Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Кому в школе известен номер вашего мобильного телефона?

Результаты

Текущий номер

Каждый находит то, что ищет

Татьяна Мызник работает в отдаленном селе, но это не мешает ей быть на одной волне с коллегами

номер 29, от 16 июля 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№30 от 23 июля 2019 года

pКонтраст зарплат в образовании становится пугающим: в столице учителя могут получать более 100 тысяч рублей, а, например, в Республике Тыва - 5,6 тысячи... Чтобы свести концы с концами, школы продолжают собирать деньги с родителей. В то же время, по оценкам Института образования НИУ ВШЭ, с 2014 года в стране идет снижение удельных расходов на образование. Что же делать? Попытка ответа на вечный вопрос - в статье Игоря Смирнова.

pРасширение межнациональной коммуникации требует от молодого поколения уверенного знания иностранных языков. Однако без соответствующей мотивации и практики процесс обучения будет лишь имитацией. Но где практиковаться? С одной стороны, это более, чем очевидно, - в Интернете. Впрочем, есть и другие способы наладить учебное общение с носителями языка. О них - в рубрике "Образовательные технологии".

p"Никогда не думала, что написание детских стихов может приносить столько удовольствия… Это игра, это разрешение отказаться от сложности, это пространство, где можно смешить и самому смеяться, и это голос, которого я даже в себе не подозревала", - поделилась с нами своим открытием поэт Вера Полозкова. Читайте ее интервью в рубрике "Гость "УГ".

24 июля 2011 года в 13:12

Межрегиональная экологическая экспедиция школьников России «Балтика – 2011»: было здорово!

Группа Авторов
С 4 по 16 июля на территории Национального парка «Куршская коса» в Калининградской области прошла Десятая межрегиональная экологическая экспедиция школьников России, совместный проект Межрегионального клуба «Учитель года России» и «Учительской газеты». Юбилейная экспедиция состоялась благодаря усилиям принимающей стороны: Министерства образования Калининградской области, Калининградского областного детско-юношеского центра экологического образования и туризма (и лично и.о. директора Центра - Надежды Евгеньевны Сафарук), администрации ДОЛ "Алые паруса", на базе которого размещалась экспедиция.

Всякая экспедиция, так или иначе, представляет собой некий научный праздник, а никакой праздник не может длиться вечно.

Академик Василий Шумейко

Основные цели и задачи экспедиции: обучение школьников методике и практике исследований экологического характера в полевых мастерских учителей-победителей и финалистов Всероссийского конкурса «Учитель года»; реализация исследовательских и проектных образовательных программ естественнонаучного, краеведческого и этнографического содержания в полевых условиях; проведение широкого спектра исследовательских работ в полевых условиях; освоение приемов проведения экологического мониторинга окружающей среды; ознакомление с природным комплексом особо охраняемых территорий Калининградской области; обмен передовым педагогическим опытом между учителями России; содействие межрегиональному и межнациональному культурному и гуманитарному сотрудничеству.

В период проведения экспедиции ее участники проживали частично  в летних домиках, частично в палаточном городке на территории детского оздоровительного лагеря «Алые паруса» (Калининградская область, Зеленоградский район, г. Зеленоградск, поселок Лесное, Куршская коса), расположенном в сосновом лесу на берегу Балтийского моря на Куршской косе.

Куршская коса - самая крупная песчаная пересыпь в мире. Ее северная часть принадлежит Литве, южная – России. На южной половине косы в 1987 году образован Государственный природный национальный парк.

Ценность и уникальность Куршской косы признана мировым сообществом: в 2000 г. международный российско-литовский объект «Куршская коса» был включен в Список всемирного наследия. Коса была расценена как «исключительный пример ландшафта, состоящего из песчаных дюн и находящегося под постоянной угрозой со стороны естественных сил, - таких, как ветер и вода».

Дневник экспедиции глазами школьника

Первый день (4.07)

В этом году в экспедиции представлены 23 региона России и Республика Болгария. Больше двухсот мальчишек, девчонок и их педагогов приехали в Калининградскую область. Встреча делегаций проходила под общие овации. Новички, еще стесняясь, протягивали руку и знакомились, «старички» сразу попадали в объятия. Как устроились? Кто приехал? А далее подготовка к открытию экспедиции. Дом культуры поселка Лесной был заполнен до отказа, пространство украсили флаги всех делегаций. Выступление официальных лиц, показательные номера местных самодеятельных коллективов… Но самое интересное и захватывающее зрелище, конечно, - представление делегаций, участвующих в экспедиции. В этом году номера делегаций были посвящены… друг другу. Так, мы, ребята из Ейска рассказали о москвичах, а нашу команду представляла Калининградская область. И все с выдумкой, интересными и неповторимыми находками.  представляли регионы, из которых приехали новые друзья. Калининградская область и Краснодарский край сравнили свои регионы, и нашли много общего. Москвичи и ростовчане использовали поисковые системы и интерактивную игру.

День второй (5.07)

Ура! Сегодня начинаются мастерские. Нам повезло. Сегодня мы будем изучать почву под наставничеством Галины Геннадьевны Монаковой, учителя географии из Белгородской области. Сколько тайн таит в себе наша земля! Аккуратно, слой за слоем, мы создаем почвенный срез, изучаем механические и физические свойства, состав, определяем толщину гумуса. Все проходит в оригинальной занимательной форме.

А затем всем полюбившийся коми-бол. Под плеск волн Балтийского моря на белоснежном песке упражняемся в ловкости и прыгучести.

А в пресс-центре вовсю кипит работа. Идет монтаж  телерепортажа, с творческой группой активно работает учитель русского языка и литературы из поселка Янтарный Калининградской области Людмила Владимировна Соколова.

Третий день. (6.07)

Сегодня в мастерской Татьяны Владимировны Максимовой, учителя биологии из Тульской области, мы изучали следы на песке. Косуля, барсук, кабан – как оказывается просто и легко читать следы. Небольшие подсказки преподавателя - и мы уже сами по причудливым паутинам следов можем рассказать о фауне Куршской косы

А вечером нас ждет традиционное посвящение в экспедиторы. Весело, забавно и творчески проходят испытания: поем песни, валяемся в спальных мешках, носим друг друга на руках, а в финале на нас обрушивается ведро холодной балтийской воды, а затем всем достается по бутерброду с балтийскими шпротами. Мы сделали это! Мы настоящие экспедиторы.

День четвертый. (7.07)

С утра ищем цветок папоротника. Пытаемся обливать друг друга водой. День Ивана Купалы все-таки. А погода как будто сама за нас все решила. Моросит дождь, но ненастье - не помеха занятиям. Сегодня мы с Галиной Васильевной Семке, учителем русского языка и литературы из Краснодарского края, будем заниматься топонимикой.  Оказывается, Балтийское море раньше называлось Варяжским, а народ, населявший берег, называли балтами – «белыми людьми». Идем «в народ». В музее нам рассказывают о тайнах происхождения других названий. Для разгадки многих из них, оказывается, надо знать немецкий язык. Радуемся новым открытиям и замечательным находкам.

 А вечером спортивный праздник. Команда педагогов сражается с нашими ребятами в футбол, а потом в волейбол. На поле царит обстановка как на матче звезд. Болельщики с плакатами, есть свои кумиры... Никита бурно пробивает все штрафные, а Семен - самый главный в атаке. В итоге опыт победил молодость.

Пятый день. (8.07)

День святых Петра и Февронии начался с остроумных флеш-мобов муромчан и новосибирцев. 

Сегодня мы оцениваем минеральные ресурсы с Владимиром Нодаровичем Головнером, учителем химии из Москвы. На занятие мы берем переносную химическую лабораторию, в ней все нужные реактивы и пробирки. Изучаем минералы, привезенные из других экспедиций: магнезит, калийную соль. Сравниваем. Как все просто и понятно. Растираем в ступке, анализируем. Так можно и влюбиться в химию!

Дождались экскурсии в Янтарный, в этом поселке самый большой в мире карьер по добыче природного янтаря. И песочница с голубым песком, в котором, если хорошо покопаться, можно найти настоящий янтарь. Навсегда запомнится музей янтаря в старинном замке, памятник Холокосту на берегу моря.

День шестой. (9.07)

В янтарном крае удивительно было бы не обратить внимание на «слезы солнца». В мастерской Людмилы Владимировны Буханистовой, учителя химии из Новосибирской области, и Ирины Владиславовны Маркиной, учителя химии из Адыгеи, мы изучили физические и химические свойства этого удивительного камня. Топили, жгли, обливали кислотой. Теперь мы с уверенностью можем отличить настоящий янтарь от подделки.

А вечером нас ожидали удивительные и неповторимые «Игры народов экспедиции». Удмуртские, адыгейские, ямало-ненецкие, кубанские и русские, сложные и простые, забавные и требующие ловкости, с удивительными названиями. Все участники экспедиции смогли попробовать себя и в роли участника, и в роли ведущего.

Седьмой день (10.07)

Утром мы отправляемся в Музейный комплекс национального парка Куршская коса. Сколько удивительных и необычайных поделок в Музее дерева нам удалось увидеть! А мастер-художник Андрей, сын Ивана, Баринов (так он себя величает) провел исключительно познавательную экскурсию и познакомил нас символами и породами деревьев. Словно в фантастическую сказку мы попали в Танцующем лесу. Существует несколько версий происхождения его изогнутых, закрученных в кольца, «танцующих» деревьев: от биологических до биоэнергетических, геоанамальных и мифических. Побывали мы на самой высокой дюне Куршской косы, названной в честь лесовода Франца Эфа. Высота Эфа окружена белыми песчаными барханами, уходящими в Балтийское море. Фантастические пейзажи, заколдованные образы можно было видеть вокруг. Мы долго обсуждали красоту окружающей нас природы.

Можно ли по виду обыкновенной сосны определить экологическое состояние среды? Оказывается можно, и сделать это смогли мы на мастерской Натальи Владимировны Телегиной и Людмилы Николаевны Терещенко, учителей биологии из Свердловской области. Мы собирали хвою сосен с различных участков: у дороги, у водоемов, в национальном парке. По ее состоянию и определяли экологическое состояние местности. Но для этого мы исследовали сотни хвоинок.

День восьмой. (11.07)

Мы попали в удивительную мастерскую Натальи Михайловны Денисенко, учителя географии из Ростовской области. Ориентирование на местности, практика выживания в экстремальных ситуациях, помощь пострадавшим  - вот те немногих вопросы, которые мы на практике смогли разобрать. Как построить жилище, правильно разжечь костер, устроить переправу, раздобыть воду и пищу, правильно организовать свой быт – всему этому мы в полевых условиях смогли научиться.

А вечером нас ждала увлекательная программа. В этом году экспедиционное движение отмечает юбилей – 10 лет. Балтика и Печора, Приазовье и Адыгея, Озерный край и Астраханская область, Домбай и Северный Урал, Волга и Байкал. Участники экспедиции комментировали исторические кадры, рассказывали веселые истории и байки. Кадры на экране сменяли друг друга, видеофрагменты и фотоархив помогли вспомнить главное.

Девятый день. (12.07)

А утром нас ждала удивительная наука – физика. В мастерской Андрея Ивановича Семке, учителя физики из города Ейска Краснодарского края, мы познакомились с историческими событиями, связанными с открытием строения атома и радиоактивности, побывали в лаборатории Дж.Дж.Томсона и смогли измерить радиационный фон в национальном парке, а также объемную активность проб воды и почвы около Балтийского моря и Куршской косы.

Удивительным событием для всех участников стала экскурсия в Калининград. Уютный, красивый город впечатляет своими историческими артефактами. Мы побывали у могилы выдающегося мыслителя Иммануила Канта, посетили музеи океанографии и мирового океана, побывали в Музее янтаря. Особенное украшение Кенигсберга – липовые аллеи. Более двухсот сортов липы по очереди цветут с начала мая и до конца августа. Проезжая мимо памятника Шиллеру, узнаем, что монумент уцелел благодаря фразе, написанной на нем одним красноармейцем: «Сохранить. Пролетарский поэт».

Пройдя Медовый мост, мы оказались у Кафедрального собора. Здесь в «профессорской усыпальнице» в 1804 году был похоронен Иммануил Кант. В 1880 году над могилой Канта была возведена часовня в стиле неоготики. Величие Собора, высказывания Канта и тихая органная музыка… фантастическое место!

В конце XX - начале XXI веков поэтапно был создан уникальный для России Музей Мирового океана, располагающий интересными экспозициями и четырьмя музейными судами (в том числе подводной лодкой). Мы с удовольствием били в судовой колокол, вертели штурвал и осматривали палубы исследовательского судна «Витязь».

   

День десятый. (13.07)

Сегодня в мастерской Надежды Михайловны Растрепиной, учителя математики из Ростовской области, мы занимались лесной таксацией. Проводили качественную и количественную оценку леса в статике и динамике. Оказывается, без математики в лесу трудно обойтись. Мы определяли высоту деревьев, рассчитывали объем леса, определяли массу древесины.

После обеда попали на занятие «Осторожно, короеды!» Сергея Борисовича Циклова, учителя биологии из Владимирской области. Оказалось, что короедами часто ошибочно называют личинок жуков-усачей и других стволовых вредителей. На самом деле короеды – отдельное семейство жуков, отличающихся мелкими (или очень мелкими) размерами, формой тела и характерными ходами, оставляемыми взрослыми особями и личинками на внутренней стороне коры и наружной поверхности древесины. Это в теории. А на практике короедов в национальном парке мы так и не нашли. Лесники очень хорошо ухаживают за лесом, не оставляя вредителям шанса на выживание.

А вечером мы смотрели очередной сюжет экспедиционной телекомпании  «В Курshe». И как умудряются ребята за такой короткий срок (один день) придумать, снять репортаж, смонтировать и озвучить и все это в полевых условиях? Молодцы! В очередной раз наши журналисты удостаиваются оваций.

Одиннадцатый день (14.07)

Когда мы прочитали название мастерской «Бриологи и бриоиндикация», то не могли и подумать, что будем изучать физиологию и морфологию мхов. Мы овладели методикой сбора и определения мховидных, а также с помощью метода бриоиндикации определили состояние атмосферы. Помогала нам осваивать новые горизонты Мария Владимировна Синенко, учитель биологии из Ямало-Ненецкого автономного округа.

А после дневного отдыха мы попали в мастерскую Ирины Леонидовны Кирюхиной, учителя биологии из Тулы, где определяли состояние природных водоёмов по содержанию кислорода в воде, общей щелочности воды. Достаточно сложное оборудование, переносные персональные лаборатории позволили нам провести целый ряд экспериментов. Вода в Балтийском море и заливе оказалась очень даже чистой. Здорово! Мы находимся в экологически безопасной среде, пьем чистую воду и дышим прекрасным воздухом!

В вечерней программе нас ждал традиционный концерт межрегиональных делегаций. Необычность этого мероприятия в том, что школьники из различных регионов объединяются, чтобы создать творческий коллектив и исполнить свой номер на сцене. Участники пели блюз, играли на пианино, танцевали латиноамериканские танцы, исполняли французские романсы. Но больше всего нам понравился танец, который подготовили для нас учителя-мужчины. Зажигательный, веселый и креативный номер не оставил никого равнодушным. А закончился концерт пением под гитару уже полюбившихся песен.

Двенадцатый день (15.07)

В ходе работы экспедиции мы исследовали почву, воздух, воду, проводили геоботаническое описание растительности, радиационный и климотологический мониторинг, химический анализ минеральных ресурсов, наблюдали за перемещением животных, учились различать их следы, занимались историческим анализом топонимов региона, биоиндикацией и биомониторингом в районах национального парка Куршская коса. В течение двух недель мы обучались в 24 мастерских. Сегодня мы весь день обрабатываем результаты и вместе с нашими руководителями готовим выступления, стараемся, чтобы они запомнились и вызвали интерес у ребят. А вечером каждый из нас вышел на сцену и показал, чему научился в экспедиции. Получилось здорово!

В минуты отдыха мы бежали на море, оно манило нас, своими волнами и чистотой, пляж привлекал белоснежным песком и редкими солнечными лучами.

Как быстро все закончилось. Последний день (16.07)

Закрытие экспедиции проходило на лужайке. Весело на небе смеялось солнышко. Официальные речи сменились награждением дипломами и благодарностями отличившимся. В конкурсе «Золотая ручка» (он фиксирует самых активных учеников по мнению их одногруппников) в этом году стобальный результат показала Александра Угрюмова из Москвы, порадовал и наш Феликс Суздорф, вошедший по итогам в десятку лучших. Победители получили янтарные ручки и подарки.

По итогам учительского голосования лучшей была признана Надежда Тукай из Белгородской области, а в конкурсе фотографий победила Дарья Серпуховитина из той же делегации. Наши ребята были отмечены в номинациях: Сергей Гнип за лучшую сюжетную фотографию, Сергей Замолинский за лучший портрет, Дмитрий Гусев за лучший пейзаж.

Пришло время расставаться. Небо вместе с нами плакало, под гитару мы пели гимн экспедиции и уже ставшую популярной песню Кати Чех из Новосибирской области «Расстояние»:

«Нас разделяют расстоянья и мосты,

Звезды на небе и мечты,

А так хотелось быть рядом,

Рядом с тобой…».

Ребята обнялись и образовали фигуру, напоминающую большое сердце, которое в такт музыке пульсировало.

Десятая Межрегиональная экологическая экспедиция школьников России на территории национального парка «Куршская коса» завершена.

P.S. От всей души поздравляем Владимира Нодаровича Головнера, вдохновителя и главного организатора экспедиции, с присвоением звания Заслуженный учитель РФ, а Александра Александровича и Людмилу Владимировну Буханистовых с серебряной свадьбой!

Анна Митина, ученица 7 класса, Феликс Суздорф, ученик 10 класса средней школы № 11,  Валерия Худякова, ученица 10 класса гимназии № 14, город Ейска, Краснодарский край

Фото участницы экспедиции, школьницы из Магнитогорска Анастасии Давыдовой, участников экспедиции, учителей Сергея Циклова (Владимирская область), Галины Ивановой (Москва) и других фотомастеров.

быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.