Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

На что бы вы потратили годовую премию, если бы получили ее?

Результаты

Текущий номер

Ярослав КУЗЬМИНОВ, ректор НИУ «Высшая школа экономики»:

В течение ближайших десяти лет мы увидим ренессанс профессии учителя

номер 42, от 15 октября 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№42 от 15 октября 2019 года

pСколько бы ни говорилось о том, что у школы и родителей одна цель – развить и воспитать образованного, нравственного, активного гражданина, но согласие и понимание не всегда сопровождают эту задачу. В газету нередко обращаются как родители, обвиняющие учителя в предвзятом отношении к ребенку, так и педагоги с просьбой защитить от неправомерных требований родителей. Об этом Надежда Тумова размышляла во время дебатов и практикумов на II Общенациональном родительском форуме и об этом написала в своей статье.

pВ подмосковный образовательный центр "Созвездие" приходят с бедой и в то же время с надеждой. Ведь здесь бок о бок трудятся медики и педагоги, а у ребенка с ОВЗ появляется шанс вместе со специалистами добиться равных возможностей в учебе и реализации своего права на достойное будущее. О том, как мечты о настоящей инклюзии все-таки становятся реальностью, – в репортаже Лоры Зуевой и Михаила Кузминского.

p"В течение ближайших 10 лет мы увидим ренессанс профессии учителя. Из массовых профессий она станет одной из самых престижных. Это будет делом для креативных и амбициозных людей, огромным шансом для тех, кто приходит в школу сейчас. А еще это шанс на то, что туда придут люди, способные увлечь за собой", – уверен Ярослав Кузьминов. Читайте интервью ректора НИУ "Высшая школа экономики" в рубрике "От первого лица". Беседовал Арслан Хасавов.

16 января в 14:17

Январские дни в Ростове-на-Дону

Игорь Изюмов
«Мне думается, я хорошо начал 2019-й год. Я сделал свой шаг на пути к идеальной школе. И вместе с учениками «Зимки» попробовал ее на зубок…»


И сколько существуют школы <…> они всегда одного из двух видов: 
или школа старается быть, как все другие, соответствовать норме,
 или она стремится к идеалу.

Симон Львович Соловейчик,
"Идеальная школа"

Щелкнул ключ в замке. Натянув на голову лыжную шапочку и застегнув молнию на теплой куртке, я забросил на плечо ремень дорожной сумки и, осторожно ступая по скользкому крыльцу, спустился в заснеженный двор. Помахал рукой выбежавшей навстречу дворняжке, радостно завилявшей хвостом. Скользнул взглядом по ореху-великану, отметив на его верхних ветках стайку нахохлившихся горлиц. Глубоко вздохнул и зашагал к калитке, за которой уже нетерпеливо пыхтело поджидавшее меня такси. "Не сидится дома?" - дружелюбно улыбнувшись спросил водитель. Я улыбнулся в ответ: "Слишком долго сидел на одном месте. Почти полвека…" Водитель понимающе кивнул, и машина тронулась с места. Я уезжал в Ростов-на-Дону. Уезжал для того, чтобы в период с 4-го по 9-е января 2019 г. принять участие в работе ставшей уже легендарной Межрегиональной Зимней школы «Учитель года» Владимира Нодаровича Головнера. Четырнадцатой по счету…

Приглашение в "Зимку" я получил 18 декабря 2018 года. В то время в Лицее Южного федерального университета проходила Педагогическая гостиная. Среди приглашенных участников – представителей Ассоциации творческих педагогов Дона – значилась и моя фамилия. Завершив выступления, все шумно пили чай и, перебивая друг друга, весело рассказывали друг другу друг о друге. В этом-то потоке забавных историй и прозвучали адресованные мне слова регионального координатора "Зимней школы" Светланы Викторовны Малькевич: "Приезжай в "Зимку" на уроки. И себя покажи…" На секунду я замолчал. Потом ответил: "Приеду. Непременно приеду…" И приехал. А приехав, сразу же попал в какую-то атмосферу всеобщей радости. Радости от умеренно-эклектичной обстановки «студенческого лагеря», живо напомнившей мне годы учебы на физическом факультете Ростовского государственного университета, незабываемую жизнь в "общаге" и обеды в столовой, называемой острословами «кормоцех». Радости от встречи старых знакомых. Радости от отсутствия необходимости выкладывать на стол какие-либо рекомендательные письма и вступать в поединок с величием предшественников. Новичок здесь сразу же становился "своим". И автоматически получал полное право на свободное посещение уроков коллег. Оставалось только выбрать. И, будучи новичком, я выбирал. Выбрал творческую мастерскую Татьяны Ивановны Замятиной, учителя русского языка и литературы Нижегородской области, и бок о бок с ее учениками прошел путь "От сказки к блокбастеру". Принял участие в познавательной беседе с Андреем Ивановичем Семке, учителем физики из Краснодарского края, обсудив вместе со школьниками проблему под названием "Есть ли жизнь…" На занятии Максима Сергеевича Высоцкого, преподавателя из Санкт-Петербурга, изучил основы издательского дела, рассмотрев "Елочки и лапки на шахматной доске". Владимир Нодарович Головнер, учитель химии из Москвы и руководитель "Зимней школы", в доверительном разговоре "Как химик химику" сообщил мне ключевые особенности строения вещества и тонкости процедуры прямых и косвенных измерений. Юлия Викторовна Терещенко, учитель русского языка и литературы Свердловской области, выбрав темой своего урока "”Речные” метафоры на Дону" не только сумела разъяснить происхождение словообразующих корней "дон", "дун" и "дн", но и красочно продемонстрировала необходимость своеобразных "речных"  performances в литературно-художественных произведениях. А учитель истории Саратовской области Усова Татьяна Владимировна совершила путешествие по Ростову-на-Дону, проведя своих учеников тропами подпольщиков-"юговцев" времен Великой Отечественной войны и подтвердив тем самым, как мне показалось, одно из высказываний писателя Андрея Рубанова: "Патриотизм начинается с букваря"… 

На общих аудиторных занятиях победитель конкурса "Учитель года России" - 2016 Андрей Хугасович Барашев увлекательно рассуждал "о котиках" с точки зрения лингвистики, этимологии и биологии, а ростовский учитель МХК и изобразительного искусства Елена Викторовна Калинкина, просто и доступно разъяснив за несколько быстротечных минут основы художественной композиции, побудила добровольцев к созданию настоящих произведений искусства, полных неповторимого очарования и своеобразной красоты…

Я не присутствовал на всех учебных занятиях "Зимней школы". Просто не смог. И, по вполне понятным причинам, не могу написать о них. Пусть это сделают очевидцы. Мне же хочется сказать вот о чем.

Когда-то, в конце ХХ столетия, Симон Львович Соловейчик написал: "Если спросить детей: какой вы видите идеальную школу? – они, скорее всего, начнут писать про бассейны, просторные классы и широкие коридоры.  

Но идеальная школа не про то.

В ней, прежде всего, идеальные отношения <…>

Идеальная школа кроется в нас самих, надо только суметь раскрыться, надо только отучиться от страха, почувствовать в себе смелость, волю к идеальной школе <…>

Сколько людей, столько и идеалов. Точно так же и со школой. Нет единой идеальной школы на всех, иначе она давно была бы изобретена и описана, но каждый, кому дано, кто приставлен к этому замечательнейшему из всех дел на земле – к учению детей, может найти свою школу, а еще лучше – сделать ее".

И там же: "Почему бы и нашим российским детям, хоть некоторым из них, не попробовать на зубок, что такое идеальная школа?"

Мне думается, я хорошо начал 2019-й год. Я сделал свой шаг на пути к идеальной школе. И вместе с учениками "Зимки" попробовал ее на зубок…


Об авторе:

Игорь Анатольевич Изюмов – участник республиканского финала конкурса "Учитель года России-1997", член жюри очного тура конкурса "Учитель года России"-2018.


Фото группы 14-й Межрегиональной Зимней школы "Учитель года" Вконтакте

быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.