Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Как вы считаете, правильно ли делить учебный год на 4 четверти?

Результаты

Текущий номер

Доброе утро, мистер Холмс!

Когда-то для Татьяны Черноусовой мечтой стал английский язык

номер 07, от 18 февраля 2020

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№7 от 18 февраля 2020 года

pКак помочь школьникам с выбором профессии? Этот вопрос дал название IV Международной конференции по управлению качеством образования. Ее участники поделились своим опытом решения проблемы и взглядами на нее в контексте общемировых задач. Самое интересное с полей конференции – в материале Вадима Мелешко.

pВ России интернет используют 80% детей и подростков. Больше половины читают или смотрят контент, который специалисты называют нежелательным. При этом возраст "самостоятельной жизни" ребенка в интернете снизился с 7 до 5 лет. Какую угрозу видят в этом специалисты и как обезопасить ребенка? Разбиралась Наталья Алексютина.

pСегодня в преподавании литературы в школе преобладает воспроизводящая проверка знаний, констатирует заслуженный учитель РФ Лев Айзерман. Ученик чаще всего отвечает у доски и пишет сочинения о том, что уже изучено в классе. По мнению же эксперта, задача педагога заключается не в том, чтобы заставить школьника "знать" книги, но через них научить понимать и чувствовать то, что он однажды в жизни прочтет без учителя.

pОдна из самых известных российских писательниц Дина Рубина выросла в семье художника и учительницы истории. В ее первом, опубликованном в журнале "Юность", рассказе "Беспокойная натура" действие происходит как раз на уроке истории. После 50 лет успешной писательской карьеры Дина Рубина по-прежнему завоевывает сердца аудитории. В эксклюзивном интервью автор рассказала о маминых уроках, отношении к жизни и новом романе.

28 сентября 2013 года в 01:01

Классные двадцать минут

Оксана Родионова
Первый тур конкурса «Учитель года России-2013» похож на один длинный школьный день. Прошли уроки, потом методическое объединение по твоему предмету, да еще коллеги на это заседание подошли из других предметных областей, опытом обменяться… А после уроков еще классный час и вечером - родительское собрание.
Только на конкурсе все эти вполне обыденные для каждого учителя события растянуты на 4 дня. И еще за тобой наблюдает пристально судейская команда. Словно пришла серьезная, но доброжелательная проверка из людей, которых немного побаиваешься, но рад видеть, ждешь их оценки, надеешься на положительную…
Продолжая фантазировать, можно сказать, что 27 сентября наступила пора классного часа и родительского собрания. Конечно, в данных условиях эти названия условны. Классный час – это ведь сбор своего родного класса, у которого масса проблем – Витя разбил дверь в учительской, Маша получила три двойки за один день… И радостей – победили в олимпиаде, подготовили замечательный концертный номер для школьного праздника… Проблем и радостей детей конкурсной школы «пеликаны» не знают. Но с детьми уже знакомы – ведь вели у них уроки, встречались в коридорах. Или не встречались, но могут представить, о чем они думают, волнуются, размышляют. Задание «Разговор с учащимися» - возможность для подольских детей получить еще один урок от незнакомых учителей – нравственный. Всего за двадцать минут.
Расскажу пока только о разговорах с ребятами, а беседы с родителями стоит оставить на завтра, чтобы поговорить о них немного подробнее.
Десятиклассников встречала в импровизированном кругу Юлия Анчиполивская, учитель английского языка из Камчатского края. Она сразу сказала, что у нее солнечное настроение, несмотря на то, что в ее родных краях сейчас вовсе не утро, а вечер, и вопреки тому, что Юлия Сергеевна, к сожалению, почти потеряла голос. Разговор на тему «Человек – кузнец своего счастья. Так ли это?» был стремительным, оптимистичным, бодрым. Тем более, что ребята сразу согласились с этим утверждением и потом только проверяли – правы они или нет? Что нужно, чтобы быть счастливым? Многое, по мнению десятиклассников 29-й подольской школы: дети, здоровье, хорошая работа, душевная удовлетворенность и так далее. В общем, счастливый человек – это успешный человек. А какие качества присущи успешному человеку? Школьники назвали семь качеств, а затем с помощью цветных стикеров выбрали три главных – доброта, ум, самостоятельность. А от кого зависит, есть ли эти качества у человека? От него самого!
Одиннадцатиклассники, без пяти минут выпускники, выбрали тему сложную: «Всегда ли правы взрослые?». Интересно, что сами ребята себя взрослыми пока не считают… Это выяснила в самом начале встречи Лилия Мирошкина, филолог из Смоленской области. А затем ребята начали говорить о проблемах, которые возникают у них с родителями, – увы, взрослые зачастую навязывают свою точку зрения, например, заставляют слушать музыку, которая нравится им, а не их детям. «А времена ведь меняются, - убежден мальчик. – Мы иногда можем подсказать что-то взрослым, знаем о каких-то вещах больше них». Однако оказалось, что так думают далеко не все молодые люди. Есть семьи, где царит лад, в том числе музыкальный, где одни интересы и у взрослых и тех, кто младше. А что же делать, когда взрослые неправы? Крепко обнять. Поговорить. Простить. Главный совет одиннадцатиклассников взрослым – надо доверять своим детям. Интересный вывод сделала в конце встречи Лилия Петровна: а ведь ученики, которые с ней говорили, - уже взрослые, с умными мыслями, с умением встать на место своего собеседника…
Елена Тарас, преподаватель английского из Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, встретилась с восьмиклассниками, чтобы поговорить о том, кто такой успешный человек. Ребята считают, что это такой человек, который «добился в жизни, чего хотел». Интересно, что это мнение почти полностью совпало с определением слова «успех» в словаре Ожегова. Елена Николаевна предложила своим юным собеседникам называть качества успешного человека и аплодировать тем качествам, которые они считают наиболее важными. Целеустремленный, трудолюбивый, терпеливый, не боится рисковать, здоровый, счастливый, оптимист, умный, образованный – вот такой он, успешный человек. В финале Елена Николаевна раздала ребятам куски глины, чтобы они сами смогли слепить свое счастье.
Над темой, которую выбрали шестиклассники для разговора с учителем изобразительного искусства из Ивановской области Еленой Кочиной, сама Елена Николаевна задумывается часто: «Что, по твоему мнению, наиболее ценно в человеке: внешний облик или внутренний мир?». Но педагог никак не может ответить на этот вопрос. А ребята могут. Они все уверены: главное то, что внутри человека. И их не сбил даже хитрый вопрос Елены Николаевны, которая взяла в руки пластиковую чашку с водой и спросила, что важнее: в чем подана вода или какая это вода? Шестиклассники настаивают: какая вода – важнее. В качестве примера дети вспомнили судьбу гадкого утенка из одноименной сказки. А о чем говорит одежда, то есть внешний облик? «Если человек оделся грибом, то это странный человек…» - убеждены подольские школьники.
Учитель русского языка и литературы из Республики Тыва Айслу Лаажап не только поговорила с семиклассниками на тему «Для чего мы учимся?», но и немного поучила их тувинскому языку – прощаться по-тувински, произнесла и перевела тувинские пословицы. А что касается ответа на вопрос, заданный темой, ребята смогли его дать даже без помощи Айслу Евгениевны. «Для того, чтобы получить образование, пойти на работу, заработать деньги, обеспечить семью», «учимся, чтобы сделать что-то для всех, не для себя», «чтобы жизнь была легкой и простой», «чтобы представлять страну». Мудрые ребята, да?
Рассказывая о классных часах, я не оцениваю их, не критикую. Это дело экспертов. А вот какие из разговоров с учащимися показались жюри наиболее выигрышными, соответствующими конкурсным критериям и своим внутренним критериям, мы узнаем совсем скоро – завтра. В субботу вечером будут объявлены пятнадцать лауреатов Всероссийского конкурса «Учитель года России-2013». Всего 15 из 79. Лотерея? В какой-то степени да. Но больше – результат огромного труда учителей со всей России.
А сегодня всем участникам всероссийского финала подарили радость – экскурсию в усадьбу Дубровицы и имение Ивановское, подольские достопримечательности. А у организаторов региональных конкурсов, которые приехали поддержать своих участников, в это время прошел семинар, посвященный тонкостям проведения "Учителя года"..
А еще экскурсия по школе, которую провел Игорь Сергеевич Царьков. Гости школы и города увидели знаменитый школьный планетарий, обсерваторию с телескопами на крыше, виртуальную студию, нанолабораторию. Было очень интересно! Кстати, поздравляем Игоря Сергеевича с днем рождения, у него юбилей!

В прикрепленном файле - темы для разговоров с учащимися.

быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.