Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Что мешает вам преподавать так, как хотелось бы?

Результаты

Текущий номер

Нет проблем!

Плывя по течению, вполне можно управлять им

номер 21, от 21 мая 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№22 от 28 мая 2019 года

p"Поступая в университет, каждый абитуриент надеется, что высшее образование поможет ему найти свое место в жизни и реализоваться в профессии. Но так ли легко найти хорошую работу сразу после окончания университета? Помогают ли вузы с трудоустройством или молодежи приходится самостоятельно искать свое место под солнцем? Об этом в рубрике "Студсовет" рассуждают недавние выпускники вузов и студенты выпускных курсов.

pВ педагогике последних лет все громче звучит критика централизма системы образования и воспитания, педагогу все чаще отводится миссия наставника, а учащегося прогрессивно возводят в ранг саморазвивающейся личности… Параллельно с этим расширяется разнообразная запретительная практика, блокировка инакомыслия, идет навязывание стандартных образцов мышления. Все это чем-то напоминает попытки строительства плотины поперек безбрежного океана… Как адекватно и рационально реформировать образование с учетом накопленного опыта и современных трендов? Ответы – в статье доктора философских наук, члена-корреспондента РАО Игоря Смирнова.

p"Меня беспокоит то, что я бы назвала антипросветительским трендом современной государственной политики. На словах нас, разумеется, призывают читать книги, совершенствовать наши профессиональные навыки, но на деле обществу все больше перекрывают свободный доступ к образованию и культуре. И это происходит в ситуации, когда конкурентоспособность страны определяется в первую очередь количеством высокообразованных граждан", - из эксклюзивного интервью филолога, просветителя, главного редактора журнала "Новое литературное обозрение" Ирины Прохоровой.

27 марта 2014 года в 00:31

В Петрозаводске завершается финал городского конкурса «Учитель года»

Мария Голубева
В финал педагогического состязания вышли три человека – англичанка Елена Дарвина из гимназии №30, историк из Державинского лицея Максим Иванов, учитель физкультуры гимназии №37 Ольга Бородулина.
​«Учительская газета» рассказывала (http://www.ug.ru/news/11315) о главном испытании конкурса - открытых уроках в школах города. По результатам этого тура определились финалисты номинаций «Дебют», «Воспитать человека» и «Учитель года». Они провели в Центре развития образования мастер-классы и уже на следующий день отправились в лицей № 40 - там прошли беседы с детьми, посвященные Году культуры.
В последнем испытании, «круглом столе образовательных политиков», участвовали   начальник управления образования Елена Николаевна Герасимова, ее заместитель Любовь Викторовна Иконникова и главный специалист управления образования Ирина Владимировна Тюрлик.

Поддержка важнее
Первыми слово получили финалисты-дебютанты. Они рассказали о том, как директор может помочь молодому специалисту в работе. Во всех выступлениях педагогов, которые отработали в школе меньше года, прозвучала мысль о наставниках в профессии, который новому человеку в коллективе просто необходим.
Анастасия Михайловна Западова, историк из школы №27, уверена: молодому специалисту нужно понимать, что он важен для школы и любую его инициативу готовы поддержать и заметить. Елена Николаевна Герасимова, начальник управления образования, уточнила: «А как же быть с образовательным результатом?». Анастасия Михайловна парировала: на этапе становления для молодого педагога  важна именно поддержка, а не оценивание его деятельности. По мнению историка, самое важное — это желание работать, действовать, расти в коллективе единомышленников. И даже если результатов пока нет, самое важное — это старание, уверена учительница. Антон Александрович Родионов, географ из гимназии №37, тоже считает, что работу молодого специалиста важно поддерживать и поощрять. И не обязательно материально. «Лично для меня участие в конкурсе — это тоже поддержка. Я знаю, сколько усилий приложил коллектив и администрация школы для того, чтобы я  здесь был», - сказал Антон Александрович.
Учитель начальных классов Виктория Викторовна Кузнецова из школы № 4 завершала выступление дебютантов. Отвечая на вопрос о том, почему молодые учителя иногда практически сразу уходят из школы, она объяснила, что не каждый имеет смелость выбрать такой стиль жизни - постоянную работу над собой. Наталья Владимировна Волкова, заместитель директора по научно-методической работе и инновационной деятельности центра развития образования, ведущая «круглого стола», сказала: «Педагог — это своего рода локатор, который умеет улавливать и привносить в свою профессию тонкие оттенки жизни. Конечно, жить в школе 24 часа нельзя и даже вредно. Проблема профессионального выгорания существует и в нашей профессии».

Безбарьерное сознание
Номинации «Учитель года» было предложено задание «Если бы я стал директором школы».
Елена Николаевна Дарвина, учитель английского из гимназии №30, рассказала о своем видении школы и роли директора: «Имидж — это совпадение внутреннего и внешнего наполнения школы. Внешне моя школа должна быть уютной и домашней,  ребенку и взрослому в ней комфортно. Для меня важна идея безбарьерного пространства, чтобы в школе на самом деле существовало инклюзивное образование. Но намного важнее, чтобы у людей было сформировано безбарьерное сознание», -  подметила Елена Николаевна. Говоря о внутреннем имидже школы, Елена Николаевна сказала, что коллектив - это, в ее понимании, компания учителей-единомышленников, стрессоустойчивых и креативных, которые хотят учиться и развиваться. Для творческого единения она предлагает создать в школе театр, а еще лучше — волонтерское объединение для учителей, родителей и самих школьников, которое, оказывая помощь другим, помогало бы каждому из участников процесса преодолевать свои проблемы.

Знаток кинематографа
Максим Викторович Иванов, учитель истории и обществознания из Державинского лицея, участвует в конкурсе уже четвертый раз. Его выступление на круглом столе было одним из самых интересных. Максим Викторович заметил, что хорошо, если бы имидж школы могли разрабатывать профессионалы, которых имел бы возможность нанять директор. Сарафанное радио, по мнению педагога, - это тоже важная составляющая имиджа. Если родители слышат от своего ребенка, что в школе хорошо,  они об этом обязательно расскажут ближайшему окружению, и, доверяя этому позитивному опыту, многие взрослые приведут в школу своих детей. Елена Николаевна Герасимова поинтересовалась у Максима Иванова, что он делает лучше всех учителей города. «Может быть, это не очень скромно, но я лучше, чем все педагоги города Петрозаводска разбираюсь в современном кинематографе, - сказал Максим Викторович. -  Кинематограф - это моя жизнь». На вопрос, оплачивается ли это увлечение, учитель сказал скромно: «Немножко». Учитель истории и обществознания ведет свой киноклуб в Державинском лицее. Учитель убежден:  кино оказывает огромное воздействие на человека, однако в школьной практике этот мощнейший ресурс используется недостаточно широко.

Лекарство от выгорания
Ольга Геннадьевна Бородулина, учитель физкультуры гимназии № 37, отметила, что для нее очень важна атмосфера в школе.  Уют и комфорт должен быть не только в классе. «Обязательно бы рядом со школой поставила скамеечки и стойки для велосипедов. Такие есть в европейских школах и соседней Финляндии. Нам нужно перенять этот опыт, тем более что наши дети просто мечтают об этом! - сказала Ольга Геннадьевна. - Из ощущения уюта и комфорта появится и чувство защищенности, которое так важно для детей и учителей. Если говорить о ситуация успешности, то создавать ее нужно не только для учеников, но и для учителей». На вопрос, что такое ситуация успешности для педагога, учительница мгновенно отреагировала: «Возможность постоянно учиться, обмениваться опытом, путешествовать, участвовать в тренингах и конкурсах». Кстати, о такой возможности, как о своеобразном рецепте от профессионального выгорания, говорят все участники конкурса.

Школа не по карману
В номинации «Воспитать человека» одним из самых интересных стало выступление Елены Вячеславовны  Чеботарёвой, учителя истории и обществознания школы № 27. Она рассказывала о своей концепции тьюторской школы. В том числе об идее создания разновозрастной детской организации, которая занималась бы не только самоуправлением, но и воспитанием, а также о разработке индивидуального маршрута развития для каждого ребенка. Но, как заметила Елена Вячеславовна, тьюторская школа — дорогая. Она не по карману городскому бюджету.

От слов к реальным делам?
Но в выступлениях учителей все-таки было много вполне реализуемых предложений, которые, хочется надеется, еще раз услышали чиновники от образования. Елена Николаевна Герасимова, кстати, у одного из выступавших спросила, какое общегородское событие он бы подарил Петрозаводску в честь 70-летия окончания боевых действий и освобождения Карелии во время Великой Отечественной войны. Егор Андреевич Иванов, педагог-организатор школы №36, начал говорить о школьном концерте, а Елена Николаевна напомнила ему, что весна - это время субботников, когда у всех школьников есть возможность навести в родном городе порядок. « Мы очень часто слышим от уважаемых в городе людей, что хорошо бы вернуть Петрозаводску его ухоженный вид. Кстати, я уже напоминала директорам школ о том, что хорошо бы помочь в этом», - напомнила Елена Герасимова, начальник отдела образования Петрозаводска.

Фото автора


быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.