Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Должен ли учитель быть одновременно и классным руководителем?

Результаты

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№43 от 22 октября 2019 года

pК сожалению, отечественные исследования в области образования далеко не всегда имеют прочную доказательную базу, а порой проводятся и с нарушением этических норм... Так, может быть, по примеру других стран и нам стоит создать этический кодекс для ученых, исследующих школу? Каким он может быть и какие проблемы поможет решить? Ответы - в материале Надежды Тумовой.

pПочему молодежь не идет в школу? Причин называют множество: от невыносимой нагрузки до экстремального низкого статуса профессии. Но одной из ключевых, несмотря ни на что, остается зарплата. О том, сколько сегодня получают молодые специалисты, и на что надеются, оставаясь в профессии, - в откровенном интервью учителя истории из Омска Степана Кошкарева.

p"Я не вижу задачу родителей в том, чтобы подсовывать подросткам определенную художественную литературу. Важнее пробудить интерес к чтению. Подростки больше доверяют мнению друг друга, чем родителям и учителям, и это их свойство надо использовать", - считает Дмитрий Емец. Читайте интервью детского писателя-фантаста в рубрике "Гость "УГ".

3 октября 2013 года в 07:31

Предпоследний день конкурса: недежурные визиты

Мария Голубева
Вторник, 2 октября, для всех участников конкурса "Учитель года России" начался одинаково - конкурсанты отправились в московские школы. 13 школ, в том числе Центр образования №109 (директор Евгений Ямбург), Центр образования "Царицыно" №548 (директор Ефим Рачевский), встречали гостей.

Шесть учителей-участников конкурса из Кургана, Хабаровска, Курской и Челябинской областей, республики Хакасия и Владикавказа отправились в московскую гимназию №1518.
С первых минут стало понятно, что приехали они не в типовую школу. Гимназия с просторными лестницами, широкими коридорами и холлами с мягкими диванами, дарила ощущение домашнего уюта и непринужденности. Именно этого так часто не хватает современной типовой школе.
В этот день конкурсанты не переставали здороваться с ребятишками, которые на переменках, проходя мимо взрослых, улыбались и говорили на разные лады: "Здравствуйте!" Кстати, в гимназии, рассчитанной на обучение 630 человек, учится 837 школьников.
- И это при том, что в прошлом году в школу пришел учиться только один ребенок, который к учебному заведению относится по прописке. Остальных учеников родители к нам привозят и приводят. Идут специально на наш социально-экономический профиль, - говорит директор гимназии Марина Михайловна Фирсова.
Для учителей из других регионов стало неожиданностью, что в таком огромном районе (по дороге от метро до школы возвышались многоэтажки), почти нет детей-первоклассников.
Неожиданностью стало и услышанное из уст Марины Михайловны такое вот мнение:
- Полностью согласна с Дмитрием Медведевым, который сказал, что время простых решение прошло. И я уверена, что неэффективные образовательные учреждения надо закрывать - невозможно государству нести бремя таких финансовых затрат. Поэтому я считаю, что создание новых образовательных центров - наше будущее.
К перспективе объединения детских садов, школ и даже колледжей гости отнеслись с некоторой осторожностью.
- А не случится ли так, что объединение это окажется ошибочным? - засомневалась Лилия Геннадьевна Куц, учительница немецкого языка из Хабаровска.
И рассказала о практике своего региона. В Хабаровске стараются сделать так, чтобы все лицеи и гимназии набирали детей с пятого класса, а начальные классы работали в обычных школах, откуда потом дети приходили бы в лицеи и гимназии. Иначе одаренным школьникам сложнее попасть в профильные учебные заведения: те, кто приходит учиться туда с первого класса, продолжают свое обучение в основном и старшем звене, даже если успехи их относительны.
- У нас за год закрылись три школы: была 51, а стало 48, - сказала учительница математики из Кургана Ольга Эдуардовна Власенко.
Марина Михайловна уточнила:
- Москва все это уже проходила - и закрытие школ, и ограничения по набору учеников. Но важно другое - преемственность: ребенок ходит в детский сад, затем переходит в начальную школу и продолжает учиться в образовательном учреждении. Так рождается преемственность, нет изолированности - ученики начальной школы полностью интегрированы в процесс обучения. Поэтому у нас введено предметное обучение в начальной школе. Конечно, многие со мной могут не согласиться, но я считаю, что учитель начальных классов чаще всего думает только о том, как научить читать, считать, писать. А развитие, перспектива? Учителя начальных классов должны принимать участие в педсоветах, в работе кафедры. У нас в начальной школе предметное образование, у детей предметы ведут разные учителя, которые входят в состав кафедр. Например, учитель окружающего мира работает с учителями старших классов, которые преподают географию, биологию и химию. Так педагог начинает видеть перспективу и то, что поможет ребенку развиваться. Я уверена, что сегодня надо всех, даже первоклашек, учить иностранному языку. Как без этого?
Кстати, в гимназии у старшеклассников пять уроков английского в неделю. Руководитель кафедры иностранного языка, знакомясь с учителями, заметила:
- А что можно успеть за три часа?

И рассказала о том, что в школе в этом году закупили "облачные" учебники английского, которые позволяют детям выполнять задания на компьютере, а учителю видеть результат в режиме онлайн.
В школе уже пять лет как нет бумажных журналов и дневников.
- А вот мне приходится все оценки сначала ставить в обычный журнал, а уже дома заносить их в компьютер, - сказал Олег Викторович Шлокин, филолог из Хакасии.
В гимназии 1518 есть не только интернет, интерактивные доски и компьютер в каждом классе. Есть еще и внутренняя сеть для общения педагогов, а вот учительской - нет.
- Прям как у нас в школе, - улыбаясь, сказала Нелли Александровна Маргиева, математик из Владикавказа. Ее республиканский физико-математический лицей-интернат работает в напряженнейшем режиме.
- Сейчас в моем классе учатся 35 человек. Многие из выпускников этого года поступили в Москву на экономические факультеты ведущих вузов. Но были времена, когда я выпускала и не такие большие классы. Вот ребята 1992 года рождения - их в классе было всего лишь 12 человек.
В таком конструктивном общении проходил предпоследний день конкурса "Учитель года". Как заметил преподаватель истории и обществознания из саратовской гимназии №87 города Роман Овсенев, он думал, что его ждет дежурный визит в московскую школу.
- Но все оказалось с точностью до наоборот! Меня удивило и порадовало общение с одиннадцатиклассниками центра образования "Царицыно" №548. Дети умеют задавать вопросы, отвечать и вести настоящую увлекательную дискуссию! А знакомство с директором Ефимом Лазаревичем Рачевским! Огромное спасибо конкурсу за возможность такого важного диалога!
Вечер для всех конкурсантов прошел в обсуждении увиденного. О своих впечатлениях учителя могли рассказать во время круглого стола "Модернизация Московского образования", который прошел в торговом доме "Народные художественные промыслы". Организаторы конкурса официальный обмен мнениями превратили в непринужденный  ужин. Все, кто хотел поделиться с коллегами своими мыслями, мог подойти к микрофону и сказать.
Заключительный вечер конкурса выдался удивительно добрым и радостным. Учителя наконец-то немного передохнули, и сейчас с нетерпением ждут завтрашнего дня, когда станет известен абсолютный победитель конкурса.

Фото автора

быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Календарь матчей металлиста и днепра календарь игр днепр.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.