Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Чем вы руководствуетесь, принимая решение участвовать в профессиональном конкурсе?

Результаты

Текущий номер

Проект как познание

Совместная работа объединила карельских и финских школьников

номер 34, от 21 августа 2018

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№34 от 21 августа 2018 года

pВ Москве завершился установочный семинар для участников Всероссийского конкурса "Учитель года России"-2018. Мастер-классы и консультации от победителей состязания разных лет, напутствия и лекции от соучредителей и конкурсное испытание - написание эссе... О самых интересных событиях семинара рассказывает Мария Голубева.

pДесятки лет урочище Сандармох в карельском лесу хранило страшную тайну, пока в 1997 году историки не обнаружили в нем массовое захоронение времен Большого террора. В числе тысяч расстрелянных здесь - учителя, профессура, медики, рабочие, инженеры и т.д. Ежегодно в августе в республике проходят дни памяти жертв политических репрессий. О том, кого постигла страшная участь и как жить с этим прошлым, рассказали корреспонденту "УГ" участники акции.

pВ Омской области учительница осталась один на один с региональной системой образования и тяжелой болезнью сына. Женщина воспользовалась правом на семейное обучение и соответствующую компенсацию. Однако впоследствии в суде была вынуждена доказывать свою правоту. В борьбе с бюрократией силы оказались неравными... В перипетиях запутанной истории разбиралась Наталья Яковлева.

15 января в 16:00

Зимняя сказка в Ленинградской области

Андрей Семке
Каждый год сразу после Нового года на зимних каникулах учителя года и их ученики собираются в одном из регионов России на межрегиональную Зимнюю школу «Учитель года». В этом году наша кубанская делегация, так же, как и остальные, отправились в Ленинградскую область в посёлок Лисий Нос, в Центр развития творчества одаренных детей и юношества «Интеллект».

Межрегиональная Зимняя школа «Учитель года» - это проект, реализуемый «Учительской газетой» и межрегиональным клубом «Учитель года» при поддержке Общероссийского Профсоюза образования. Проект организуется каждый год с помощью властей и педагогов того региона, в котором проводится. В этом году Зимняя школа стала реальностью благодаря содействию победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2014 Дениса Рочева, директора центра «Интеллект».

В основу проекта положена идея создать школу, в которой будут преподавать учителя года. Но поскольку они работают в разных регионах России, то такая школа может быть только временной. Каждый регион, участвующий в программе, присылает делегацию, состоящую из учителя года этого региона или других творчески работающих учителей, а также группы школьников 7-11 классов. Каждый учитель привозит с собой урок. Этот урок может быть внепрограммным, основная задача учителя – сделать свой предмет максимально интересным для ученика.

У Зимней школы две основные задачи. Во-первых, силами учителей года по-новому раскрыть для учеников хорошо известные им школьные предметы. Во-вторых, стать площадкой для широкого обмена педагогическим опытом. Все уроки и мастер-классы являются открытыми для учителей того региона, в котором проводится программа.

Самая первая межрегиональная Зимняя школа «Учитель года» проходила в Москве на базе Центрального округа, и тогда в ней приняли участие 13 регионов России, а численность участников составила 80 человек.

В этом году Зимняя школа «Учитель года» прошла уже в тринадцатый раз. Она стала, как обычно, самым первым педагогическим событием едва только наступившего 2018 года. Просто по той причине, что в стране еще ничего не успело произойти в новом году. В этот период все еще спят или прячутся от мороза в теплых странах.

Свои делегации для участия в Зимней школе прислали 25 регионов России, а численность участников составила 132 человека. Краснодарский край представляли ученики двух школ Ейска: средней школы №11 и гимназии №14.

На протяжении учебной недели мы смогли посетить 84 открытых урока, 3 мастер-класса, поучаствовать в краеведческой игре «Питерские штучки», побывать в городе воинской славы Кронштадте, посетить музей-квартиру А.С.Пушкина, принять участие в рождественском сочельнике в этнокомплексе Шуваловка, побывать в городе воинской славы Гатчина, сходить на экскурсию в литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского, а также посетить Исаакиевский собор, и храм Спаса на Крови, принять участие в итоговом брейн-ринге, посетить концерт артистов Михайловского театра.

Открытие зимней школы

По традиции на открытии Зимней школы каждая делегация должна представлять один из регионов. В этом году мероприятие прошло динамично и очень интересно. Запомнилось выступление делегации Тверской области, которые в театрализованной форме показали детектив, посвятив его Ленинградской области. Томские кадеты нетрадиционно и задорно представили Ставропольский край. Всех объединило представление красноярцев и их флешмоб «Делай как я». Московская делегация традиционно креативила, в этом году продуктом их творчества стал реп-батл о Вологодской земле. Челябинскую делегацию представляли мы, школьники из Краснодарского края. Ребята из Республики Татарстан рассказали о своей легендарной земле. В общем было всё: песни, танцы, юморески, флеш-мобы, стэмы и даже фокусы. Каждая команда получила традиционную награду: значок Зимней школы и программу мероприятий.

Мастер-классы

По традиции Зимней школы на нее со своими мастер-классами приезжают победители конкурса «Учитель года России» из того региона, в котором проводится школа. Этот год не был исключением. Первым мастером стал Игорь Карачевцев, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2003, учитель истории, директор гимназии №166 Санкт-Петербурга. Тема дискуссии «1917. Слово о последнем человеке». Игорь Альбертович с присущей ему эрудицией говорил об исторических событиях и современных проблемах. Тема задела каждого участника мастер-класса за живое. Ведь она касалась вечных ценностей, и мы все разделяем тревогу учителя за судьбу нашего отечества. Неожиданным и приятным сюрпризом стали подарки отличившимся на мастер-классе, а таковых было много.

Денис Рочев отправил нас в «Путешествие в венское кафе». В зале немногие знали немецкий язык, и отрадно, что за небольшой промежуток времени мы кое-что стали понимать и даже произносить фразы. Душевная обстановка, приятный голос Дениса Игоревича ввёли нас в мир красивого языка. После этого мастер-класса захотелось изучать немецкий язык.

Мастер-класс Ильи Демакова, абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2017, учителя истории, обществознания гимназия №116 Санкт-Петербурга, стал для нас открытием. На понятном языке фактов и документов Илья Сергеевич показал нам, как рождаются исторические события, как они описываются, и как легко можно их исказить.  

 

Концерт артистов Михайловского театра

Живая классическая и народная музыка. Завороженный действием зал. Рождественские песнопения. Вечер с удивительными артистами стал для участников Зимней школы настоящим праздником. Знакомые и не очень классические мелодии были не только спеты, но и с большой любовью театрализованы. Артисты и музыканты покорили публику. Не хотелось, чтобы концерт заканчивался. Мы выражаем нашу огромную благодарность от всех за удивительно яркий и талантливый вечер великолепному виолончелисту Денису Сатушеву, прекрасному пианисту Михаилу Огородникову, скрипачке Дарье Кочетовой, певицам Наталье Рочевой, Александре Рочевой, Виолетте Гуришниной.

Уроки Зимней школы

Несколько отзывов школьников об уроках.

«В творческой мастерской «Интернет вещей» Павла Юрьевича Курдакова, учителя информатики из Мурманской области, я узнал очень много нового. Например, что первым человеком, который хотел передать энергию без проводов был Никола Тесла, а первой интернет-вещью стал тостер. А на уроке Геннадия Савватьевича Петрова, учителя физики из Республики Удмуртия, мы изучали силу трения. На практических примерах мы не только узнали, от каких параметров зависит сила трения, но и научились её измерять. Было очень интересно». (Василий Семке, 5 класс, гимназия № 14 Ейска).

«Я очень давно мечтал попасть на урок Владимира Нодаровича Головнера, учителя химии из Москвы. И вот свершилось. Темой нашего урока стал ответ на вопрос: «Что движет миром?». Разбирая физические, а затем и химические явления, мы поняли, что у них есть одно общее свойство: каждая система стремится к хаосу. Такое стремление объясняется законом неубывания энтропии. Все в мире стремится к этому состоянию и ничто не может этому противостоять, кроме фотосинтеза». (Павел Липайкин, 9 класс средней школы №11 Ейска).

«Очень интересно провел урок физики Андрей Иванович Семке, учитель физики из Краснодарского края. На уроке мы говорили о судьбе двух выдающихся учёных Англии: Роберте Гуке и Исааке Ньютоне, об их научных спорах. В январе этого года весь мир отмечает 375-летие Исаака Ньютона, и мне захотелось после этого урока познакомиться с биографиями учёных и их открытиями.

В нашей группе собрались ребята из разных регионов России, мы общались, узнавали друг друга и, конечно же, подружились. И ещё мы очень активно работали на уроках. Так на уроке «Загадки поднебесной» учителя географии из Белгородской области Галины Геннадьевны Монаковой, мы много узнали о Китае, культуре этого древнего народа, его обычаях и нравах. Раньше я редко задумывалась об этой стране, но на этом занятии учитель рассказал нам много нового и удивительного, и мне захотелось узнать о Китае ещё больше. На уроке «Мы выбираем жизнь» Татьяны Владимировны Усовой, учителя истории из Саратовской области, мы подняли острую проблему смертной казни, высказывали аргументы «за» и «против». Мне понравилось слушать оппонентов и высказывать свою точку зрения». (Екатерина Кожура, 8 класс гимназии №14 Ейска).

«Мне понравились абсолютно все уроки Зимней школы. Это было по-настоящему интересно. На каждом занятии я открывала для себя предмет по-новому, с необычной стороны. Учителям удалось сделать уроки яркими и захватывающими. Так, на уроке Римы Равильевны Ронжиной, учителя математики из Республики Башкортостан «Такая незнакомая знакомая парабола», я узнала множество интересных и нестандартных способов построения параболы. Это мне очень пригодится в дальнейшем, так как я очень увлекаюсь математикой. На уроке «Любите ли Вы гулять?» (по тексту рассказа «Пешеход» Рэя Бредбери) Светланы Викторовны Малькевич, учителя английского языка из Ростовской области, мы рассуждали о зависимости людей от электронных устройств и приборов. Также меня впечатлил урок «Честный голос поколения» Татьяны Ивановны Замятиной из Нижегородской области, на котором я узнала о жизни, творческих находках поэтов-шестидесятников, и урок «Сотвори образ» Галины Васильевны Семке, учителя русского языка и литературы из Краснодарского края, на котором мы создавали метафоры». (Камила Ильясова, ученица 9 класса гимназии №14 Ейска).

«Я побывала на одном из интереснейших уроков под названием "Права и обязанности", который провела учитель из Иркутской области Елена Юрьевна Мякишева. Мы попытались узнать, где заканчиваются права одного человека и начинаются права другого. Нам показали ролик про девочку и бабушку, в котором как раз и поднималась проблема прав и обязанностей. Мы обсудили данную ситуацию и выяснили, какими свободами обладаем мы. Затем в тишине, не говоря ни слова, мы попытались построить башню из кубиков, но раз за разом наша Вавилонская башня рушилась. Так на практике мы поняли: там, где начинаются права одного человека, заканчиваются права другого» (Мария Заблоцкая, ученица 11 класса средней школы №11 Ейска).  

«В Зимнюю школу я попала впервые, даже не предполагала, что на таком высоком уровне будут организованы мероприятия. А какие классные уроки провели для нас учителя! Много удивительного и необычайного подарил нам на занятии Андрей Геннадьевич Успенский, учитель русского языка и литературы, абсолютный победитель Всероссийского конкурса "Учитель года России"-2006. Это было какое-то волшебство. История, археология, музыка, литература, религия и искусство перемешались между собой и создали единую и необычную картину нашего мироздания. Каждый урок был неповторим. На уроке «Цветопись как код культуры» учителя химии Ирины Анатольевны Фоменко, и учителя литературы Эльвиры Федоровны Шаповало из Ставропольского края мы закрепили свои знания о метафоре, сравнении, параллелизме. Мне хочется высказать слова благодарности каждому учителю 13 Межрегиональной Зимней школы!» (Анастасия Кравцова, ученица 9 класса гимназия №14 Ейска).

«Мне очень понравился урок Гюзель Раисовны Мингазовой, учителя немецкого языка из Республики Татарстан. Занятие на тему «Made in Germany» прошор в необычной форме, мы рассматривали различные вещи, производимые в Германии, узнавали их историю, пели немецкие песни. Это стало запоминающим событием для меня». (Полина Варшавская, ученица 9 класса гимназии №14 Ейска).

«Мне запомнился урок учителя истории из Удмуртской Республики Валерии Владимировны Балтачевой. Мы на небольших листочках написали, о чём мечтаем. Потом мы размышляли о том, какие мечты были у людей 70 лет назад. Вспоминали исторические события того времени, используя иллюстрации и картины художников. Люди мечтали о безопасности, о свободе вероисповедания, о свободе слова. Почему же наши мечты так различаются? Это всё потому, что сейчас мы обладаем правами и свободами, о которых в прошлом люди могли только мечтать. Мы, молодёжь, никогда не задумываемся о таких вещах, не ценим то, что у нас есть. Я думаю, что это одна из главных причин исчезновения элементарных морально-нравственных ценностей. Благодаря этому уроку, я поняла, насколько важно ценить то, что у нас есть!». (Анастасия Сорокина, ученица 11 класса средней школы № 11 Ейска).

Гатчинский дворец

Благодаря территориальной организации Профсоюза образования Санкт-Петербурга и Ленинградской области, поездка в Гатчину была для нас совершенно бесплатной. Мы погрузились в три комфортабельных автобуса и поехали!

Теперь мы знаем, что Большой Гатчинский дворец построен в 17661781 годах по проекту Антонио Ринальди для фаворита Екатерины Второй графа Григория Григорьевича Орлова. Расположенный на холме над Серебряным озером дворец сочетает в себе темы средневекового замка и загородной резиденции. Интерьеры дворца — образец русского классицизма рубежа XVIIIXIX веков. Дворец был одним из любимых мест отдыха царской семьи. Нам повезло с экскурсоводом. Она очень интересно рассказывала, как в годы Великой Отечественной войны спасали экспонаты, показывала сохранённые гобелены, памятные подарки зарубежных гостей, сохранившиеся троны и мебель, кухонные гарнитуры и картины.

Заключительным этапом нашей экскурсии стало посещение подземных ходов, в которых живут призраки и знаменитое эхо. Первые «кричалки» (фразы, на которые эхо откликается конкретными словами) появились здесь еще в Павловскую эпоху. Ими часто развлекались дети императора. Говорят, что они записаны в какой-то старинной книге... Среди самых известных: «Какой цветок не боится мороза? – Роза!», «Как называлась первая дева? – Ева!», «Кто украл хомуты? – Ты!» Но самым популярным у туристов, посещающих Гатчинский дворец, является восклицание: «Кто нами правил? – Павел!» Очевидцы рассказывают, что иногда последнее слово эхо повторяет до 30 раз. Правда мы услышали не более пяти.

Краеведческая игра «Питерские штучки»

Каждой команде необходимо было оригинально, быстро и креативно решить восемнадцать заданий. Задача несложная, но на улице холодно и ветер... Поэтому все задания мы выполняли перебежками: от памятника к памятнику, от музея к архитектурному изваянию.

Мы отыскали памятник Остапу Бендеру. Потёрли ему, как это делают все туристы, нос, чтобы деньги водились. Побывали у памятника Екатерине Великой и отыскали видных деятелей той эпохи. А фигуру графа Орлова нам нужно было сфотографировать, так как его фамилия была связана с Чесменским сражением. Мы побывали в знаменитом здании в стиле модерн на Невском проспекте, которое было построено для компании «Зингер», узнали, что в этом здании находится в настоящее время большой книжный магазин. Нам предстояло купить книгу поэта, написавшего:

«Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,

До прожилок, до детских припухлых желёз,

Ты вернулся сюда – так глотай же скорей

Рыбий жир ленинградских речных фонарей».

Так наш школьный музей пополнился томиком Осипа Мандельштама с грифом Санкт-Петербургского Дома книги.

В знаменитом магазине купцов Елисеевых нам необходимо было купить самый дешёвый продукт, но обязательно в оригинальной упаковке. Мы купили кусочек хлеба из местной пекарни. В магазине нас встретил Дед Мороз со Снегурочкой. Мы водили хоровод, пели новогодние песни и загадывали новогодние желания.

Нам обязательно нужно было купить самый популярный кондитерский набор, который покупают все туристы как сувенир из Петербурга. И мы его нашли на конфетной фабрике им. Н.К.Крупской.

А ещё на улицах Петербурга нам нужно было найти жителя этого города как минимум во втором поколении, и нам это удалось. Причём найденная нами горожанка оказалась бабушкой Анны Снаткиной. Встреча произошла у первого постоянного театра в России, основанного по указу императрицы Елизаветы Петровны. Так мы выполнили ещё одно задание. Узнали, что первый театр – Александринский, и сфотографировались около его афиш.

Наконец, мы нашли замок, который охраняют маленькие бронзовые котята. Мы даже монетки на память им бросили и загадали желания.

Все задания были очень оригинальными и интересными, и не хотелось, что-то упустить и не выполнить.

По итогам соревнования первое место одержала объединенная команда Сарова, Ростова и Ижевска, но мы не расстраиваемся, ведь в общем зачете мы завоевали третье место.

Закрытие и награждение

В завершение нашей школы традиционно проходит брейн-ринг, в котором участвуют все школьники. Они отвечают на вопросы, которые придумывают все педагоги Зимней школы. Вопросы очень интересные и непростые, порой жюри приходилось обращаться к учителям за разъяснением и помощью.

Закрывая Зимнюю школу, организаторы наградили грамотами и благодарственными письмами участников этого грандиозного мероприятия.

Зимняя школа пролетела незаметно, мы увлекательно и интересно провели время. Весь финальный вечер мы обменивались контактами и пожеланиями друг другу. Мы от всей души благодарим организаторов школы: коллектив образовательного центра «Интеллект», «Учительскую газету», Общероссийский Профсоюз образования, Владимира Нодаровича Головнера, бессменного координатора программы, директора центра "Интеллект" Дениса Игоревича Рочева.

Андрей Семке, учитель физики средней школы № 11 города Ейска и группа школьников Ейского района, Краснодарский край

Использованы материалы Владимира Головнера


4 марта, 02:44
Интеллект" Дениса Игоревича Рочева.
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
6 марта, 21:43
Закрытие и награждение
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
7 марта, 02:17
Интеллект
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.