Министр просвещения РФ Ольга Васильева тогда подчеркнула, что неукоснительно должен соблюдаться принцип 70% – базовый оклад, 30% – стимулирование. Ряд экспертов сразу вспомнили о том, что министр говорит об идее, которая была заложена еще в предыдущий приоритетный национальный проект «Образование», когда предполагалось, что 70% зарплаты будут выплачиваться за количество труда, а 30% – за его качество. Впрочем, еще тогда реализация этой идеи казалась крайне проблематичной…

В ходе Общероссийского родительского собрания, которое прошло в конце августа, министр просвещения РФ еще раз напомнила о том, что вопросов к учительской зарплате возникать не должно, если соблюдается одно условие – педагог получает базовый оклад в размере 70% и 30% стимулирования.

«А в вашем регионе соблюдается рекомендованное соотношение? Знаете ли вы в целом, из каких частей складывается ваша зарплата? Сколько часов в неделю вам приходится работать на вашу зарплату?» - такие вопросы мы задали педагогам по следам заявлений главы профильного ведомства, и большинство из них заставили наших собеседников крепко задуматься.

Александра Б., преподаватель информатики, Екатеринбург:
- Не знаю, сколько в процентах, но явно наибольшая часть моей зарплаты – это оклад. Оплата часов за преподавание. Работаю на ставку плюс еще несколько часов. Получается, занята 5 дней в неделю: выходной по урокам у меня среда, но имею уроки в субботу. Чтобы заработок был поприличнее, взяла на себя в школе еще одну обязанность – охрана труда. За эту деятельность получаю тоже фиксированную сумму. Но по данной должности я обязана присутствовать в здании школы и в среду, так что мой учебный выходной занят административной работой. На один выходной меньше… Но это мой выбор. Есть и дополнительный источник – оплата за ведение школьного сайта, здесь уже величина плавающая, но всегда присутствует. Не вдаюсь в подробности бухгалтерии, но догадываюсь, что эти деньги приходят из стимулирующей части фонда заработной платы. Ну а чисто стимулирующие средства получаю, к сожалению, нечасто, не каждый месяц, и воспринимаю их как приятный бонус, но не основу дохода. Есть в нашем коллективе педагоги, у которых стимулирующая часть значительно серьезнее, чем у меня. Молодые педагоги вообще делают на нее ставку: у них и энергии больше, чтобы выкладываться за результат, который еще не обязательно будет, и желание еще не угасло. Предполагаю, что в их доходе иное процентное соотношение оклада и стимула, чем у меня.

Ирина Александровна К., учитель русского языка и литературы, Екатеринбург:
- Зарплата? Мне даже говорить на эту тему не хочется. Последние дни отпуска – самые трудные в смысле бюджета. Когда отпуск только начинался, казалось, горы сверну, все смогу: и отдохнуть прилично, и диван новый, о котором давно мечтала, купить, и детям хорошие вещи приобрести. И вот два месяца, свободных от работы и заработка, подходят к концу. И что? Поездка состоялась, но очень скромная, только ее и смогла себе позволить: отнюдь не на южный курорт, а в соседний регион, в Соль-Илецк. Удалось чрезвычайно выгодно приобрести путевку: 8 дней проживания (условия не ахти какие, но жить можно) плюс завтраки всего за 13 тысяч рублей! Кому ни скажу, не верят. Повезло хоть здесь. Детям, их у меня двое, купила одному велосипед, о котором давно просил, другому осеннюю куртку. Все покупки очень экономные, не из крутых магазинов, конечно. До «дивана мечты» бюджет не дотянула… Теперь буду ждать следующего отпуска и спать на старом. Ладно, больше ворчать не буду. Если быть позитивной, то учительская зарплата точно учит нас одной ценной вещи – быть экономными. Рассчитывать бюджет. Выбирать вещи оптимальные по соотношению цены и качества. Мне кажется, теперь, проработав около 20 лет в школе, я это умею. Слух прошел, что с 1 сентября нас ждет повышение зарплаты (или, точнее, мы его ждем, а не оно нас). Ну очень небольшое! Но все равно приятно. Будет. Надеюсь. А пока думаю лишь о том, как бы дотянуть до первой послеотпускной зарплаты.

Елена М., учитель русского языка и литературы, Великий Новгород:
- Я работаю в городской школе. Стаж – 15 лет. Моя ставка – 15 000 рублей. За счет индивидуальных профессиональных достижений к этой сумме прибавляется еще 10 000, иногда 15 000 рублей. Моя институтская подруга работает в сельской школе Новгородской области. Она рассказывает, что сейчас почти совершенно нивелирована разница между зарплатами городских и сельских учителей, поскольку почти вдвое снижен размер компенсации оплаты коммунальных услуг. Некоторые сельские педагоги нашей области пострадали в прошлом году в результате волевого решения – перепрофилирования спортивных кружков в школе. Почему-то «наверху» решили вместо них организовать кружки по химии. Видимо, такое новшество связано с тем, что в Новгородской области действует мощный химический завод, и ему требуются молодые кадры. Но почему такие преобразования коснулись всех, даже сельских школ? В области существует большой дефицит учителей химии, некому вести не только кружки – даже обычные уроки по химии! И замену найти сложно: не всякий другой педагог сможет грамотно вести этот предмет в силу его специфики. В результате такого решения в сельской школе, где работает моя подруга, преподаватель физкультуры лишился ежемесячной прибавки в 15 тысяч рублей. Для сельского педагога это приличная сумма! А кружок химии там вести оказалось некому. Будут приглашать пожилого педагога из районного центра, которая давно уже находится на пенсии.

Один из руководителей образовательной организации Кондопожского района Республики Карелия отметил, что до января 2019 года это соотношение (70% и 30% – прим. ред.) в районе никогда не соблюдалось. «После увеличения размера оклада учителей до 12600 без увеличения фонда оплаты труда, размер стимулирования сократился почти на 80% (от предыдущего). Соотношение вновь не соблюдается, так как выплачивать стимулирование не позволяет фонд оплаты труда», - уточнил директор школы.

А Наталья Артемьева, учитель русского языка и литературы, классный руководитель школы №10 Петрозаводска считает и делает следующий вывод:
- Да, наверное, так и получается: оклад плюс проверка тетрадей плюс категория плюс классное руководство – это примерно 80%, 20% – это стимулирующие.

 «В районах оклады учителей – от 9 до 12 тысяч. Самые большие в Кондопожском – с 2019 года двенадцать с небольшим. За счет чего установили такой оклад? Ежегодно в декабре отраслевой профсоюз в совместной работе с министерством издают рекомендации, но рекомендации, обязательные к применению. Они помогают правильно распределить тот фонд, который по нормативу поступает в каждое образовательное учреждение. И там установлено, что оклад – постоянная и гарантированная часть зарплаты – должен составлять 70% от фонда. Но в нашей республике такого нет практически нигде. В результате в коллективах возникает недопонимание, связанное с неравным распределением фонда заработной платы. Практика показала, что система оплаты труда, установленная после отмены единой тарифной сетки с 2009 года, далеко несовершенна и вызывает негативную реакцию тех, кто работает без лишней нагрузки», - рассказала председатель профсоюза работников образования и науки республики Евгения Макарова.

Немало писем с информацией о зарплате пришло в летние месяцы и на электронную почту «Учительской газеты»: uchitelskaya.gazeta@gmail.com. Вот некоторые из них.

Татьяна, Томск:
«Я готова поделиться информацией о заработной плате в Томске. Начну с того, что с января 2019 года она стремительно уменьшается. Несмотря на повышение НДС и инфляцию, а также указ мэра Томска о повышении окладов бюджетникам, мы наблюдаем не повышение, а уменьшение заработной платы. Если взять 2018 год, то мне хватало на ипотеку 19 тысяч и квартплату 6 тысяч, а на данный момент мне хватает только на ипотеку. 14 июня педагоги вышли на пикет, хотя многие относятся [к этому] скептически, просто не верят, что администрация услышит нас и примет меры».

Анонимное письмо (от имени коллектива ДШИ г. Избербаш, Дагестан):
«Выйдя после отпуска на работу 7 августа, мы узнали, что нас отправляют в отпуск за свой счет на 10 дней мотивируя тем, что денег нет! Это было и год назад. Заявления на отпуск нам дадут подписать, когда мы выйдем на работу, т.е. задним числом».

К сожалению, многие письма приходят не только без подписи, но и без указания региона, например: «В январе 2019 г. моя зарплата была 27 800 р. А после «повышения» получаю 25 532 р. Что на это скажете?.. Стаж работы – 44 года».


Уважаемые педагоги! Мы с пониманием относимся к вашему желанию не указывать свое имя под предоставленной информацией и всегда соблюдаем условия анонимности. Однако просим вас сообщать город или хотя бы регион, о котором идет речь. Эти данные необходимы, чтобы составить более точную картину происходящего.

Пишите:uchitelskaya.gazeta@gmail.com! Будем разбираться вместе!