Экоракурс

Возродится ли Россия?

В публичных речах "коронованных и некоронованных королей" исполнительной и хозяйственной власти новой России нелегко обнаружить прямые и четкие ответы на вопрос: "Куда ведут вожди Российскую Федерацию?"

"Через кризис к стабилизации и возрождению".

(Б.Ельцин)

 

Примерно так определяло путь в будущее России республиканское руководство в июне 1990 г., вскоре после избрания Б.Н.Ельцина Председателем Верховного Совета РСФСР. ("МН", 10.06.90 г.).

Понятие "возрождение" во всех его признаках и применительно к могучему государству - СССР - и его составной, сплачивающей части - РСФСР - российским руководством (настежь) не раскрывалось.

Но Б.Н.Ельцин лишь особо подчеркивал, что на всех трех ступенях подъема к будущему России (кризис - стабилизация - возрождение) не будет допущено "снижения жизненного уровня народа", что имеются такие проекты перехода к рыночной экономике, которые предусматривают механизмы, не допускающие снижения уровня жизни. И даже при определенном росте цен сохранение достигнутого уровня жизни будет гарантировано. ("МН", 10.06.90 г.)

Словом, каждого "в Новый год новое счастье ждет". (Н.С.Лесков).

Не будем гадать, почему "проект сохранения жизненного уровня" не был претворен в жизнь и "механизм гарантий жизненного уровня" так и не заработал; почему власти (российские "папы Карлы") создали двух "близнецов", неразрывно слитых: "Голод голодных - и сытость сытых!" (А.Н.Толстой - М.И.Цветаева).

Стремление к государственному суверенитету РСФСР превратилось и оформилось в свободу российских властей от обязательств и от ответственности перед российским народом.

Фактически были утрачены или просто ликвидированы все формы непосредственного осуществления власти народом. Страна стала "сильно похудевшим социальным" и "сильно похудевшим правовым" государством. (Норберт Блюм. - "Германия", 1996, N 5).

 

 

 

Бесправный народ - бесправная страна

Политика нынешних властей обездолила основную массу россиян, поставила под угрозу саму способность нации и Российского государства к самосохранению.

Теперь же - повторим - объективно дело ведут к метаморфозе, к обращению Российской Федерации в симбиоз "ко-протектората", и "кон-доминиона", в самоуправляющуюся, зависимую от интернациональной власти, территорию (страну) с "ответственным правительством (руководством)".

В 1991-1997 гг. игнорирование и отрицание жизненно важных интересов трудящегося населения (при росте потенциала внешних угроз РФ) являлись факторами утраты Отечеством элементов государственного суверенитета.

Игнорирование интересов личности и прав человека как фактор утраты национальной безопасности и пренебрежения жизненно важными национальными интересами России.

 

С точки зрения конституционного права страны и Международного билля о правах человека, результаты семи лет "суверенного, самостоятельного развития" новой России поистине трагичны.

"Циклопический рост" экономики, духовности и культуры в новой России "поражает своей величиной, выходящей за пределы возможного!". Цунами рыночных реформ имели катастрофические, разрушительные последствия для всей системы прав человека в РФ.

Право на развитие: отечественное среднегодовое производство промышленных товаров народного потребления сократилось в 1992-1997 гг. по сравнению с 1988-1991 гг. в 3,4 раза и по сопоставимой территории - в 1,6 раза; на душу населения - примерно в 1,6 раза.

Объем розничного товарооборота и платных услуг населению в расчете на одного жителя РФ уменьшился в 1991-1997 гг. в сопоставлении с 1984-1990 гг. в 3,9 раза.

А ведь страна "недавно вся жила она в заботе и счастлива трудом своим была" (Леся Украинка).

Право на жизнь: естественный прирост населения - 0,45 млн. человек в среднем по РСФСР за 1988-1991 гг. сменился на убыль в 0,72 млн.душ в среднем за 1992-1997 гг.

"Для вечного сна никто не стар", - слова М.И.Цветаевой - лозунг-девиз демографической политики вождей новой России.

Право на безопасность и личную неприкосновенность: в расчете на тысячу жителей в "демократической" РФ в среднем за 1992-1996 гг. было примерно в два раза (на 105 процентов) больше зарегистрированных уголовных преступлений, чем в СССР в среднем за 1988-1991 гг. ("РГ", 21.02.97.; 01.10.97 г.).

Право на свободу: в расчете на тысячу жителей в РФ в среднем за 1992-1996 гг. было примерно вдвое больше заключенных (в СИЗО, тюрьмах и лагерях), чем в СССР в среднем за 1988-1991 гг.

Воистину: "Где больше власти народа, там меньше преступности и больше свободы".

Право на информацию: общий годовой тираж газет (печатных экземпляров) и журналов (печатных листов - оттисков) уменьшился в 1992-1996 гг. по сравнению с 1988-1991 гг. в 5,3 раза и по сопоставимой территории - в 4,1 раза.

За семь лет (в 1997 г. в сравнении с 1990 г.) подписные тиражи центральных газет в РФ сократились в 20 раз. ("РВ", 21.10.97 г.; "РГ", 18.10.97г.).

В большей степени уменьшились в СМИ объем информации некоммерческого характера и объем достоверной информации из государственных источников.

Возник почти что информационный вакуум для "рядовых", "простых" граждан России. (См.: "РВ", 21.10.97 г.; "РГ", 18.10.97 г.).

Не для нынешних российских властителей и властелинов сказано: "Учите народ, учитесь у народа".

Право каждого человека на контакты с другими людьми: среднегодовые перевозки пассажиров железнодорожным, авиационным, автомобильным и водным транспортом уменьшились в 1992-1997 гг. по сравнению с 1988-1991 гг. в 2,2 раза и по сопоставимой территории - в 1,3 раза.

Сократилось количество отправляемых гражданами писем, почтовых открыток, карточек и бандеролей: за семилетие 1991-1997 гг. в сравнении с семилетием 1984-1990 гг. - более чем в 3,8 раза и по сопоставимой территории - по меньшей мере в 2,2 раза.

Право на пользование достижениями культуры, книгоиздательского дела: среднегодовой тираж (печатных листов - оттисков) книг и брошюр уменьшился в 1992-1996 гг. по сравнению с 1988-1991 гг. в 2,3 раза и по сопоставимой территории - в 1,8 раза.

На душу населения в РФ в 1987 г. выпускалось более 12 книг, в 1996/97 г. - менее 3 книг. ("РВ", 21.10.97 г.; "РГ", 18.10.97 г.).

Право семьи на охрану и помощь со стороны общества и государства: в условиях систематического неисполнения властями РФ законодательства о государственной поддержке семей, имеющих детей, среднегодовое число разводов в расчете на сто заключенных браков резко увеличилось, достигнув 62 в 1992-1997 гг. (в сравнении с 43 - в 1988-1991 гг.).

В условиях деградации духовной жизни общества, разрушения нравственных российских традиций и гуманистических ценностей, десоциализации народа ("ОУ",
N 22, 11.06.97 г.; "Наша жизнь", N 23, 25.12.96 г.) среднегодовое число родившихся внебрачных детей в расчете на сто всех родившихся детей выросло с 14 в 1988-1991 гг. до 20 в 1992-1996 гг.

Все это - на фоне и в условиях депопуляции общества и нарастания других демографических проблем ("НГС", N 2, 22.05.96 г.).

Права ребенка: среднегодовая численность детей в постоянных дошкольных учреждениях РФ уменьшилась в 1992-1996 гг. наполовину (в 1,44 раза) по сравнению с 1988-1991 гг.

Среднегодовое количество детей, обслуживаемых детскими внешкольными учреждениями дополнительного образования РФ, сократилось в 1992-1995 гг. по меньшей мере в 1,2 раза по сравнению с 1988-1991 гг.

Вопреки Конвенции о правах ребенка (от 20.11.1989 г.), признающей "ребенком" "каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее", вопреки Декларации прав ребенка (от 20.11.1959 г.), законам РСФСР - РФ, прямым указаниям Президента РФ,"реформаторы" и Правительство РФ пытаются крайне усложнить процедуру назначения "детских" пособий, фактически уклониться от ответственности "за здоровье, безопасность, образование и достойную жизнь молодого поколения россиян". ("Вед.СССР", 1990, N 45; "Международное сотрудничество в области прав человека"; "СССР и международное сотрудничество в области прав человека"; "СЗ РФ", 1995, N 21, N 37; "РГ", 25.10.97 г.).

К середине 1997 г. "реформаторы" довели задолженность по "детским (семейным)" пособиям до 11 трлн.рублей, а армию беспризорных детей - до 4 миллионов ("СР", 18.10.97 г.).

...Исходя из смысла и приоритета прав и свобод человека и гражданина, требований добросовестности, разумности и справедливости, назначение "детского" пособия каждому ребенку (на срок до достижения им совершеннолетия) должно происходить по простой схеме:

- "детское (семейное)" пособие, безусловно, назначается и выплачивается, если обратившийся в райсобес один из родителей ребенка представил "свидетельство о рождении" ребенка и сведения о прописке (регистрации) и месте фактического проживания ребенка и каждого из родителей.

Сведения о доходах семья не должна представлять: если родители обратились за пособием, значит семья нуждается в государственной поддержке, в пособии (которое должно быть увеличено до размеров прожиточного минимума и "выплачиваться в срок, без задержек") ("Вед.РСФСР", 1991, N 52; "РГ", 25.10.97 г.).

Исходя из принципа презумпции невиновности, обращающийся за "детским" пособием родитель не должен доказывать, что семья (другой родитель) не получает пособия в органах социальной защиты другого субъекта РФ.

Безусловно, выплачивая пособия (за текущие месяцы), собес, назначавший государственное пособие, вправе взять только на себя бремя расследования обстоятельств, могущих причинить вред (ущерб) государству и обществу.

 

Нарушения элементарных прав

...Теперешняя государственная политика никоим образом не соответствует конституционным требованиям защиты гражданских прав и частной собственности ("ОУ", N 40, 09.10.97 г.).

Президент РФ - гарант конституционных прав и свобод, Правительство РФ, администрации регионов РФ, другие субъекты власти в стране не создали условий для непреложного и надлежащего исполнения обязательств всеми участниками гражданского оборота, для установления фактического равенства всех участников гражданских правоотношений, для восстановления нарушенных гражданских прав и их защиты.

 

Во многом по вине государства субъекты хозяйствования накапливают задолженность по заработной плате (13 трлн.рублей - на начало 1996 г. и 55 трлн.рублей - на середину 1997 г.).

И при этом не несут ответственности, предусмотренной ст.ст. 395, 319 ГК РФ, не платят работникам пени (процентов), не погашают издержек рабочих семей по получению исполнения денежных обязательств, не возмещают им других убытков.

 

Также по вине государства субъекты хозяйствования безнаказанно увеличивают задолженность бюджету и внебюджетным социальным фондам.

Общая задолженность Пенсионному фонду РФ достигла семимесячной суммы фактических выплат пенсий в среднем за 1996 г. и пятнадцатимесячной суммы фактических выплат песний в среднем за 1997г. ("Наша жизнь", N 23, 25.12.96 г.).

Российские пенсионеры не получили ни копейки за задержку с выплатами пенсий и индексациями пенсий.

Ст. 395 ГК РФ и ст. 53 Конституции РФ грубо нарушены президентом страны.

...Ни вкладчики (в договорах сберегательных банковских вкладов), ни законодатель (в ст. 838 ГК РФ) не давали Сбербанку РФ права на уменьшение процентных ставок по банковским срочным вкладам до истечения обусловленных договорами сроков хранения и понижение процентных ставок по банковским вкладам до востребования до истечения месячного срока со дня публичного официального оповещения Сбербанком РФ о предстоящем снижении процентных ставок.

Но вопреки ст.ст. 29, 36 федерального закона от 03.02.96 г., ст.ст. 834, 426, 310, 838, 422 ГК РФ, смыслу российского законодательства - в целях извлечения выгод для Сбербанка РФ и - фактически - нанесения имущественного вреда вкладчикам, причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан, Правление Сбербанка РФ - уже после вступления в силу части Второй ГК РФ (от 26.01.96 г.) - неоднократно понижало процентные ставки по вкладам граждан, не дожидаясь истечения месяца со дня официального публичного оповещения о принятом решении! При этом официально наблюдательный совет Сбербанка хранил молчание...

...Президент РФ и Правительство РФ до сих пор (в специальных нормативных актах в соответствии со ст.ст. 35, 71, 75, 114 Конституции РФ и ст.ст. 98, 103, 835 ГК РФ) не определили роли, задачи и обязанности представителей государственного Центрального банка и Минфина РФ в наблюдательном совете Сбербанка РФ.

...Имея в виду, что в случае со Сбербанком РФ объект приватизации и акционирования (вклады населения) являлся одновременно и государственной собственностью (имуществом), и государственным долгом, необходимо узаконить подотчетность собрания акционеров Сбербанка РФ вкладчикам СБ РФ.

...Впрочем, юридически не определенная и общественно пассивная роль представителей государственных органов в наблюдательных советах "полугосударственных, полукоммерческих" акционерных обществ свойственна многим акционерным обществам, созданным при приватизации государственных и муниципальных предприятий ("ОУ", N 40, 09.10.97 г.).

Граждане РФ вправе спросить у членов наблюдательных советов "полугосударственных" акционерных обществ: "На кого работаете, господа-товарищи?!"

В этом, требующем официальных, публичных ответов вопросе - ни грана злой иронии, ни карата унижения деловой репутации и достоинства личности.

В этом вопросе - лишь законная заинтересованность россиян в том, чтобы государственная собственность в полной мере и максимальной степени служила обществу и народу, носителю суверенитета и единственному источнику власти в стране. (Ст.3 Конституции РФ).

 

...Президент РФ и руководители субъектов РФ "забыли" о жизненных правах инвалидов, которые получили увечье и инвалидность на государственных предприятиях и права которых на получение возмещения (компенсации) за причинение вреда здоровью признаны законом (ст.ст.459-470 ГК РСФСР от 11.06.1964 г.) и судом.

Правопреемниками государственных и муниципальных предприятий по выплате возмещения вреда потерпевшим и иждивенцам в ходе приватизации были признаны не вышестоящие госорганы (госорганизации) хозяйственного управления, но нередко неплатежеспособные и нежизнеспособные частные предприятия - кооперативы, товарищества, общества.

Теперь многие "частники" - виновники (и наследники вины) причинения вреда жизни и здоровью граждан - подвергаются процедурам банкротства и ликвидации.

И потерпевшие, и иждивенцы остаются на неопределенный срок один на один с проблемой изыскания средств для выживания ("Социальная защита", 1997, N 4).

Программы оздоровления, санирования российской экономики, санации больных отраслей должны быть подкреплены федеральными, региональными и муниципальными программами защиты законных интересов и прав увечных (пострадавших на предприятиях реструктурируемых и смежных отраслей народного хозяйства).

Нужны неотложные, незамедлительные властные решения по проблеме правопреемства "находящихся в процессе ликвидации" предприятий в отношении требований "кредиторов первой очереди" - граждан, перед которыми ликвидируемые юридические лица несут ответственность за причинение вреда здоровью.

Федеральное правительство, Фонд социального страхования РФ, администрации субъектов РФ могли бы стать поручителями (ст. 361 ГК РФ) действующих предпринимателей (работодателей), индивидуальных и коллективных владельцев источников повышенной опасности по их обязательствам перед потерпевшими (увечными и иждивенцами).

 

Для кого Гражданский кодекс?

Право каждого на охрану государством достоинства личности: среднегодовое число зарегистрированных в РФ уголовных преступлений в 1992-1996 гг. превысило уровень 1988-1991 гг. в 1,6 раза.

В неизмеримо большей степени выросли "скрытые", нерегистрируемые правонарушения... ("РГ", 21.02.97 г.; 01.10.97 г.)

Только в Москве (6 процентов населения РФ, 66 процентов всех частных банков, 80 процентов банковско-финансового капитала РФ) в благотворительной похлебке нуждаются свыше одного миллиона граждан. ("Москоу Трибюн", 04.07.97 г.; "Центр-Плюс. Город. Восток", N 32, 22.08.97 г.). В столице РФ очень "непростая ситуация с беженцами, бомжами, попрошайками". (В.П.Шанцев).

Право на труд, на занятие не запрещенной законом экономической деятельностью: среднегодовое число лиц трудоспособного возраста, не занятых в экономике РФ, увеличилось с 6 млн. в 1988-1991 гг. до 11 млн. в 1992-1996 гг. на фоне деиндустриализации производства и общества.

Право на справедливое, достойное и достаточное вознаграждение за труд:

среднегодовая зарплата в РСФСР за пятилетие 1987-1991 гг. составляла 2368 советских рублей.

Но в РФ за пятилетие 1992-1996 гг. начисленная денежная зарплата уменьшилась (в сопоставимых среднегодовых ценах 1984-1989 гг.) в 4,3 раза до 550 советских рублей.

Может быть, "с этого наше новое счастье начинается"? (Н.С.Лесков).

Доля валовых легальных заработков рабочих и служащих в текущих денежных доходах российских семей сократилась (без учета роста задолженности по трудовым и социальным выплатам) с 63 процентов в среднем за 1991-1993 гг. до 42 процентов в среднем за 1994-1996 гг.

 

Право на социальное обеспечение по старости и инвалидности, на пенсию размером не ниже официального прожиточного минимума: среднегодовая пенсия в РСФСР за семилетие 1984-1990 гг. составляла примерно 960 рублей (в сопоставимых среднегодовых ценах 1984-1989 гг.).

Но в РФ в среднем за семилетие 1991-1997 гг. сократилась (в реальном измерении в сопоставимых ценах) в 4,4 раза до 220 советских рублей.

 

"Всем сегодня плохо - такое государство и эпоха" (Л.А.Филатов. "НГ", 23.08.97 г.).

Право на достаточное, удовлетворительное питание, на общедоступное "общественное питание": на фоне и в условиях общего заметного ухудшения структуры и качества питания ("ОУ", N 22, 11.06,97 г.) среднегодовая реальная продукция "общественного питания" (превратившегося де-факто и по преимуществу в отрасль "рестораны и кафе" для избранных) в 1992-1996 гг. была в 8,5 раза меньше, чем в 1987-1991 гг.

Но "трудящийся достоин пропитания". (Евангелие от Матфея. 10:10).

Право на удовлетворительные жилищно-бытовые условия, необходимые для поддержания благополучия и здоровья на наивысшем достижимом уровне: в среднем за семилетие 1984-1990 гг. в РСФСР строилось 1199 тысяч квартир в год.

Но в среднем за семилетие 1991-1997 гг. в РФ - только лишь 611 тысяч квартир, или почти в два раза меньше.

Жилищная проблема усугубляется. В ряде регионов строительство муниципального ("социального") жилья практически не ведется. ("РВ", 24.10.97 г.).

Именно теперь всего более животрепещущи, насущны и злободневны написанные 05.03.1971 г. слова А.Д.Сахарова об обострении "взаимоотношений основной массы трудящихся, находящихся в относительно худшем положении в бытовом и экономическом отношениях, в отношении продвижения по работе и культурного роста, испытывающих в ряде случаев чувство разочарования в "громких словах", и привилегированной группы и "начальства"...

Разбалансирование жизненно важных интересов личности, общества и государства как фактор внутренней угрозы национальной безопасности и утраты государственного суверенитета.

Подлинная политика национальной безопасности, гражданского согласия и социального партнерства требует подлинного уважения и действительной защиты конституционных (политических, социально-экономических, гражданских, экологических) прав трудящихся и ветеранов со стороны других субъектов гражданского общества и социального партнерства - работодателей, предпринимателей, властей.

В Библии сказано: "Не обманывай наемного работника, бедного и нуждающегося" (Библия. Современный перевод. Второзаконие. 24:14).

Ибо "когда справедливость исчезнет, то не останется ничего, что могло бы придать ценность жизни людей" (И.Кант).

Но топотом обещаний "построить завтра в России правовое государство" уничтожены те ростки демократии, которые взошли в Советском Союзе после XX съезда Компартии (1956 г.) и поднялись после подписания Хельсинкского Заключительного акта СБСЕ (1975 г.) и принятия в СССР Конституции "развитого социалистического общества" и "социалистического государства" (1977 г.).

 

Завтра, завтра! А сегодня?

Сразу после избрания в июне 1990 г. Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Н.Ельцин (которому в апреле 1991 г. были даны чрезвычайные антикризисные полномочия) пообещал народу Советской России стабилизацию, а затем и возрождение в сферах экономической, духовной, культурной ("МН", 10.06.90 г.; "Вед. РСФСР", 1991, N 15).

После провозглашения в июне 1990 г. Декларации о государственном суверенитете РСФСР, фактической ликвидации в сентябре 1991 г. всех высших органов государственной власти и управления Союза ССР, кроме должности Президента СССР, после объявления в октябре-ноябре 1991 г. решений о проведении в РСФСР радикальной экономической реформы и наделении Президента РСФСР Б.Н.Ельцина чрезвычайными полномочиями (на период до 01.12.92 г.) руководство и Президент РСФСР пообещали до декабря 1992 г. преодолеть кризис в стране, добиться стабильности во всех сферах жизни, заложить прочный фундамент социально ориентированной экономики. Президент Б.Н.Ельцин обещал также обеспечивать неукоснительное соблюдение законодательства РСФСР. ("Вед.РСФСР", 1990, N 2; 1991, N 44; "Вед.СССР", 1991, N 37).

"У него было все, чтобы грамотно провести реформы, предотвратить коррупцию, улучшить жизнь миллионов россиян. Но... Ельцин все чаще при принятии решений исходил из потребностей семейного клана, а не государства" (А.В.Коржаков. "Борис Ельцин: от рассвета до заката").

Происходило отчуждение власти от народа.

"От добра добра не ищут, или Как от большого вождей ума досталась стране и народу сума"

В действительности в 1991-1997 гг. важнейшими внутренними факторами постепенной утраты элементов государственного суверенитета РФ стали социально-политический раскол, национально-политическое раздробление отечественного общества. ("НГС", N 2, 22.05.96г.; "ОУ", N 6, 20.02.97 г.).

В "лоскутной" новой России сформировались кланы власть имущих и олигархия.

Тяжелый "каток" олигархии давит ростки демократии и прокладывает дорогу диктатуре в форме "великого княжения" и господства криминалитета (при растущей зависимости РФ от интернациональной власти) ("РГ", 01.11.97 г.).

Обнищание народных масс, образование в РФ многомиллионного сообщества деклассированных людей, колоссальный рост государственного долга, кризис неплатежей, тотальное нарушение властями РФ прав человека, формирование сообществ компрадорской и коллаборационистской буржуазии, метастазы коррупции являются важнейшими базовыми элементами постепенного превращения новой России в симбиоз "ко-протектората" и "кон-доминиона".

Николай САМОХИН,

кандидат экономических наук

От Москвы до самых до окраин

Магнитогорский региональный центр МОО "Достижения молодых"

Магнитогорский региональный центр программы "Junior Achievement" - это один из первых региональных центров, созданных в России с целью организации экономического образования старшеклассников. Центр был открыт в 1991 году на базе магнитогорского лицея Российской Академии наук, директором которого является академик Александр Леонидович Савицкий. Он первый директор регионального центра, который, собрав команду из 6 преподавателей - предметников по разным школьным курсам: английскому языку, биологии, физике и одного преподавателя политэкономии вуза, вместе с ними отправился в столицу постигать азы "Прикладной экономики".

Результат превзошел все ожидания. Вся команда во главе с директором успешно завершила обучение, отлично написала итоговый тест и получила путевку в жизнь - сертификат программы "JA", дающий право преподаватель экономику в школе.

Уже в 1991/92 учебном году в Магнитогорске было открыто 12 классов, и первые 220 школьников начали постигать азы экономики и предпринимательства. Школьникам было интересно все - и теория, и практика, а особенно игра МЭМ. В первый же год работы преподаватели организовали несколько школьных компаний. Конечно, опыта еще не было, но результат работы не замедлил сказаться.

На первых межрегиональных российских соревнованиях по программе "Junior Achievement", проводимых штаб-квартирой "JA" в России в 1992 году, команда школьников Магнитогорского регионального центра в составе Юлии Малыхиной и Алексея Петренко заняла первое место и получила возможность участвовать в международном форуме школьников 1992 года в Соединенных Штатах Америки в городе Блумингтон, штат Индиана, где наши ребята стали первыми в мире в соревнованиях по МЭМ.

Первыми преподавателями-экономистами, которые сеяли "разумное, доброе" в своих учениках, были Ирина Александровна и Геннадий Вадимович Субач, Наталья Юрьевна Попикова, Лариса Валерьевна Беркова, Алиса Юрьевна Воробьева. Их начинание активно поддержали преподаватели экономики вузов Вера Ивановна Кеба, Татьяна Ивановна Кучмий, Фаина Ивановна Чернова, Татьяна Ивановна Сказецкая, которые активно сотрудничают с региональным центром и внесли огромный вклад в создание методической базы Магнитогорского регионального центра. С момента создания регионального центра и по сегодняшний день его штат практически не изменился.

Большую помощь в организации экономического образования в регионе и помощь в проведении экономических слетов, семинаров, экономических смен, соревнований оказывают члены попечительского совета центра. В него входят представители администрации города Магнитогорска в лице Н.С. Куклинова, В.В. Печерина, руководители крупных предприятий и фирм города А.Г. Аникин, А.А. Морозов, А.Э. Грабовский, руководитель регионального фонда содействия молодежному предпринимательству С.В.Герасимова.

В настоящее время в Магнитогорском региональном центре зарегистрировано 45 преподавателей экономики, они работают в 98 классах общей численностью учащихся 2450. По курсу "Школьная компания" проходят бизнес-практику 230 учащихся, которым помогают осваивать азы предпринимательства реально работающие бизнес-консультанты из различных фирм и компаний.

Начиная с 1993 года, Магнитогорский региональный центр активно использует в своей работе такие формы, как проведение методических семинаров для преподавателей школ Челябинской области, соревнования по моделированию экономики и менеджмента, слеты школьных компаний, олимпиады по экономике, экономические чтения с защитой рефератов по экономике, менеджменту, маркетингу, деловой этике.

Методистами центра разработан ряд методических пособий, дополняющих программу "JA". Это тесты по всем разделам учебника "Прикладная экономика", контрольные и итоговые тесты, задания и задачи к темам, варианты олимпиадных заданий, издано практическое пособие по курсу "Школьная компания", разработаны программы по "Маркетингу", "Менеджменту", "Бухгалтерскому учету", "Банковскому делу", "Деловой этике", есть методические рекомендации по теме "Как написать курсовую работу по экономике?", а также материалы и образцы продукции к курсу "Школьная компания". В настоящее время методисты центра работают над подготовкой курсов лекций для старшеклассников по основам маркетинга и основам менеджмента. Эти курсы прекрасно дополняют курс "Прикладная экономика" и являются базовыми при организации и проведении курса "Школьная компания".

Конечно, есть и проблемы у организаторов и преподавателей курса "Прикладная экономика" на местах. Далеко не во всех школах имеются компьютеры для проведения занятий по моделированию экономики и менеджмента. Преподаватели не всегда находят взаимопонимание у администрации школ города и колледжей по вопросам организации школьных компаний. И это понятно. Положение о школьной компании находится еще в стадии проекта. Трудно найти понимание у налоговых служб в этом вопросе. Школьные компании занимают продолжительный период времени, и не всегда есть возможность выделить для этого курса достаточное количество учебных часов. Проведение курса "Школьная компания" требует от преподавателя большой энергии и высокой квалификации, поэтому не все преподаватели берутся за эту форму организации бизнес-практики. Вдохновляет на эту работу огромное желание ребят научиться, знать и делать!

В настоящее время Магнитогорский региональный центр активно сотрудничает с региональным фондом содействия молодежному предпринимательству. Совместными усилиями мы планируем провести в 1998 году слет школьных компаний Челябинской области, областной семинар для учителей экономики, а также организовать летнюю экономическую смену в лагере для старшеклассников.

Хроника достижений школьников Магнитогорского регионального центра в период 1992-1997 годов

 

1992

1. Участие в межрегиональных соревнованиях по прикладной экономике, 28 марта 1992 года, г. Троицк Московской области.

1-е место (диплом) - Малыхина Юлия, Петренко Алексей, преподаватель Субач И.А.

2. Участие в международном форуме школьников в США, Блумингтон, штат Индиана. Победители конкурса по МЭМ - Малыхина Юлия, Петренко Алексей, преподаватель Попикова Н.Ю.

1994

1. Региональные соревнования по МЭМ, 5 февраля 1994 года, г. Магнитогорск Челябинской области.

1-е место - Антошин Юрий, Минченков Илья, преподаватель Субач И.А.

2. Участие во всероссийском форуме 25-30 марта, г. Калининград Московской области.

7-е место в общем зачете - Антошин Юрий, Минченков Илья, преподаватель Завойская И.В.

3. Международные соревнования по МЭМ по факсу США, Гарвард. 3-е место в "Золотой лиге" (сертификат участников) - Валь Александр, Протасов Сергей, Чепиков Валерий, Чирков Андрей, Смирнов Владимир.

4. Экономическая смена в летнем научном лагере "Пилигрим", июль, г. Белорецк, т/б "Арский камень". 90 школьников, преподаватели Завойская И.В., Бахчеева Т.А.

1995

1. 1-й российский слет школьных компаний, 29 марта, г. Москва.1-е место, золотая медаль, приз 2000000 руб. Лучшая школьная компания года - "СКАТ".

2. Ярмарка школьных компаний в Швеции, Стокгольм. Участник ярмарки - компания "ЮНИКОН", преподаватель Бахчеева Т.А.

3. 6-й международный форум молодых предпринимателей Европы, август 1995 г., Бельгия, Льеж. Участник форума - школьная компания "СКАТ" - Валь Александр, Овчинникова Елена, Чепиков Валерий, Воскобоева Мария, Панкин Сергей, преподаватель Завойская И.В.

1996

Международные соревнования по Е-mail по МЭМ, январь-март, США. Участники - студенты лицея РАН, преподаватели Чернобровина Ю.А., Кеба В.И.

1997

3-й российский слет школьных компаний, март, г. Москва. 1-е место - лучшая компания года "ГРИЗЛИ", приз 3000000 руб., преподаватели Ушерова Е.С., Кеба В.И.

Ирина Завойская,

заместитель директора Магнитогорского регионального центра