Голова должна воспитывать сердце, или Человек всегда стоит перед выбором

Методическое пособие по курсу "Граждановедение", 5-8-е классы

Предлагаемые разработки уроков, которые мы начинаем публиковать с этого номера, составлены в соответствии с тематическим планированием курса "Граждановедение". Они являются вкладом коллективного труда педагогов г. Новоуральска и прошли в 47-й городской гимназии практическую апробацию. Примечательно и то, что обучение учащихся в этой гимназии ведется также по программе "Одаренный ребенок", разработанной директором Института развития одаренности, кандидатом психологических наук Н.Шумаковой (г.Москва).

Эта программа направлена на развитие у детей глобального ("планетарного") сознания, формирование целостной концепции мира, творческого, критического и логического мышления. Она приучает их к самостоятельной исследовательской работе, умению совместно решать проблемы, вести диалог и дискуссию, принимать точку зрения другого человека.

Решение этих задач обеспечивается особым построением как содержания, так и методов обучения. Среди них центральными являются проблемно-диалогический метод и методы индуктивного и дедуктивного исследования.

Принципиальным является широкое использование групповых методов исследования. Дети совместно решают самые разные проблемы, учась, таким образом, не только работать совместно, но и рассматривать проблему с разных точек зрения, с разных позиций, социальных ролей.

Программа "Одаренный ребенок" предусматривает преподавание всех учебных предметов по единой технологии, включающей в себя следующие этапы:

 

Познавательная мотивация.

Создание ситуации, вызывающей у ребят желание узнать материал данного урока.

 

Исследование.

Включение учащихся в поиск самостоятельных ответов на поставленные вопросы, на проверку выдвинутых гипотез.

 

Обмен информацией.

Группы представляют результаты своей работы в виде рисунков, инсценировок, схем, таблиц и комментариев к ним.

 

Применение.

Учащимся предлагаются ситуации, разрешая которые, они используют полученные на уроке знания.

 

Для работы по программе "Одаренный ребенок" учителю необходимо:

1. Максимально активизировать деятельность каждого ученика на всех этапах урока.

2. Привлекать учащихся к формулировке темы урока на этапе мотивации.

3. Использовать на уроке не только материалы учебника, но и различные документы, справочную литературу, опыт и наблюдения самих учащихся.

4. Включать в урок задания, развивающие логическое, критическое и творческое мышление учащихся.

5. Применять различные способы восприятия материала (зрительные, слуховые и т.д.).

6. Проводить уроки парами.

Наедине с собой.

Первый урок:
"Урок знакомства" (2 ч.)

 

Цель: подготовить учащихся к восприятию сведений, направленных на профилактику правонарушений.

Задачи: 1. Дать первоначальное представление о юридической ответственности.

2. Показать реальное положение с преступностью в регионе.

Материалы:

- Пособие "Ответственность за правонарушения".

- Данные УВД о состоянии подростковой преступности в городе.

- Уголовный кодекс Российской Федерации (ст. 20).

- Методический альманах © 4.

- Листы бумаги, маркеры.

Ход урока.

Мотивация:

- Как вы думаете, почему первый урок так назван?

- С кем или с чем нам предстоит познакомиться? (Учащиеся выдвигают версии, предположения ребят записываются на доску).

Исследование.

1. Для знакомства с самими собой группам предлагается:

а) изучить мнение психологов (которое оформлено на доске).

Психологи считают, что подростков отличают такие черты, как:

- горячность, раздражимость

- желание проводить много времени на улице, с друзьями

- жажда приключений

- чувство "ложного" товарищества и "геройства"

- неуважительное отношение к взрослым.

б) написать на отдельных листах негативные последствия, к которым могут привести эти качества.

После обсуждения негативных последствий учитель говорит о том, что учащиеся вступили в тот возраст, когда их поступки могут быть уголовно наказуемы.

Учащимся предлагается познакомиться со статьей 20 УК РФ.

Статья 20. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность

1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

2. Лица, достигшие к моменту совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство (статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), похищение человека (статья 126), изнасилование (статья 131), насильственные действия сексуального характера (статья 132), кражу (статья 158), грабеж (статья 161), разбой (статья 162), вымогательство (статья 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166), умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть 2 статьи 167), терроризм (статья 205), захват заложника (статья 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (части 2 и 3 статьи 213), вандализм (статья 214), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267).

2. Для знакомства с городом учащимся предлагается выписать на листы проблемы, существующие в их родном городе.

3. Для знакомства с содержанием курса учащимся предлагается:

а) прочитать оглавление модуля "Ответственность за правонарушения"

б) выписать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы на уроках граждановедения.

Обмен информацией.

Этот этап может проводиться после каждого задания, исследования или после выполнения всех трех. После обсуждения первого задания учащимся предлагается прочитать статью из общей части УК РФ об ответственности несовершеннолетних. После обсуждения второго задания внимание ребят обращается на причины существования проблем в городе (учитель должен подвести ребят к мысли о необходимости затрат на борьбу с преступностью). В качестве доказательства можно привести данные о количестве правонарушений в городе.

По данным УВД, в городе Новоуральске зарегистрировано среди несовершеннолетних:

1994 г. 1995 г.

Преступления 62 85

Правонарушения 168 211

Для того чтобы ребята представили, какие расходы несет город в связи с этим, им предлагается работа с текстом пособия "Сколько стоит спокойная жизнь" ( 1 "Граждановедение", Я.Соколов).

Задание группам:

1. Прочитать текст (каждой группе дается свой абзац).

2. Выписать название службы, ее цели и статьи расходов.

После обсуждения прочитанного помочь учащимся сделать вывод о том, что затраты города на борьбу с преступностью значительны.

Одним из путей сокращения этих расходов является профилактическая работа с молодежью. Рассказать о работе НВЦ "Гражданин" над модулем "Ответственность за правонарушения".

После выполнения третьего задания на доску вывешиваются вопросы ребят (Что такое преступление? Что бывает за преступление? Как стать прокурором? Как раскрывается преступление? и т.д.).

Применение.

Проведение игры "Трудный выбор" (методический альманах © 4).

В ходе игры моделируется жизненная ситуация принятия семейным советом сложного решения, связанного с преступлением, которое совершил 14-летний подросток. Сын, будучи на дне рождения своего друга, впервые выпил. Возвращаясь домой поздно вечером, он увидел малознакомую девушку и решил поговорить с ней. Но девушка испугалась его пьяных слов и закричала. Тогда он, не владея собой, ударил ее и убежал. Утром семья узнала, что девушка от удара упала и получила тяжелую травму. Подросток уверяет, что его никто не видел на месте происшествия.

Он все рассказал своим родителям и объяснил: ударил из-за опасения, что на крик девушки прибегут люди и подумают, что он хотел ее ограбить. На самом деле у него и в мыслях ничего подобного не было. Подвело хорошее настроение и желание просто поговорить с ней. Что делать? Рассказать все в милиции? Тогда, действительно, могут привлечь за попытку ограбления и за нанесенные тяжкие телесные повреждения. Если не признаться, то виновного могут и найти. Девушка могла запомнить и узнать подростка. Трудный выбор, но его нужно сделать.

Дома.

Выполнить тест "Умеете ли вы правильно оценивать поступки людей?" к 1.

 

 

Что говорит закон?

Второй урок:
"Права человека" (2 ч.)

Цель: показать большое количество и разнообразие содержания прав, которыми обладает человек.

Задача: Через разъяснение прав человека подготовить учащихся к пониманию необходимости соблюдения и уважения прав других людей.

Материалы:

- Пособие "Ответственность за правонарушения".

- Тексты "Всеобщая декларация прав человека", "Пусть никогда не повторится".

- Игра "Права человека" (из пособия "Что говорит закон?").

- Карточки с правами человека.

- Набор репродукций, изображающих нарушение прав человека.

- Листы бумаги, маркеры.

Ход урока.

Обзор, мотивация.

1. С каким модулем из курса "Граждановедение" мы будем работать в этом учебном году? ("Ответственность за правонарушения").

2. Из каких понятий состоит название модуля? (Ответственность, право, нарушение).

3. В какой последовательности следует изучать эти понятия?

4. Что такое право? (Возможность действовать; разрешение на что-либо).

Учитель сообщает, что бывают права: моральные, юридические, человека, и предлагает учащимся выбрать для изучения более интересующую их категорию прав.

Записывается тема урока. Учитель дает определение прав человека.

Права человека - это те права, которыми человек наделяется в силу самого факта своего появления на свет.

Учитель спрашивает учащихся, что они хотели бы узнать о правах человека. Вопросы ребят записываются на листы и вывешиваются на доску.

Исследование.

1. Для поиска ответов на вопросы учащимся предлагается игра "Права человека".

Задание группам:

- Провести игру.

- Выписать на лист права, которыми человек должен обладать всегда.

Обмен информацией.

Каждая группа вывешивает лист "Права человека". Происходит обсуждение работ, создается итоговый лист.

2. Учащимся раздаются тексты "Пусть никогда не повторится".

Задание группам:

- Прочитать информацию.

- Найти примеры нарушения прав человека, используя итоговый лист "Права человека".

(Первоначально учащиеся находят немного нарушений прав человека).

После беседы с классом учитель:

а) сообщает о принятии Всеобщей декларации прав человека;

б) предлагает учащимся познакомиться с основными правами и свободами человека, записанными в Декларации;

в) просит дополнить перечень основных прав, составленный на уроке, правами, провозглашенными в Декларации, и сделать записи в тетради;

г) предлагает еще раз перечитать текст "Пусть никогда не повторится" и составить обвинительное заключение о нарушении прав человека германским правительством в 30-е годы.

Применение.

1. Учащимся предлагается ситуация "Случай на улице".

К ученику Н. городской гимназии на улице подошла группа подростков. Они сняли с Н. куртку и шапку. Н. заплакал и попросил вернуть вещи. В ответ один из подростков ударил Н. по лицу и пригрозил, что если Н. кому-то об этом расскажет, то они вообще его убьют. Дома Н. рассказал, что потерял шапку и куртку в гимназии.

Через несколько дней те же подростки встретили Н. во дворе его дома и потребовали у него денег. Он испугался, что его будут опять бить, и сказал, что деньги есть у него дома. Подростки пошли вместе с ним. Н. попросил их подождать в подъезде, но они бесцеремонно ворвались в квартиру. Непрошеные гости оставили после себя полный разгром. Н. с ужасом ждал прихода родителей, так как боялся рассказать им правду. Не добившись от сына вразумительного объяснения, отец жестоко выпорол его.

Задание группам:

- Прочитать текст.

- Найти примеры нарушения прав человека, пользуясь Декларацией.

2. Учащимся предлагаются репродукции картин.

Задание группам:

- Рассмотреть репродукции.

- Сделать вывод о соблюдении или нарушении прав человека.

Заслушивается одна из групп.

Рефлексия.

Учащиеся возвращаются к вопросам, поставленным в начале урока, и снимают те, на которые получили ответы.

Дома.

Познакомить родителей с правами человека, выполнить тест "Познай самого себя" к 1.

 

Моя милиция меня бережет

Третий урок:
"Виды нарушений" (2 ч.)

Цель: познакомить учащихся с основными видами правонарушений несовершеннолетних.

Задачи:

1. Показать отличие между нарушениями норм права и моральных норм.

2. Показать особенности преступления как особо опасного правонарушения.

Материалы к уроку:

- Пособие "Ответственность за правонарушения".

- Таблички с примерами нарушений.

- Тексты "Полномочия милиции", "Отделение милиции".

- Рабочие листы "Виды нарушений".

- Листы бумаги, фломастеры.

Ход урока.

Обзор:

- Какой модуль мы изучаем в этом году?

- С каким понятием мы познакомились на прошлом уроке?

- Как вы думаете, с каким следующим понятием нам необходимо познакомиться? (Нарушения).

Записывается тема урока.

Мотивация:

- На доске 9 карточек с видами нарушений. Учащимся предлагается провести их классификацию и назвать основание классификации.

В результате работы на доске появляется таблица:

 

 

- Учащиеся предлагают основания для классификации (например, вид наказания).

- Как бы вы назвали эти нарушения? (Над столбиками записываются предположения ребят).

Исследование.

- Учащимся предлагается работа с рабочим листом "Виды нарушений"

Задание:

1. Проверить правильность названий нарушений и основание, по которому была проведена классификация.

2. Сравнить нарушения (выделить общее и различное в нарушениях).

Обмен информацией.

В результате обсуждения учащиеся приходят к выводам:

1. Нарушениями считаются: аморальный поступок, административный проступок, преступление.

2. Они различаются по тому, что нарушают и какое наказание за это следует.

3. Административный проступок и преступление - виды правонарушения, они являются противозаконными деяниями, причиняющими вред личности и обществу.

Применение.

Учащимся предлагается:

1. Вспомнить сказку "Колобок".

Найти в ней примеры нарушений.

Квалифицировать их и доказать свое мнение.

2. Прочитать 1-й абзац статьи "Что такое правонарушение" 1 и определить вид нарушения. Затем познакомить ребят с измененной ситуацией: "Во время задержания дебоширов в кинотеатре один из подвыпивших парней оказал активное сопротивление работнику милиции, например оттолкнул его, порвал китель". Снова определить вид нарушения.

- Кто же встал на защиту прав личности и общественного порядка? (Милиция).

3. Прочитать текст "Полномочия милиции", назвать права и обязанности милиции.

Таким образом, в полномочия милиции входит защита прав граждан, но в то же время милиция должна соблюдать законность и в отношении правонарушителя.

Рабочий лист "Виды нарушений"

 

 

Приложение к третьему уроку

В отделении милиции

1. Лицо, не находящееся под арестом, имеет право покинуть отделение в любое время. Если милиция против этого, она имеет право арестовать человека.

2. Но арест и заключение под стражу допускаются только по судебному решению. Однако до судебного решения милиция вправе подвергнуть лицо задержанию, но на срок не более 48 часов.

3. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью адвоката с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

4. Заявления подозреваемых не должны делаться под нажимом. Это подразумевает, что запрещается применять пытки, жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение, использование угрозы насилия.

Любому подозреваемому должен предоставляться ночной отдых, а также еда.

 

Задержание и обыск

1. Милиция имеет право остановить и обыскать в общественном месте любое лицо, если у нее есть основания подозревать его в совершении преступления.

2. Перед проведением обыска милиционер должен представиться, а также объяснить причину обыска. Милиционер обязан составить протокол обыска в письменной форме в присутствии обыскиваемого.

Арест

1. Милиция имеет право арестовать любое лицо, подозреваемое в совершении преступления или в намерениях его совершить. Речь идет о таких преступлениях, как кража, грабеж, преступления, связанные с нарушением общественного порядка, и другие.

2. Милиционер обязан назвать причину задержания и разъяснить права и обязанности задержанного.

 

Подведение под обобщение.

- Любого ли человека останавливает милиция? (Нет, подозреваемого).

Наука криминология, занимающаяся изучением причин преступности и личности преступника, говорит о том, что потенциальных нарушителей (на которых в первую очередь обратит внимание милиция) можно определить на улице, на дискотеке и в школе. И мы в этом попробуем сейчас убедиться.

Задание группам:

1. Изобразить внешний вид этих подростков на дискотеке.

2. Изобразить отношение подростков к учебе.

3. Изобразить их поведение в школе.

4. Изобразить их любимое занятие.

Обмен информацией.

Учащиеся вывешивают свои рисунки на доску, идет их обсуждение и защита.

Вывод: Нарушение норм морали может привести к преступлению.

Дома.

Прочитать статью "Что такое правонарушение" 1; выполнить задание 2 к 1, задание 2 к 2.

Неизбежность
или случайность

Четвертый урок:
"Причины правонарушений" (2 ч.)

Цель: показать наиболее распространенные условия и обстоятельства, приводящие несовершеннолетних к преступлениям.

Задачи:

1. Продемонстрировать учащимся высокую вероятность совершения правонарушения в определенных условиях и обстоятельствах.

2. Показать основные пути устранения причин преступности.

Материалы.

- Пособие "Ответственность за правонарушения". 2.

- Методический альманах © 4.

- Листы социологического опроса.

- Листы бумаги, фломастеры.

Обзор. Мотивация.

- Какой модуль граждановедения мы изучаем?

- С какими понятиями мы познакомились на последнем уроке?

- Какие виды нарушений вы можете назвать? Приведите примеры нарушений из домашнего задания (задание 2 к 2).

- Какой вывод мы сделали на прошлом уроке? (Аморальные поступки могут привести к преступлению).

- Согласны ли вы, что этот вывод можно записать в виде следующего отношения:

преступление: аморальный поступок = причина: следствию.

(Учащиеся исправляют отношение)

- Что в этой пропорции нам пока неизвестно? (Причины и следствия).

- Как вы думаете, с чего целесообразнее начать знакомство?

На доске и в тетрадях записывается тема урока.

Исследование.

Для выяснения причин правонарушений учащимся предлагается провести социологический опрос жителей района (где расположена школа).

Учитель проводит инструктаж о правилах проведения социологического опроса (приветствие опрашиваемого, представление, объяснение причин опроса, запись ответов).

Учащимся выдаются листы социологического опроса и называется место, где будет проводиться опрос (остановка автобуса, магазин и т.п.)

После проведения опроса проводится обработка материала по плану:

1.

- количество опрошенных,

- их возраст,

- их социальная принадлежность.

2.

- выписка причин преступлений на листы бумаги.

Обмен информацией.

Группы представляют результаты опроса.

Учитель предлагает провести классификацию причин правонарушений, помогая их формулировать, дополняя в случае неполноты ответов (социальные, экономические, биологические, моральная распущенность, духовная нищета, безнаказанность).

Применение.

Группам предлагается:

1. Составить предвыборную программу кандидата в мэры города "Ликвидация причин правонарушений", указывая в ней конкретные пути решения проблемы.

2. Подготовить защиту программы.

Дома:

2, задания 1, 3, 4 к 2. По материалам средств массовой информации подобрать примеры противоправных действий граждан.

 

Приложение к четвертому уроку.

Лист социологического опроса жителей района.

Вопрос: каковы, на ваш взгляд, причины правонарушений среди подростков?

 

Каков грех - такова и расправа.

Пятый урок:
"Вина и наказание" (2 ч.)

Цель: раскрыть основные условия, определяющие возникновение вины и ответственности.

Задачи:

1. Раскрыть основное содержание понятий "вина" и "ответственность".

2. Развить понимание принципа неотвратимости наказания за преступление.

Материалы:

- пособие "Ответственность за правонарушения".

- статьи 61, 63 УК РФ об обстоятельствах, смягчающих и отягчающих ответственность.

- Текст "Дело Роберта Денана".

- "Игротека" граждановедения.

- Листы бумаги, маркеры.

Ход урока.

Мотивация:

На доске написан ряд пословиц:

- Бешеной собаке рубят хвост по уши;

- За худые слова слетит и голова;

- Каков грех, такова и расправа;

- Таскал волк - потащили и волка.

- Какой общей темой объединены эти пословицы и поговорки

(вина, наказание).

- Как вы понимаете значение понятий "вина", "наказание".

Первичные гипотезы детей записываются на доску.

(Вина - это нарушение правил, наказание - расплата за вину).

Исследование © 1.

Для проверки правильности формулировок вины и наказания и для работы над этими понятиями учащимся предлагается 6 ситуаций (см. приложение)

Задание © 1.

1. Прочитать ситуации.

2. Найти примеры вины.

3. Проверить правильность формулировок вины.

4. Дополнить или исправить формулировки.

5. Выписать исправленное определение на лист.

Обмен информацией © 1.

Учащиеся вывешивают определения вины, защищают их, а затем сравнивают с определением, данным в учебном пособии 3.

Исследование © 2.

Для работы над понятием "наказание" учащимся предлагается таблица "Виды наказаний" и дается задание:

1. К каждой из 6 ситуаций подобрать наказание.

2. Сформулировать вывод о взаимосвязи между виной и наказанием.

Обмен информацией © 2.

Учащиеся проговаривают и защищают свои варианты. Выбирается самый удачный, на взгляд ребят, вывод.

Например, всякая вина влечет за собой наказание.

Применение © 1.

Учащимся предлагается проверить полноту вывода, рассмотрев две ситуации, и при необходимости дополнить или изменить его.

1. Два подростка поссорились. Один обозвал другого обидным словом и бросился бежать. "Потерпевший" не вынес несправедливости, схватил камень и бросил его вслед убегавшему. Камень попал тому в голову.

2. Подросток гулял по крыше дома и случайно наступил на козырек балкона. Тот сорвался с крепления и рухнул на стоявшего на балконе жильца.

Группы работают и предлагают свои формулировки. Например: для определения наказания необходимо знать причины возникновения вины (неосторожные или умышленные действия).

Применение © 2.

Учащимся предлагается задание:

- прочитать отрывок © 1 из текста "Дела Роберта Денана",

- проверить последний вариант вывода (из отрывка это сделать трудно);

- предположить наказание за эти действия.

После ответов ребят предложить:

- прочитать отрывок © 2 из "Дела Роберта Денана";

- опять проверить вывод, при необходимости дополнить его.

После заслушивания ответов ребят выбирается лучший вариант.

(Например: для определения наказания необходимо знать причины возникновения вины и обстоятельства, которые на нее повлияли).

Учащимся предлагается прочитать статьи 61, 63 УК РФ об обстоятельствах, отягчающих и смягчающих ответственность.

Применение © 3.

Составить ситуации, содержащие противоправные действия и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за них.

Дома:

3, тест "Ваше чувство ответственности".

Виды наказания.

1. Лишение свободы с отбыванием наказания в исправительно-трудовой колонии.

2. Условное осуждение.

3. Лишение свободы с отбыванием наказания в воспитательно-трудовой колонии.

4. Штраф.

5. Исправительные работы.

6. Семь лет лишения свободы с отбыванием наказания в ИТК строгого режима.

7. Смертная казнь.

 

Приложение к уроку © 5.

1-я ситуация

Константин Г. в возрасте 23 лет нигде не работает и не учится, был признан виновным в умышленной порче имущества - он разбил окно магазина. В суде он признал себя виновным, говорил, что совершил непростительный проступок и готов возместить ущерб. К уголовной ответственности его привлекали впервые.

2-я ситуация

Петр Е. был в состоянии алкогольного опьянения. Он ходил на футбольный матч, после которого со своими друзьями решил зайти в ближайший бар. В баре Петр подрался с посетителями, которые, как оказалось, болели за другую команду. Когда бармен пытался его остановить, Петр его сильно ударил, причинив телесные повреждения. Кроме того, вместе с друзьями он разбил посуду, сломал стулья и т.п. В ходе следствия его действия и действия его друзей были определены как хулиганские.

3-я ситуация

Алексей П. был совершенно подавлен неудачами, которые в последнее время просто преследовали его. Жена была больна тяжелой и неизлечимой болезнью, дела на работе шли очень плохо. Он практически ничего не зарабатывал. Алексей решил покончить жизнь самоубийством, но его пугало, что жена не сможет жить одна. Тогда он сначала убил ее, а затем совершил попытку самоубийства, которая не удалась. Решая вопрос о наказании, суд обратил особое внимание на обстоятельства, при которых все это произошло.

4-я ситуация

Дмитрий 15 лет был задержан за кражи в магазинах. Всего он совершил более 70 мелких краж. Он стремился сделать денежные накопления и продавал краденые вещи. Деньги хранились у него дома, и ущерб был практически возмещен полностью.

5-я ситуация

Группа девушек в возрасте 16 лет поздно вечером на остановке автобуса совершила нападение на пожилую женщину. От нанесенных ударов женщина упала, получив серьезную травму, а девушки отобрали у нее часы и сумку с документами и деньгами. Судья, оглашая приговор, сказал, что он надеется, что в будущем они трижды подумают, прежде чем вновь решатся совершить нечто подобное.

6-я ситуация

Анатолий Ф. был охарактеризован обвинителем как человек, который не может остановиться, совершая постоянные кражи личного имущества граждан. Его неоднократно задерживали, а в последний раз он на протяжении одного дня совершил несколько карманных краж на общую сумму 670 тыс. рублей.

Ирина ГОРЕВА
от имени группы авторов

 

 

Окончание следует

 

P.S. Авторы будут признательны тем, кто заинтересуется их работой, и предлагают сотрудничество.

 

 

Пишите по адресу: 624130, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Юбилейная, дом 7, городская гимназия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преступление и наказание

Шестой урок: "Ответственность за правонарушения против личности" (2 ч.)

Цель: показать особую опасность преступлений против личности и виды наказаний за них.

Задачи:

1. Раскрыть понятие "неприкосновенность личности".

2. Предупредить о тяжести ответственности при посягательстве на личность.

Материалы к уроку:

- Учебное пособие "Ответственность за правонарушения" 5.

- Статьи УК РФ "О преступлениях против личности" ©© 105, 111-115, 117, 125, 129-131, 157.

- Рабочие листы "Преступления против личности".

- Ситуации, придуманные ребятами на прошлом уроке.

- Текст "Уроки полковника Дубягина"

Обзор. Мотивация.

- Какие вопросы мы рассматривали на прошлом уроке? (Вина и ответственность).

Учащимся предлагаются две ситуации, придуманные на прошлом уроке:

1-я. Подросток 13 лет изнасиловал 9-летнюю девочку. В ходе следствия он признал свою вину и рассказал, как это все произошло.

2-я. Группа подростков ворвалась в квартиру к пенсионерке. Нанеся ей удары по голове, они закрыли ее в ванной комнате. От ударов пенсионерка получила сотрясение мозга.

Задание:

- Определить в каждой ситуации вид правонарушений.

- Ответить на вопрос: "Что объединяет эти правонарушения?"

После проверки задания записывается тема урока.

- Что вас интересует в этой теме? (Учащиеся формулируют и записывают вопросы, учитель прикрепляет их на доску).

Исследование.

Класс делится на 9 групп. Каждой группе предлагается поработать с одной из статей УК РФ ©© 105, 111-115, 117, 125, 129, 130, 131, 151 и начать заполнение рабочих листов "Преступление против личности".

Название преступлений против личности © статьи УК РФ Толкование преступления Виды наказаний за преступление

Обмен информацией.

В ходе отчета групп учащиеся продолжают заполнять рабочие листы.

Классификация.

Учащимся предлагается просмотреть записанные в рабочих листах преступления против личности и попытаться их классифицировать. Выслушать варианты классификации и остановиться на преступлениях против достоинства, против жизни, против здоровья людей.

Применение.

Учащимся предлагается прочитать задание 2 к 3, задание 3 к 5 и определить, к какой категории преступлений против личности они относятся.

Рефлексия.

Обратиться к поставленным в начале урока вопросам, отметить, на какие получены ответы. Перейти к вопросу: "Что надо делать, чтобы не стать жертвами преступлений против личности?" Детям предлагается составить советы для подростков. Советы детей сравниваются с советами, изложенными в разделе "Прочтите и подумайте" к 7 и советами полковника Дубягина.

Дома:

Обсудить с родителями советы, данные в учебном пособии, и дополнить их. Провести социологический опрос среди знакомых о необходимости сохранения смертной казни.

Приложение к шестому уроку.

Рабочий лист "Преступления против личности"

Название преступления © статьи УК РФ Толкование преступления Виды наказаний

1. Клевета 129 Распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений а) лишение свободы на срок до 1 года б) штраф от 50-200 минимальных зарплат в) обязательные работы 120-240 часов

2. Оскорбление 130 Умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме а) исправительные работы до 1 года б) обязательные работы до 180 часов в) штраф от 100-200 минимальных зарплат

3. Изнасилование 131 Половое сношение с применением физического насилия, угроз а) лишение свободы от 3-15 лет

4. Умышленное причинение вреда здоровью 111-115 Деяние, повлекшее расстройство здоровья, утрату трудоспособности а) лишение свободы на срок до 15 лет б) арест до 6 месяцев в) исправительные работы до 1 года г) обязательные работы 180-240 часов д) штраф 50-100 минимальных зарплат

5. Побои 116 Действия, причиняющие физическую боль а) арест до 3 месяцев б) исправительные работы до 6 месяцев в) обязательные работы 120-180 часов г) штраф до 100 минимальных зарплат

6. Истязания 117 Систематическое нанесение побоев лишение свободы до 7 лет

7. Оставление о опасности 125 Неоказание помощи лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии а) исправительные работы до 1 года б) арест до 3 месяцев в) обязательные работы 120-180 часов г) штраф 50-100 минимальных зарплат

8. Злостное уклонение от оказания помощи родителям 157 Уклонение от уплаты средств на содержание нетрудоспособных родителей а) исправительные работы до 1 года б) арест до 3 месяцев в) обязательные работы 120-180 часов

9. Убийство 105 Лишение жизни а) лишение свободы от 6 до 20 лет б) пожизненное заключение в) смертная казнь

Уроки полковника Дубягина

(правила личной безопасности, которые должен знать каждый ребенок)

Если ты дома

* попроси своих друзей и знакомых, чтобы они предупреждали тебя о своем визите по телефону;

* если звонят в вашу квартиру, не спеши открывать дверь, сначала посмотри в глазок и спроси кто (независимо от того, один ты дома или с близкими);

* не открывай дверь на ответ: "Я", попроси человека назваться;

* если ты его не знаешь, а он представился знакомым твоих родных, которых в данный момент нет дома, попроси его прийти в другой раз и дверь не открывай;

* если же человек называет незнакомую фамилию, говоря, что ему дали этот адрес, не открывая дверь, объясни ему, что он неправильно записал нужный адрес;

* если незнакомый представился работником ДЭЗа, почты и других коммунальных услуг, попроси его назвать фамилию и причину прихода, затем позвони ему на работу и, только получив подтверждение личности, открой дверь;

* если пришедший представился сотрудником органов внутренних дел, выясни фамилию, должность, звание и позвони по месту работы (телефон всегда можно найти в справочнике); после получения подтверждения открой дверь, попроси предъявить документы и только после этого впусти его в квартиру;

* если незнакомый попросил воспользоваться телефоном для вызова милиции или "скорой помощи", не спеши открывать дверь, ты можешь сам уточнить адрес, набрав номер, сообщенный тебе, а также вызвать милицию и "скорую помощь";

* если у вас на площадке собралась компания, мешающая твоему отдыху или распивающая спиртное, устраивающая драку, не вступай с ней в конфликт, вызови милицию и дождись ее;

* вынося мусорное ведро, посмотри сначала в глазок, нет ли посторонних лиц вблизи вашей квартиры, и, выходя из нее, запри дверь;

* отправляясь за газетой, не рассматривай ее тут же, поднимись в квартиру. Если же ты заметил посторонних, но почту взять не успел, возвращайся домой.

На улице

* если ты хочешь уйти в соседний двор, обязательно предупреди родителей, куда, с кем ты идешь и во сколько вернешься;

* если вы с друзьями играете в прятки, не используйте при этом машины, подвалы и другие подобные места;

* избегай ходить через парк или лес;

* если тебе показалось, что за тобой идут, перейди на другую сторону дороги, зайди в магазин, на автобусную остановку, обратись к любому взрослому человеку;

* если ты где-то задержался, попроси родителей встретить тебя;

* если твой маршрут проходит по автомагистрали, иди навстречу транспорту; если машина тормозит, отойди от нее подальше;

* если тебя остановили и попросили объяснить дорогу, не садись в машину и постарайся объяснить на словах;

* если незнакомый человек старается тебя чем-то угостить или предложить какую-либо вещь, вежливо откажись;

* если незнакомый человек представился другом твоих родственников или родителей, не спеши приглашать его домой и попроси дождаться их прихода на улице;

* входя в подъезд, посмотри, нет ли посторонних. Если там несколько человек или даже один человек, подожди, пока кто-нибудь не войдет в подъезд вместе с тобой;

* ты вызвал лифт, и к тебе подошел незнакомый человек. Обязательно дождись, чтобы он уехал без тебя;

* не оставляй записки о том, куда ты ушел и когда будешь, в дверях квартиры;

* ты пришел, но дверь в квартиру оказалась открытой, не спеши входить, зайди к соседям и позвони домой;

* если на улице тебе навстречу идет компания, перейди на другую сторону, в конфликт старайся не вступать.

Если ты делаешь покупки

* перед выходом из дома пересчитай наличные деньги;

* не говори никому о том, какой суммой денег ты располагаешь;

* если при тебе крупная сумма денег, попроси своих родственников сопроводить тебя;

* если тебе предлагают зайти в подсобку, палатку, машину, с тобой должен быть сопровождающий тебя человек;

* расплачиваясь, не показывай все деньги, имеющиеся у тебя.

 

Чужое считают своим

Седьмой урок: "Ответственность за правонарушения против собственности" (2 ч.)

Цель: предупредить об ответственности за посягательства на чужую собственность.

Задачи:

1. Объяснить отличия между основными видами преступлений против собственности и причины различий в наказаниях за них.

2. Развить представления об уголовном наказании.

Оборудование.

- Учебное пособие "Ответственность за правонарушения".

- Карточки с примерами правонарушений против собственности.

- Статьи о преступлениях против собственности УК РФ © 158, 161, 162, 159, 163, 167, 168.

- Рабочие листы "Преступления против собственности".

Ход урока.

Обзор.

- О чем мы говорили на прошлом уроке? (О правонарушениях против личности).

- На какие группы можно разделить правонарушения против личности? (Против достоинства, жизни и здоровья человека).

- Какие самые тяжкие правонарушения против личности вы можете назвать (Убийство, изнасилование).

Мотивация.

На доске пример правонарушения из учебного пособия:

Шестеро 16-летних подростков в районе улицы Фрунзе встретили 15-летнего и потребовали у него деньги. Он ответил, что денег нет. Тогда один из группы проверил у него карманы и нашел 50-рублевую монету. Монету он вернул, но "за обман" потребовал крупную сумму денег. Встретив его через несколько дней, они вновь напомнили о деньгах. Получив отказ, завели в подвал и избили. На следующий день они позвонили ему по телефону и потребовали деньги. Вот тут-то их и задержали.

Задание:

- Какие правонарушения против личности совершили подростки?

После беседы с классом по заданию учитель задает вопрос:

- Есть ли в этой ситуации еще правонарушения? (Вывести на правонарушения против собственности).

Записывается тема урока.

На доске карточки с примерами правонарушений против собственности:

- схватил шапку с головы прохожего и скрылся;

- залез в школьную раздевалку и забрал чужую куртку;

- поджег почтовый ящик с газетами - в результате сгорела вся квартира;

- изрезал сиденья в вагоне электропоезда;

- угрожая ножом, снял с женщины золотые украшения;

- залез в карман пассажира в автобусе;

- пригрозил избиением, если не выплатят денежную сумму;

- вскрыл чужой автомобиль и забрал импортную автомагнитолу;

- вовлекли в азартную уличную игру и "обыграли".

Задание:

Проведите классификацию правонарушений против собственности, дайте названия видам этих правонарушений.

Исследование.

Для проверки правильности выполнения задания учащимся выдаются рабочие листы "Преступления против собственности" (см. приложение).

Применение.

1. Вносятся изменения и уточнения в проведенную классификацию.

2. Предлагается определить вид правонарушения против собственности в ситуации с подростками.

3. Составить "вредные" советы "Как стать жертвой преступлений против собственности".

Обмен информацией.

Дома:

4, задание 3 к 4.

Приложение к уроку 7.

Рабочий лист "Преступления против собственности".

Виды преступлений © статьи УК РФ Толкование преступлений Виды наказаний УК РФ 1997 г.

1. Кража 158 тайное хищение чужого имущества а) лишение свободы до 10 лет с конфискацией имущества б) исправительные работы от 1 до 2 лет в) арест до 6 месяцев г) обязательные работы 180-240 часов д) штраф от 200-1000 минимальных зарплат

2. Грабеж 161 открытое хищение чужого имущества а) лишение свободы до 12 лет с конфискацией имущества б) исправительные работы до 2 лет в) арест до 6 месяцев

3. Разбой 162 хищение чужого имущества с применением насилия или его угрозой лишение свободы до 15 лет с конфискацией имущества

4. Мошенничество 159 завладение чужим имуществом путем обмана а) лишение свободы до 10 лет с конфискацией имущества б) исправительные работы до 2 лет в) арест до 6 месяцев г) обязательные работы 180-240 часов д) штраф 200-1000 минимальных зарплат

5. Вымогательство 163 требование передачи чужого имущества под угрозой разглашения каких-либо сведений или насилия а) лишение свободы до 15 лет с штрафом до 50 минимальных зарплат или конфискацией имущества б) исправительные работы до 2 лет в) арест до 6 месяцев г) ограничение свободы до 3 лет

6. Уничтожение или повреждение имущества 167-168 а) лишение свободы до 5 лет б) исправительные работы до 2 лет в)арест до 3 месяцев г) ограничение свободы до 3 лет д) штраф 50-500 минимальных зарплат

 

Нужна подростку компания?

Восьмой урок: "Групповые правонарушения несовершеннолетних"

Цель: показать опасность вовлечения в групповую преступную деятельность.

Задачи:

1. Раскрыть механизм вовлечения в преступные группы.

2. Предупредить об ответственности за групповые правонарушения.

Материалы:

- Учебные пособия "Ответственность за правонарушения" 6, "Азбука социальной психологии".

- Толковый словарь.

- Заготовка "звеньев" цепочки.

- Статьи 32-35, 63 Уголовного кодекса РФ.

- Листы бумаги, маркеры.

Ход урока.

Обзор, мотивация.

- Как называется наш модуль?

- Какие виды нарушений вы знаете?

- С какими группами преступлений мы знакомились? (Против личности и собственности).

- Какие, на ваш взгляд, самые серьезные преступления против личности и собственности, почему?

Внимание учащихся обращается на принципы поведения, размещенные на доске:

- быть там, где все;

- не быть трезвым, когда все пьют;

- не быть трусом;

- не жалеть противника;

- идти до конца.

Задание:

- Где действуют эти принципы поведения?

- О каких преступлениях пойдет сегодня речь?

Записывается тема урока.

Учащимся предлагается составить логическую цепочку изучения темы (предложения учащихся записываются, и учитель оформляет на доске цепочку).

определение преступной группы кто и как туда попадает роли и поведение в группе ответственность за групповые преступления можно ли уйти из преступной группы

Исследование.

Для работы по теме класс делится на 6 групп.

Задание группам:

1-я группа:

а) пользуясь словарями, дать определение преступной группы;

б) изобразить это определение.

2-я группа:

а) прочитать материал из пособия "Азбука социальной психологии" (стр. 43-44);

б) ответить на вопрос: "Кто попадает в преступную группу?";

в) изобразить этих людей.

3-я группа:

а) прочитать материал из пособия "Ответственность за правонарушения" (стр. 63-64);

б) ответить на вопрос: "Как попадают в преступную группу?";

в) изобразить ответ.

4-я группа:

а) прочитать материал из пособия "Ответственность за правонарушения" (стр. 65);

б) ответить на вопрос: "Как ведут себя члены преступной группы?";

в) изобразить это поведение.

5-я группа:

а) прочитать материал из пособия "Ответственность за правонарушения" (стр. 66);

б) ответить на вопрос: "Как распределяются роли в преступной группе?";

в) изобразить ответ.

6-я группа:

а) прочитать статьи 102, 117, 144-146 УК РФ и материал из пособия "Ответственность за правонарушения" (стр. 67-68);

б) ответить на вопросы: "Как учитываются в Уголовном кодексе групповые преступления?", "Что делать, если человек оказался вовлечен в преступную группу?";

в) изобразить ответ на второй вопрос.

Обмен информацией.

Группы представляют свои работы.

Применение.

1. Задание 2, 4 стр. 69.

2. Выполнить тест "Ваша уличная компания" к 6.

3. Дискуссия "Нужна ли подростку компания?" (Вопросы для дискуссии составляет учитель).

Дома:

6, ситуации.

 

Социологи и эксперты

Девятый урок: "Итоговый практикум по курсу "Ответственность за правонарушения" (3 ч.)

Цели:

- Активизировать знания учащихся, полученные в курсе "Ответственность за правонарушения".

- Развивать умения учащихся самостоятельно осмысливать происходящие социальные явления и принимать оптимальные решения в критических ситуациях.

- Формировать навыки общения с различными категориями людей.

- Подготовка учащихся к межшкольному практикуму "Я - житель Новоуральска".

Содержание практикума.

В ходе практикума учащимся предлагается несколько видов работ:

1. Познакомиться с судебным делом подростков, в котором содержатся:

а) различные виды нарушений;

б) преступления против личности и собственности;

в) отягчающие и смягчающие вину обстоятельства.

2. Рассмотреть критические ситуации, в которых могут оказаться подростки, и предложить оптимальные пути выхода из них.

3. Провести социологический опрос жителей района о задачах милиции.

Подготовительный этап.

Для проведения практикума необходимо подготовить ряд материалов:

1. Судебное дело (одно для всех команд).

2. Задание для работы с делом.

3. Рабочие листы, которые будут заполняться по ходу работы с делом.

4. Листы социологического опроса.

5. Листы бумаги, на которых будут записываться предложения ребят по ликвидации причин преступности среди подростков, и маркеры.

До начала практикума в команде надо выбрать двух социологов, которые будут вести опрос жителей.

В помощь учителям на практикум приглашаются работники из правоохранительных органов, которые готовят судебное дело, подбирают критические ситуации и оценивают работу учащихся.

Вводный этап.

Для активизации учащихся ведущий:

- сообщает о целях практикума;

- дает цифры о росте преступности среди подростков;

- обращает внимание на то, что все, с чем придется работать, имело место в нашем городе;

- представляет экспертов и гостей;

- отвечает на вопросы ребят.

Собственно практикум.

I. 1.1. Ведущий предлагает социологам команд получить листы социологического опроса и пройти в отдельный зал для получения консультаций по работе. Общее время работы социологов 40-45 минут (30 минут - опрос, 15 минут - подведение итогов).

1.2. Вернувшиеся после опроса социологи собираются все вместе и выбирают задачи, которые, по мнению жителей района, должна решать милиция, и называют подразделения милиции, которые эти задачи выполняют. Эти задачи и названия подразделения выписываются на листы и сообщаются командам.

1.3. Остальным участникам предлагается познакомиться с судебным делом:

а) ведущий прочитывает вслух, а ребята следят по текстам, которые им выданы;

б) эксперты отвечают на вопросы ребят;

в) ведущий знакомит ребят с заданием: выписать в рабочие листы:

- виды нарушений и примеры;

- названия преступлений против личности и собственности и примеры;

- смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

Время работы с делом 30 минут, после чего рабочие листы сдаются на проверку экспертам.

II. После окончания работы с делом командам даются пять критических ситуаций, в которых оказывались подростки города, и предлагается в течение 1 минуты (на каждую) найти оптимальный выход из них. Команды записывают свои варианты ответов, сдают их экспертам, которые определяют оптимальные.

III. Представитель социологов сообщает командам результаты своей работы, учащиеся оценивают полноту знаний жителей района о милиции.

IV. Учащиеся заполняют анкету:

- Что понравилось в практикуме?

- Что не понравилось?

- С чем столкнулись впервые?

- Какие трудности испытывал во время практикума?

- Чему научился в ходе практикума?

Подведение итогов.

1. Сообщение экспертов.

2. Награждение.

Ирина ГОРЕВА,

Николай МАРКОВ,

А.ЗАЛЕЦКАЯ,

М.ГУРАЛЬНИК