Самолетный парк Аэрофлота
Ил-96-300 - 6 самолетов
Длина 55,35 м
Размах крыльев 57,66 м
Двигатели Соловьев ПС-90А
Число мест 235
Максимальная грузоподъемность 240000 кг
Крейсерская скорость 900 км/ч
Максимальная высота полета 13000 м
Дальность полета 10000 км
А-310-300 - 8 самолетов
Длина 46,66 м
Размах крыльев 43,90 м
Двигатели Дженерал Электрик
Число мест 183
Максимальная грузоподъемность 164000 кг
Крейсерская скорость 858 км/ч
Максимальная высота полета 11000 м
Дальность полета 9800 км
 
Ил-62 - 22 самолета
Длина 53,12 м
Размах крыльев 43,20 м
Двигатели Соловьев Д-30КУ
Число мест 186(162-168)
Максимальная грузоподъемность 165000 кг
Крейсерская скорость 820 км/ч
Максимальная высота полета 11000 м
Дальность полета 10000 км
 
Боинг 767-300ER - 2 самолета
Длина 54,94 м
Размах крыльев 47,57 м
Двигатели Пратт Энд Уитни
Число мест 269-330
Максимальная грузоподъемность 159755 кг
Крейсерская скорость 897 км/ч
Максимальная высота полета 11000 м
Дальность полета 9670 км
 
Ил-86 - 18 самолетов
Длина 59,54 м
Размах крыльев 48,06 м
Двигатели Кузнецов НК-86
Число мест 350
Максимальная грузоподъемность 206000 кг
Крейсерская скорость 900 км/ч
Максимальная высота полета 11000 м
Дальность полета 5000 км
 
Ту-154 - 29 самолетов
Длина 47,90 м
Размах крыльев 37,55 м
Двигатели Кузнецов НК-8-2У
Число мест 160-180
Максимальная грузоподъемность 98000 кг
Крейсерская скорость 850 км/ч
Максимальная высота полета 11000 м
Дальность полета 4000 км
 
 
Ту-134 - 13 самолетов
Длина 37,05 м
Размах крыльев 29,00 м
Двигатели Соловьев Д-30-СРС-П
Число мест 72-84
Максимальная грузоподъемность 47000 кг
Крейсерская скорость 850 км/ч
Максимальная высота полета 11000 м
Дальность полета 2800 км
 
ДС-10-30F - 1 самолет
Длина 55,5 м
Размах крыльев 50,4 м
Коммерческая загрузка 74 т
Объем грузовых отсеков 483 м3
Крейсерская скорость 800 км/ч
Дальность полета 6000 км
 
Ил-76 - 13 самолетов
Длина 46,59 м
Размах крыльев 50,5 м
Коммерческая загрузка 50т
Объем грузовых отсеков 180 м3
Крейсерская скорость 750 км/ч
Дальность полета 4000 км

Гудбай, Америка, гудбай!

 

Редакция "Учительской газеты" благодарит руководство ОАО "Аэрофлот - Российские международные авиалинии", его пресс-службу, а также генерального представителя компании в Нью-Йорке А. Филиппова и его коллег - В. Огнева, В. Сибирякова, С. Моренова и В. Рассохина за помощь в организации специального выпуска приложения "УГ" - "Открытый урок".

Авиаистория

Хроника основных событий

1804 год

Июнь. Первые полеты воздушных шаров в России. Научные эксперименты академика Я.В.Захарова совместно с бельгийским воздухоплавателем Робертсоном.

1878 год

По инициативе С.С.Костовича в Петербурге организован первый в России воздухоплавательный кружок, который начал выпускать журнал "Воздухоплаватель".

1880 год

В Русском техническом обществе по инициативе Д.И.Менделеева и М.А.Рыкачева начал создаваться Воздухоплавательный отдел, сыгравший впоследствии большую роль в совершенствовании воздухоплавания в России.

1882 год

Май. Русский изобретатель А.Ф.Можайский построил первый в мире летательный аппарат, имевший основные части современного самолета.

1910 год

Март. М.Н.Ефимов выполняет первые публичные полеты в России.

Май. Профессор Киевского политехнического института князь А.С.Кудашев совершил полет на самолете собственной конструкции.

Ноябрь. Великий князь А.М.Романов, стоявший у истоков создания отечественного воздушного флота, посетил первую в России авиашколу под Севастополем, в которой обучались преимущественно военные.

1911 год

В Петербурге открывается гражданская авиашкола. Ее возглавил летчик-предприниматель В.А.Лебедев.

1913 год

Июль. Выполнил полет самолет "Русский Витязь" - творение российского авиаконструктора И.И.Сикорского.

1914 год

16-28 июня. На самолете "Илья Муромец" конструкции И.И.Сикорского совершен успешный перелет Петербург - Орша - Киев и обратно. Установлен мировой рекорд продолжительности и дальности полета.

1916 год

В Петербурге инженером В.А.Слесаревым построен самолет "Святогор".

1917 год

20 декабря. Создана Всероссийская коллегия по управлению воздушным флотом Республики ("Увофлот").

1918 год

24 марта. Для проведения научных исследований по улучшению качества самолетов и двигателей на Центральном аэродроме в Москве организована "Летучая лаборатория".

Апрель. При Всероссийской коллегии по управлению Воздушным флотом Республики создан отдел по применению авиации в народном хозяйстве.

24 мая. Образовано Главное управление Рабоче-Крестьянского Красного Флота Республики "Главвоздухфлот".

20 июня. Вышел первый номер журнала "Вестник воздушного флота".

1 декабря. Создан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). Руководителем ЦАГИ назначен профессор Н.Е. Жуковский.

1919 год

Апрель. Выполнены первые международные рейсы (в Венгерскую Советскую Республику).

13 сентября. Открыт Московский авиационный техникум. В 1920 году он преобразован в Институт инженеров Красного Воздушного флота, а в 1922 году - в Академию воздушного флота имени Н.Е.Жуковского.

1920 год

16 июля. Совет Труда и Обороны принял программу подъема авиационной промышленности.

28 сентября. В Петербургском институте инженеров путей сообщения открыт факультет воздушных сообщений для подготовки инженеров гражданской авиации.

1921 год

17 января. В.И.Ленин подписал декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР "О воздушных передвижениях".

Январь. Состоялся опытный полет самолета с военной почтой по маршруту Харьков - Киев - Екатеринослав - Севастополь.

Май-октябрь. В соответствии с постановлением Совета Труда и Обороны Республики проводились полеты на самолетах "Илья Муромец" по трассе Москва - Харьков. За пять месяцев полетов выполнено 43 рейса, перевезено 60 пассажиров и более 6 грузов.

Ноябрь. Образовано смешанное "Русско-германское общество воздушных сообщений". ("Дерулюфт").

1922 год

Март. Испытан первый тяжелый советский самолет "КОМТА".

1 мая. Открыта первая международная регулярная воздушная линия Москва - Кенигсберг. В мае 1926 года эта авиалиния была продолжена до Берлина.

Май. Проведены летные испытания первого самолета конструкции А.Н.Туполева - АНТ-1.

8 июля. На Московском (Ходынском) аэродроме проведены первые опытные полеты самолетов для уничтожения вредителей и болезней растений.

Июль-сентябрь. Между Москвой и Нижним Новгородом организованы эпизодические полеты общества "Авиакультура" в связи с открытием Всероссийской ярмарки.

Лето. В стране впервые выполнено обследование лесных массовой с самолета для их противопожарной охраны и проведена аэрофото-съемка дна Каспийского моря в целях разведки нефтеносных участков.

1923 год

9 февраля. Принято постановление Совета Труда и Обороны "О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации". День 9 февраля 1923 года принято считать официальной датой рождения гражданской авиации страны.

8 марта. Создана массовая общественная организация "Общество друзей воздушного флота".

17 марта. Создано Российское акционерное общество Добровольного воздушного флота - "Добролет".

10 мая. В Тифлисе организовано общество воздушных сообщений "Закавиа".

1 июня. Создано Украинское акционерное общество воздушных сообщений "Укрвоздухпуть".

15 июля. Открылась первая в России регулярная пассажирская воздушная линия "Добролет" Москва - Нижний Новгород.

Декабрь. Закончились испытания первого отечественного пассажирского самолета АК-1 конструкции инженеров ЦАГИ В.Л.Александрова, В.В.Калинина и А.М.Черемухина. Это четырехместный самолет эксплуатировался на авиалинии Москва - Казань.

1924 год

Март. При правлении общества "Добролет" создан отдел аэрофотосъемки.

26 мая. Начались испытания первого отечественного цельнометаллического самолета АНТ-2 конструкции А.Н.Туполева.

Декабрь. Ленинградский завод "Большевик" выпустил первый серийный отечественный авиадвигатель М-5.

1925 год

Январь. В связи с реорганизацией авиационной промышленности образован "Авиатрест", объединяющий все авиапредприятия общесоюзного значения.

20 апреля. Закончены испытания трехместного пассажирского самолета К-1 конструкции К.А.Калинина.

10-13 июня. Осуществлен первый продолжительный групповой перелет самолетов отечественных конструкций (АК-1, Р-1, Р-2) по маршруту Москва - Улан-Батор - Пекин. Самолеты пилотировали летчики М.А.Волковойнов, М.М.Громов, А.И.Екатов, Н.И.Найденов, И.К.Поляков, А.И.Томашевский. Два самолета Р-1, пилотируемые М.А.Волковойновым и М.М.Громовым, продолжили перелет до Токио.

4 августа - 27 сентября. Пилоты Б.Г.Чухновский и О.А.Кальвиц совершили перелет из Ленинграда на Новую Землю с посадками в Петрозаводске и Архангельске.

1926 год

Июль. Летчик М.З.Межерауп совершил перелет по маршруту Москва - Анкара, а летчик Я.Н.Моисеев - Москва - Тегеран - Москва.

31 августа - 2 сентября. Летчик М.М.Громов на самолете АНТ-3 выполнил перелет по европейским столицам Москва - Берлин - Париж - Рим - Вена - Прага - Варшава - Москва.

Ноябрь. Конструктор А.Д.Швецов создал авиадвигатель М-11 воздушного охлаждения, который более 30 лет выпускался серийно и эксплуатировался на многих самолетах.

1927 год

Январь. Построен многоцелевой самолет У-2 конструкции Н.Н.Поликарпова, впоследствии переименованный в По-2 по имени конструктора. Самолет эксплуатировался в гражданской авиации более 30 лет.

20 августа - 1 сентября. Летчик С.А.Шестаков с бортмехаником Д.В.Фуфаевым на самолете АНТ-3 совершил полет по маршруту Москва - Токио - Москва.

1928 год

Октябрь. Гражданский воздушный флот СССР впервые представил на международную авиационную выставку в Берлине свои самолеты АНТ-3, У-2, К-4.

4 ноября. Открылась Харьковская школа пилотов Осоавиахима. К этому времени в стране функционировали Московская, Ленинградская, Качинская, Борисоглебская, Оренбургская и Вольская авиационные школы.

1929 год

Май. Самолеты начали применяться для борьбы с вредителями лесов в Сибири.

Прошел летные испытания первый советский многоместный пассажирский самолет АНТ-9 конструкции А.Н.Туполева.

Июнь. Закончены испытания самолета-амфибии Ш-2 конструкции В.Б.Шаврова.

23 августа - 2 ноября. Экипаж летчика С.А.Шестакова на самолете АНТ-4 выполнил перелет Москва - Нью-Йорк.

1930 год

Июль. Создан Ленинградский институт инженеров ГВФ - первое высшее учебное заведение гражданской авиации.

Август. Конструктором и летчиком А.М.Черемухиным создан и испытан первый отечественный одноместный одновинтовой двухмоторный самолет "ЦАГИ-1-ЭА".

4 октября. Создан Научно-исследовательский институт гражданского воздушного флота (НИИ ГВФ).

Построен первый в мире отечественный реактивный двигатель ОР-1 конструкции Ф.А.Цандера.

29 октября. Образовано Всесоюзное объединение гражданского воздушного флота при Совете Труда и Обороны (ВО ГВФ). Общество "Добролет" и Главная инспекция - упразднены. В объединение ВО ГВФ вошел "Дирижаблестрой".

1931 год

Май. В Москве открыты Высшие академические курсы гражданской авиации (АвиаВАК).

Вышел первый номер журнала "Гражданская авиация".

Август. Начато серийное производство самолета К-5 конструкции К.А.Калинина, выпускавшего в пассажирском и в санитарном вариантах.

14 августа. Совершен первый полет пятимоторного самолета АНТ-14 с 36 пассажирами на борту.

3 октября. Постановлением Совета Труда и Обороны республики образован Всесоюзный трест "Граждавиастрой". Впоследствии на его основе в 1934 году создано Управление капитального строительства ГВФ.

11 октября. Совершили испытательный полет первый отечественный самолет из нержавеющей стали "Сталь-2".

6 ноября. В Москве на Центральном аэродроме им.М.В.Фрунзе открыт первый в Советском Союзе аэровокзал.

Ноябрь-декабрь. Гражданская авиация получила новые моторы отечественного производства М-15 и М-26 воздушного охлаждения конструкции А.А.Бессонова, а позднее М-17 и М-34 водяного охлаждения конструкции А.А.Микулина.

1932 года

25 февраля. ВО ГВФ при Совете Труда и Обороны преобразовано в Главное управление гражданского воздушного флота (ГУГВФ) при Совете Народных Комиссаров СССР. Первым начальником ГУГВФ назначен А.З.Гольцман.

26 марта. Гражданскому воздушному флоту СССР присвоено сокращенное наименование "Аэрофлот".

Сентябрь-декабрь. Группой студентов Харьковского авиационного института под руководством инженера И.Г.Немана спроектирован первый в нашей стране скоростной пассажирский семиместный самолет ХАИ-1 с убирающимся шасси.

21 ноября. Сельскохозяйственная авиация из ведения Наркомзема СССР передана ГУГВФ.

17 декабря. Организовано Главное управление Северного морского пути при СНК СССР (начальник - академик О.Ю.Шмидт). В состав Главсевморпути вошло управление Полярной авиации под руководством М.И.Шевелева.

1933 год

28 апреля. Установлен праздник "День Воздушного Флота СССР". Он стал ежегодно отмечаться, начиная с 18 августа 1933 года.

25 августа. Создан Киевский институт инженеров ГВФ.

1934 год

Февраль. Экипаж ГВФ принял активное участие в спасении челюскинцев.

16 апреля. ЦИК СССР установил высшую степень отличия за заслуги перед государством - почетное звание Героя Советского Союза. Первым, 20 апреля 1934 года, оно было присвоено за спасение челюскинцев авиаторам А.В.Ляпидевскому, С.А.Леваневскому, В.С.Молокову, Н.П.Каманину, М.Т.Слепневу, М.В.Водопьянову, И.В.Доронину.

19 мая. Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление о реорганизации органов управления гражданского воздушного флота. Создано 12 территориальных управлений ГВФ.

5 сентября. IV пленум ВЦСПС принял решение о создании профессионального союза авиационных работников.

Октябрь. При Управлении капитального строительства ГУГВФ образована Центральная проектно-изыскательская контора ГВФ, получившая в дальнейшем название "Аэропроект".

1935 год

Июнь. Начала выходить "Авиационная газета" - орган ГУГВФ и ЦК профсоюза авиаработников. (главный редактор - М.А.Петров). Газета выпускалась до июля 1941 года.

Сентябрь. В Батайске созданы Курсы высшей летной подготовки пилотов и руководящего состава ГВФ (КВЛП ГВФ).

1936 год

1 февраля. СССР вступил в члены Международной авиационной федерации (ФАИ).

13-30 ноября. Советский Союз принял участие в 15-й международной выставке в Париже. На ней были представлены самолеты АНТ-25, АНТ-35, ЦКБ-19, "Сталь-7" и "Сталь-11".

1937 год

21 мая. Флагманский самолет, пилотируемый М.В.Водопьяновым, впервые доставил на Северный полюс научную экспедицию в составе И.Д.Папанина, Е.К.Федорова, И.П.Ширшова и Э.Т.Кренкеля.

18-20 июня. В.П.Чкалов, Г.Ф.Байдуков, А.В.Беляков на самолете АНТ-25 первыми совершили беспосадочный перелет из Москвы в США через Северный полюс. В июле аналогичный перелет выполнили М.М.Громов, А.Б.Юмашев и С.А.Данилин.

19 июля. В составе ГУГВФ образовано Управление международных воздушных линий.

Ноябрь. Из системы Наркомздрава СССР в ведение ГУГВФ передана санитарная авиация.

20-29 декабря. Состоялся первый съезд профсоюза авиаработников. на съезде принят Устав и избраны руководящие органы.

1938 год

24-25 сентября. Летчицы В.С.Гризодубова, П.Д.Осипенко и штурман М.М.Раскова на самолете "Родина" совершили беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток.

1939 год

5 июля. В Москве организована Академия ГВФ. В этом же году был создан Московский институт инженеров ГВФ имени К.Э.Циолковского. В 1940 году он передается Наркомату авиационной промышленности и на его базе создается Московский авиационно-технологический институт.

В конце года. В Москве создан "Летный Центр", которым руководил известный пилот Аэрофлота Н.П.Шебанов.

1940 год

29 октября. Организовано Прибалтийское территориальное управление.

1941 год

Январь. Для подготовки летчиков ВВС в территориальных управлениях гражданской авиации созданы учебные эскадрильи.

22 июня. Начало Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков.

Гражданский воздушный флот оперативно подчинен Народному Комиссариату Обороны.

Сформировано шесть авиагрупп ГВФ особого назначения (Северная. Прибалтийская, Белорусская, Киевская, Юго-Западная, Московская), в оперативном отношении подчиняющихся командующим ВВС фронтов, и три авиаотряда (Северный, Балтийский, Черноморский) для авиационного обеспечения частей Военно-Морского Флота СССР.

На ГУГВФ возлагались функции по общему руководству авиагруппами и авиаотрядами, их материально-техническому оснащению, финансированию и обеспечению кадрами.

2 июля. Вступила в эксплуатацию первая очередь Внуковского аэропорта.

10 октября. Начались массовые полеты авиации ГВФ в осажденный Ленинград.

26 ноября. А.И.Груздину и П.Т.Кашубе, первым из пилотов ГВФ, за мужество и героизм, проявленный в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

1942 год

Май. ГУГВФ подчинено командованию Военно-Воздушных Сил Красной Армии.

Октябрь. Завершилось строительство авиатрассы Красноярск - Уэлькаль. Началась перегонка самолетов из СШа (по ленд-лизу) для фронта.

Декабрь. На базе авиагрупп ГВФ особого назначения созданы отдельные авиаполки гражданского воздушного флота, которые оперативно подчинены воздушным армиям фронтов. Кроме того, сформированы две авиадивизии: транспортная и связи.

1943 год

22 августа. В соответствии с постановлением Государственного Комитета Обороны ГВФ перешли в подчинение командования Авиации дальнего действия.

1944 год

7 апреля. Издан приказ ГУГВФ "О разработке вопросов перехода ГВФ на мирные рельсы и использования авиатехники и кадров военной авиации в ГВФ, о разработке развития ГВФ в послевоенный период".

14 октября. Государственный Комитет Обороны принял постановление о восстановлении аэропортов, ремонтных мастерских и производственных помещений гражданской авиации на территории, освобожденной от немецко-фашистских захватчиков.

6 декабря. Постановлением Государственного Комитета Обороны Главное управление ГВФ подчинено СНК СССР.

1945 год

9 мая. Победоносно закончилась Великая Отечественная война. Родина высоко оценила боевые подвиги гражданских авиаторов. Шесть фронтовых подразделений Аэрофлота были преобразованы в гвардейские, десять - награждены орденами, двенадцать получили почетные наименования. Около 20 тысяч авиаторов ГВФ были награждены орденами и медалями, а наиболее отличившимся - присвоено звание Героя Советского Союза.

Август. Гражданский воздушный флот принял участие в обеспечении боевых действий советских войск по разгрому милитаристской Японии.

1946 год

15 сентября. Издан приказ Народного Комиссара обороны СССР о расформировании всех подразделений, полков, дивизий ГВФ. Летнотехнический состав и самолетный парк передавались территориальным управлениям ГВФ.

1947 год

29 января. Возобновил свою деятельность Киевский институт инженеров ГВФ (расформированный в сентябре 1941 г.).

20 мая. Закончились испытания самолета Ил-12 конструкции С.В.Ильюшина. 1 июня на нем совершен полет с пассажирами.

Декабрь. Организована Ульяновская школа высшей летной подготовки ГВФ.

19 декабря. Постановление Совета Министров СССР Главное управление ГВФ подчинено Министерству обороны СССР.

1948 год

Март. В предприятии Аэрофлота поступил в эксплуатацию многоцелевой самолет Ан-2 конструкции О.К.Антонова.

23 сентября. В ведение ГУГВФ передана авиация Министерства лесного хозяйства страны.

1949 год

30 ноября. В ведение ГУГВФ передана авиация Министерства рыбной промышленности страны.

1950 год

Февраль. Начато серийное производство вертолетов Ми-1 конструкции М.Л.Миля, нашедших широкое применение в гражданской авиации с 1956 года.

1951 год

Декабрь. Вошел в строй новый крупный аэровокзал Пулково в Ленинграде.

1952 год

Август-октябрь. Проведены испытания нового транспортного самолета Ил-14 конструкции С.В.Ильюшина. В 1954 году он вышел на трассы Аэрофлота.

1953 год

Декабрь. Авиация Министерства геологии СССР и Главного управления геодезии и картографии передана в ведение ГУГВФ.

1954 год

Май. Главное управление гражданского воздушного флота подчинено Совету Министров СССР. Поступил на эксплуатацию вертолет Ми-4 конструкции М.Л.Миля.

Август. НИИ ГВФ реорганизован в Государственный научно-исследовательский институт гражданского воздушного флота (ГосНИИ ГВФ).

1955 год

17 июня. Совершил первый полет пассажирский реактивный самолет Ту-104 конструкции А.Н.Туполева.

23 июня. Создано Ленинградское авиационное училище (ВАУ) ГВФ.

1956 год

22-24 марта. В Москве в Доме Союзов проходил VIII съезд профсоюза авиаработников.

15 сентября. Начаты регулярные полеты с пассажирами на самолете Ту-104 по маршруту Москва-Иркутск. Открыта новая эра в истории гражданской авиации - эра реактивной техники.

12 октября. Состоялся первый пассажирский рейс на самолете Ту-104 по международной воздушной линии Москва-Прага.

1957 год

Март. В Якутском аэропорту впервые приземлился самолет Ту-104.

Июнь. Совершил первый полет вертолет Ми-6 конструкции М.Л.Миля.

14 июля. Выполнен первый полет самолета Ил-18 конструкции С.В.Ильюшина.

15 ноября. Начались испытания турбовинтового пассажирского лайнера Ту-114 конструкции А.Н.Туполева.

1958 год

Январь. ОКБ Генерального конструктора О.К.Антонова приступило к проектированию нового турбовинтового самолета Ан-24.

1959 год

Апрель. Вышел на воздушные трассы страны самолет Ил-18.

Май. Совершен первый полет с пассажирами на самолете Ту-114 по авиалинии Москва-Хабаровск.

Июль. Поступил на эксплуатацию турбовинтовой самолет Ан-10 конструкции О.К.Антонова.

1960 год

Январь. Полярная авиация Главсевморпути Министерства морского флота СССР передана в ведение Главного управления ГВФ.

1 апреля. Организован Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт гражданского воздушного флота - ГПИиНИИ НВФ "Аэропроект".

1 июня. Открыт международный аэропорт Шереметьево.

29 июня. Организован Рижский институт инженеров гражданского флота.

1961 год

15 декабря. На самолетах Ил-18 и Ан-10 под управлением командиров кораблей А.С.Полякова и Б.С.Осипова впервые совершен полет из Москвы в Антарктиду.

1962 год

Январь. Открылась авиалиния Москвы-Джакарта протяженностью 10,5 тыс.км. Регулярные полеты по ней выполнялись на самолетах Ил-18.

17 сентября. Состоялся первый полет многоцелевого вертолета Ми-8 конструкции М.Л.Миля, оснащенного двум я газотурбинными двигателями.

20 октября. Поступил на эксплуатацию реактивный самолет Ту-124 конструкции А.Н.Туполева.

31 октября. На линии средней протяженности вышел турбовинтовой самолет Ан-24 конструкции О.К.Антонова.

29 декабря. Выполнен перелет на пассажирском лайнере Ту-114 по крупнейшей в мире авиатрассе СССР-Куба.

1963 год

9 февраля. В связи с 40-летием со дня основания и за достижения в освоении авиационной технике и обслуживании народного хозяйства страны гражданский флот СССР награжден орденом Ленина.

1964 год

25 марта. Вступил в эксплуатацию московский Домодедово.

27 июля. На базе Главного управления гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР образовано общесоюзное Министерство гражданской авиации СССР.

16 ноября. На базе филиала ГосНИИ НА в Краснодаре создан Всесоюзный научно-исследовательский институт сельскохозяйственного и специального применения гражданской авиации (ныне Всесоюзный научно-исследовательский институт применения гражданской авиации в народном хозяйстве - ВНИИ ПАНХ ГА).

1965 год

Июнь. На XXVI Международном салоне аэронавтики и космоса Советский Союз демонстрировал реактивные и турбовинтовые самолеты: Ту-124, Ту-134, Ил-18Д, Ил-62, Ан-12, Ан-24, модель первого сверхзвукового лайнера Ту-144, Ан-22 ("Антей"), вертолеты Ми-6, Ми-8, Ми-10.

30 сентября. Установлены почетные звания "Заслуженный пилот СССР" и "Заслуженный штурман СССР".

31 декабря. Открыт новый Московский городской аэровокзал.

1966 год

20 января. Конструкторским бюро Н.И.Камова завершено создание многоцелевое вертолета Ка-26.

21 октября. Совершен первый полет на самолете Як-40 конструкции А.С.Яковлева.

15 сентября. Поступил в эксплуатацию на авиалинии большой протяженности самолет Ил-62, созданный конструкторским бюро С.В.Ильюшина.

1967 год

9 июля. В аэропорту Домодедово состоялся воздушный парад. Колонну самолетов гражданской авиации возглавил самолет Ил-62, пилотируемый Героем Социалистического Труда СССР Б.А.Аноповым.

1968 год

1 октября. Совершен полет на самолете Ту-154 конструкции А.Н.Туполева.

31 декабря. Выполнен первый полет на сверхзвуковом пассажирском воздушном лайнере Ту-144, созданном конструкторским бюро А.Н.Туполева.

1969 го

1 апреля. Организовано Производственное строительно-монтажное объединение "Авиастрой".

30 сентября. Закончены государственные испытания вертолета-крана Ми-10К, созданного в ОКБ М.Л.Миля.

1970 год

14 ноября. Советский Союз вступил в члены Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

1971 год

29 января. На базе Транспортного управления международных воздушных линий организовано Центральное управление международных воздушных сообщений Аэрофлота (ЦУМВС).

5 марта. В Москве создан Главный вычислительный центр гражданской авиации (ГВЦ ГА).

1 июня. На базе филиала Киевского института инженеров гражданской авиации создан Московский институт инженеров гражданской авиации (МИИГА).

15 сентября. Высшее авиационное училище ГА преобразовано в Академию гражданской авиации.

5 августа. Организован Центральный научно-исследовательский институт автоматизированных систем управления гражданской авиации (ЦНИИ АСУ ГА).

1972 год

9 февраля. Начаты регулярные полеты с пассажирами на самолете Ту-154.

20 апреля. Начала функционировать автоматизированная система бронирования и продажи билетов (АСУ "Сирена") Главного агентства воздушных сообщений МГА.

23 мая. Создано Всесоюзное государственное промышленное объединение "Авиаремонт" Министерства гражданской авиации.

1973 год

9 февраля. За большие успехи в развитии воздушного транспорта, значительный вклад в выполнение планов по перевозке пассажиров, применению авиации в народном хозяйстве страны, освоение новой авиационной техники и в связи с 50-летием гражданская авиация (Аэрофлот) награждена орденом Октябрьской Революции.

16 февраля. Образованы Государственные комиссии по безопасности полетов гражданской авиации СССР: Государственный авиационный надзор - Госавианадзор и Государственный авиационный регистр - Госавиарегистр.

24 апреля. В Ленинграде вступил в строй новый аэровокзал.

1974 год

12 августа. Принято решение об организации Актюбинского высшего летного училища гражданской авиации.

28 ноября. Организован Центр совместного обучения летнего, технического и диспетчерского персонала стран-членов СЭВ (Ульяновск).

1975 год

Май. Образовано Центральное управление эксплуатации радиотехнического оборудования и связи гражданской авиации (ЦУЭРТОС ГА).

Октябрь. Самолеты Ту-154Б начали поступать на эксплуатацию в предприятия гражданской авиации.

1976 год

1 ноября. Совершил первый испытательный полет пассажирский самолет Як-42, созданный в ОКБ А.С.Яковлева.

22 декабря. Состоялся первый испытательный полет самолета (аэробус) Ил-86, созданного в ОКБ под руководством Г.В.Новожилова.

Декабрь. Впервые Аэрофлот перевез более 100 миллионов пассажиров за год.

1977 год

Февраль. Редакционно-издательский отдел Аэрофлота реорганизован в издательство "Воздушный транспорт" Министерства гражданской авиации.

17 августа. Атомоход "Арктика" достиг Северного полюса. В его проводке участвовали экипажи Аэрофлота.

1 октября. Началась регулярная эксплуатация транспортных самолетов Ил-76Т большой грузоподъемности.

1 ноября. Состоялся первый регулярный полет с пассажирами на сверхзвуковом самолете Ту-144 по маршруту Москва - Алма-Ата.

 

1978 год

1 января. Начала выходить газета "Воздушный транспорт" - орган Министерства гражданской авиации СССР и ЦК профсоюза авиаработников.

8 февраля. Организовано Кировоградское высшее летное училище гражданской авиации.

1979 год

Декабрь. Завершено внедрение автоматизированных систем УВД в воздушных зонах аэропортов Борисполь, Пулково, Ростов-на-Дону, Минеральные Воды, Сочи.

1980 год

9 мая. В крупнейшем поселке авиаторов Внуково в день 35-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне сооружен мемориальный памятник героям-авиаторам, погибшим за свободу и независимость Родины.

Август. Аэрофлот официально утвержден основным видом транспорта для обеспечения воздушных перевозок XXII Олимпийских игр. Им перевезено более 460 тыс. советских и иностранных спортсменов и туристов.

22 декабря. На самолете Як-42 выполнен первый пассажирский рейс по маршруту Москва - Краснодар.

26 декабря. Выполнен первый рейс по расписанию на самолете Ил-86 их Москвы в Ташкент.

1981 год

15 апреля. Введен в действие АСУВД в Московской воздушной зоне.

29 мая. Исполнилось 90 лет со дня рождения К. К.Арцеулова (1891-1980 гг.), известного русского летчика, положившего начало практическому изучению выхода самолета из штопора. Многие годы работы в ГВФ посвятил аэрофотосъемке.

1982 год

27 января. Открылся XVI съезд профсоюза авиаработников.

1 сентября. Открылось Красноярское авиационно-техническое училище гражданской авиации.

1983 год

Апрель. Выполнен первый регулярный рейс по авиалинии Москва - София аэробусом Ил-86.

5 мая. Возобновлены регулярные полеты самолетов Аэрофлота по авиалинии Ташкент - Москва.

1984 год

25 марта. Начаты регулярные полеты по новой международной авиалинии Москва - Франкфурт-на-Майне. На трассу вышел самолет Ту-154.

1985 год

30 мая. В Академии гражданской авиации организован факультет по подготовке высших командных кадров Аэрофлота.

1986 год

25 февраля. Впервые в мировой практике была совершена посадка на созданный специалистами гражданской авиации снежно-ледовый аэродром Антарктида тяжелого транспортного самолета Ил-76ТД.

29 апреля. Возобновились регулярные воздушные сообщения между СССР и США.

1987 год

27 февраля. Исполнилось 100 лет со дня рождения П.Н.Нестерова - выдающегося русского летчика. Он впервые в мире выполнил на самолете "мертвую петлю", впоследствии названную его именем. Эта фигура сделала П.Н.Нестерова основоположником высшего пилотажа.

17 июля. Вышло постановление © 823 "О перестройке деятельности министерств и ведомств сферы материального производства в новых условиях хозяйствования".

1988 год

15 апреля. Состоялся первый в мире полет самолета Ту-155 - первенца криогенной авиации, оснащенного двигателями, работающими на водородном топливе.

29 сентября. В воздух поднялся новый дальний магистральный пассажирский самолет Ил-96-300.

1989 год

25 мая. Исполнилось 100 лет со дня рождения известного российского авиационного конструктора И.И.Сикорского. Им заложены основы создания тяжелых военных и пассажирских воздушных кораблей.

Ноябрь. Конструкторами Московского вертолетного завода разработан вертолет нового поколения Ми-38.

Декабрь. На базе Краснодарского филиала ГосНИИ ГА создано научно-производственное объединение применения авиации в народном хозяйстве (НПО ПАНХ ГА).

28 декабря. Опубликовано постановление Совета Министров СССР © 1164 "Об организационной структуре управления гражданской авиации СССР".

1990 год

Февраль. В Тулузе (Франция) подписан контракт, согласно которому западно-европейский консорциум "Эрбас Индастри" обязуется поставить Аэрофлоту в 1991 году 5 самолетов А-310-300.

1991 год

15 октября принято Постановление Совета Министров РСФСР © 543 "Об управлении воздушным транспортом РСФСР", в соответствии с которым Министерство транспорта РСФСР принимает от МГА СССР предприятия, организации и учреждения Министерства, находящиеся на территории РСФСР и осуществляет руководство ими.

23 октября. Распоряжением Совета Министров РСФСР © 1109 устанавливается образование в структуре Минтранса РСФСР Департамента воздушного транспорта, возглавляемого директором - первым заместителем министра.