Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Предстоящая аттестация вызывает у вас:

Результаты

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№ 27 от 4 июля 2017 года

pОшибочная формула не должна привести к верному ответу в задаче! Но приводит… потому что она не ошибочная, а новаторская. Об открытиях учеников и прозрениях экзаменационной комиссии в авторской колонке Учителя года России – 2007 Дмитрия Гущина.

pЕсли бы великий бард смог прочитать «Заметки молодого папаши-профессора» Сергея Тетерского, он бы повторил свое знаменитое «пишет, как дышит». Представляем вам «Месяц второй» - удивительный и проникновенный текст, в котором неизменно торжествуют любовь и новая жизнь.

pДиректор школы многолик. Он менеджер, экономист, юрист, психолог, учитель… и даже строитель и еще много кто в зависимости от задач, которые ставит перед ним школьная действительность. Взгляд брянских директоров на проблему совмещения несовместимых ролей – в материале Ольги Приваленко.

22 июня 2015 года в 00:58

Четвертый день семинара: учимся у мастеров

Оксана Родионова
Дни установочного семинара для участников Всероссийского конкурса «Учитель года России-2015» промчались незаметно. И вот уже финал. Для него у организаторов семинара было припасено самое зрелищное – мастер-классы победителей конкурса разных лет.
Но сначала лекцию-консультацию о том, как готовится к конкурсному заданию «Мастер-класс» прочитал абсолютный победитель конкурса «Учитель года России-1992», учитель музыки НОУ «Ломоносовская школа» Москвы Артур Заруба. На «Учителе года» мастер-классы появились в 1996 году, однако в 90-е годы это испытание называлось «Уроки-импровизации со взрослыми». На сцену ставились парты, за них садились конкурсанты, не попавшие в «пятнашку», и лауреат демонстрировал занятие жюри.

Артур Викторович уверен, что мастер-класс – действо, сродни театральному, а значит должно быть выстроено по законам драматургии: завязка – развитие - финал. Готовя мастер-класс, нужно поработать над речью, научиться правильно пользоваться микрофоном. Что касается структуры подготовки, она складывается из следующих элементов: придумать идею, связать идею с темой, определить цели и задачи, поставить проблему, поработать над замыслом, наконец, написать план. Мастер-класс – это не лекция, но и в игру его нельзя превращать…

Понять все тонкости возможно только на практике, подготовив собственный мастер-класс. И, конечно, посмотрев вблизи и живьем на результаты творческих усилий учителей года России.

 

Учитель года России-2012 Андрей Сиденко говорил о том, что ему интересно, и, наверное, поэтому заинтересовал весь зал. Тема - взаимосвязи между предметами и событиями, элементами мира, в котором мы живем. Классический пример – эффект бабочки, открытый Эдвардом Лоренцом. Событие, и его последствия… Пьер Ферма оставил на полях учебника арифметики 17 века короткую запись – задачу, и 350 лет после этого все математики мира пытались решить теорему Ферма... Опечатка в приказе, касающемся налогообложения импортных товаров, поступающих в США, привела в свое время к убытку – ни много ни мало, 38 миллионов долларов... Есть о чем задуматься. А не это ли одна из задач мастер-класса?

 

Абсолютные победители конкурса – очень разные люди. И мастер-классы совершенно разные. Более всего на спектакль или литературный вечер походило выступление филолога и поэта Олега Парамонова, учителя года России-1993. Но все-таки это именно мастер-класс, потому что его участники получают новое знание, даже когда речь идет о привычных вещах. Тут не посидишь спокойно, не подремлешь под лекцию мастера, все время надо отвечать на интереснейшие вопросы. От такого, казалось бы, простого: «Сколько лет пушкинской Татьяне, а сколько Ольге?» до суперсложного: «Почему Пушкин очень рано стал думать о смерти?».

«Невидимо склоняясь и хладея,

Мы близимся к «...» своему».

Какое слово пропустил Олег Геннадьевич в этом стихотворении Александра Сергеевича? Догадайтесь… Только сразу не бросайтесь в интернет и к сборнику классика. Ответ вам покажется неожиданным. А мысли о смерти, уверен Олег Парамонов, пришли к Пушкину после восстания декабристов. Не было желания жить в России, где правят «злато и булат».

 

Для Юлии Мукасеевой, учителя английского языка Ломоносовской школы, лауреата конкурса «Учитель года Москвы», урок – повод для общения. Выстраивая общение, Юлия Борисовна создает эмоциональный контекст и предлагает детям инструменты для работы. Веселая игра в обучение лексике завершилась на мастер-классе серьезным разговором о разнице национальных менталитетов россиян и англичан. Выяснилось, что наши люди, ранжируя ценности, на первое место поставили здоровье, а жители туманного Альбиона – семью.



После мастер-класса лауреата московского конкурса «Учитель года» Дмитрия Бесполова одна из участниц конкурса «Учитель года России-2015» воскликнула: «Я никогда не видела таких уроков физкультуры!». И правда, столичный учитель демонстрировал весьма необычные приемы. Например, «Живое зеркало». Ученики внимательно следят за движениями педагога и копируют их. Такой навык нужен, чтобы научиться меньше отвлекаться, следить за движениями тренера, когда он показывает как играть в ту или иную спортивную игру. Фокус-группы и весь зал отлично выполняли задания Дмитрия Бесполова.

 

И снова на сцене – Артур Заруба, он перешел от теории к практике и демонстрирует свой мастер-класс на тему «Образ в музыке». Участники мастер-класса слушают музыку и называют слова-ассоциации. Артур Викторович сравнивает их со списком слов, который предложили дети. Дети чувствуют по-другому… И опять идет напряженная работа мысли и поиск определения эмоций. Мы узнаем о том, как устроены орган, клавесин, клавикорд, чем они отличаются, слушаем историю создания «Аве Марии» Шарля Гуно, удивляемся, зачем Бах сочинил 24 прелюдии и 24 фуги к ним в пары. Мы слушаем музыку и облекаем в стихи наши чувства… И становимся немного другими после этого мастер-класса.

 

Мастер-класс – это еще и попытка рассказать о сложном просто. Попытка удалась абсолютному победителю Всероссийского конкурса «Учитель года России-2007» Дмитрию Гущину. «Как решить задачу?» - спросил математик у зала. И предложил найти общие принципы, которые мы часто не можем сформулировать, действуя интуитивно. Пути решения помогли найти внешне забавные задачки, предлагающие понять, как поставить слона, а затем жирафа в холодильник. Затем были задачи о шляпе, о медведе, о яблоке, рыбе и птичке… Неважно, о чем, главное - понять, что помогает их решить. Итак, вот какие шаги помогут решить любую задачу: отсечь лишнее, выделить главное, не искать сложное... «Пусть любая задача решится!» - пожелал Дмитрий Гущин.

 

Учитель года России-2012 Александр Демахин попросил у зрителей из зала смартфон и сделал селфи. «Чем отличается такой портрет от живописных полотен?» - спросил учитель МХК. Оказалось, ответить на этот вопрос непросто. Разве что современный портрет получается намного быстрее. Вот модель идеальной семьи – портрет четы Арнольфини нидерландца Яна ван Эйка. Он сделан в 15 веке. А каким бы был современный портрет идеальной семьи? Оказывается, в Интернете можно найти и такую версию – подражание ван Эйку. «Смысл можно выражать на разных языках, в том числе с помощью гаджетов», - делают вывод Александр Демахин и участники его мастер-класса.

 

Прощаясь с участниками установочного семинара, первая заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ирина Димова сказала: «Я чувствую по вашему отношению к происходящему, по вашим взглядам, что ваши ожидания, уважаемые финалисты конкурса, на этом семинаре оправдались. Мы хотели, чтобы здесь не было назидательности, морализаторства, но была полезная информация. Нам и нашим лекторам это удалось».


25 июня 2015, 13:10
Еще раз хочется сказать спасибо за замечательные мастер-классы!Это бесценный опыт, которым так щедро поделились настоящие мастера своего дела.
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.