Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Питаются ли ученики вашего класса в школьной столовой?

Результаты

Текущий номер

Счастливый учитель

Невозможное возможно, надо лишь приложить усилия

номер 16, от 16 апреля 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№17 от 23 апреля 2019 года

pПрофессиональные категории для педагогов были введены в первой половине 1990-х: 16 разрядов, 14-й соответствовал высшей категории… Видоизменяется и совершенствуется эта система до сих пор, но почти всегда сама процедура аттестации вызывает у учителей как минимум беспокойство, а у кого-то – реальный страх и панику. Как сделать так, чтобы аттестация объективно подтверждала педагогическую и личностную зрелость учителя, а не служила карающим мечом? Своими соображениями поделился Заслуженный учитель России, кандидат психологических наук Александр Снегуров.

pВернуть трудовое обучение в школы – это требование самой жизни. Но сейчас в учебном плане вместо уроков труда технология. По темам близко, на деле – скучный теоретический предмет. А детям нужен практический опыт настоящей работы настоящими инструментами. Нужно это и стране, потому что уже через три-четыре года рынок будет испытывать острую нехватку молодых и готовых к труду кадров. Что для этого нужно изменить? Ответ – в статье Владимира Семенихина.

pБыть спортивным так же престижно и модно, как быть начитанным и остроумным. По крайней мере, так обстоит дело в школах Англии. А в Японии более 40% старшеклассников занимаются спортом не менее девяти часов в неделю… В то же время в российских школах "прогулять физру" не зазорно, была бы убедительная отговорка или справка. О том, почему зарубежным педагогам удается гораздо эффективнее мотивировать школьников напрягать не только извилины, но и мышцы, размышлял Сергей Рыков.

16 октября 2013 года в 11:06

Списывать - все равно, что красть чужие кошельки…

Сергей Шадрин
30 сентября в рамках Всероссийского конкурса «Учитель года России-2013» состоялось испытание под названием «Открытая дискуссия». Одной из тем, вынесенных на публичное обсуждение, стала проблема школьного списывания.

Констатируя, что она имела место и в советской системе образования, и в реалиях XXI века (достаточно вспомнить утечку контрольно-измерительных материалов во время ЕГЭ-2013), ряд конкурсантов, по сути, предложил отказаться от традиционного восприятия списывания как сугубо негативного явления. «Итог дискуссии: списывание – часть социализации, а школа XXI века немыслима без живого учителя» – так был озаглавлен «горячий» репортаж на сайте «Учительской газеты»: http://www.ug.ru/toy_news/191.   

Абстрагируясь от конкурса и размышляя над природой списывания, хотелось бы отметить, что данная проблема имела место не всегда и не везде. Это такой же продукт конкретно-исторической культуры, как обыденное выбрасывание мусора прямо из окна или массовое нарушение правил дорожного движения. Обращаясь к опыту современных сверхдержав, мы видим, что законодательство КНР карает тех, кто поддался соблазну списать во время экзаменов, такой «драконовской» мерой, как пожизненный запрет на получение высшего образования. В школах США выявляют соответствующих нарушителей, поощряя практику доносов на воров результатов чужого интеллектуального труда. В России подобные доносы считаются зазорными: памятуя о всеобщем ложном доносительстве в период сталинизма, мы впали в обратную крайность, считая аморальным сообщать о совершённых на наших глазах правонарушениях. Для американцев никакой нравственной дилеммы в этом нет: списал – значит, украл, покушаясь занять в перспективе чужие места в вузе, в профессии, в социальной иерархии, которые ты не заслужил ни по способностям, ни по труду.

О способах преодоления списывания было уже много сказано в отечественной дидактике. Это, к примеру, использование устной зачётной формы, и, как справедливо отметили некоторые конкурсанты во время дискуссии, составление учителем индивидуальных и эксклюзивных творческих заданий (которые делают бессмысленным бездумное скачивание из Интернета шаблонных рефератов).

Между тем, списывание – это не только учебная, но и ментальная проблема. На мой взгляд, с ней нужно не заигрывать, а с малых лет прививать ребятам мысль о том, что списывание – это не шалость и пустяк, а такое же мерзкое дельце, как кража чужого кошелька. Иначе мы дойдём до того, что и коррупция – это разновидность социализации: украл, воспользовался служебным положением – значит, проявил социально-экономическую компетентность в условиях рыночной конкуренции…

Сергей Шадрин, учитель истории и обществознания средней школы №143 с углублённым изучением отдельных предметов города Казани, Республика Татарстан, участник Всероссийского конкурса «Учитель года России-2013»

27 октября 2013, 10:01
Насколько знаю, в Германии даже обычное списывание на уроках приводит к серьезным проблемам при поступлении.
Мотив в наших вузах зачастую другой, значительная часть людей приходит за дипломом, а не за знаниями, и моральная сторона достижения цели их не слишком заботит. В супермаркете в цены закладывается сумма "на воровство", а в вузах - на списывание.
И списывание в школе тоже меняется, становится обыденным и само собой разумеющимся. Точнее, стало, чего уж. Хотя дети на первых порах совершенно не против, например, самостоятельно написать доклад, а не скачать из интернета. Но потом поддаются общему настроению.
Думаю, и здесь согласен с автором, что это не специфичная проблема школы. Как-то постепенно обман, ложь стали частью нашей жизни, характерной чертой современного общества. И изменить ситуацию можно только в целом. Не может быть школа эдаким анклавом честности в обществе, где принято молчать о нарушениях закона. Да и предпосылок к этому нет - в школах проводят выборы и встречи с кандидатами, в школу приходят проверяющие комиссии, от школы ждут отчетов.
Бороться нужно не со списыванием, а с отношением к нему и к Закону вообще.

P.S. Решил провести беседы с учениками о природе списывания.
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.