Ирина Н., учитель русского языка и литературы высшей категории в гимназии, Нижний Новгород (непрерывный педагогический стаж – 43 года, вела в минувшем учебном году 19 часов и классное руководство):

- Получила отпускные и очень расстроилась: их не хватит ни на что. Даже при том, что мне дали премию по итогам года – 10 тысяч (у нас в гимназии дают два раза в год, но зимой мне премии не досталось), это все равно очень мало. До слез обидно так мало получать. Хорошо, что весь учебный год я занималась репетиторством и скопила некоторую сумму – в июле поеду за границу, как и собиралась. Отпускных мне бы не хватило даже на скромную жизнь в городе. И это унизительно вообще-то. Если учесть мой уровень квалификации, стаж и опыт. Ведь всю трудовую жизнь я проработала в одной школе и работала на совесть. Но у нас это ничего не значит почему-то. Деньги у учителей как были нищенские, так и остались. Родители моих учеников по возрасту моложе меня чуть не втрое, но все получают больше, чем я. Разве это нормально? В течение года я получала ежемесячно около 17 тысяч. Вот из расчета этой суммы и получила отпускные. Но в течение года у меня был дополнительный заработок, а в каникулы его не бывает. Вот и проживаем заработанное – еле-еле хватает до первой зарплаты в сентябре.

Елена Федорова, учитель русского языка и литературы, Дзержинск, Нижегородская область (высшая категория, стаж – 29 лет):

- У меня хорошая зарплата, максимальная можно сказать, так что жаловаться грех. У меня 34 часа и получаю я почти 40 тысяч. К новому году была премия 10 тысяч. Меня ценит руководство и дает мне самую большую стимулирующую прибавку из возможных в нашем учебном заведении. Но вовсе не потому, что я такой замечательный специалист (есть и лучше меня), а потому что работать некому. Я уже много лет подряд вынуждена вести две ставки – не из-за жадности, а потому что деваться некуда. Никто не приходит на смену. Я считаюсь едва ли не самой молодой, а мне 49 лет. Семейное положение позволяет мне работать с утра до вечера, очень много времени и сил отдавать школе. Не могу сказать, что я делаю это с удовольствием. Гораздо охотнее я бы почитала книгу (последние годы совсем не читаю, хотя раньше следила за новинками), только самое необходимое к уроку. Для учителя литературы это очень плохо, это почти профнепригодность. Но что делать, если я даже вечером должна готовиться с детьми к ЕГЭ? Опять же не потому, что мне нужны деньги, а потому что родители чуть ли не на коленях просят. Не все учителя могут подготовить хорошо, поэтому к учителям, готовящим к ЕГЭ, у нас выстраивается очередь. У меня один выходной уже много лет. Ну и в каникулы я стараюсь отдохнуть на всю катушку. В эти каникулы (уже на днях) уезжаю в Чехию на неделю, потом приеду и через две недели поеду в Грецию (моя давняя мечта). Еще моих отпускных хватит на небольшой ремонт в одной из комнат. Понимаю, что так много может себе позволить далеко не каждый учитель.

Надежда Н., учитель русского языка и литературы в средней школе, Нижний Новгород (стаж – 2 года, категории нет):

- В текущем учебном году вела 29,5 часов и классное руководство. На руки весь год получала около 18 тысяч. Один раз дали премию в 5 тысяч минус 13 процентов за победу в районном конкурсе классных руководителей. Участвовать не хотела, но меня убедили, что это нужно для баллов и портфолио, которое необходимо для будущей аттестации. Она мне предстоит в следующем году. Конечно, на 18 тысяч не прожить. Хорошо еще, что у меня пока нет своей семьи и детей. Помогают мама с папой, иначе я бы не работала в школе – насмешка получать такие деньги за каторжный труд и большую ответственность, о которой нам напоминают каждый день. Учителя всем должны, зато им никто ничего не должен. Я не раз уже думала об уходе из школы, но мама, она тоже учитель, просит потерпеть. Говорит: "Вначале сложно, потом всё наладится". Она, конечно, уже имеет категорию и стаж, ее зарплата совсем другая... Но я не знаю, выдержу ли такой ритм долго. Отпускные у меня тоже крошечные, микроскопические, их не хватит на каникулы, даже если жить на 200 рублей в день. Буду подрабатывать: решили с подружкой ехать вожатыми в лагерь на Азовское море, на месяц. Конечно, я бы лучше поехала посудомойкой, потому что хочу отдохнуть от детей. Но там как узнали, что есть педобразование, сразу же вожатыми – профессиональных педагогов не хватает в лагерях. Работа тоже не очень простая и ответственная. С детьми вообще сейчас сложно и с родителями. Много капризных, которым трудно угодить, хотя и стараешься. Мне кажется, с нами было проще. Почти никто с моего курса с филфака в школе не задержался. Люди хотят жить сейчас, а не через 10-15 лет. Не у всех есть родители, готовые содержать "первое время". Спасибо маме и папе – они обещали меня свозить отдохнуть на море. Так что две недели все-таки отдохну по-человечески, надеюсь.

Зинаида Малышева, учитель биологии, Вологодская область:

- Я совмещаю три должности, может, поэтому не могу сказать, что получаю недостаточно. Я веду биологию, ОБЖ и являюсь социальным педагогом. Поскольку наша школа сельская, то дополнительная нагрузка не возбраняется, а только приветствуется, потому что учителей не хватает. Еще один биолог в нашей школе также ведет географию. Не буду называть точные суммы, но скажу, что получаю больше 30 тысяч рублей в месяц. Моя коллега – математик с 20-летним стажем, высшей категорией ведет классы с 8-го по 11-й и получает более 35 тысяч рублей в месяц. Но нужно понимать, что нам оплачивают услуги ЖКХ, а также доплачивают 25%, поскольку школа – сельская. Сложнее всего, конечно, молодым учителям. Некоторые из них получают не больше 10 тысяч рублей в месяц. Хватит ли отпускных на отдых? Все зависит от того, кто как его собирается провести. Я, например, никуда не езжу уже несколько лет. У нас есть дача, и мне нравится разводить цветы, сажать овощи, ходить в лес за грибами. Если бы я хотела куда-то съездить, то вряд ли это получилось бы надолго. На что потом жить?

Д.А., молодой специалист, Прионежский район, Республика Карелия:

- Работаю учителем начальных классов. Заработная плата не растет. Летом, конечно, буду подрабатывать, но не в сфере образования. Отпускных не хватит на жизнь. Своего жилья нет, снимаю. Поэтому лето нам только снится, как бы грустно ни звучала эта фраза. Не знаю, как везде, но реализацию майских указов мы не видели и не видим. Сейчас обстановка вообще грустная. Нас приравняли к уровню техперсонала. Получаем мы 17 тысяч рублей за ставку. Примерно столько же получает и техперсонал. Я не против того, чтобы у них была такая зарплата, у них тоже работа не из легких, но уровень ответственности у учителя и у уборщицы все-таки разный. В наше время учитель – волонтер: работает за «спасибо». Поэтому учителя и идут подрабатывать куда только возможно.

Г.А., молодой специалист, учитель информатики, Петрозаводск:

- Отдыхать я нигде не буду, подрабатываю репетиторством, денег ни на что не хватает. Майские указы исполнены лишь на 10 процентов из ста. Самая большая трата в моем бюджете – это 14 тысяч в месяц за съем жилья. У меня по нагрузке – полная ставка, максимальные северные, доплата за категорию – все это 20 тысяч рублей в лучшем случае. Репетиторство максимально приносит 5 тысяч в месяц.

Т.Т., учитель начальных классов, молодой специалист, сельский учитель, Республика Карелия:

- Общество считает, будто зарплаты у нас, учителей, о-го-го какие, а учителя все так же жалуются: денег как не было, так и нет... Я пришла в школу пять лет назад и, поверьте, моя зарплата не выросла ни на рубль, несмотря на то, что я старалась показать себя как специалист, участвовала в различных конкурсах, получила первую категорию. Правда у нас есть один огромный плюс – это отпуск... Вот только как прожить этот отпуск – большой вопрос! Представьте себе, что мои отпускные – это пирог с клубникой. Половину пирога мне необходимо отдать за кредит на свою машину, на которой я добираюсь до места работы (30 км), четверть пирога – за коммуналку… Вот и остается мне на 72 дня прекрасного отпуска лишь 1/4 от всего пирога. О каком отпуске может идти речь? Мне бы концы с концами свести. Я уж молчу о том, чтобы поехать на море. Вот и приходится крутиться, как могу. Уже шесть лет я ежегодно езжу в Финляндию на клубнику. Нелегкий труд, но приносящий рубль, благодаря которому я живу, а не существую. Я не жалуюсь, кручусь как могу, но мне бы уж очень хотелось, чтобы наш труд оценивался по достоинству!

Ирина М., преподаватель иностранных языков, Великий Новгород:

- Мой стаж работы – 8 лет. Размер моих отпускных – 30 тысяч рублей. Этой суммы не хватит, чтобы прожить два месяца. Поэтому я, как и прошлым летом, займусь переводами. Я подрабатываю в этой сфере и в течение учебного года. В каникулярное время к письменной работе добавляется возможность устных переводов. Меня приглашают в Санкт-Петербург, дорога из Великого Новгорода занимает всего три часа. Устные переводчики требуются, как правило, на деловых переговорах. Письменно я перевожу художественные тексты, специальную литературу. Больше всего платят за технические тексты, например, из области теплоэнергетики, радиоэлектроники, а также за перевод медицинской литературы. За 10 авторских листов (один авторский лист равен 40 тысячам знаков с пробелами) можно получить до 4,5-5 тысяч рублей. Когда я отдыхаю? Выкраиваю для отдыха одну неделю в течение лета.

Виктория Д., учитель начальных классов, Великий Новгород:

- Я – мама двоих сыновей, мы живем без папы. Ежегодно летом я с детьми еду в Крым. Такой отдых на 8 дней при проезде по железной дороге с учетом всех трат обходится мне в 60 тысяч рублей. При этом мы не берем путевки, а останавливаемся в гостевых домах с минимальными удобствами – главное, чтобы были душ и туалет. Указанная сумма на отдых была бы больше, если бы не решение РЖД о 50-процентном проезде школьников в летние каникулы. Удобно то, что даже справку из школы не требуют, достаточно предъявить документы, подтверждающие возраст ребенка. Размер моих отпускных – от 30 до 34 тысяч рублей. Возможно, столь небольшая сумма связана с тем, что я работаю в школе всего шесть лет. Получается, что мне не хватает отпускных даже на описанную поездку с детьми, не говоря уже о тратах на наше проживание в течение двух месяцев отпуска. Выход у меня один – подработка. Я занимаюсь репетиторством в течение всего года и летом в свободное время тоже. Моя квалификация позволяет готовить учеников 1-4 и частично 5-го класса по разным предметам. Я не унываю, потому что люблю свою работу. Я раньше была экономистом и получала больше. Потом за свой счет получила второе платное высшее образование и стала учителем. В работе за 6 лет не разочаровалась, я получаю от нее огромное удовольствие. Это – мое призвание. Вот только бы платили больше!

Внимание!

Если вы тоже хотите рассказать о конкретной ситуации, сложившейся с выплатой зарплаты в вашей школе/городе/регионе, напишите об этом в комментариях ниже или письмом на адрес электронной почты: uchitelskaya.gazeta@gmail.com.

Фото из архива "УГ"