Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Компьютеризация учебного процесса и внедрение ИКТ в школе на ваш взгляд:

Результаты

Текущий номер

Евгений БРЮН, главный внештатный психиатр-нарколог Минздрава России:

Процент детей с опытом употребления наркотиков снизился в пять раз

номер 03, от 16 января 2018

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№4 от 23 января 2018 года

pЕдиной системы дошкольного образования в Нидерландах нет. Дети здесь идут в школу с четырех лет, поэтому первые два класса начальной школы больше напоминают наш детский сад… Об удивительном, но практически обоснованном в репортаже Сергея Рыкова.

pНаучить умного и мотивированного ученика – это, безусловно, победа, но маленькие шажки продвижения вперед ученика со средними способностями – это нечто еще более ценное. О том, как важно уметь найти подход к тем и другим, размышляет Ольга Филимонова.

p«65% богатства нации – это люди, поэтому инвестиции в них более чем оправданны. Но очень важно понять, каким образом следует осуществлять инвестирование, чтобы эффект был ощутимым и быстрым…» - самое интересное об IX Гайдаровском форуме в материале Вадима Мелешко.

26 февраля 2013 года в 09:45

Для весеннего сада пора сажать рассаду!

Группа Авторов
О чем бы вы, уважаемые коллеги, подумали, увидев эти слова, написанные большими яркими буквами при входе в школу № 8 города Боровичи Новгородской области 2 февраля? Именно под таким девизом в этот день проходила ставшая уже визитной карточкой Боровичей Третья межрегиональная общественно-педагогическая акция «Учительский субботник».

Традиция эта родилась в 2010-м, в Год учителя, и выросла из желания активных педагогов, участников московского, новгородского и всероссийского конкурсов «Учитель года» разных лет, расширить границы профессионального общения и совместными усилиями утроить неформальный праздник педагогического мастерства, который был бы открытым событием городской общественной жизни. Поэтому участники «Учительского субботника» избегают использования существительного «мероприятие», заменяя его на «событие», поэтому самому действу присуща нотка оптимизма и здоровой самоиронии, поэтому в программе праздника и музыкальные номера, и вечер в краеведческом музее.

Елена Лебедева: В этом году из Москвы приехала как никогда большая команда. Словно бросая вызов пятничным московским пробкам, десять отважных учителей отправились в путь по следам А. Н. Радищева, правда, не в Петербург, а в Новгородскую область, в город Боровичи на Третью межрегиональную общественно-педагогическую акцию «Учительский субботник».

Организатором от Московского клуба учителей года в этом году стал учитель истории и обществознания Ломоносовской школы Владимир Кружалов, учитель года Москвы – 2009, победитель всероссийского конкурса «Учитель года России – 2009». На его приглашение откликнулись учитель физики школы № 19 города Ногинска и «Школы радости» города Люберцы Московской области Вадим Муранов, педагог года Подмосковья – 2008, победитель всероссийского конкурса «Учитель года России – 2009»; учитель биологии школы №7 города Кольчугино Владимирской области Сергей Циклов, учитель года Владимирской области – 2002, победитель всероссийского конкурса «Учитель года России – 2002»; учитель истории и обществознания Павловской гимназии Московской области Константин Лупиков, учитель года Тюменской области – 2009, лауреат всероссийского конкурса «Учитель года России – 2009».

Владимир Кружалов: Спасибо огромное моим «однокурсникам» по 2009 году за энтузиазм и готовность в свободное от работы время участвовать в этом педагогическом событии. Парадокс послеконкурсной жизни заключается в том, что мы, с формальной точки зрения бывшие соперники и конкуренты, стали настоящими друзьями и вместе реализуем педагогические и просветительские проекты.

Не меньшую благодарность хочу высказать потрясающей команде участников конкурса «Учитель года Москвы» разных лет, которые согласились потрудиться на субботнике: учителю физики гимназии № 1514, лауреату конкурса «Учитель года Москвы – 2009» Юрию Бобринёву, учителю физкультуры школы № 1143, лауреату «Учителя года Москвы – 2010» Павлу Дронову,  учителю географии Ломоносовской школы, финалисту «Учителя года Москвы – 2010» Ивану Колечкину, учителю русского языка и литературы гимназии № 1593, финалистке «Учителя года Москвы – 2011» Елене Лебедевой, учителю английского языка школы «Карьера», лауреату конкурса «Учитель года Москвы – 2007» Юлии Мукосеевой и, наконец, Большому хрустальному пеликану нашей команды, учителю музыки школы №1060 Михаилу Стародубцеву, учителю года Москвы-2008, абсолютному победителю всероссийского конкурса «Учитель года России – 2008».

Вадим Муранов: Не стоит забывать, что мы были гостями, а гостеприимными хозяевами стали Союз творческих учителей города Боровичи Новгородской области во главе с учителем изобразительного искусства школы № 8 Людмилой Ивановой, учителем года Новгородской области – 2009, финалисткой всероссийского конкурса «Учитель года России – 2009»  и ассоциация победителей новгородского конкурса «Учитель года» во главе с Ириной Шанаевой,  учителем года Новгородской области – 2008, финалисткой всероссийского конкурса «Учитель года России – 2008».

Елена Лебедева: Боровичи – очень гостеприимный город. Здесь нас явно ждали и старались сделать так, чтобы нам было хорошо. Это можно было ощутить по прибытии. Хотя, нет, еще до! Когда в почти сказочном ночном лесу уже прилично за полночь Людмила Иванова и Ирина Шанаева встречали наш отряд.

Людмила Иванова: Традицией субботника стал ежегодно меняющийся девиз. Первое событие проходило под девизом «Смахнем пыль!», второе «Расставим все по-новому!» и, наконец, третье – в виду близости весны – под лозунгом «Для весеннего сада пора сажать рассаду».

Приходящих в этот день в школу №8 города Боровичи встречала группа молодых красивых девушек в желтых косынках, желтых резиновых перчатках с посевными календарями в руках. В сценарии небольшой по продолжительности церемонии открытия в этом году также обыгрывалась «садоводческая» тема. На импровизированном собрании садового товарищества задавались и обсуждались следующие вопросы:

- Когда в моем огороде появится высокоскоростной интернет?

- До каких пор я буду покупать известняк за свой счет?

- Ожидается ли повышение выплат на садоводческую литературу?

- Когда и как мы будем внедрять в жизнь новые стандарты огороднического дела?

- Когда будет поднята заработная плата в нашем товариществе до средней по экономике Москвы?

Ирина Шанаева: Несмотря на неформальный по духу тон и задор этого события, собравшего в этом году учителей Боровичского, Мошенского, Окуловского района Новгородской области и самого Великого Новгорода, наравне (да, да наравне) с учителями в открытии и работе субботника приняло участие и официальное руководство органами образования. Среди них «мечтающий о креативе, интерактиве и позитиве для всех новгородских учителей» председатель Комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области Анатолий Алексеевич Осипов, председатель Комитета образования и молодежной политики Боровичского района Валентина Викторовна Ренина и «тонкий ценитель всего инновационного» Татьяна Александровна Каплунович, проректор Новгородского института развития образования, много лет возглавляющая областной конкурс «Учитель года».

А еще среди активных «садоводов» были Алена Витова, Наталья Банникова, Ирина Вейкова, Татьяна Комогорцева – лучшие учителя Новгородской области последних лет.

Елена Лебедева: Не случайно именно Людмила Иванова руководит Союзом творческих учителей города Боровичи, потому что только творчество, неравнодушие и удивительная преданность делу могут сподвигнуть на подобную грандиозную инициативу и ее воплощение. Ведь благодаря этим удивительным людям акция прошла уже трижды. Поразил не только и не столько размах самого события, сколько именно ощущение того, что ты в своей профессии не одинок, что есть огромное количество учителей, которые также жаждут нового, интересного, которые готовы постоянно развиваться в своем предмете и выходить за его пределы, для которых наш приезд – это значимо. Поразила та продуманность, вплоть до мельчайших деталей, с которой был организован «Учительский субботник». Словом, поразило всё то, что было сделано людьми и для людей.

Людмила Иванова: В этот день и время ведет себя не совсем обычно: оно летит со скоростью света, и замирают неповторимые, но все же мгновения… Пространство расширяется, и ты уже всех знаешь, вливаешься в атмосферу творчества и не хочешь из этого состояния выходить…

Ирина Шанаева: Программа субботника была как никогда насыщенной. Пройдем по всем четырем секциям. Вот посмотрите: скромный, улыбчивый Михаил Стародубцев, приглашает нас к участию в «Диалоге культур», а это Сергей Циклов решает «вероятностным способом» с одиннадцатиклассниками «ключевую задачу генетики», проводя манипуляции с «бракозяврами», существами очень симпатичными и уже знакомыми новгородским учителям. 

Поднимемся еще на один этаж: здесь Лебедева Елена не дает ученикам «споткнуться, разбирая партитуру смысла».

«Географию русского языка» приглашает познать Иван Колечкин (кстати, и он уже не первый раз в Боровичах). Урок Ивана Сергеевича был построен на использовании элементов образовательной технологии «ИнтеллекТ», разрабатываемой сотрудниками Ломоносовской школы.

Еще один кабинет: восьмиклассников «Через парадоксы к вечным вопросам» ведет Константин Лупиков.

Подходим к спортивному залу школы… «Третий час физкультуры – необычная игра», а дальше еще удивительнее: «Математика и логика на уроке физкультуры» - мастерство показывает Павел Дронов, высокий, подтянутый, какой-то искрящийся…

Возвращаемся в актовый зал: здесь сначала лирика на английском языке «Дерево или любовь» в исполнении хрупкой девушки Юлии Мукосеевой, а затем «Физика и все остальное» и великолепный Вадим Муранов.

Иван Колечкин: Особым украшением субботника стало выступление бардовского трио «Экспромт» города Боровичи в составе Ольги Усатовой, Валерия Артемьева и Ольги Беловой, учителя музыки школы № 8 грода Боровичи. Их профессиональное и вместе с тем проникновенное исполнение создавало совершенно особую, камерную и душевную атмосферу.

Константин Лупиков: Утверждение, что самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения, было еще раз подтверждено на «Учительском субботнике». При всей грандиозности открытия в присутствии официальных лиц учительский форум плавно перешел в привычный формат –  сотрудничество коллег в рамках уроков и мастер-классов. Переходы от русского языка к физике, от географии к музыке, происходили незаметно. Ведь каждый урок и мастер-класс – это маленький совместный педагогический шедевр. Не успевала аудитория разобраться с премудростями расстановки знаков препинания на мастер-классе Елены Лебедевой, как уже Михаил Стародубцев начинал увлекательное действо по реконструкции древнегреческой музыки, а затем Юрий Бобринев постигал вместе с аудиторией секреты распространения звуковых волн и тайны Вселенной.

Людмила Иванова: Заключительный аккорд в зале: «На качелях, или дыхание космоса в ванной». Юрий Бобринев, лауреат конкурса «Учитель года Москвы – 2009», на своем мастер-классе удивляет нюансами, деталями, показывая, как просто можно объяснить детям сложные вещи, как просто на уроке творить чудеса… И уже никто не замечает, что за окном постепенно темнеет: учительские сердца объединяются, хочется творить, бежать, лететь… в свой класс, к своим детям.

А еще хочется выразить признательность Учителям России, приезжающим за тысячи километров, чтобы ощутить роскошь профессионального, да и просто человеческого общения. «Свободный микрофон» и слова благодарности за бескорыстный труд, за умение отдавать себя, за то, что мы вместе!!!

Елена Лебедева: Некоторые учителя после мастер-классов говорили о том, что впервые были участниками такой формы обмена опытом, и для них это стало новой отправной точкой в профессиональном развитии. Для учеников школы № 8, где проходила педагогическая акция, такая встреча уже не нова, но уроки по решению «ключевой задачи генетики», путешествие «через парадоксы истории к вечным вопросам» и «география русского языка» не смогли оставить их равнодушными. А «третий час физкультуры» доказал возможность сочетания «математики и логики» на этом предмете. Дети были счастливы, потому что эти уроки, как признались ребята, стали для них лучшими в жизни. И мы, уже не раз проводившие их, признаться, конечно, волновались, но были крайне тронуты таким радушным приемом.  Как оказалось, не только для каждого из нас, но и для учеников, и для наших коллег мастер-классы и уроки – «это маленькая жизнь». А, значит, мы все не зря старались.

Юрий Бобринев: Последнее время в школьной работе все больше и больше погружаешься в повседневную суету. Выпускной класс, ажиотаж с подготовкой к ЕГЭ, бюрократические проволочки с поставкой оборудования и ремонтом кабинета, вопросы аттестации и аккредитации школы, заполнение кучи журналов и отчетов. За всей этой ежедневной рутиной совсем растворяется истинная сущность работы и ощущение детской радости, перспективы, удивления – всего того, что составляет, на мой взгляд, основной смысл и радость нашей профессии.  Многие вещи начинают раздражать, сам становишься занудой, часто не замечая метаморфозы, а это смерть для хорошего учителя… В этом смысле наша поездка для меня оказалась отличным омовением, глотком свежего воздуха, причем во всех смыслах.

Для меня важно было выступить. И не только потому, что мой мастер-класс и мой опыт, надеюсь, оказался полезен кому-то в дальнейшей работе, – мне необходимо было увидеть реакцию незнакомых людей, профессионалов, на мое выступление. Такая реакция для меня – обратная связь, что-то вроде самоаттестации, экзамена, гораздо более весомого, чем формальное признание разряда и квалификации.

В целом у меня сложилось ощущение, что я получил много больше, чем отдал, и в связи с этим меня немного мучает совесть.

Сергей Циклов: Особые теплые слова благодарности хочется адресовать ученикам и директору школы № 8 города Боровичи Ларисе Ивановне Артемьевой, без стараний, труда и поддержки которых «Учительский субботник» просто не состоялся бы.

Михаил Стародубцев: Долго думал, стоит ли об этом говорить, и решил, что все-таки стоит. В наш меркантильный век хочется обратить особое внимание на то, что участие учителей, как хозяев, так и гостей, было абсолютно бескорыстным. Но организация такого события требует немалых затрат.

Юлия Мукосеева: Мы искренне благодарны администрации Боровичского муниципального района, руководству ОАО «Боровичский комбинат огнеупоров» и ЧОУ «Ломоносовская школа», выступившими спонсорами «Учительского субботника».

Павел Дронов: А за информационную поддержку особая благодарность «Учительской газете» и центру педагогического мастерства Департамента образования г. Москвы.

Елена Лебедева. Третий «Учительский субботник» прошел под девизом: «Для весеннего сада пора сажать рассаду!». И действительно, какие всходы могут дать те зерна, которые в рамках 40 минут урока или 30 минут мастер-класса смогли заронить в профессиональную почву наши участники? Оказывается, самые разные. Это и восторг от увиденного, и возможность под другим углом посмотреть на то, чем занимаешься каждый день; это и радость переосмысления и переоткрытия, чувство полета вдохновения.

Ксения Михайлова, ученица 8-й школы города Боровичи:

Не успели оглянуться -

Ваш урок уже прошёл

Уяснили парадоксы,

В целом очень хорошо.

Необычным материалом

Мы теперь увлечены.

Вы заставили нас думать,

Что мы лучше быть должны.

Мы в своим уже привыкли

К дорогим учителям.

Вы нам тоже полюбились,

Приезжайте еще к нам!

 

Боровичи. Воскресенье, следующее за субботником. Надо ехать в Москву. Вьюжит. Дорога будет нелегкой. А прощаться не хочется совсем. Но отъезд сегодня – это возможность вернуться снова. «И это здорово!»  

Все вместе. До новых субботников!

 

Авторы:

Бобринев Юрий, Дронов Павел, Иванова Людмила,

Колечкин Иван, Кружалов Владимир, Лебедева Елена,

Лупиков Константин, Мукосеева Юлия, Муранов Вадим,

Стародубцев Михаил, Циклов Сергей, Шанаева Ирина

 

Фото Владимира Кружалова и Александра Леонтьева

быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.