Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Питаются ли ученики вашего класса в школьной столовой?

Результаты

Текущий номер

Счастливый учитель

Невозможное возможно, надо лишь приложить усилия

номер 16, от 16 апреля 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№17 от 23 апреля 2019 года

pПрофессиональные категории для педагогов были введены в первой половине 1990-х: 16 разрядов, 14-й соответствовал высшей категории… Видоизменяется и совершенствуется эта система до сих пор, но почти всегда сама процедура аттестации вызывает у учителей как минимум беспокойство, а у кого-то – реальный страх и панику. Как сделать так, чтобы аттестация объективно подтверждала педагогическую и личностную зрелость учителя, а не служила карающим мечом? Своими соображениями поделился Заслуженный учитель России, кандидат психологических наук Александр Снегуров.

pВернуть трудовое обучение в школы – это требование самой жизни. Но сейчас в учебном плане вместо уроков труда технология. По темам близко, на деле – скучный теоретический предмет. А детям нужен практический опыт настоящей работы настоящими инструментами. Нужно это и стране, потому что уже через три-четыре года рынок будет испытывать острую нехватку молодых и готовых к труду кадров. Что для этого нужно изменить? Ответ – в статье Владимира Семенихина.

pБыть спортивным так же престижно и модно, как быть начитанным и остроумным. По крайней мере, так обстоит дело в школах Англии. А в Японии более 40% старшеклассников занимаются спортом не менее девяти часов в неделю… В то же время в российских школах "прогулять физру" не зазорно, была бы убедительная отговорка или справка. О том, почему зарубежным педагогам удается гораздо эффективнее мотивировать школьников напрягать не только извилины, но и мышцы, размышлял Сергей Рыков.

28 сентября 2013 года в 01:01

Классные двадцать минут

Оксана Родионова
Первый тур конкурса «Учитель года России-2013» похож на один длинный школьный день. Прошли уроки, потом методическое объединение по твоему предмету, да еще коллеги на это заседание подошли из других предметных областей, опытом обменяться… А после уроков еще классный час и вечером - родительское собрание.
Только на конкурсе все эти вполне обыденные для каждого учителя события растянуты на 4 дня. И еще за тобой наблюдает пристально судейская команда. Словно пришла серьезная, но доброжелательная проверка из людей, которых немного побаиваешься, но рад видеть, ждешь их оценки, надеешься на положительную…
Продолжая фантазировать, можно сказать, что 27 сентября наступила пора классного часа и родительского собрания. Конечно, в данных условиях эти названия условны. Классный час – это ведь сбор своего родного класса, у которого масса проблем – Витя разбил дверь в учительской, Маша получила три двойки за один день… И радостей – победили в олимпиаде, подготовили замечательный концертный номер для школьного праздника… Проблем и радостей детей конкурсной школы «пеликаны» не знают. Но с детьми уже знакомы – ведь вели у них уроки, встречались в коридорах. Или не встречались, но могут представить, о чем они думают, волнуются, размышляют. Задание «Разговор с учащимися» - возможность для подольских детей получить еще один урок от незнакомых учителей – нравственный. Всего за двадцать минут.
Расскажу пока только о разговорах с ребятами, а беседы с родителями стоит оставить на завтра, чтобы поговорить о них немного подробнее.
Десятиклассников встречала в импровизированном кругу Юлия Анчиполивская, учитель английского языка из Камчатского края. Она сразу сказала, что у нее солнечное настроение, несмотря на то, что в ее родных краях сейчас вовсе не утро, а вечер, и вопреки тому, что Юлия Сергеевна, к сожалению, почти потеряла голос. Разговор на тему «Человек – кузнец своего счастья. Так ли это?» был стремительным, оптимистичным, бодрым. Тем более, что ребята сразу согласились с этим утверждением и потом только проверяли – правы они или нет? Что нужно, чтобы быть счастливым? Многое, по мнению десятиклассников 29-й подольской школы: дети, здоровье, хорошая работа, душевная удовлетворенность и так далее. В общем, счастливый человек – это успешный человек. А какие качества присущи успешному человеку? Школьники назвали семь качеств, а затем с помощью цветных стикеров выбрали три главных – доброта, ум, самостоятельность. А от кого зависит, есть ли эти качества у человека? От него самого!
Одиннадцатиклассники, без пяти минут выпускники, выбрали тему сложную: «Всегда ли правы взрослые?». Интересно, что сами ребята себя взрослыми пока не считают… Это выяснила в самом начале встречи Лилия Мирошкина, филолог из Смоленской области. А затем ребята начали говорить о проблемах, которые возникают у них с родителями, – увы, взрослые зачастую навязывают свою точку зрения, например, заставляют слушать музыку, которая нравится им, а не их детям. «А времена ведь меняются, - убежден мальчик. – Мы иногда можем подсказать что-то взрослым, знаем о каких-то вещах больше них». Однако оказалось, что так думают далеко не все молодые люди. Есть семьи, где царит лад, в том числе музыкальный, где одни интересы и у взрослых и тех, кто младше. А что же делать, когда взрослые неправы? Крепко обнять. Поговорить. Простить. Главный совет одиннадцатиклассников взрослым – надо доверять своим детям. Интересный вывод сделала в конце встречи Лилия Петровна: а ведь ученики, которые с ней говорили, - уже взрослые, с умными мыслями, с умением встать на место своего собеседника…
Елена Тарас, преподаватель английского из Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, встретилась с восьмиклассниками, чтобы поговорить о том, кто такой успешный человек. Ребята считают, что это такой человек, который «добился в жизни, чего хотел». Интересно, что это мнение почти полностью совпало с определением слова «успех» в словаре Ожегова. Елена Николаевна предложила своим юным собеседникам называть качества успешного человека и аплодировать тем качествам, которые они считают наиболее важными. Целеустремленный, трудолюбивый, терпеливый, не боится рисковать, здоровый, счастливый, оптимист, умный, образованный – вот такой он, успешный человек. В финале Елена Николаевна раздала ребятам куски глины, чтобы они сами смогли слепить свое счастье.
Над темой, которую выбрали шестиклассники для разговора с учителем изобразительного искусства из Ивановской области Еленой Кочиной, сама Елена Николаевна задумывается часто: «Что, по твоему мнению, наиболее ценно в человеке: внешний облик или внутренний мир?». Но педагог никак не может ответить на этот вопрос. А ребята могут. Они все уверены: главное то, что внутри человека. И их не сбил даже хитрый вопрос Елены Николаевны, которая взяла в руки пластиковую чашку с водой и спросила, что важнее: в чем подана вода или какая это вода? Шестиклассники настаивают: какая вода – важнее. В качестве примера дети вспомнили судьбу гадкого утенка из одноименной сказки. А о чем говорит одежда, то есть внешний облик? «Если человек оделся грибом, то это странный человек…» - убеждены подольские школьники.
Учитель русского языка и литературы из Республики Тыва Айслу Лаажап не только поговорила с семиклассниками на тему «Для чего мы учимся?», но и немного поучила их тувинскому языку – прощаться по-тувински, произнесла и перевела тувинские пословицы. А что касается ответа на вопрос, заданный темой, ребята смогли его дать даже без помощи Айслу Евгениевны. «Для того, чтобы получить образование, пойти на работу, заработать деньги, обеспечить семью», «учимся, чтобы сделать что-то для всех, не для себя», «чтобы жизнь была легкой и простой», «чтобы представлять страну». Мудрые ребята, да?
Рассказывая о классных часах, я не оцениваю их, не критикую. Это дело экспертов. А вот какие из разговоров с учащимися показались жюри наиболее выигрышными, соответствующими конкурсным критериям и своим внутренним критериям, мы узнаем совсем скоро – завтра. В субботу вечером будут объявлены пятнадцать лауреатов Всероссийского конкурса «Учитель года России-2013». Всего 15 из 79. Лотерея? В какой-то степени да. Но больше – результат огромного труда учителей со всей России.
А сегодня всем участникам всероссийского финала подарили радость – экскурсию в усадьбу Дубровицы и имение Ивановское, подольские достопримечательности. А у организаторов региональных конкурсов, которые приехали поддержать своих участников, в это время прошел семинар, посвященный тонкостям проведения "Учителя года"..
А еще экскурсия по школе, которую провел Игорь Сергеевич Царьков. Гости школы и города увидели знаменитый школьный планетарий, обсерваторию с телескопами на крыше, виртуальную студию, нанолабораторию. Было очень интересно! Кстати, поздравляем Игоря Сергеевича с днем рождения, у него юбилей!

В прикрепленном файле - темы для разговоров с учащимися.

быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.