Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

С каким чувством в основном вы ждете сейчас начала нового учебного года?

Результаты

Текущий номер

Сказка про доброго носорога

Именно с этим героем Бориса Заходера сравнивает себя Анна Корзунина

номер 31, от 4 августа 2020

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№32 от 11 августа 2020 года

pО питании детей в школах политики, чиновники, родители и сами ученики говорят каждый год. Периодически интернет взрывается комментариями о том, как и чем кормят наших детей. Но как же решить проблему? Дискуссию инициируют СМИ, ОНФ, детские омбудсмены, а воз и ныне там – в плохо оборудованных столовых, стаканах с остывшим чаем и холодных обедах, накрывать которые помогают дежурные школьники. О проблемах школьного питания – в материале Марии Голубевой.

pС школьной травлей так или иначе сталкивается практически каждый ребенок. Обидные прозвища, бойкоты и даже избиения. И тогда школьная жизнь превращается в ад, дети сбегают с уроков, обманывают родителей и даже уходят из дома. Об этом написано много книг, сняты берущие за душу фильмы. Однако травля непобедима. Почему? В чем ее коренные причины и кто виноват? Об этом наш новый выпуск рубрики "Эпицентр".

pРоссийское учительство замерло в ожидании 20 августа, когда будет объявлен формат нового учебного года. Замерло в ожидании и тревоге. Как минимум потому, что за 10 дней предстоит сделать в зависимости от формата очень многое, возможно, опять "перестроиться в марше", переписать рабочие программы и расписания уроков, перенастроить родителей, перекроить привычный график неурочной жизни. О тревогах и надеждах рассуждает Екатерина Тенютина, заместитель директора Академической гимназии №56 Санкт-Петербурга.

pВ самом начале своей музыкальной творческой карьеры Валерий Сюткин играл в школьных ансамблях, иногда исполняя композиции The Beatles и Deep Purple – музыку, которая не очень-то приветствовалась в СССР. Как это отразилось на его дальнейшей профессиональной судьбе? Об этом, а также своей семье, любимых мелодиях юности и работе в проекте Первого канала "Голос" известный артист рассказал в эксклюзивном интервью "Учительской газете".

2 октября 2013 года в 12:15

Первую «Открытую дискуссию» посвятили детям с особыми образовательными потребностями

Анна Хрусталева
События на конкурсе «Учитель года России-2013» происходят стремительнее, чем меняется погода. Вчера пятерка победителей выполнила конкурсное задание III тура - вместе с министром образования и науки Российской Федерации приняла участие в «Круглом столе» образовательных политиков». А ведь сама пятерка была названа только позавчера вечером, а утром того понедельника, когда прозвучали имена победителей, еще шло испытание II тура «Открытая дискуссия». Предлагаем вашему вниманию рассказ о первой дискуссии.

Наталья Савицкая, ведущая рубрики «Образование» в «Независимой газете», а в прошлом – учитель иностранного языка, обсуждала с конкурсантами вопросы обучения детей с особыми образовательными потребностями в обычной общеобразовательной школе. Первой «пятерке» участников предстояло выяснить, к чему приведут нас эти столь модные сегодня идеи «равенства и братства»: к небывалому доселе прорыву и торжеству гуманизма или к очередным неразрешимым проблемам?

Перво-наперво решили определиться, а кого вообще считать людьми «с особыми образовательными потребностями». После недолгого совещания пришли к выводу, что это не только дети, чье здоровье не позволяет им наравне со сверстниками учиться в полную силу, но и ребята одаренные, иногда, по словам дагестанского историка Ахбердило Ахбердилова, «чересчур талантливые».

 

Юлия СЕМЕНОВА, учитель английского языка, Свердловская область:

- А дети мигранты, почему мы их сбрасываем со счетов? Приезжие с Кавказа, из Средней Азии, в Екатеринбурге сегодня много выходцев из Вьетнама. Они не говорят по-русски, им сложно вдвойне.

Елена ТАРАС, учитель английского языка, Ханты-Мансийский автономный округ (Югра):

- Не стоит забывать и о тех, ребятах, кто попал в непростую жизненную ситуацию. Например, у ребенка проблемы в семье. Естественно, учитель в своей работе должен это учитывать.

 

По меткому наблюдению модератора, современная государственная система необычайно увлечена поиском лидера: рейтинги школ, мониторинги эффективности вузов и, если уж вкладывать деньги, то исключительно в лучших из лучших. Так, может, учителю последовать примеру государственной машины и бросить все свои силы на первых учеников, обеспечив себе славу педагога, у которого, что ни ребенок, то стобалльник или победитель олимпиады?  Конкурсанты шутку не оценили.

Дмитрий НОВИКОВ, учитель информатики, Тюменская область:

-  Представьте, что вы мать и у вас, допустим, шестеро детей. И лишь один из них явный лидер – яркий, талантливый. Вы готовы всю свою жизнь посвятить ему одному, а другим детям и внимания меньше уделять, и любить их вполсилы, и кормить хуже и игрушки покупать поплоше?

Раз уж речь зашла об одаренности как об «особой потребности», решили выяснить: где талантливым детям место - в специализированных школах, как изнеженным орхидеям в теплицах? Или они, подобно горьковскому Данко, должны вести за собой друзей из обычных общеобразовательных школ? Эта часть дискуссии, как ни странно, оказалась наиболее жаркой. Мнения впервые по-настоящему разделились.

Юлия СЕМЕНОВА:

- Я сторонник «интеллектуального заражения», а, значит, если у меня в классе появляется талантливый ребенок, сделаю все, чтобы он не ушел в специализированное учебное заведение. Посмотрите, как это работает: я интеллектуально «заражаю» лидера, и теперь он, носитель этой «интеллектуальной бациллы», заражает ею всех остальных. В итоге уровень класса стремительно растет. Мне одной с этим не справиться, просто не успеть. К тому же дети охотнее потянуться за ровесником, чем за старшим. Вот, как это работает: когда-то я взяла новый класс, абсолютно бесперспективный, уровень – нулевой, прилично учились там один-два человека. Через несколько лет я выпустила 12 медалистов, 4 лауреатов президентской премии талантливой молодежи, победителей всероссийской олимпиады школьников. А все потому, что когда одна небольшая группа детей стала подтягиваться, они начали конкурировать между собой, а остальные пустились за ними вдогонку.

Ахбердило АХБЕРДИЛОВ, учитель истории, Республика Дагестан:

- Почему так плохо, безрадостно работали некогда русские крестьяне? Их сдерживала община. Они хотели самостоятельности, свободы, но община держала его, не давала взлететь. Так и с одаренными детьми: они должны учиться среди равных, в специализированных учебных заведениях. Их талант в простой школе полностью реализован быть не может.

 

Дмитрий НОВИКОВ:

-  Это выбор ребенка. Если мой ученик скажет: хочу учиться в школе при МГУ или при Новосибирском университете, я не буду его держать. Поезжай – и учись. А решишь остаться – будем работать. Но лишать человека выбора нельзя.

 

Елена ТАРАС:

-  Большинство детей обучаются в обычных школах, у нас в районе, например, других просто нет. И это вопрос совести учителя - дать ребенку не меньше, чем он получил бы в специализированном учебном заведении. Как это реализуется у нас в школе: в понедельник я дополнительно занимаюсь с олимпиадниками. Не за деньги, а просто потому, что понимаю: я им нужна. Во вторник ко мне приходят ребята, которым помогаю с исследовательской деятельностью. В среду -  те, у кого после урока остались вопросы, пробелы, непонимание. Одним словом, и в общеобразовательной школе ребенок должен иметь возможность полностью реализовать свой потенциал.

 

Дмитрий КОЛЕНЕЦКИЙ, учитель физической культуры, Вологодская область:

- Практически в любой школе в одной параллели есть и сильные, и обычные, среднестатистические, и слабые классы. Такое «кастовое» деление, на мой взгляд, ведет к серьезным воспитательным недоработкам. Нужны разноуровневые классы. Только в них можно говорить о воспитании в детях терпимости и толерантности.


В финале разговора конкурсанты и их модератор вскользь коснулись проблем собственно инклюзивного образования. С грустью признали, что большинство российских школ к нему не готово: ни морально, ни материально.


Фото Оксаны Родионовой
быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.