Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Согласны ли вы с тем, что учитель должен уметь преподавать более одной дисциплины?

Результаты

Текущий номер

Есть такая профессия. Мужская!

Коридоры времени Павла Красновида

номер 46, от 12 ноября 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№47 от 19 ноября 2019 года

pДесятилетие оптимизации медицины признано неудачным. Нужно ли ждать подобных выводов по образованию? Отвечая на этот вопрос, член-корреспондент РАО Игорь Смирнов напоминает о существующих проблемах: обучение в две-три смены, рост числа учителей, работающих на две ставки, отсутствие в целом ряде школ теплых туалетов...

pВ Карелии детей с аутизмом обучили скалолазанию. Следующим этапом работы с ребятами станет апробация включения их во все виды внеурочной деятельности: сферу дополнительного образования, летнего и активного отдыха, досуга и неформального времяпровождения. Об обычной жизни необычных детей рассказывает Наиль Шабиев.

p"Я чуть не заснула, пока читала "Капитанскую дочку", – заявила восьмиклассница. Почему же современным школьникам неинтересно читать классику? Не потому ли, что она далека от их кругозора? Или дело в однобоком понимании книги? Учитель года Ярославской области-2016 Алексей Бутусов делится своим опытом решения проблемы.

pВ Москве методист школы запретила ученикам посещать туалет во время уроков. В Сосновоборске педагоги заставляли ребенка сменить прическу. Учителя периодически допускают столь бессмысленную жестокость по отношению к детям. В чем причина и как с этим бороться? Ответы знает педагог-психолог Кирилл Карпенко.

15 января 2015 года в 18:03

Зимняя школа учителей года и их учеников заглянула в будущее

Евгений Вирячев
«Что такое время?» - вопрос безмолвно повис в тишине урока. «Тогда посмотрим небольшой фильм», - предложил учитель. На экране появился пожилой фотограф, к которому в течение дня (и жизни) заходят сделать снимок разные люди, и он терпеливо, ненавязчиво и мастерски делает работу, улыбаясь чему-то своему. Чему?..

Не будем раскрывать все тайны одного из открытых уроков, что проходили на межрегиональной зимней школе «Учитель года» в городе Соколе Вологодской области, куда в новогодние праздники съехались десятки педагогов и сотни школьников из разных уголков нашей страны. Этому проекту уже много лет, его поддерживает «Учительская газета», существует он благодаря московскому педагогу Владимиру Головнеру – автору идеи и главному организатору.

Так что же такое время? Учитель проводит на доске линию, ставит на ней точку рождения Христа, и просит отметить на этом луче сегодняшний день, эту минуту, этот самый миг. Ребята выходят к доске и ставят мелом свои отметки. И они не совпадают! Значит время у каждого разное?

Кто-то в каникулы отдыхает от школы, от работы, оберегая каждый час безмятежного счастья. Кто-то убегает из дома, или от себя, пытаясь догнать что-то упущенное. А группа Головнера нашла свой способ изменять время (или себя?). Зимняя школа - особые каникулы. Одних это приводит в недоумение. Других – в восторг.

Проведя несколько дней в Кадетской областной школе-интернате – именно там жили и учились участники проекта, - я, наблюдая за окружающими, пытался понять – а зачем они собрались? Да - общение, да – путешествие в чужой край, да – возможность показать и посмотреть классные уроки, тем более, что преподавательское звено – поголовно лауреаты и победители профессиональных конкурсов. Но только ли ради этого?

Каждый учитель привёз с собой небольшую группу из 4-5 школьников своего учебного заведения, большинство из которых колесят на Зимние (и Летние) школы каждый год, и давно подружились со сверстниками – тоже старожилами - из других регионов. Есть уже и супружеские пары, нашедшие друг друга благодаря этому проекту. Это не просто «школа». Это большая семья. Где множество преподавателей-родителей и куча школьников-детей объединяются дважды в год в разных уголках России. Именно такие «мягкие», доверительные и естественные отношения между детьми и взрослыми, учениками и учителями мне показались главной отличительной чертой «головнерской школы».

А разве могло быть иначе? Посудите сами! Педагог сам отбирает детей из своей школы. Те, в свою очередь, добровольно отправляются в путь. Уроки, что им предлагают, не имеют места в программе, так как самой учебной программы в этой школе нет, к тому же группы подчас разновозрастные, но всем интересно, полезно, так как открытия на таких занятиях случаются, думаю, чаще, чем обычно. «А я и не знала, что такие уроки бывают!» - сказала мне одна одиннадцатиклассница(!), попавшая сюда впервые.

Ну чем не проект школы будущего? Лаборатория «ненасильственной педагогики»! Пусть такое образование в массовой порядке ещё только маячит где-то на горизонте, да и то - в умах отдельных «романтиков», но ведь «время у каждого своё».

Урок «Время», с которого я начал свой рассказ, и который поразил меня стрелой Купидона (а в уроки влюбляются не слабее, чем в людей), проводили два учителя одновременно: филолог Наталья Тихонова из Воронежа и историк Валерия Балтачёва из Удмуртии. Более непохожих соавторов трудно представить. Но, видимо, в этом и заключается прелесть «школы» - здесь можно всё! Обычные школьные законы и традиции не властны над этим проектом. Возможно, этот необычный десант, выбрасываясь каждый раз в новом месте, действительно меняет время. Заглядывая немножко в будущее.

 

Евгений Вирячев, преподаватель-организатор ОБЖ, учитель физической культуры средней школы №7 Вологды, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2007»

 

Фото из архива организаторов Зимней школы.

 

Прим. редакции. Репортаж учителя года Кубани-2000 Андрея Семке о работе Зимней школы 2015 года читайте в №3 «Учительской газеты» от 20 января 2015 года

15 января 2015, 23:48
"Обычные школьные законы и традиции не властны над этим проектом. Возможно, этот необычный десант, выбрасываясь каждый раз в новом месте, действительно меняет время". Меняет! И не только время! Этот проект меняет людей. Много лет десятки детей, приехав однажды на Зимнюю или летнюю школу, остаются в ней навсегда. Проект очищает души и укрепляет веру в то, что Счастье есть!Есть Творчество, есть Любовь, есть Семья, есть Дружба, есть бескорыстное педагогическое служение! Спасибо "Учительской газете" за поддержку этого замечательного дела. Спасибо педагогам, участникам этой невероятной Школы, за верность педагогике. Спасибо Владимиру Нодаровичу за его мастерство, умение объединять людей разного возраста в одну большую семью, за его неуспокоенность и душевную щедрость, за его замечательный Дар - любить людей и делать их счастливыми.
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.