Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

На что бы вы потратили годовую премию, если бы получили ее?

Результаты

Текущий номер

Ярослав КУЗЬМИНОВ, ректор НИУ «Высшая школа экономики»:

В течение ближайших десяти лет мы увидим ренессанс профессии учителя

номер 42, от 15 октября 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№42 от 15 октября 2019 года

pСколько бы ни говорилось о том, что у школы и родителей одна цель – развить и воспитать образованного, нравственного, активного гражданина, но согласие и понимание не всегда сопровождают эту задачу. В газету нередко обращаются как родители, обвиняющие учителя в предвзятом отношении к ребенку, так и педагоги с просьбой защитить от неправомерных требований родителей. Об этом Надежда Тумова размышляла во время дебатов и практикумов на II Общенациональном родительском форуме и об этом написала в своей статье.

pВ подмосковный образовательный центр "Созвездие" приходят с бедой и в то же время с надеждой. Ведь здесь бок о бок трудятся медики и педагоги, а у ребенка с ОВЗ появляется шанс вместе со специалистами добиться равных возможностей в учебе и реализации своего права на достойное будущее. О том, как мечты о настоящей инклюзии все-таки становятся реальностью, – в репортаже Лоры Зуевой и Михаила Кузминского.

p"В течение ближайших 10 лет мы увидим ренессанс профессии учителя. Из массовых профессий она станет одной из самых престижных. Это будет делом для креативных и амбициозных людей, огромным шансом для тех, кто приходит в школу сейчас. А еще это шанс на то, что туда придут люди, способные увлечь за собой", – уверен Ярослав Кузьминов. Читайте интервью ректора НИУ "Высшая школа экономики" в рубрике "От первого лица". Беседовал Арслан Хасавов.

26 июня 2014 года в 23:45

Глубокое погружение в конкурсные задания

Оксана Родионова
Вот чем были заняты сегодня на консультативном очном установочном семинаре участники грядущего финала Всероссийского конкурса «Учитель года России-2014». «Ныряли» с помощью опытных «инструкторов» и вооружившись самыми современными педагогическими «инструментами» и «оборудованием».

Конкурсное задание «Интернет-ресурс» поддалось исследованию с помощью лауреата Всероссийского конкурса «Учитель года России-2010», руководителя центра инноваций издательства «Просвещение» Екатерины Латыповой. Она подробно разобрала, каким должно быть интернет-представительство учителей года, за что и сколько баллов могут получить конкурсанты, создав свою страничку или блог. Общее количество баллов за это задание – 35. Первая группа критериев оценки интернет-ресурса – насколько удобно работать с сайтом, не отталкивает ли цветовая гамма, можно ли быстро выйти на то, что ищет посетитель. Вторая группа критериев – интересен ли сайт посетителю? Придет ли он вновь? Появится ли постоянный читатель? За удобство навигации дается 17 баллов, за наличие контактной информации, возможность оставить комментарий или поучаствовать в опросе – 4 балла, за дизайн – 3. И так далее…

Екатерина Вадимовна посоветовала: «Мы любим блоги и сайты, которые заведены нами. Но надо, чтобы близкие люди, коллеги и ученики посмотрели и сказали, что не так. Иногда, например, посетителей вводят в заблуждение названия рубрик – непонятно, что там за материалы…».

Что касается дизайна, нужно выбирать шрифты без засечек, чтобы было удобно читать, контрастные, не бросающиеся в глаза. Кегль – 12-й. Избегать навязчивой анимации.

В общем, полезных советов было очень много… Довольными с занятия ушли даже поклонники социальных сетей – они узнали, что на сайте может быть переход на страничку ВКонтакте, например, где учителя часто предпочитают общаться с детьми.

Выступление первого заместителя главного редактора «Учительской газеты» Ирины Димовой погрузило конкурсантов в историю конкурса, его философию, идеологию, открыло личностные смыслы этого самого необычного и популярного в педагогической среде состязания. Участники всероссийского финала 2014 года увидели перед собой лица абсолютных победителей разных лет, услышали о том, как складывается их карьера, судьбы лауреатов и просто участников, какое влияние оказывает конкурс на образовательные системы регионов. Ирина Георгиевна рассказала и о региональных клубах «Учитель года» в различных концах нашей огромной страны. Поделилась личными воспоминаниями о конкурсах разных лет. В общем, участники почувствовали себя звеньями в большой цепи, частью славной когорты педагогов, которых официально называют «учителя года», а неофициально – «пеликаны».

Следующее испытание заочного тура – «Методический семинар», конкурсанты до 15 августа должны подготовить и выложить на официальном сайте конкурса «Учитель года России-2014» презентацию с описанием своего опыта – 20 слайдов и 5 страниц сопровождающего текста.

О том, как представить свой опыт, конкурсантам рассказала доцент кафедры теории и практики управленческой деятельности в образовании Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ, кандидат педагогических наук Елена Пахомова. Елена Михайловна в конкурсе с самого начала и знает о нем практически все!

Елена Пахомова объяснила: «В описании опыта важно показать свою «фишку». Если ваша «фишка» - проектная деятельность, то о ней и расскажите. Если у вас есть система – расскажите о системе. Например, о системе использования технологии развития критического мышления». Начинать описание опыта стоит с противоречий. Возникает противоречие – педагог ищет из него выход, находит его в применении той или иной технологии, положим… Надо раскрыть ведущую идею опыта. Описать то, что учитель делает. Не только то, что написано в учебниках по педагогике и умных книгах….

Можно ли использовать видеоролик в презентации? Можно, но он должен быть максимально коротким – около трех минут. Видеоролик поможет жюри составить первое представление об участнике конкурса.

Единственное и потому ответственное испытание первого очного тура – урок. Погрузиться в пучину этого конкурсного задания учителя смогли вместе со старшим преподавателем кафедры естественно-математического образования Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ, лауреатом Всероссийского конкурса «Учитель года России-2011» Алексеем Дорониным. Он начал с того, что напомнил критерии оценки этого задания: компетентность, инновационность, креативность и рефлексивность. Затем рекомендовал литературу и источники, в том числе материалы «Методической кухни» на сайте «Учительской газеты». Отделил понятия «конкурсный урок», «открытый урок» и просто УРОК, рассказал о требованиях именно к конкурсному уроку. «Надо помнить, что на уроке, - сказал Алексей Владимирович, - необходимо показать способы достижения образовательных результатов. Урок должен быть зрелищным - в методическом плане».

А затем Алексей Доронин подробно разобрал особенности работы с различными возрастными группами школьников – 5-6-х классов, 7-9-х классов и 10-11-х классов.

Урок для участников всероссийского финала – во многом импровизация, ведь конкретная тема берется из календарно-тематического планирования данного класса. Но это не страшно, доказал Алексей Владимирович. Ведь учитель строит урок, исходя из того, чем должен овладеть ученик, а уже эту структуру можно подстроить под любую тему.

Целостный алгоритм подготовки к конкурсу представила заведующая отделом по связям с общественностью аппарата Общероссийского профсоюза образования Елена Елшина, тоже человек, знающий о конкурсе очень многое и любящий его.

Конкурс начинается с веры в себя. Затем следуют три этапа: вход в конкурс, участие в нем и выход из конкурса. Цель, которую ставит перед собой участник во время конкурса, -  соответствовать условиям состязания. Технологии: конкурсное поведение, освоение «сцены», ораторское мастерство, dress-code, тайм-менеджмент. Очень помогают во время состязания опыт, общая культура, педагогический кругозор, мобильность.

Вторая часть выступления Елены Станиславовны была посвящена технологии публичного выступления. Для оратора очень важно - поймать тонус зала, почувствовать аудиторию. В хорошей речи, уверена Елена Елшина, должны быть 10 элементов: объективность, ясность, образность, целенаправленность, повышение внимания, повторение, неожиданность, смысловая насыщенность, лаконизм, юмор.

В конце дня конкурсанты разошлись по кафедрам Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, чтобы на примере своего родного предмета преподавания понять, чему и как мы учим сегодня.

Фото автора

быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.