Рубрики
Зарплата учителя
Текущий номер
Читайте в следующем номере «Учительской газеты»
Выпускники педвузов в большинстве своем выходят неподготовленными и на каждом шагу ощущают свою низкую квалификацию. Это происходит оттого, что преподаватели теперь гораздо меньше общаются со студентами – они тоже завалены отчетами, их нагрузка превышает допустимые нормы. Студенты не видят положительных примеров и образцов. Хорошо, если, придя в школу, они встречают настоящих наставников... Что же делать, чтобы молодежь оставалась в школе? Ответ на этот вопрос искала Вера Кострова.
15 лет назад молодой преподаватель истории Новосибирского государственного университета Сергей Куликов выступил с необычной инициативой: он предложил студентам и своим коллегам написать диктант, чтобы проверить собственную грамотность… В прошлом году его детище – Тотальный диктант – написали уже более 200 тысяч человек. Что ждет участников акции в 2019-м? Узнаем в репортаже Нины Коптюг.
Португалия всеми силами старается поднять уровень образования граждан: реальная грамотность в этой стране одна из самых низких в Европе. По некоторым данным, до 40% населения еле-еле умеют читать, а многие представители старшего поколения не умеют писать. Поэтому на сегодняшний день каждый португалец с 6 до 15 лет обязан учиться, а дальше... О том, какие образовательные траектории выбирают молодые португальцы, - в материале Александра Воронцова.
26 октября 2013 года в 11:56
«Спасибо вам, что мы здесь», или Как можно разнообразить работу в жюривольный педагог |
Когда я участвовал во всероссийском финале конкурса «Учитель года-2012», одним из членов жюри был Ахтам Чугалаев. Помню, как он сидел с левого края «линии Нянковского» (учитель года России-1994 Михаил Александрович Нянковский в 2012 году был председателем жюри моей группы) и временами что-то увлеченно записывал в блокнот. Что именно - мы узнали на встрече жюри с конкурсантами. Оказалось, Ахтам собирал перлы участников. Значительная часть перлов состояла из моих шуток и оговорок.
|
В этом году Ахтама Чугалаева в жюри не оказалось, потому я решил перехватить упавшее было знамя перлосборщика и продолжить добрую традицию. Впрочем, я продолжил бы её даже окажись Ахтам в одной группе жюри со мной, так уж я решил заранее. Пару реплик запомнили и подкинули мои коллеги по жюри.
К сожалению, программа конкурса в этом году не предусматривала встречу участников с судьями, поэтому наше собрание носило неформальный характер. Конкурсанты, прослушав мою коллекцию и отдышавшись после хохота, взяли с меня клятву не разглашать имен, но делиться записями не запретили, за что я им весьма благодарен. Но те перлы, в которых присутствует имя конкурсанта, я не публикую, как и те из них, которые понятны лишь узкому кругу жюри и конкурсанту.
Давайте уже перейдем непосредственно к «перловке»! Заранее прошу прощения у участников, если допустил неточности или вырвал что-то из контекста. Здесь я применю старое оправдание непонятых художников – «Я так вижу!».
Начало урока. Звучит неторопливая классическая композиция. Учитель, резко оборачиваясь от пианино к ученикам:
- Ну что, настроились трудиться?
- Музыка моего сердца расстроена. О каком таланте Лермонтова я сейчас говорю?
Тихим голосом с очень мягкой, нежной интонацией:
- Мятежная, тревожная музыка звучит…
- Зачем я играла на фортепиано? Показать, что Лермонтов был хорошим исполнителем.
- …посещала его усадьбу, прикасалась к клавишам его матери и влюбилась в поэта.
- Кто такой Лермонтов? Оказывается – загадка!
- Не потому ли Лермонтова считают своим люди всех национальностей?
Дети дают характеристику исторической личности.
Учитель:
- Отважен до безрассудства? Конечно. Хладнокровен? Безусловно!
- Помогите мне слово.
- Саша, я оставляю тебе листок, поэтому можешь не стараться.
- Ребята, не слишком радостно?
- Какие еще звуки мы можем?
- Какой сейчас месяц? Как вы считаете?
Разглядывая детский рисунок:
- Какой замечательный метеорит! И глаз видно!
Спонтанно родившиеся стихи:
- Возьмёте больше – получиться грязь.
Поверьте на слово – сама не раз.
- На что похожа половина листа?
Дети:
- На пол-листа!
- Какими были либералы?
Дети:
- Да странные какие-то они были.
- Выбираются методы действия этих требований.
- Все запишем – однозначно мужской пол.
- Князья могли иметь не только жену, но и наложниц, и девушек.
- Так, давайте… что у нас здесь… попробуем… давайте… подумаем… сформулируем…
О том, как дети, рефлексируя, крепят магнитики со смайлами на доску:
- …хорошие улыбки, просто улыбки, недовольные улыбки…
- …НужнО… нУжно… нужнО…
- Обрушение зданий? Хорошо! Материальный ущерб? Замечательно!
- Время у нас немножко удлиняется.
- Мне не хватало дружеского плеча, сегодня вы мне его поставили.
- Молодец! Сразу ответила на правильный вопрос!
- Ребята, можете выражаться прямо с места.
- Ребята, наверно, я хочу прочитать вам стихотворение.
Ученик, выдавая версию:
- Взаимодействовать.
Учитель, кивая:
- Взаимно действовать.
- Я учитель, классный руководитель, и, тем не менее, мне будет приятно поговорить с вами.
В классе импровизированное кафе – напитки, тарелки с конфетами… На этапе подведения итогов учитель включает неторопливую мелодию. В тишине слышу тихий комментарий:
- Медляк.
- Даже человек вполне пристойный может совершить ошибку.
- Я первый раз чувствую себя такой страшной.
- Вы можете прям! Встать!
- Подождите, сначала я решу, что мне делать с внешностью.
Ниже несколько перлов от шестиклассников:
Перед беседой:
- Ребята, волнуетесь?
- А смысл? Ничего уже не изменить!
Это выражение выигрывает в номинации «Устами младенца…».
- Что у вас внутри, кроме душевных качеств?
- Кишки.
- Почему сложно удержать ручку на пальце?
Жалостливо:
- Ма-а-аленький пальчик…
- Мы уже не дети! Как будто…
- А если у человека один палец, то что?!
- Отправляясь на вершину, оружие с собой нужно взять, это конечно.
- Выбор представлял трудность?
Глядя в одну точу, на выдохе:
- Да-а-а…
- Родители детям говорят – «Ложись в семь часов вечера!»
И снова педагоги.
- Человек самостоятельно хозяйничает в своей жизни.
- Наталья, звезда моя-тёзка!
- Есть такой возраст – трёх лет.
- Политехническая специальность. Я учитель музыки, мне это близко.
- Я люблю эту тему. Да?
А здесь несколько неожиданно прозвучала просьба ответить на вопрос, ответ на который веками ищут ученые, философы и поэты:
- Богдан, объясни, пожалуйста, что значит «любовь».
- Ты такой серьёзный, мне даже энергия твоя передаётся.
- Чем можно объединить этих людей?
Переключая слайд и махнув рукой в сторону экрана:
- Да не смотрите вы туда!
- Нищий и слепой Гомер, Сервантес, умерший в нищете… Но ведь им же нравилось, какие они?!
- Сейчас прозвучит музыка Крутого, она так и называется…
- Я рад, что вы нашли прекрасные минуты для нашего общения.
- Я хочу услышать от вас слова знакомства.
- Давайте немножко придем к обсуждению.
- …Малосемейные семьи…
- Наше заседание близится к концу.
Формат встречи – беседа.
- Делать будем ошибки примерно вместе.
- Спасибо вам, что мы здесь.
- У меня трое детей: один 17 лет, один 13 лет и один с хвостиком.
- Дочь мне говорит: «Папа, дай денег, и я вступаю в готы».
- …она безболезненно переболела…
- Я очень волнуюсь, поэтому хочу с вами познакомиться.
- Пока свист на горе не встанет.
- Уверена, что вы люди образованные, но, возможно, с этим сталкивались.
- Что у вас с домашними животными?
- Родителей друзей… Друзей родителей друзей своих детей…
- Ваша была моя идея!
Иногда педагоги обращаются с родителями во время беседы как с учениками:
- Какой вывод мы сделаем? Юлия, пожалуйста!
- Я посмотрю, как каждый выполнит задание.
Верно, умница!
Немного перлов с мастер-классов.
- Тот, кто дышит нашими водами…
- …вековых деревьев, грибов и ягод.
- Что в человеке заставляет говорить?
- Проблема искусственного интеллекта – это то, что стоит.
- …подходите к любимому человеку, которого любите…
- Искусственный интеллект можно сделать естественным способом.
- У меня есть петличка и микрофон – это чудесно!
- У нас есть столько много, когда они сами ищут.
- …во избежание времени…
- Я тут дала консультационный вопрос.
- Такие фамилии, как Билл Гейтс…
В заключение скажу, что почти всё вышеприведенное нисколько не бросает тень на речевые способности участников конкурса – это не ошибки, а оговорки, порой почти незаментые, как перемена букв в слове «незаметные».
Тем же, кто неодобрительно скажет, что собирание перлов никак не красит участника жюри всероссийского профессионального конкурса, отвечу словами Григория Горина, вложенными в уста Карла Фридриха Иеронима барона фон Мюнхгаузена: «Улыбайтесь, господа! Умное лицо – это ещё не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица…».
Арсений Попов, учитель ОБЖ лицея №21 Тамбова, учитель года Тамбовской области-2012, член межпредметного жюри Всероссийского конкурса «Учитель года России-2013»
Фото Оксаны Родионовой