Министр просвещения РФ Ольга Васильева тогда подчеркнула, что неукоснительно должен соблюдаться принцип 70% – базовый оклад, 30% – стимулирование. Ряд экспертов сразу вспомнили о том, что министр говорит об идее, которая была заложена еще в предыдущий приоритетный национальный проект «Образование», когда предполагалось, что 70% зарплаты будут выплачиваться за количество труда, а 30% – за его качество. Впрочем, еще тогда реализация этой идеи казалась крайне проблематичной…

В ходе Общероссийского родительского собрания, которое прошло в конце августа, министр просвещения РФ еще раз напомнила о том, что вопросов к учительской зарплате возникать не должно, если соблюдается одно условие – педагог получает базовый оклад в размере 70% и 30% стимулирования.

«А в вашем регионе соблюдается рекомендованное соотношение? Знаете ли вы в целом, из каких частей складывается ваша зарплата? Сколько часов в неделю вам приходится работать на вашу зарплату?» - такие вопросы мы задали педагогам по следам заявлений главы профильного ведомства, и большинство из них заставили наших собеседников крепко задуматься.

Александра Б., преподаватель информатики, Екатеринбург:
- Не знаю, сколько в процентах, но явно наибольшая часть моей зарплаты – это оклад. Оплата часов за преподавание. Работаю на ставку плюс еще несколько часов. Получается, занята 5 дней в неделю: выходной по урокам у меня среда, но имею уроки в субботу. Чтобы заработок был поприличнее, взяла на себя в школе еще одну обязанность – охрана труда. За эту деятельность получаю тоже фиксированную сумму. Но по данной должности я обязана присутствовать в здании школы и в среду, так что мой учебный выходной занят административной работой. На один выходной меньше… Но это мой выбор. Есть и дополнительный источник – оплата за ведение школьного сайта, здесь уже величина плавающая, но всегда присутствует. Не вдаюсь в подробности бухгалтерии, но догадываюсь, что эти деньги приходят из стимулирующей части фонда заработной платы. Ну а чисто стимулирующие средства получаю, к сожалению, нечасто, не каждый месяц, и воспринимаю их как приятный бонус, но не основу дохода. Есть в нашем коллективе педагоги, у которых стимулирующая часть значительно серьезнее, чем у меня. Молодые педагоги вообще делают на нее ставку: у них и энергии больше, чтобы выкладываться за результат, который еще не обязательно будет, и желание еще не угасло. Предполагаю, что в их доходе иное процентное соотношение оклада и стимула, чем у меня.

Ирина Александровна К., учитель русского языка и литературы, Екатеринбург:
- Зарплата? Мне даже говорить на эту тему не хочется. Последние дни отпуска – самые трудные в смысле бюджета. Когда отпуск только начинался, казалось, горы сверну, все смогу: и отдохнуть прилично, и диван новый, о котором давно мечтала, купить, и детям хорошие вещи приобрести. И вот два месяца, свободных от работы и заработка, подходят к концу. И что? Поездка состоялась, но очень скромная, только ее и смогла себе позволить: отнюдь не на южный курорт, а в соседний регион, в Соль-Илецк. Удалось чрезвычайно выгодно приобрести путевку: 8 дней проживания (условия не ахти какие, но жить можно) плюс завтраки всего за 13 тысяч рублей! Кому ни скажу, не верят. Повезло хоть здесь. Детям, их у меня двое, купила одному велосипед, о котором давно просил, другому осеннюю куртку. Все покупки очень экономные, не из крутых магазинов, конечно. До «дивана мечты» бюджет не дотянула… Теперь буду ждать следующего отпуска и спать на старом. Ладно, больше ворчать не буду. Если быть позитивной, то учительская зарплата точно учит нас одной ценной вещи – быть экономными. Рассчитывать бюджет. Выбирать вещи оптимальные по соотношению цены и качества. Мне кажется, теперь, проработав около 20 лет в школе, я это умею. Слух прошел, что с 1 сентября нас ждет повышение зарплаты (или, точнее, мы его ждем, а не оно нас). Ну очень небольшое! Но все равно приятно. Будет. Надеюсь. А пока думаю лишь о том, как бы дотянуть до первой послеотпускной зарплаты.

Елена М., учитель русского языка и литературы, Великий Новгород:
- Я работаю в городской школе. Стаж – 15 лет. Моя ставка – 15 000 рублей. За счет индивидуальных профессиональных достижений к этой сумме прибавляется еще 10 000, иногда 15 000 рублей. Моя институтская подруга работает в сельской школе Новгородской области. Она рассказывает, что сейчас почти совершенно нивелирована разница между зарплатами городских и сельских учителей, поскольку почти вдвое снижен размер компенсации оплаты коммунальных услуг. Некоторые сельские педагоги нашей области пострадали в прошлом году в результате волевого решения – перепрофилирования спортивных кружков в школе. Почему-то «наверху» решили вместо них организовать кружки по химии. Видимо, такое новшество связано с тем, что в Новгородской области действует мощный химический завод, и ему требуются молодые кадры. Но почему такие преобразования коснулись всех, даже сельских школ? В области существует большой дефицит учителей химии, некому вести не только кружки – даже обычные уроки по химии! И замену найти сложно: не всякий другой педагог сможет грамотно вести этот предмет в силу его специфики. В результате такого решения в сельской школе, где работает моя подруга, преподаватель физкультуры лишился ежемесячной прибавки в 15 тысяч рублей. Для сельского педагога это приличная сумма! А кружок химии там вести оказалось некому. Будут приглашать пожилого педагога из районного центра, которая давно уже находится на пенсии.

Светлана К., учитель истории и обществознания высшей категории, педагогический стаж – 31 год, Нижний Новгород:
- Ни десять, ни тридцать процентов стимулирующих я не получаю. В моем квиточке только те деньги, которые я зарабатываю за уроки и классное руководство. У нас в школе вообще нет стимулирующих – нет прозрачной системы начисления баллов за особые успехи и достижения в учебной и воспитательной работе. Все квитки нам дают лично в руки, поэтому я могу судить по себе и немногочисленным коллегам, с которыми дружески общаюсь. Возможно, директор кого-то из педагогов за что-то поощряет – я не знаю, как получают остальные мои коллеги, никто вслух о премиях не говорит, тем более никто открыто данный вопрос не обсуждает. Как-то профорг наша заикнулась о системе баллов, директор ее сразу же заткнула: «Мы сами знаем, кто и сколько стоит». Я не могу сказать, что все этим положением дел довольны, но открыто не ропщем. Потому что лишь бы как-то доработать. Возраст у всех предпенсионный или пенсионный, почти все получаем за выслугу лет. Молодежь у нас, разумеется, не задерживается. В этом году мы еще не получили за проверку ОГЭ. За дежурство на ЕГЭ получили – хоть с опозданием, но все же нам заплатили примерно так, как обещали. До рубля я не считала, но примерно прикидывала – сумма в целом сошлась. Так же и у других.

Анна Владимировна З., учитель русского языка и литературы высшей категории, 35 лет стажа, райцентр Нижегородской области:
- У нас в школе давно придерживаются принципа 70 на 30, с самого начала, как эта система была введена. У нас все открыто и прозрачно, мы знаем, кого и за что поощряют. Но наша школа редкая, одна на округу такая, благодаря активному профсоюзу и высочайшей корпоративной солидарности. Директор вынуждена с нами считаться, потому что мы реальная сила. От коллег по району знаю, что у других далеко все не так. Но у меня и моих коллег по школе примерно именно такое соотношение и выходит – 70 на 30. Но, думаю, так получается не у всех даже наших учителей. Не у всех педагогов есть значимые победы на уровне района и области, а именно это при вычислении баллов имеет решающее значение, поэтому у молодых, наверное, стимулирующих поменьше чем у нас, аксакалов. Знаю об этом, потому что молодежь жалуется в открытую на низкие зарплаты и все время смотрит на сторону, куда бы уйти. Пара хороших, я бы даже сказала, на диво хороших молодых специалистов недавно уехали от нас в Москву. И язык не повернется их осуждать. Откуда взяться нормальной оплате, если и опыта нет, и ставки стартовые мизерные? Начинающие понимают, что мы заслужили свои категории и баллы, но повторить наш тяжелый путь не готовы. Даже жаль бывает, что так все неудачно складывается. Приходит человек с горящими глазами, а через полгода глаза тускнеют, настроение портится и весь энтузиазм пропадает. Считаю, нужно бы внести коррективы и в ставки, и в стимулирующие поощрения, потому что менять нас будет скоро некому.

Александр Т., заместитель директора школы в городском округе Кировской области:
- У нас уже года четыре нет денег на стимулирующие выплаты. Такую роскошь могут себе позволить школы, имеющие внебюджетные средства. У нас таких нет. К сожалению, имеющийся бюджет настолько скуден, что скорее походит на тришкин кафтан – не хватает денег на оплату труда технических работников, на вывоз мусора (или снега в зимнее время), на сбивание сосулек и уборку крыши от снега, постоянно не хватает на моющие средства… И это не только у нас так. В целом по области еще полтора года назад вышло постановление не доплачивать за почетные звания работающим пенсионерам. Многие были оскорблены таким отношением и ушли совсем. В этом полугодии мы не будем не только поощрять, но даже доплачивать за стаж, впервые за много лет, поскольку столкнулись с тем, что нам не хватает денег до нового года даже на выплату зарплаты в полном прежнем объеме.

Один из руководителей образовательной организации Кондопожского района Республики Карелия отметил, что до января 2019 года это соотношение (70% и 30% – прим. ред.) в районе никогда не соблюдалось. «После увеличения размера оклада учителей до 12600 без увеличения фонда оплаты труда, размер стимулирования сократился почти на 80% (от предыдущего). Соотношение вновь не соблюдается, так как выплачивать стимулирование не позволяет фонд оплаты труда», - уточнил директор школы.

А Наталья Артемьева, учитель русского языка и литературы, классный руководитель школы №10 Петрозаводска считает и делает следующий вывод:
- Да, наверное, так и получается: оклад плюс проверка тетрадей плюс категория плюс классное руководство – это примерно 80%, 20% – это стимулирующие.

 «В районах оклады учителей – от 9 до 12 тысяч. Самые большие в Кондопожском – с 2019 года двенадцать с небольшим. За счет чего установили такой оклад? Ежегодно в декабре отраслевой профсоюз в совместной работе с министерством издают рекомендации, но рекомендации, обязательные к применению. Они помогают правильно распределить тот фонд, который по нормативу поступает в каждое образовательное учреждение. И там установлено, что оклад – постоянная и гарантированная часть зарплаты – должен составлять 70% от фонда. Но в нашей республике такого нет практически нигде. В результате в коллективах возникает недопонимание, связанное с неравным распределением фонда заработной платы. Практика показала, что система оплаты труда, установленная после отмены единой тарифной сетки с 2009 года, далеко несовершенна и вызывает негативную реакцию тех, кто работает без лишней нагрузки», - рассказала председатель профсоюза работников образования и науки республики Евгения Макарова.

Немало писем с информацией о зарплате пришло в летние месяцы и на электронную почту «Учительской газеты»: uchitelskaya.gazeta@gmail.com. Вот некоторые из них.

Татьяна, Томск:
«Я готова поделиться информацией о заработной плате в Томске. Начну с того, что с января 2019 года она стремительно уменьшается. Несмотря на повышение НДС и инфляцию, а также указ мэра Томска о повышении окладов бюджетникам, мы наблюдаем не повышение, а уменьшение заработной платы. Если взять 2018 год, то мне хватало на ипотеку 19 тысяч и квартплату 6 тысяч, а на данный момент мне хватает только на ипотеку. 14 июня педагоги вышли на пикет, хотя многие относятся [к этому] скептически, просто не верят, что администрация услышит нас и примет меры».

Анонимное письмо (от имени коллектива ДШИ г. Избербаш, Дагестан):
«Выйдя после отпуска на работу 7 августа, мы узнали, что нас отправляют в отпуск за свой счет на 10 дней мотивируя тем, что денег нет! Это было и год назад. Заявления на отпуск нам дадут подписать, когда мы выйдем на работу, т.е. задним числом».

К сожалению, многие письма приходят не только без подписи, но и без указания региона, например: «В январе 2019 г. моя зарплата была 27 800 р. А после «повышения» получаю 25 532 р. Что на это скажете?.. Стаж работы – 44 года».


Уважаемые педагоги! Мы с пониманием относимся к вашему желанию не указывать свое имя под предоставленной информацией и всегда соблюдаем условия анонимности. Однако просим вас сообщать город или хотя бы регион, о котором идет речь. Эти данные необходимы, чтобы составить более точную картину происходящего.

Пишите: uchitelskaya.gazeta@gmail.com! Будем разбираться вместе!