Избирательное право

Материалы к курсу "Право и политика"

Перед вами небольшой курс по важнейшему разделу права - избирательному. Основное назначение учебного пособия по нему - обеспечить учащимся 9-11-х классов и учителям материал, дополняющий содержание курса "Право и политика" и других обществоведческих курсов по обозначенной теме. Этот материал позволяет более глубоко и подробно изучить избирательное право в хорошо подготовленных 9-х и в старших классах.

Давно известно, что участие в выборах - проявление социальной ответственности, политической и правовой культуры каждого взрослого человека, каждого гражданина. Гражданин постоянно выбирает - в политической, социальной сферах. Он делает это потому, что неравнодушен к судьбе страны, своего региона, города, села. Вряд ли можно назвать настоящим гражданином человека, который в день выборов отсиживается дома, отдавая решение социально-политических вопросов на откуп стихии. Практика показывает: чем активнее и сознательнее участвует в управлении страной (путем, главным образом, сознательного участия в выборах) население, тем скорее страна приходит к удовлетворительному уровню своего развития (экономического, социального, культурного).

 

 

Выборы в истории человечества

Человеку (и человечеству) вообще свойственно выбирать. Правда, делают свой выбор люди порою крайне неудачно. Но это уже другая тема. Мы же хотим начать этот краткий курс с упоминания о том, насколько рано и активно люди использовали выборы для устройства своих самых важных дел. Не лишено любопытства в этом смысле время первобытности, ибо именно тогда появились в эмбриональном состоянии те черты и свойства народовластия, которые получили впоследствии развитие и относительное завершение.

Элементы первичного, родового народовластия принято называть "первобытной демократией". В те первобытные времена предводителей родов выбирали на совете взрослых сородичей. Следовательно, эта сходка взрослых сородичей является первым органом "властвования", хотя особый отряд управляющих в те времена еще не выделился. Однако во многих случаях власть этих сходок дублируется замкнутым кругом стариков во главе с племенным старейшиной. Например, у обских угров и селькупов (Северная Сибирь) общественной жизнью в мирное время руководили старики, а в военное на первый план выходили воины-предводители, "батыри".

Во многом сходными правилами общественной жизни руководствовались ирокезы Северной Америки. Каждое их племя избирало несколько предводителей - сахемов. На совете всех сахемов вновь избранные посвящались в это высокое звание. При решении вопросов на советах сахемов требовалось единогласие (консенсус, как бы мы сказали сейчас). Вся система управления ирокезов была пронизана общественным мнением, отмечал известный этнограф Л. Морган, общественное же мнение покоилось на народной воле, а не на произволе вождей. Достаточно развитых форм достигает родовая и военная демократия у древних исландцев, древних германцев, саксов и франков. Зрелую форму управления представляют собой народные собрания древних греков в период ахейской ("гомеровской") Греции. Однако со временем возможности родовой и военной демократии перестают удовлетворять разрастающиеся гражданские общины Греции. В V в. до н.э. в Афинах наблюдается расцвет демократии, совпавший с годами правления первого стратега Перикла. Этот "демократический взрыв" был подготовлен реформами Солона и Клисфена.

Будучи посредником между знатью и народом, Солон начал проводить важные политические реформы. В частности, он установил имущественный ценз для свободных граждан для наделения их политическими правами и обязанностями. Соответственно участие бедных граждан в общественных делах ограничивалось присутствием в народном Собрании (органе прямой демократии) и в суде присяжных (гелизе), а право избирать и избираться на какую-либо должность и заседать в совете четырехсот и в ареопаге оставалось за имущими.

В правление Клисфена было упразднено деление граждан по родовому и имущественному признакам. При нем была создана небольшая нация - полис. Ему удалось приглушить имущественное неравенство, объединить свободный народ в то единое, что стало называться демосом.

Одним из ярких вождей демоса, демагогом (то есть "говорящим от имени народа"), был Перикл, при котором афинская демократия достигла своего апогея. Народному Собранию были четко приданы законодательные функции. Из органа родовой демократии оно превратилось в орган государственной власти, действенный институт прямой демократии. Доступ на Собрание обеспечивался всем гражданам афинского государства с 20-летнего возраста. Имущественное положение и знатность не играли никакой роли. Строго следили за посещаемостью Собрания: к "прогульщикам" применялись меры воздействия. Иностранцам строго запрещалось посещать народное Собрание.

Во время Перикла должностные лица государства (военные, ведавшие финансами, строительством судов и т.д.) либо избирались, либо назначались по жребию. Выборность, срочность пребывания на посту, коллегиальность, отсутствие иерархии подчиненности, отчетность - все это обеспечивало административному управлению Афин отчетливо демократический характер. Но к IV в. до н.э. афинская демократия стала терять свои позиции, клониться к закату.

По-иному развивалась демократия в Риме. Первоначальными "органами демократии" там были куриатные комиции (comitia curiata), в которых собирались все взрослые мужчины для обсуждения важных дел. В комициях избирали "царя" (rex) - что-то вроде военного вождя. Власть rex'a была ограничена сенатом (senatus). Сенат состоял из 100 - 300 членов, которых называли "отцами" (patres), а их детей - патрициями ("имеющими отца"). "Отцы" и "патриции" по своему положению резко отличались от пришлых плебеев. Само слово "сенат" произошло от senex - "старик": когда-то в сенате заседали старейшины родов.

Постепенно плебеи все более веско заявляли о своих правах. В конце концов они добились создания магистратуры плебейских трибунов, которые активно защищали интересы этого сословия. Во многом по их инициативе было создано писаное законодательство - знаменитые Законы ХII таблиц. В этих Законах устанавливалось единое для всех римлян частное право.

Постепенно роль комиций в политической жизни падала и на первое место выдвигалась деятельность сената - особенно в эпоху Республики. Возрастала и власть трибунов, но сенат тем не менее оставался политическим центром. Демократичность римского сената была относительной. Сам механизм его формирования был таков, что в число сенаторов попадали, как правило, наиболее ловкие, циничные, пронырливые граждане, для которых важны были не столько вопросы политического управления, сколько собственные привилегии и доходы. В 330 г. столица империи была перенесена в Константинополь, и римский сенат как таковой прекратил свое существование.

Шли годы, столетия... Иные государства, иные формы народовластия. Однако в калейдоскопе форм народного представительства обязательно следует упомянуть английский парламент (от французского слова parler - говорить). Первое заседание этого высшего представительного органа власти состоялось в 1265 году.

Это был орган сословного представительства. В ХIV веке он был разделен на палату лордов и палату общин. Палату лордов составляли приглашенные королем высшие чины церкви и знатные феодалы. Палата общин формировалась путем выборов: в нее входили по два рыцаря от каждого графства и по два горожанина от каждого крупного города. Вместе с римским сенатом английский парламент стал прообразом представительной (законодательной) власти европейского типа.

Выбирали и на Руси. Достаточно вспомнить новгородское вече - орган прямой демократии, выросший на фоне народных родовых общин, которые отличались развитым самоуправлением. Для русского семейно-родового строя были характерны принципы, выраженные в поговорках: "Мир - великий человек", "Куда мир - туда и мы", "Мы от мира не отметчики", "На миру и смерть красна" и др.

В период Московского царства при государе для участия в решении важных вопросов существовала аристократическая Боярская Дума, но в чрезвычайных случаях она усиливалась новыми членами и превращалась в Земский Собор. В состав Собора входили все "чины" Московского государства: духовенство, бояре, дворяне, дьяки, выборные от городов, стрелецкие головы, гости, старосты гостиных сотен, сотники черных сотен, казаки, а также "уездные люди", то есть вольные крестьяне. Для участия в Соборе депутаты прибывали частью по должности, но нередко и по выбору. Компетенция Соборов была универсальная: вопросы войны и мира, присоединения новых земель, сбора финансовых средств... Соборы 1593 и 1613 гг. избирали царей: Бориса Годунова и Михаила Федоровича Романова.

Намереваясь провести правовую реформу в России, Екатерина II наметила созыв кодификационной комиссии, призванной разработать новое законодательство. Многие члены этой комиссии входили в нее по выбору. В "Наказе" (1766 г.), написанном для этой комиссии, государыня декларировала идеи общей свободы граждан и равной обязанности всех перед лицом государственной власти.

В заключение уместно упомянуть о предтече нынешней нижней палаты Федерального Собрания - Государственной Думе, созданной Высочайшим Манифестом 6 августа 1905 года. По Манифесту этот орган власти - чисто монархическое учреждение, однако принятая уставом Думы система выборов вводит в нее зародыши парламентаризма (в данном случае - относительной независимости в принятии решений от монаршей воли). В частности, можно отметить общегражданскую основу системы выборов в Думу. Было сделано лишь некоторое исключение для крестьян (за ними закреплено 51 депутатское кресло) и казаков (3 кресла). Остальные 358 выборных членов Думы избираются большинством голосов вне зависимости от социального статуса и национальности. Однако выборы в Думу проводились не путем всенародного и прямого голосования. Устав Думы вводил двойную подачу голосов и высокий имущественный ценз. В результате целые слои народа, в частности городское фабрично-заводское население, не были допущены к выборам.

В период большевистского правления "выборы" сохранялись, но представляли собой откровенный фарс, поскольку кандидаты заранее назначались партийными комитетами на безальтернативной основе и ни у кого из рядовых граждан даже мысли не возникало о том, чтобы выдвинуть кандидата по собственной воле.

...Вскоре после принятия "сталинской" конституции 1936 года состоялись выборы в Верховный Совет РСФСР. Писатель М. Пришвин (отнюдь не диссидент, не противник строя) записал 26 июня 1938 года в своем дневнике: "Голосование походило на какие-то торжественные похороны: молча люди подходили к избирательным урнам и уходили. И это были действительно похороны русской интеллигенции".

Даже зачинатель "перестройки" Горбачев, всячески подчеркивавший свой демократизм, на выборах первого (и последнего) президента СССР не допустил выдвижения, помимо себя, альтернативного кандидата на этот пост.

С падением коммунистического режима в избирательной системе страны произошли существенные перемены. Она стала все больше соответствовать цивилизованным принципам народоправства.

 

Вопросы:

1. Что такое первобытная демократия? 2. Каково содержание реформ Солона, Клисфена и Перикла в Древней Греции? 3. Какую роль играли выборы в Древнем Риме? 4. Что представлял собой английский парламент в ХIII веке? 5. Какие черты представительной демократии существовали на Руси? 6. Чем отличалась система выборов в Государственную Думу? 7. Что представляли собой "выборы" в советский период?

 

Задания

1. Существительное "выбор" ("выборы") образовано от глагола "выбрать", что означает: отобрать, извлечь, взять нужное из наличного, избрать голосованием, извлечь откуда-то все без остатка, поднять якорь и др.

Приведите примеры на каждое из приведенных выше значений слова "выбрать".

2. Вспомните из истории Древнего Рима эпизоды "выборов" солдатских императоров.

3. Приведите из отечественной истории примеры выборов правителей различных уровней, органов власти.

4. Что можно сказать о "демократичности" состава Земских Соборов?

5. "Все диктатуры в истории отвергали принцип политического выбора как таковой, и все то в политике, что в той или иной степени допускало свободное волеизъявление при формировании власти или решении иных краеугольных государственных проблем, было либо зачатком демократии, либо ее непосредственным проявлением" (Л. Мизес, австрийский экономист).

Попытайтесь подтвердить или опровергнуть эту мысль примерами из мировой и отечественной истории.

6. Демократия бывает прямая (когда решения непосредственно принимаются народом на том или ином собрании) и представительная (когда решения принимаются от имени народа избранными им представителями органов власти).

Распределите по соответствующим колонкам следующие органы власти: Афинское Собрание, сельский сход, парламент, Земский Собор, общее профсоюзное собрание, Государственная Дума.

 

7. Спросите у старших членов семьи, как проходили выборы при советской власти:

как выдвигались кандидаты в депутаты,

проводились ли альтернативные выборы и т.д.

 

Темы для обсуждений и рефератов

1. Почему на всем протяжении истории человечества его представители постоянно тяготели к выборам, расценивая их как средство справедливого решения политических вопросов?

2. Почему такие умные люди античности, как Платон и Аристотель, весьма прохладно относились к демократии и ее основным процедурам?

3. О чем говорит приход к власти таких злодеев, как Гитлер и Муссолини, путем свободных демократических выборов?

 

Демократия и выборы

Выборы - центральный институт демократического правового государства республиканского типа. Российская Федерация - Россия именно такое государство. Так во всяком случае написано в Конституции нашей страны, принятой в результате референдума в декабре 1993 года. В российском демократическом государстве "носителем суверенитета и единственным источником власти... является... народ. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы" (ст. 3 Основного Закона РФ).

Выборы - это испытанный способ обретения правительством доверия и поддержки народа. Правительство управляет всегда, кроме единственного периода, когда оно оказывается в зависимом положении от народа, его волеизъявления. Во время выборов или референдума власть в буквальном смысле слова переходит к народу, идущему в избирательные участки выбирать своих представителей в органах власти. А претенденты на место в представительных органах власти в этот судьбоносный для них период с замиранием сердца ждут конца избирательной кампании, чтобы узнать свой "приговор": "да" или "нет", поверили или не поверили, доверили или не доверили...

Итак, демократия и выборы - понятия, тесно связанные одно с другим. В связи с этим уместно обратиться к сложному, объемному, достаточно противоречивому понятию "демократия".

Демократия - от греч. demokratia < demos (народ) + kratos (власть) - народовластие, народная форма правления, при которой народ облечен высшей властью и осуществляет ее либо непосредственно, либо через своих избранных представителей при свободной избирательной системе. Демократия бывает прямая и представительная.

Все взрослые граждане Афин, составлявшие Собрание, олицетворяли и воплощали своими действиями прямую демократию. Она реальна при относительно небольшом количестве жителей страны. В Собрании Афин участвовало пять-шесть тысяч человек. Это и для нашего времени, пожалуй, максимальное число граждан, которых можно физически собрать вместе для решения каких-то общих, государственных дел. Когда города, отдельные части страны, а тем более вся страна насчитывают десятки и сотни тысяч граждан, непосредственно всем собираться в одно место становится невозможно, и прямая демократия уступает место представительной.

Сословный английский парламент ХIII-ХIV вв. являл собой пример зарождения представительной демократии. При ней граждане избирают официальных лиц для принятия политических решений, формулирования законов и проведения в жизнь различных программ усовершенствования общественной жизни. Эти официальные лица действуют от имени избравшего их народа, подотчетны ему. Как правило, это профессионалы, способные без излишних эмоций, продуманно разбираться в непростых социальных проблемах. (О различных избирательных системах и процедурах речь впереди).

 

Анатолий НИКИТИН,
кандидат педагогических наук

 

Продолжение следует