждение. Если вам тоже есть, что рассказать о нашей газете в вашей судьбе, пишите по адресу: ugazeta95@mail.ru.

30 сентября 2011 года в 11:22

Проблемы «отцов и детей» в прямом эфире

Оксана Родионова
29 сентября – последний день конкурсных испытаний первого тура. Кому-то осталось поговорить с детьми, кому-то – побеседовать с родителями. Конкурсанты уже спокойнее себя чувствуют – коллеги поделились впечатлениями. Ребята стали почти профессиональными участниками открытых занятий – они уже уверенно дискутируют, высказывают свое мнение, делают выводы. Их родители тоже стараются помочь учителям, отвечают подробно на все вопросы финалистов. И все это – под прицелами камер, тут же выдающих в интернет все происходящее.

По наблюдениям межпредметных жюри, некоторые из конкурсантов, которые дали урок послабее или не слишком удачно выступили на «Методическом объединении», в полной мере проявили себя во время разговоров с детьми и бесед с родителями. Оказывается, воспитательная работа – их конек! И наоборот. Иногда участники, показавшие великолепное учебное занятие, оказываются менее блестящими воспитателями и собеседниками. Встречается и сочетание всех составляющих хорошего учителя. Наверное, именно эти педагоги войдут в состав пятнадцати участников второго тура, который будет объявлен 30 сентября.

Одна из самых популярных тем для бесед с родителями – «Всегда ли мы понимаем наших детей?».

Татьяне Агуриной, учителю начальных классов из Брянской области, поговорить на эту тему предложили родители пятиклассников. А Татьяна Владимировна начала с того, что… погрузила мам в их детство, задав шуточный вопрос: «Висит груша, нельзя скушать». Потом родители рассказывали о своих отпрысках – называли имя и качество характера, сначала положительное, а затем негативное, которое хотелось бы исправить. Выяснилось, что их дети бывают и непослушные, и медлительные, и ленивые. И все это огорчает мам. «А что если в негативном попытаться увидеть позитивное?» - призвала Татьяна Агурина. С одной стороны, непослушный ребенок, а с другой - самостоятельный, инициативный. С одной стороны, стеснительный, с другой - скромный, воспитанный. С одной стороны, ленивый, с другой – спокойный, умеющий выжидать. Кстати, напомнила конкурсантка, по мнению психологов, 80% проблем уходят сами собой, вне зависимости, решаем мы их или нет. Получается, что ленивым быть даже выгодно? В конце встречи каждая мама рассказала о своем ребенке, использую такую модель: «Мой сын рассудительный, а я думала - медлительный». И почувствовала себя счастливым родителем!

Еще один пятый класс, и опять проблема понимания. Разговор ведет физик из Республики Татарстан Нияз Гафиятуллин. Он попытался сосредоточиться на одном конкретном аспекте проблемы «отцов и детей» - переход ребенка в среднюю школу из младшей. Он как раз происходит в 5 классе. Трудностей детей ждет немало: увеличилось количество учителей, предметов, ответственность уже другая. Нужно немало сил и мудрости, чтобы понять в этой ситуации ребенка и помочь ему. У мам, которые пришли на беседу, пока особых волнений нет, ведь учебный год только начался. Чтобы они и не возникли, Нияз Мансурович предложил родителям проанализировать, что может произойти с ребенком, какие иметь последствия, и как разрешить ситуацию. Например, если ребенок получил «двойку» у нового учителя, у него занижается самооценка. Ему расхочется учиться и даже ходить в школу. Надо помочь – похвалить. Иногда требуется разобраться в ситуации, может быть, двойка получена за невыполненное домашнее задание, нужно скорректировать детское поведение. Главное, напомнил учитель, строить общение на доверии, оценивать не самого ребенка, а его поступки.

Родители одиннадцатиклассников тоже решили поговорить о том, всегда ли они понимают своих детей. Айшат Картоева, учитель литературы из Республики Ингушетия, показала мамам изображение кувшина. В нем лежат негативные эмоции ребят – злоба, агрессия, они разрушают психику ребенка. Но ведь эти эмоции – только верхний слой в кувшине, он выплескивается на окружающих. А чтобы понять, почему это происходит, надо искать причины, они на дне кувшина - боль, обида, страх. Возникают чаще всего по родительской вине, от отсутствия взаимопонимания. «Мы должны привить нашим детям уверенность, что они хорошие, добрые», - уверенна Айшат Алиевна. Айшат Картоева посоветовала мамам замечательную книгу психолога Юлии Гиппенрейтер, посвященную воспитанию детей. А затем начался разговор по душам с рассказами о родительских проблемах и советами педагога. И казалось, это не конкурс с жюри и камерами видеосъемки, а искренняя беседа в рамках родительского собрания.

Последним мероприятием в лицее №4 стало прощание с гостеприимными хозяевами. Каждая из восьми групп конкурсантов выступила практически с экспромтом, ведь готовить концертные номера было некогда. Стихи, песни, шутки – благодарное приношение педагогическому коллективу лицея и его директору Вере Витальевне Сошневой.

Заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ирина Димова подарила директору лицея №4 фирменную футболку газеты, 22 года назад придумавшей педагогический конкурс. И еще один, особый, личный подарок – пятикласснику лицея Алексея Гусева, который создал проект «Мое космическое путешествие». 50 лет назад, когда Ирина Георгиевна была ровесницей Алексея, судьба подарила ей встречу с Юрией Гагариным. Осталась фотография. Это уникальное фото и стало эксклюзивным подарком мальчику.

 
быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.