К примеру, урок рисования для третьеклассников по теме «Графическая иллюстрация к рассказу А.П. Платонова «Цветок на земле», разработанный Игнатенко, начинается со сравнительного анализ слов «орфография», «география», «биография», из которого дети получают понятие о греческом слове «grapho» и графике как особенном направлении в изобразительном искусстве. Дети рассматривают книги с графическими иллюстрациями. Узнают о выразительных средствах графики, таких как контурная линия, штрих, пятно, фон листа и демонстрируют их на иллюстрациях. Ребятам предлагается презентация, которая является продуктом проектной работы одного из третьеклассников. Сообщение ученика о талантливой юной художнице Наде Рушевой, оставившей после себя около 12 000 графических рисунков, сопровождается демонстрацией слайдов.

Среди оборудования урока – «барометр настроения». С его помощью ребята определяют, какие эмоции у них вызывает рассказ о Наде Рушевой, прочитанная книга или просмотренная иллюстрация. А основная цель урока – выразить с помощью рисунков свои эмоции после предыдущего урока чтения, на котором дети читали и обсуждали рассказ А.П. Платонова «Цветок на земле».

Домашнее задание Анна Игнатенко дает детям тоже необычное. «Попробуйте проиллюстрировать ту книгу, которую вы сейчас читаете. Я попрошу вас сделать графические иллюстрации. Если получится, напишите в двух словах объяснение своего рисунка. Это можно сделать и в стихах, а можно подобрать и подходящую по смыслу пословицу».

Интеграция учебных занятий и проектная деятельность – основные направления работы Анны Игнатенко, Учителя года Смоленской области-2018. В средней общеобразовательной школе №29 с углубленным изучением отдельных предметов города Смоленска Анна Валентиновна работает уже 16 лет. Число, равное годам ее педагогического стажа.

В этой школе старшеклассники изучают углубленно математику и естественные науки. Со второго класса углубленно преподается иностранный язык.

Можно ли родителям заранее определить, есть у ребенка, скажем, математические или, наоборот, лингвистические способности? Чтобы после окончания начальной школы не пришлось многократно переводить ребенка из одного профильного класса в другой? На эти вопросы опытный педагог Игнатенко отвечает:

- Внимательные родители могут определить уже у трех-четырехлетнего ребенка задатки направленности, гуманитарных или математических способностей. У нас есть пропедевтика углубленного изучения математики или русского языка, потому что даже в начальной школе различные программы ориентированы на углубленное изучение тех или иных предметов. Случается, что в начальной школе ученик проявляет в равной степени способности ко всем предметам. Это так называемая академическая одаренность. Создается иллюзия, что такой ребенок, например, более склонен к математике, а на самом деле он просто очень много решал задач и тренировался, но математической одаренностью не обладает. Ошибка вполне возможна. Но большой проблемы здесь нет.

- А может ли педагог начальной школы способствовать выявлению направленности ребенка? - интересуюсь я.

- Если есть одаренность, она видна. А вообще в начальной школе все зависит в большей степени от мотивированности и заинтересованности учеников и их родителей. Я считаю, любой ученик даже не с самыми высокими способностями может учиться в начальной школе хорошо при условии достаточной мотивированности.

Ни у кого не может все получаться сразу и на сто процентов, считает Анна Игнатенко. Какова же роль учителя? Необходимо быть очень наблюдательным, заинтересованным в результатах своего труда, утверждает Анна Валентиновна. Очень важны дополнительные занятия. И еще очень важен индивидуальный подход к каждому ученику.

С самого начала педагогической деятельности Анна Игнатенко поняла: дети согласно своему возрасту склонны в большей степени играть. Поэтому на уроках у Анны Валентиновны царит атмосфера игры. Главный секрет, по словам педагога: дети должны ощущать, что у них все получается. Три компонента успешного урока по рецепту Игнатенко: ситуация успеха, позитив и юмор, высокий темп.

«Знание теории тоже очень важно, но учебный материал должен усваиваться незаметно и естественно, - поясняет Анна Игнатенко. - Чтобы урок не был уроком в стандартном понимании этого слова. Это должно быть некое действо: забавное, интересное, увлекательное и в то же время полезное и ненавязчивое. А вообще я стараюсь общаться так, как будто мы очень давно с детьми друг друга знаем. Сократить дистанцию между собой и ребенком. Мне это не сложно, тем более что у меня есть свои дети. От общения с детьми я получаю удовольствие!»

Конечно, нужно помнить, что после выхода из начальной школы тех, кто привык к игровой форме урока, встретят, возможно, более строгие учителя. Поэтому игра на уроке Анны Игнатенко всегда соответствует возрасту детей. Для малышей педагог использует более подвижные, активные, ролевые игры. Что касается четвероклассников, для них применимы уже деловые игры, в которых ученик может примерить, например, роль ученого, исследователя или даже социолога. В своей практике Игнатенко часто применяет метод проектов, элементы квест-технологий.

Технологию проектов педагог продемонстрировала и на уроке федерального этапа конкурса «Учитель года России». Класс превратился в детективное агентство, которое расследовало дело о… многозначных числах. Ребята искали многозначные числа в повседневной жизни и обнаружили в зоопарке, в книгах, на улицах города… По результатам работы детективного агентства тут же на уроке была выпущена газета.

На уроке регионального этапа конкурса «Учитель года России» ученики Игнатенко решали проблему мультгероя, который должен был понять, что же такое отрицательные числа. Герой получил в подарок на день рождения сотовый телефон и так много разговаривал, что однажды у него получился отрицательный баланс…

Какой же неистощимой фантазией должен обладать педагог, чтобы к каждому уроку придумывать подобные сценарии! Анна Игнатенко на сто процентов «сочиняет уроки» сама! Никаких подсказок из интернета! Это принципиальная позиция.

«Не могу иначе! – признается Анна Валентиновна. – Ведь только на основании собственного опыта я могу сделать вывод, как придумать объяснение к тому или иному моменту урока лучше всего!»

Анна Игнатенко не только сочиняет сказочные истории к каждому уроку, но и опубликовала несколько стихотворений в журнале «Сказочный мир», редакция которого находится в Смоленске. Стихи Игнатенко звучат и уроках, педагог также поощряет творчество детей. Поколения учеников создают самодельные книжки, которые бережно хранит учительница.

На вопрос о том, не стоит ли выпустить методическую книгу с собранием всех «сказочных разработок» Игнатенко, отвечает отрицательно: «Я уверена, что такие разработки должны быть сугубо индивидуальными. Нельзя примерить на себя чей-то опыт подобного рода. То есть примерить-то можно, но он будет… не по размеру! Если даже я сама возьму одну и ту же собственную разработку, то в одном классе урок может стать блестящим, а в другом вовсе не получиться. Почему? Потому что нужно исходить еще из особенностей детей!»

Когда писателю и учителю Игнатенко приходят идеи для будущего урока? Во время рутинных дел или, наоборот, в часы полного отдыха? Она отвечает так: «Я задаюсь некоей проблемой и даже не понимаю, что она у меня в голове все время решается. Я занимаюсь чем-то, куда-то иду, что-то делаю, и в один прекрасный момент решение возникает словно ниоткуда. Это – творчество! И еще я люблю, чтобы урок оставался немного незавершенным, «сыроватым», чтобы ты принес его детям еще живым! Потому что если урок будет полностью готов, он остывает, и ты к нему остываешь. Он становится, как прочитанная книга. Какая-то проблема всегда должна оставаться, и ты сам должен прожить этот урок вместе с детьми…»

Для каждого урока учительница готовит два-три сценария развития. И… никогда не знает, как же занятие повернется и чем закончится.

Семья у Анны Игнатенко тоже творческая. Муж и двадцатитрехлетний сын – музыканты. Супруг еще и актер, а также получил образование режиссера. В музыкальной группе, которая часто гастролирует, сын Анны Валентиновны играет на контрабасе, муж – на гитаре. А двенадцатилетняя дочка недавно выиграла на международном детском конкурсе в Дюссельдорфе приз, отправив поделку.

В завершение нашего разговора Анна Игнатенко попросила передать большое спасибо «Учительской газете» за конкурс «Учитель года России»:

«Работа над конкурсными заданиями оказалась прежде всего работой над самой собой! Однажды, когда я в первый раз была в горах, я не знала, с чем придется столкнуться. Подниматься в гору оказалось очень трудно. И каждую минуту казалось, что я не смогу, хотелось остановиться, бросить тяжелый рюкзак и вернуться. Но, когда ты достигаешь вершины перевала, ощущаешь несказанное удовольствие. Похожее чувство я испытала на конкурсе! Это радость от преодоления себя…»

Фото из архива Анны Игнатенко