Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Согласны ли вы с тем, что учитель должен уметь преподавать более одной дисциплины?

Результаты

Текущий номер

Есть такая профессия. Мужская!

Коридоры времени Павла Красновида

номер 46, от 12 ноября 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№46 от 12 ноября 2019 года

pКак учителю отказаться от непомерной дополнительной нагрузки на текущей или будущей работе - вопрос не праздный. Но как его решать, если с одной стороны пылающие праведным гневом коллеги, обвиняющие в нежелании работать, а с другой - директор, отказывающий в уважении и трудоустройстве "соискателю легкой жизни"? Неужели сдаться и взвалить на себя все, что возложат? Анна Инютина в своей статье предлагает для начала все хорошенько обдумать.

pУже четверть века санкт-петербургская академическая гимназия №56 охотно принимает студентов-практикантов, ведь это один из действенных способов профессионального развития образовательной организации. Как влиться в сплоченный коллектив и стать его существенной частью? Как избежать недопонимания и получить новые знания и навыки? Девять советов будущим коллегам формулирует заместитель директора гимназии Екатерина Тенютина.

p"Сейчас появилось огромное количество новейших знаний, к которым, с точки зрения предыдущих поколений, даже подступиться сложно, а современные школьники это уже изучают… Потому что им предстоит совсем другая жизнь. Даже общие базовые знания стали настолько обширными, что, я думаю, лучше предоставить нынешнему юному поколению самому выбирать, как жить и как готовиться к будущей взрослой жизни", - считает Николай Дроздов. Интервью ученого, путешественника, многолетнего ведущего передачи "В мире животных" читайте в рубрике "Гость "УГ".

20 сентября 2015 года в 10:42

Двойной юбилей «пеликанов» Алтайского края

Николай Марухин
Почему учителя года Алтая разных лет так стремятся на Дачу – оригинальный формат слета? Не успевает закончиться одна, а уже строим планы на следующую. А уж весной только и разговоры о ней. Наверное, трудно дать какой-то однозначный ответ.
Хочется увидеть друзей и познакомиться с новыми интересными людьми? Конечно. Отдохнуть в горах Алтая и посетить местные достопримечательности? Пожалуй. Поработать, показать, чему научился, что придумал нового и увидеть это у других? Без сомнений. А может быть, всё это вместе. А ещё у Дач есть какой-то неуловимый дух лагеря из детства…

Нынешняя Дача – девятая, мы посвятили её двадцатипятилетию конкурса «Учитель года Алтая» и пятилетию Клуба «УГА». Написал и понял – как-то больно пафосно прозвучало, но из песни, что называется, слов не выкинешь. Что могли мы подарить в этот двойной юбилей? Пожалуй, главное – своё творчество. Одиннадцать занятий провели наши дачники, и каждое вызывало бурю эмоций.

Впрочем, пусть всё будет по порядку. Впервые родная турбаза «Уба» не смогла нас принять – так получилось. Комфорт детей важнее, поэтому там разместилась смена ребят-бардов. Но на берегах Убы мы всё-таки побывали – об этом чуть позже. Наталья Васильевна Молчанова, наш большой друг и директор детского оздоровительно-образовательного центра «Алтай», разместила нас со всеми возможными удобствами на турбазе «Ода» в нескольких сотнях метров от знаменитого озера Ая и в десятке километров от «Убы». В наше полное распоряжение на все пять дней был предоставлен бильярдный зал, думаю, таких «чемпионатов» он ещё не видел!

Погода в дороге и сразу по приезду не очень баловала – лил дождь и было немного неуютно. Но вечерняя программа, организованная Аллой Швецовой и Настей Егоровой взбодрила, перезнакомила, заставила прыгать, кричать, кривляться – в общем, безумствовать на всю катушку! И оно того стоило! А потом ещё шашлык у беседки и песни (у некоторых до утра) – погода пошла нам на встречу и дождь начал отступать (хан Алтай, однако, подсуетился).

А утром закипела работа. Наталья Васильевна организовала нам переезд на «Убу» и там в большом концертном шатре прошли первые мастер-классы. Открыл программу Александр Шишаев. В его занятии добрая половина наших дачников превратилась в учеников пятого класса. В общем было весело! Всё по правилам настоящего урока, но с весьма креативным наполнением. Здесь и созданный «собственными руками» флэш-моб, и метание мяча вместе с инструктором на экране, и «перестрелка» и многое-многое другое. Особенно здорово прозвучали на финальной релаксации слова: «Представьте, что мы в горах…». Александр назвал это «болванкой», вокруг которой он строит будущий урок для Всероссийского финала «Учителя года России-2015». Не менее бурным было и обсуждение – Саша не успевал страницы в своём ежедневнике заполнять советами и предложениями. Будем надеяться, что-то из наработанного на «Убе» пригодится.

Эстафету у Александра приняла Ирина Морозова, здесь же в большом шатре. Ирина вернулась в начальные классы и продемонстрировала технологию «оживления» картин. Чего мы только не делали! Смотрели на картину через трубочку, обсуждали меню и аппетиты героев. А на старых, всем знакомых фотографиях такое вдруг все вместе разглядели… Спасибо, Ирина, ты просто классный учитель! И сумела вернуть нас в детство, а это очень непросто.

А потом мы сфотографировались на привычном месте на память с «Убой» и отправились на «Оду». После отличного обеда Лёша Киселёв повёл всю бригаду на экскурсию на Аю. Впечатлений масса – прекрасные виды, беседка Влюблённых – наладившаяся погода позволила сделать много прекрасных снимков.

Вечером работа и отдых рука об руку продолжились. Алексей Лисин представил «Школу цифрового века» в очень необычном ключе. Как оказалось, с помощью до боли знакомого всем Андроида и любого планшета и смартфона можно оживить на экране только что раскрашенную на бумаге раскраску. И полетели на дисплее его планшета бабочки, забились сердца и зазвонили будильники! Восторгам не было предела – это же чудо настоящее! Но это чудо, которое можно сделать своими руками с помощью совершенного бесплатного программного обеспечения. Думаю все вышли с занятия с ощущением, что мы немного волшебники. Ну, или хотя бы учимся быть ими.

Малые Дельфийские игры завершили второй день Дачи. Танцуют (участвуют) все!!! Дачников посетили бог Аполлон с ханом Алтаем и фавнами, песни и пляски сотрясали стены, а Игорь Морозов даже сумел проломить лестницу со второго этажа! На наших Дачах всегда бывают не только педагоги, но и их семьи – мужья, жёны, дети, сёстры. Особенно радовали нас дети – Полина, Варвара, Александра, Иван и Степан, что называется «жгли»!

День третий. Утро начинается, как всегда, с зарядки – её проводят Елена Казанина и Александр Шишаев. «Бодрость духа, грация и пластика» обеспечены на весь день! Перешагивая через проломленную накануне Игорем ступеньку, наша шумная компания вновь поднялась в бильярдную.

Серию занятий начала Алла Швецова, её тема: "Управление проектной деятельностью учащихся начальной школы с использованием рабочего блокнота "Мой проект". Однако задания «детскими» не показались. Группы «учащихся» пользуясь рабочими блокнотами, проектировали всеми доступными им средствами – даже торт (бумажный, правда) соорудили в честь юбилея конкурса! А ещё пели, плясали, рисовали и чего только не творили!

Следующим представлял своё «творение» ваш покорный слуга. Мне кажется, удалось поставить аудиторию несколько раз в тупик, вопросов про давление в водопроводной трубе и глубину скважин точно от историка никто не ожидал. А ещё, как оказалось, мы не можем объяснить массу явлений, которые кажутся нам известными. Закрутились «узлы-выводы» и «обнажилась» проблема псевдознания. А Игорь сказал: «Я окончательно сейчас проснулся!»

И очень вовремя, потому что следующее занятие они проводили вместе с Александром Шишаевым. Два учителя физической культуры повели нас на берег Катуни, под мост, и провели «Весёлые старты». Солнце, воздух, вода и мастерство педагогов взбодрили настолько, что девиз одной из команд «Нас не догонят!!!» в хоровом исполнении приводил в благоговейный ужас обитателей соседних баз, сбивал листву и хвою с деревьев и заставлял шевелиться камни на близлежащих склонах – обвал казался неминуем! И он был – обвал эмоций, взрыв хорошего настроение и волна бодрости. А бодрость была ох как нужна – после обеда Алексей Киселёв продолжил серию пеших экскурсий и повёл дачников на гору Чёртов палец. Шикарные виды, роскошные пейзажи, толика разумного адреналина и вполне заслуженная приятная усталость после тяжёлых фотосессий на вершине и её окрестностях вознаградили «горой» впечатлений!

Вечерняя программа в тот день была представлена «Битвой хоров». По условиям конкурса, нужно было исполнить три песни: военную, народную и из хитов 80-х.

День четвёртый, а точнее, утро, как всегда осчастливило всех дачников и обитателей ближайшей (в радиусе километра) округи «зарядочной» музыкой и командами. Затем начались мастер-классы.

Очень серьёзный разговор начала Шикунова Ольга. Она представила интереснейшую историю поиска, связанного с Героем Советского Союза Александром Мефодьевичем Птухиным, имя которого носит Усть-Пристанская школа. Перед нами раскрылась тайна двух захоронений погибшего героя, а также огромный труд множества людей, позволяющий прикоснуться к забытым страницам нашего великого прошлого. Слёзы на глазах наворачивались. К разговору присоединились все – каждому есть что сказать, война не пропустила никого из наших дедов. Вечная им Слава!

Пять лет назад, на первой Даче нового времени, Андрей Логинов проводил занятия по очень актуальной тогда теме: переход на свободное программное обеспечение. Казалось – «Линукс» неизбежен. Но прошло время, а мы по-прежнему смотрим в «форточки». Почему? Разве Билл Гейтс стал филантропом и дарит нам свою продукцию даром? Андрей вернулся к этому вопросу спустя пятилетку и попробовал вместе с нами проанализировать ситуацию. Почему мы продолжаем пополнять счёт «дяди Гейтса» и его коллег? Почему не «спрыгнули»? Вопрос не прост, а ответ тем более. В ходе занятия, пока Андрей вёл беседу, Елена Шишаева установила на одном из ноутбуков Линукс менее чем за десять минут, тоже аргумент в пользу оного, но немало было и сомнений и страхов. Впрочем, вывод прост – выбор всегда за нами.

Математика – царица наук! Гениально-банальная истина была в очередной раз подтверждена Анастасией Егоровой. Её занятие было посвящено числам Фибоначчи. Где мы их только не находили – и в селекции кроликов, и в пропорциях выдающихся архитектурных сооружений. И в «формах» знаменитых скульптурных красавиц. И даже на собственном лице! Красота-то оказывается, вполне, алгеброй проверяется! Особенно линейкой от подбородка до макушки!

Разговор о гармонии продолжила Елена Казанина, её «героями» стали две революционные картины - «Поцелуй Иуды» Джотто и «Чёрный квадрат» Малевича. Перед нами раскрывалась мощнейшая драматургия сюжета и цвета, и даже «Чёрный квадрат» из непонятного идола превратился для многих в интересное явление культуры. А уж как связаны упомянутые полотна с понятием «дизайн» - это точно для многих стало открытием! Надеюсь, нас в будущем ещё ждут встречи с прекрасным!

Алексей Киселёв для своего занятия подготовил в лесу целую поляну – повесил сетку, приготовил различный спортивный инвентарь. Макет предложенного урока с участием двух команд – одной более физически подготовленной, другой – менее, был призван продемонстрировать авторский подход к решению задачи дифференцированного подхода на уроках физической культуры. Это было очень тонко и высоко профессионально. Алексей поставил достойную точку в серии наших занятий!

Надеюсь, наши мастер-классы пробудили новые мысли и идеи, но, мне кажется, не менее интересными были своеобразные рефлексивные дискуссии по каждому из занятий. Каждому было что сказать по тем проблемам, которые авторами поднимались. От педагогов не отставала и «родительская общественность» - жёны, мужья, дети, сёстры, вовлечены они в процесс были по полной!

А после сытного, как всегда, обеда – экскурсия на воспетое в хитах 60-х озеро Манжерок. Подъём на канатно-кресельной дороге на вершину горы Синюха – это что-то новое в наших дачных программах. Полчаса вверх – полчаса вниз, а на вершине настоящий этнографический парк, посвящённый культуре коренных народов Алтая. Шаман, огромный аил, Золотая баба, идолы, а также фантастические виды – спускаться категорически не хотелось! Но спуск того стоил – ландшафты раскрывались необыкновенные.

Финальная вечерняя программа, подготовленная Еленой Казаниной, и повеселила, и напомнила, что «Всем нашим встречам…» приходится завершаться. Все высказались, поделились ощущениями и настроением. Строили планы на будущее. Формат фестиваля мастер-классов так понравился, что поступило предложение продолжить на осенних каникулах в частной школе «Грани», где директорствует Андрей Логинов и трудится Ольга Шикунова. Кто знает, может и получится. Только для этого нужно будет много поработать.

Николай Марухин, учитель истории Малаховской средней школы Алтайского края, учитель года Алтая-1999

быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.