Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Насколько качественный электронный журнал/дневник в вашем регионе?

Результаты

Текущий номер

Экстернат: «за» и «против»

Самостоятельно учиться интереснее?

номер 46, от 14 ноября 2017

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№47 от 21 ноября 2017

pВ Любинском районе Омской области вывели секрет успеха для руководителей образования: в основе всех решений должно лежать… неравнодушие. Об управлении с человеческим лицом в репортаже Натальи Яковлевой.

pКлассическая триада методов угнетения учителя: проверки, жалобы, отчеты – действует в полную силу. Впрочем, несмотря ни на что, массового исхода из школ не наблюдается… Что же удерживает педагогов? Свой ответ дает Ольга Филимонова.

23 июля 2016 года в 18:53

На «Творческой Даче» педагоги Алтайского края обретают крылья и друзей

Ольга Бойко
Что такое дача? Это работа и отдых. Единение с природой и друзьями. А если это «Творческая Дача»? Шесть лет назад идея проведения семинаров для педагогов в таком формате на базе краевого детского оздоровительно-образовательного центра «Уба» пришла в голову активистам клуба «Учитель года Алтая». И вот позади уже одиннадцать «дачных» сезонов (дачи проходят два раза в год – летом и осенью). Каждый – событие!
«Творческая дача-2016» для меня первая. Еду с интересом и опаской: мало кого знаю. Провожает Барнаул проливным дождем. Дождь в дорогу – к удаче.

В пути с песней под гитару становится совершенно ясно, что опасения были напрасными. Поём, знакомимся, общаемся. Узнаю, что с нами, кроме учителей нашего региона, новосибирцы и туляки. Как вам – на дачу за 4000 километров?

 

Культурно-просветительская программа начинается ещё по пути на «Убу». Выходим в селе Полеводка и попадаем в другой мир, мир вечных ценностей под покровительством славянских богов во главе с прародителем Родом. У входа в художественно-этнографический комплекс «Легенда Великого Алтая» нас встречает Артём Игнатенко (на вид – истинный шаман). Слушаем легенды, знакомимся с традициями. В каждом слове - любовь к Родине, семье, человеку.

Идём к пантеону славянских богов. Останавливаемся у «Золотой Бабы». По легенде, именно в её честь Алтай получил своё имя. Считается, что если, совершив определённый ритуал, загадать здесь желание, то оно обязательно сбудется. Вот только просить у «Золотой Бабы» надо нематериальные блага. Где-то, совсем близко, слышны народные песни. Фольклорный ансамбль вовлекает в хоровод, и мы уже все вместе поём, пляшем, играем. Светит солнце. На душе радостно – доброе предчувствие.

Снова в дорогу. Уже совсем близко.

 

Вот и «Уба». Расселяемся по уютным домикам и уже через двадцать минут собираемся в конференц-зале.

Первый мастер-класс обещает быть не только интересным, но и вкусным. Мастер-класс-сюрприз: в программе не значится. Жена члена клуба «Учитель года Алтая» Андрея Логинова Екатерина рассказывает историю пряника, а Андрей тем временем взбивает яичный белок с сахарной пудрой. Будем украшать пряники. Катя испекла их заранее. И вот мы уже давим на кондитерские кульки. Процесс увлекает. Полчаса - и тридцать пряников с причудливыми узорами готовы. Здесь и цветы, и животные, и, конечно, пеликан с птенцами. Как это теперь есть?

Вечер знакомств плавно перетекает в ночь. Песни под гитару, шутки, беседы. Темы не иссякают. Душевно. Чувство, что знаем друг друга тысячу лет.

 

Второй день начинается с прогулки по росистой траве. Непередаваемо. Теперь можно и на зарядку. Проводит её учитель Алтая-2016 года Александр Шишаев. Заряжаемся с головы до ног (именно в этом направлении). Саша, ты волшебник!

Завтракаем и по автобусам. Едем в Тавдинские пещеры. С хорошей песней под гитару дорога не утомляет.

Сорокаминутная очередь на экскурсию очень кстати. Обходим сувенирные лавки, покупаем презенты родным и друзьям. А теперь вперед и вверх. Гид Александр проводит по тоннелям пещер, иногда таким узким, крутым и скользким, что от страха порой забываем дышать. Наконец попадаем в Орлиный грот, а оттуда - на свет божий. Подходим к Тавдинской карстовой арке, памятнику природы, кстати. Красивое место, да ещё, говорят, желания исполняет.

Посещение памятников Николаю Рериху, Джону Леннону (есть такой) и родника Аржан-Суу (Золотой ключик) завершают экскурсионную программу.

«Уба» ждёт! Плотный обед, тихий час, если повезёт. И, конечно, мастер-классы.

Гостья из Тулы Людмила Бабкина принимает образовательную эстафету. Вместе с супругом Андреем и сыновьями Ильёй и Виктором она пересекла 12 регионов, чтобы встретиться с единомышленниками. Людмила – учитель французского, победитель конкурса «Учитель года Тульской области 2015», лидер регионального клуба пеликанов. На конкурсе «Учитель года России» в Казани познакомилась с нашим Александром Шишаевым. Завязалась дружба. И вот туляки на Алтае.

Всей «Дачей» отправляемся в город-герой Тулу. Самовары, пряники и оружие. А ещё храмы, музеи, памятники и экзотариум. Красивый город с богатой историей. У Тулы есть гимн, и все туляки его знают и поют с детства. Людмила запевает - «дачники» подхватывают. Заканчивается путешествие чаепитием с настоящими тульскими пряниками. Теперь все мы хотим в Тулу, в гости. Люда, жди!

А между тем наступает время мастер-классов от новосибирской делегации. Марина Чёшева, методист межшкольного информационно-методического центра Черепановского района, победитель конкурса «Учитель года Новосибирской области-1992», вице-президент региональной общественной организации «Ассоциация участников педагогических конкурсов», перевела основные положения ФГОС с птичьего языка на качественный русский. «ФГОС – это красивая история! - утверждает Марина Николаевна. – Главное понимать, что строить, чем и зачем». Сначала слушаем с недоверием, потом начинаем кивать и соглашаемся-таки с тезисом. Да, ФГОС – красивая история, потому что командная, осмысленная, осознанная и душевная, эмоционально-интеллектуальная, творческая, деятельная и эффективная. Главное – устремлена в будущее.

Вместе с Екатериной Волковой, лауреатом конкурса «Учитель года Новосибирской области-2014», читаем короткие рассказы, вернее, изучаем текст на экране, а Катя вслух читает, проникновенно, до мурашек. Анализируем пространство и время в художественном произведении, строим предположения об авторстве. Мимо! Открываем для себя Евгения Замятина, совершенно нового. Эмоционально и в самое сердце!

Мозг нуждается в разрядке. По плану – «Дельфийские игры». Вокальное и хореографическое искусство, чтение, театрализация стихов и песен, сольное и ансамблевое исполнительство. «Дачники» демонстрируют все свои таланты. Бурный выплеск энергии – то, что надо!

 

На третий день прогулки босиком по росе становятся потребностью.

После завтрака снова мастер-классы. Вместе с учителем года Алтая-2016 Татьяной Вершининой обращаемся к космогонии и возвращаемся к славянской мифологии (именно её Татьяна считает одним из средств воспитания духовно-нравственной личности). Узнаём, что ладушки - те, которые «были у бабушки» – молодожёны, а слова «сварганить» и «свадьба» родственные, произошли от имени бога-кузнеца Сварога. По окончании мастер-класса традиционные аплодисменты, а Татьяне - ещё и кубок. Торжественная передача переходящего кубка победителя конкурса «Учитель года Алтая» от Александра Шишаева Татьяне Вершининой происходит на наших глазах.

Ольга Шикунова, учитель года Алтая-1998, показывает, как применять технологию критического мышления на примере стихотворения Александра Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека...». Образы-символы уводят нас в диаметрально противоположных направлениях. Удивительно!

Финалист конкурса «Учитель Алтая-2010 года» Тариэль Эдоков говорит о развитии памяти у школьников на мастер-классе с поэтичным названием «Розы в декабре». В век информации особенно актуально учить детей вычленять из неконтролируемого потока важные сведения. С удовольствием выполняем упражнения для развития памяти. Как бы теперь их не забыть?

Большая перемена. Активная. Поднимаемся на гору Змеиная. Тропа идет круто вверх. Непросто. Выполнимо. С высоты «Уба» как на ладони. Спускаемся той же тропой. Это, скажу вам, ещё труднее.

А конференц-зал уже манит ароматом кофе. По чашечке? Нет! Кофе нужен для мастерской Татьяны Юриновой. «Кофейная гризайль» - техника создания картин, где краски заменяет растворимый кофе. Рисуем, делаем оттиски, посыпаем сахаром и становимся очевидцами волшебства – проявившиеся светлые пятна похожи на полевые цветы. Ещё несколько штрихов, и картина готова.

Самое время вновь отправляться в путешествие. На этот раз во Францию. Людмила Бабкина представляет мастер-класс «Вдохновлять – открывать - учиться». Надо сказать, что французский язык в Туле популярен, а многие выпускники Людмилы Геннадьевны - студенты вузов Франции. «Дачникам» демонстрируются педагогические шоу-технологии. Мгновенное погружение в среду, и мы уже слышим произведения французских композиторов и даже напеваем. Узнаём на портретах известных французов: писателей, актёров, певцов, общественных деятелей. Людмила говорит по-французски, задаёт вопросы, и отвечать ей хочется на этом удивительно красивом языке. И память вдруг сама выдаёт: «Je vous aime».

С французского переходим на немецкий. Виктор Майзенгельтер мотивирует школьников к изучению иностранного языка с помощью фильмов на немецком. Вместе с ребятами молодой учитель снимает тематические ролики. С удовольствием смотрим про Адвент (предрождественское время). На кадрах зима, а у нас всё жарче и жарче.

Выйдем, поговорим? С удовольствием! Тем более, что на разговор приглашает учитель года Алтая-1999 Николай Марухин. Усаживаемся на свежей травке. Вопрос у Николая Петровича один: «Каким должно быть нечто, чтобы оно было вечным?» Размышляем, отвечаем, спорим. Слушаем занятную сказочку про солнышко, влюбленных Сашу и Машу и в ней тоже ищем ответы и, кажется, находим, но... Всё не то! Погружаемся глубже, говорим о чувствах, вечных ценностях. Так какой же он, правильный ответ? Оказывается, его нет. Зато остается послевкусие от общения и множество идей на будущее.

«Весёлые Старты» продолжают программу третьего дня. Две команды борются за победу. Прыгаем, бегаем, ползаем, скользим в тазах по траве... Исход стартов уже неважен. Все довольные и счастливые. Смеёмся, поём, сочиняем «кричалки». И кажется, детство-то никуда не ушло, просто притаилось и тихонечко ждёт своего часа. Дождалось!

После ужина попадаем на юмористическую программу «Хорошие шутки». Помните такое телешоу? Две команды, пять раундов и много-много смеха. Испытания, подготовленные четой педагогов Луценко, хоть и шуточные, но непростые. Попробуйте угадать словосочетание по жестам или спеть «перевёрнутую» песню. А рассказывать сказку, используя только гласные звуки, вам доводилось?

Уже по традиции заканчиваем день песнями под гитару.

 

Ласковое утреннее солнышко. День отъезда. Небо после ночной грозы ясное. Хочется бежать по росе. Бежим. Боже, как хорошо! Может, поэтому совсем не грустно?

Снова автобус, снова дорога. Как три дня назад. Едем обратно. О чём думают мои друзья, глядя в окно? У меня в голове абсолютный хаос, а в душе покой. Разве бывает так? Выходит, бывает.

А я смогла бы так же, как туляки, проехать пол-России ради встречи с новыми друзьями? Смогла бы теперь.

С чем еду домой? Десять мастер-классов, четыре праздника, две экскурсии и один «Разговор о Вечном». Есть о чём вспомнить, точнее - о чём теперь не забыть. Хочу общаться с этими людьми, дружить с ними.

Я была собой эти четыре дня. И все так: говорили, что думали, делали, как чувствовали.

Не буду скучать: уже скучаю. Знаю, впереди новые встречи. Друзья, хочу петь с вами, петь для вас, слушать, как поёте вы. Хочу ходить по росе и думать о Вечном. Состояние счастья. Чувствую крылья за спиной. Может, пеликаньи?

А в Барнауле опять проливной дождь...

 

Ольга Бойко, учитель русского языка и литературы школы №19, Яровое, Алтайский край

 

Фото автора

быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.