Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Питаются ли ученики вашего класса в школьной столовой?

Результаты

Текущий номер

Счастливый учитель

Невозможное возможно, надо лишь приложить усилия

номер 16, от 16 апреля 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№17 от 23 апреля 2019 года

pПрофессиональные категории для педагогов были введены в первой половине 1990-х: 16 разрядов, 14-й соответствовал высшей категории… Видоизменяется и совершенствуется эта система до сих пор, но почти всегда сама процедура аттестации вызывает у учителей как минимум беспокойство, а у кого-то – реальный страх и панику. Как сделать так, чтобы аттестация объективно подтверждала педагогическую и личностную зрелость учителя, а не служила карающим мечом? Своими соображениями поделился Заслуженный учитель России, кандидат психологических наук Александр Снегуров.

pВернуть трудовое обучение в школы – это требование самой жизни. Но сейчас в учебном плане вместо уроков труда технология. По темам близко, на деле – скучный теоретический предмет. А детям нужен практический опыт настоящей работы настоящими инструментами. Нужно это и стране, потому что уже через три-четыре года рынок будет испытывать острую нехватку молодых и готовых к труду кадров. Что для этого нужно изменить? Ответ – в статье Владимира Семенихина.

pБыть спортивным так же престижно и модно, как быть начитанным и остроумным. По крайней мере, так обстоит дело в школах Англии. А в Японии более 40% старшеклассников занимаются спортом не менее девяти часов в неделю… В то же время в российских школах "прогулять физру" не зазорно, была бы убедительная отговорка или справка. О том, почему зарубежным педагогам удается гораздо эффективнее мотивировать школьников напрягать не только извилины, но и мышцы, размышлял Сергей Рыков.

26 октября 2013 года в 11:56

«Спасибо вам, что мы здесь», или Как можно разнообразить работу в жюри

Попов Арсений Анатольевич, вольный педагог
Когда я участвовал во всероссийском финале конкурса «Учитель года-2012», одним из членов жюри был Ахтам Чугалаев. Помню, как он сидел с левого края «линии Нянковского» (учитель года России-1994 Михаил Александрович Нянковский в 2012 году был председателем жюри моей группы) и временами что-то увлеченно записывал в блокнот. Что именно - мы узнали на встрече жюри с конкурсантами. Оказалось, Ахтам собирал перлы участников. Значительная часть перлов состояла из моих шуток и оговорок.

В этом году Ахтама Чугалаева в жюри не оказалось, потому я решил перехватить упавшее было знамя перлосборщика и продолжить добрую традицию. Впрочем, я продолжил бы её даже окажись Ахтам в одной группе жюри со мной, так уж я решил заранее. Пару реплик запомнили и подкинули мои коллеги по жюри.

К сожалению, программа конкурса в этом году не предусматривала встречу участников с судьями, поэтому наше собрание носило неформальный характер. Конкурсанты, прослушав мою коллекцию и отдышавшись после хохота, взяли с меня клятву не разглашать имен, но делиться записями не запретили, за что я им весьма благодарен. Но те перлы, в которых присутствует имя конкурсанта, я не публикую, как и те из них, которые понятны лишь узкому кругу жюри и конкурсанту.

Давайте уже перейдем непосредственно к «перловке»! Заранее прошу прощения у участников, если допустил неточности или вырвал что-то из контекста. Здесь я применю старое оправдание непонятых художников – «Я так вижу!».

 

Начало урока. Звучит неторопливая классическая композиция. Учитель, резко оборачиваясь от пианино к ученикам:

- Ну что, настроились трудиться?

 

- Музыка моего сердца расстроена. О каком таланте Лермонтова я сейчас говорю?

 

Тихим голосом с очень мягкой, нежной интонацией:

- Мятежная, тревожная музыка звучит…

 

- Зачем я играла на фортепиано? Показать, что Лермонтов был хорошим исполнителем.

 

- …посещала его усадьбу, прикасалась к клавишам его матери и влюбилась в поэта.

 

- Кто такой Лермонтов? Оказывается – загадка!

 

- Не потому ли Лермонтова считают своим люди всех национальностей?

 

Дети дают характеристику исторической личности.

Учитель:

- Отважен до безрассудства? Конечно. Хладнокровен? Безусловно!

 

- Помогите мне слово.

 

- Саша, я оставляю тебе листок, поэтому можешь не стараться.

 

- Ребята, не слишком радостно?

 

- Какие еще звуки мы можем?

 

- Какой сейчас месяц? Как вы считаете?

 

Разглядывая детский рисунок:

- Какой замечательный метеорит! И глаз видно!

 

Спонтанно родившиеся стихи:

- Возьмёте больше – получиться грязь.

Поверьте на слово – сама не раз.

 

- На что похожа половина листа?

Дети:

- На пол-листа!

 

- Какими были либералы?

Дети:

- Да странные какие-то они были.

 

- Выбираются методы действия этих требований.

 

- Все запишем – однозначно мужской пол.

 

- Князья могли иметь не только жену, но и наложниц, и девушек.

 

- Так, давайте… что у нас здесь… попробуем… давайте… подумаем… сформулируем…

 

О том, как дети, рефлексируя, крепят магнитики со смайлами на доску:

- …хорошие улыбки, просто улыбки, недовольные улыбки…

 

- …НужнО… нУжно…  нужнО…

 

- Обрушение зданий? Хорошо! Материальный ущерб? Замечательно!

 

- Время у нас немножко удлиняется.

 

- Мне не хватало дружеского плеча, сегодня вы мне его поставили.

 

- Молодец! Сразу ответила на правильный вопрос!

 

- Ребята, можете выражаться прямо с места.

 

- Ребята, наверно, я хочу прочитать вам стихотворение.

 

Ученик, выдавая версию:

- Взаимодействовать.

Учитель, кивая:

- Взаимно действовать.

 

- Я учитель, классный руководитель, и, тем не менее, мне будет приятно поговорить с вами.

 

В классе импровизированное кафе – напитки, тарелки с конфетами… На этапе подведения итогов учитель включает неторопливую мелодию. В тишине слышу тихий комментарий:

- Медляк.

 

- Даже человек вполне пристойный может совершить ошибку.

 

- Я первый раз чувствую себя такой страшной.

 

- Вы можете прям! Встать!

 

- Подождите, сначала я решу, что мне делать с внешностью.

 

Ниже несколько перлов от шестиклассников:

Перед беседой:

- Ребята, волнуетесь?

- А смысл? Ничего уже не изменить!

Это выражение выигрывает в номинации «Устами младенца…».

 

- Что у вас внутри, кроме душевных качеств?

- Кишки.

 

- Почему сложно удержать ручку на пальце?

Жалостливо:

- Ма-а-аленький пальчик…

 

- Мы уже не дети! Как будто…

 

- А если у человека один палец, то что?!

 

- Отправляясь на вершину, оружие с собой нужно взять, это конечно.

 

- Выбор представлял трудность?

Глядя в одну точу, на выдохе:

- Да-а-а…

 

- Родители детям говорят – «Ложись в семь часов вечера!»

 

И снова педагоги.

- Человек самостоятельно хозяйничает в своей жизни.

 

- Наталья, звезда моя-тёзка!

 

- Есть такой возраст – трёх лет.

 

- Политехническая специальность. Я учитель музыки, мне это близко.

 

- Я люблю эту тему. Да?

 

А здесь несколько неожиданно прозвучала просьба ответить на вопрос, ответ на который веками ищут ученые, философы и поэты:

- Богдан, объясни, пожалуйста, что значит «любовь».

 

- Ты такой серьёзный, мне даже энергия твоя передаётся.

 

- Чем можно объединить этих людей?

 

Переключая слайд и махнув рукой в сторону экрана:

- Да не смотрите вы туда!

 

- Нищий и слепой Гомер, Сервантес, умерший в нищете… Но ведь им же нравилось, какие они?!

 

- Сейчас прозвучит музыка Крутого, она так и называется…

 

- Я рад, что вы нашли прекрасные минуты для нашего общения.

 

- Я хочу услышать от вас слова знакомства.

 

- Давайте немножко придем к обсуждению.

 

- …Малосемейные семьи…

 

- Наше заседание близится к концу.

Формат встречи – беседа.

 

- Делать будем ошибки примерно вместе.

 

- Спасибо вам, что мы здесь.

 

- У меня трое детей: один 17 лет, один 13 лет и один с хвостиком.

 

- Дочь мне говорит: «Папа, дай денег, и я вступаю в готы».

 

- …она безболезненно переболела…

 

- Я очень волнуюсь, поэтому хочу с вами познакомиться.

 

- Пока свист на горе не встанет.

 

- Уверена, что вы люди образованные, но, возможно, с этим сталкивались.

 

- Что у вас с домашними животными?

 

- Родителей друзей… Друзей родителей друзей своих детей…

 

- Ваша была моя идея!

 

Иногда педагоги обращаются с родителями во время беседы как с учениками:

- Какой вывод мы сделаем? Юлия, пожалуйста!

 

- Я посмотрю, как каждый выполнит задание.

Верно, умница!

 

Немного перлов с мастер-классов.

- Тот, кто дышит нашими водами…

 

- …вековых деревьев, грибов и ягод.

 

- Что в человеке заставляет говорить?

 

- Проблема искусственного интеллекта – это то, что стоит.

 

- …подходите к любимому человеку, которого любите…

 

- Искусственный интеллект можно сделать естественным способом.

 

- У меня есть петличка и микрофон – это чудесно!

 

- У нас есть столько много, когда они сами ищут.

 

- …во избежание времени…

 

- Я тут дала консультационный вопрос.

 

- Такие фамилии, как Билл Гейтс…

 

 

В заключение скажу, что почти всё вышеприведенное нисколько не бросает тень на речевые способности участников конкурса – это не ошибки, а оговорки, порой почти незаментые, как перемена букв в слове «незаметные».

Тем же, кто неодобрительно скажет, что собирание перлов никак не красит участника жюри всероссийского профессионального конкурса, отвечу словами Григория Горина, вложенными в уста Карла Фридриха Иеронима барона фон Мюнхгаузена: «Улыбайтесь, господа! Умное лицо – это ещё не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица…».

 

Арсений Попов, учитель ОБЖ лицея №21 Тамбова, учитель года Тамбовской области-2012, член межпредметного жюри Всероссийского конкурса «Учитель года России-2013»

 

Фото Оксаны Родионовой

26 октября 2013, 13:28
Посмеялась от души. Спасибо!
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.