Экоистория

Экоистория

Тайны объекта номер
2/051

Несмотря на относительно небольшой (конечно, по историческим меркам) срок своего существования, Владивосток умудрился накопить и вобрать в себя немало такого, о чем большинство горожан даже не догадывается. Одной из загадок издавна считается тоннель, проложенный между Третьей Рабочей и Минным городком более полувека назад. Тоннель имени Сталина...

52 года назад здесь ударными темпами были вынуты сотни тысяч кубометров скальных пород, чтобы уступить свое место зияющему провалу в теле горы. Можно без всякого преувеличения сказать, что от этой «дыры» зависит само существование Владивостока. Хотя свое военное значение тоннель утратил еще в 50-х, именно здесь проходит грузопоток на мыс Чуркин, в рыбный порт, доставляется уголь на снабжающую теплом и светом почти весь город ТЭЦ-1. Случись диверсия или даже простая авария - жителям города придется туго.

Именно по этой причине тоннель имени Сталина даже сегодня тщательно охраняется. В надежности охраны автору этих строк довелось убедиться 6-7 лет назад. Тогда я написал о тоннеле в одну из местных газет и счел, что было бы неплохо сопроводить заметку соответствующим фотоснимком. Недолго думая, зарядил фотоаппарат и отправился «на охоту». Но далеко уйти мне не дали. По счастью, обошлось без стрельбы. Доставили на КП, засветили пленку и вместе с фотоаппаратом вежливо выпроводили за пределы запретной зоны. Поскольку сооружения подобного рода имеют военное и оборонное значение, фотографировать как внутри тоннеля, так и снаружи было запрещено.

Но попыток проникнуть в тоннель с какими-либо нехорошими целями доселе не было. Изредка охране приходится отлавливать чересчур любопытных мальчишек или заворачивать в нужном направлении подгулявших и пытавшихся «срезать путь» граждан.

Хотя огромные цифры над входом в тоннель имени Сталина утверждают, что построен он всего за один год - с 1934-го по 1935-й, это не совсем так.

Работы на объекте # 2/051, как его позже обозначили в секретных документах советского времени, начались еще в начале ХХ века, в годы правления Николая Второго. Но тогда стройке помешала русско-японская война. Пробитый, по некоторым данным, на несколько сот метров в глубь горы Шошина, тоннель был законсервирован. Вновь о нем вспомнили через несколько лет после визита во Владивосток сталинского наркома Климента Ворошилова. Как оказалось, законсервированная на многие годы стройка очень хорошо подходила под выдвинутый Климентом Ефремовичем тезис о превращении Владивостока в настоящую пролетарскую военно-морскую крепость.

Строился тоннель вахтовым методом и, что бы там ни утверждала молва, отнюдь не силами зэков. «Врагам народа» стройку почему-то доверить не решились, и на стройплощадке с утра до ночи трудились вольнонаемные работники. Сменявшие друг друга бригады вначале рубили гору, расширяя проложенный еще в царское время путь, затем сверлили шпуры и рвали динамитом песчаниковые породы, из которых в основном и сложен весь полуостров Муравьева-Амурского. Затем устанавливалась деревянная опалубка и заливались бетоном огромные кольца-тюбинги. Несколько лет назад в тоннеле делали капитальный ремонт и, когда пробили свод, обнаружили, что, хотя цемент в форму нагнетался под давлением, над кольцами осталось довольно большое пространство, где еще сохранились крепежные столбы...

Евгений Шаров, один из строителей тоннеля, руководивший работами, ныне живущий в Ленинграде, вспоминал, что в те годы во Владивостоке было плохо с наличными деньгами, и строителям долго не выдавали зарплату (ну прямо как сейчас). Не выдержав, они пригрозили, что прекратят всякую работу до тех пор, пока деньги не будут им сполна выплачены. Останавливать строитель ство важного стратегического объекта было нельзя, поэтому Шаров вместе с помощником отправился за деньгами в Москву. Деньги он с огромным трудом достал и повез их во Владивосток в отдельном вагоне. Но при этом так торопился, что не успел запастись едой, и за время обратного пути чуть не помер с голоду. Но зато тоннель был сдан в эксплуатацию точно по графику!..

Первыми «пользователями» объекта стали, разумеется, военные. С 30-х годов и до самого начала 50-х во Владивостоке базировалась бригада тяжелых морских орудий на железнодорож ных платформах. Помимо восьми-, двенадцати- и четырнадцатидюймовых пушек, в ней имелся также бронепоезд, оснащенный зенитным вооружением для отражения воздушных налетов. Именно для нужд этого войскового соединения и был построен тоннель. Прежде всего как средство, позволявшее быстро передислоцировать орудия с запасной позиции на Первой Речке в район Гнилого Угла, то есть бухты Горностай и обратно. Известно, что железнодорожные орудия базировались в основном на бухте Тихой, где стояли четырнадцатидюймовки, в районе Улисса, куда специально протянули «железку», и на Эгершельде, где располагались двенадцатидюймовые пушки.

Другое предназначение тоннеля - защита боевой техники от артиллерийского огня и бомбежек. Длина тоннеля - 1380 метров, высота - 8, ширина - 5. Толщина скального грунта над сводом в отдельных местах составляет от 75 до 100 метров. С такими характеристиками этот объект в состоянии противостоять даже ядерному удару. Наверное, поэтому одна из легенд о тоннеле гласит, что в сторону от основного полотна отходит ветка, ведущая куда-то в глубь сопки. Что во время войны здесь якобы был построен целый подземный город, охранявшийся бронепоездом. И что к нему примыкает сложная система подземных хранилищ и складов, сооруженных на случай третьей мировой.

Увы, как ни жаль расставаться с надеждой увидеть засекреченные подземные штольни и склады, ничего подобного здесь нет. Имеется, правда, идущий параллельно основному стволу так называемый «малый тоннель». Точнее, это всего лишь дренажная штольня, пробитая специально для отвода грунтовых вод. Длиною метров в четыреста. Строить ее начали со стороны Минного городка в начале 80-х, и если бы не наткнулись на плывун, заставивший свернуть все работы, довели бы и до Третьей Рабочей.

Грунтовые воды стали настоящими врагами тоннеля имени Сталина. Летом вода не особенно страшна - все уходит в грунт. Но зато зимой приходится тяжко. Специальные бригады практически ежедневно вынуждены срубать с потолка и стен огромные сосульки, которые, если их не удалять, могут повредить контактную сеть.

На всем протяжении тоннеля через каждые пять метров расположены неглубокие ниши. Скорее всего именно они, смутно видимые из окон электричек, и стали причиной появления легенды. На самом деле ниши предназначаются для обходчиков, чтобы те могли спрятаться в них во время прохождения поезда. Времени для этого у них достаточно - по существующим правилам, при подходе к тоннелю поезда должны сбавлять скорость и извещать о своем появлении гудком. Время исследования через тоннель имени Сталина по нормативу составляет пять минут. Кстати, грохот, который при этом обрушивается на барабанные перепонки застигнутых в тоннеле рабочих, просто ужасающ. В этом мне довелось убедиться несколько лет назад, когда вместе с группой сопровождающих я прошел от одного конца тоннеля до другого.

Военное значение тоннель полностью утратил в 1951 г. Именно тогда его охрана была перепоручена ВОХР. Что стало с железнодорожной батареей и бронепоездом, узнать мне, к сожалению, не удалось. Скорее всего их порезали на металлолом, как и многое другое вооружение, дожившее до начавшейся в середине 50-х годов хрущевской программы сокращения армии «миллион двести». А несколько лет спустя, к первому приезду во Владивосток Никиты Сергеевича, срубили и огромную надпись «Тоннель имени тов. Сталина» над входом. Правда, буквы были сделаны строителями, как и многое другое в те далекие времена, на совесть, и полностью уничтожить их так и не удалось...

Константин ЛЫКОВ,

Фото автора


InterReklama advertising
InterReklama Advertising Network