Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Как вы считаете, изменилась ли система школьного образования за последние 5 лет в лучшую сторону?

Результаты

Текущий номер

На одной волне

На уроке важно настроение ребят, считает Максим Янке

номер 46, от 13 ноября 2018

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№47 от 20 ноября 2018 года

p"У него демократический стиль общения. Он никогда жизни не кричал ни на одного ребенка. В прошлом году впервые взял восьмой класс, самый тяжелый переходный возраст. Двое пацанов подрались прямо на уроке. Попросил обоих выйти с ним в коридор. Сказал, чтобы успокоились и что проблему будем обсуждать после уроков – сейчас надо вернуться в класс, остальные ни в чем не виноваты…". Именно так разрешил школьный конфликт Алихан Динаев, победитель Всероссийского конкурса "Учитель года России" - 2018. Именно о нем написал главный редактор "Учительской газеты" Петр Положевец. Следите за нашими материалами – мы начинаем серию очерков о конкурсантах этого года!

pВсегда интересно наблюдать, как растут и приобретают внешние и внутренние контуры новые жилые микрорайоны. Но этот рисунок не будет законченным, если в него не впишутся образовательные организации… Здание школы № 604 Пушкинского района Санкт-Петербурга еще только поднималось ввысь, а ее директор Елена Дерипаска уже продумывала программу развития. О том, как удалось создать школу, где свои возможности может реализовать каждый ребенок – в интервью директора.

p"В школе какого-то особого давления мы на себе не замечали… Более того, музыкой я начал заниматься именно в школе. Делать это нам не запрещалось. Директор 680-й тушинской школы – наша любимая Марья Васильевна Лазарева – не то чтобы поощряла наши музыкальные упражнения, но, когда мы приходили к ней с каким-то творческо-деловым предложением, она выслушивала и высказывала свое мнение. А потом – раз, и откуда-то появлялась аппаратура. Если вдруг был занят актовый зал, она нам говорила: "А вы порепетируйте у меня в кабинете". И мы очень часто так и делали! Представь себе: барабаны, бас-гитара и орган в кабинете. Ты сейчас, когда все можно, поди найди такого директора", - из интервью рок-музыканта, поэта и композитора Сергея Галанина.

22 октября в 14:18

Маршруты Ивана Гребенкина

Игорь Изюмов
С Иваном Гребенкиным я виделся трижды. Первая встреча состоялась в день моего заселения в отель в небольшой комнатке с ильфо-петровским названием "Гладильная". Не будучи знакомы, мы слегка кивнули друг другу, обменялись парой-тройкой "дежурных" фраз и, как водится, в подобных случаях, плавно перешли к разговору о предстоящем конкурсе...

Не буду оригинальным, учитель сегодня – не источник сакральных знаний <…>. 
«Цифровые аборигены» <…> легко добывают информацию самостоятельно <…>.
 Они и мыслят по другому. 

Иван Алексеевич Гребенкин, 
учитель информатики и ИКТ, г. Барнаул

Распознав во мне представителя жюри, Иван осторожно спросил: "А вы из какой группы?" Мне оставалось только неопределенно пожать плечами. Откуда я мог знать, что уже зачислен в "ту самую"?

Во второй раз мы встретились на конкурсных испытаниях. Коротая время до начала урока, я наблюдал за игрой Гребенкина с учениками. И volens nolens втянулся в нее. Игровые задания относились к разряду топологических и заключались в вычерчивании разнообразных фигур одним росчерком. Для большинства детей они оказались достаточно простыми. Простыми, но не пустыми. Погрузив детей в "ситуацию успеха", головоломные задачки явились, к тому же, отличнейшей преамбулой к грядущему уроку. Мне же все происходящее почему-то напомнило беседы Платона в роще Академа. И легендарный слоган его школы: "Не знающие геометрии не допускаются!"

…А между тем, прозвенел звонок, и ученики вместе с учителем принялись прокладывать различные маршруты по Санкт-Петербургу. И параллельно с этим решать "задачу туриста", которая в обобщенной формулировке звучала примерно так: "Как обойти все мосты, побывав на каждом из них только один раз, и вернуться в ту же часть города, откуда началось путешествие?" История науки утверждает, что ответ на подобный вопрос много лет тому назад искал в Кенигсберге Леонард Эйлер. И нашел его. Гребенкин со школьниками тоже нашел. А затем, ненавязчиво подвел учеников к понятию "графа" — связной сети кривых или "ребер" и "дуг", пересекающихся в "узлах", т.е. точках, соединяющих эти кривые. И тут же сравнил граф с деревом, напомнив мне тем самым коротенькую историю о маленьком мальчике, внимавшем рассказу своего отца посреди густой зелени. Отец говорил о том, как удивительно зрелище живого дерева: ствол, от ствола – ветви, от ветвей – веточки… Малыш слушал и думал. Потом сказал: "Да, но иначе не было бы никакого дерева!" Дело было в Дании. Мальчика звали Нильс Бор…

В день своего отъезда я вновь встретился с Иваном. Мы подали друг другу руки, приветливо улыбнулись. Он в шумной стайке коллег-конкурсантов заспешил к выходу. Я остался в холле отеля и, в ожидании транспорта в Пулково, принялся строить параллели к случившемуся. Вспомнились "рукопожатная" и логистическая задачи с урока Гребенкина. Всплыл в памяти Саша Черный: "Поэт с "Ночною песней" взял направо, а беллетрист налево повернул". Возникли и другие ассоциации… Но все они неизбежно сводились к графам. И конкурс "Учитель года России" - тоже.

Об авторе:

Игорь Анатольевич Изюмов — участник республиканского финала конкурса "Учитель года России-1997", член жюри очного тура конкурса "Учитель года России"-2018.

Фото группы Академической гимназии №56 Санкт-Петербурга

быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.