МЫ, НАРОД...

 

Урок 26. Значение конституционных свобод в борьбе за гражданские права

 

Цели урока:

В этом уроке вы узнаете о том, как XIV поправка и Конституция США сделали возможным обеспечение и расширение прав американских граждан. Вы узнаете, что в разные периоды истории Верховный суд по-разному понимал положение о равной защите законом граждан. Вы узнаете, как в шестидесятые годы движение за права граждан, под защитой конституции и применяя тактику прямых ненасильственных акций, добилось запрещения сегрегационных законов.

По окончании урока вы сможете объяснить, в чем значение решений Верховного суда по делу Плесси, Брауна, рассказать о том, как при помощи прямых ненасильственных акций участники движения за гражданские права добились своих целей.

 

Понятия для усвоения

Гражданское неповиновение, Закон о гражданских правах 1964 года, Джим Кроу, Письмо из бирмингемской городской тюрьмы, бойкот автобусных линий в Монтгомери, прямые ненасильственные акции, сегрегация, интеграция.

Значение решения суда по делу Плесси против Фергюсона (1896)

По окончании восстановительного периода белые снова захватили власть в южных штатах и приняли законы, которые сделали из черных жителей США граждан второго сорта.

По делу Плесси против Фергюсона (1896) Верховный суд США принял решение, в котором говорилось о доктрине разделения, но равенства граждан и которое на полстолетия задержало процесс получения черными гражданами США равных с белыми гражданских прав. Это решение дало законодательную базу для расовой сегрегации в США, вынудив черных американцев учиться в школах только для черных, пользоваться специальными, отведенными для них общественными местами. В Луизиане был принят закон, который требовал от железнодорожных компаний, чтобы в составе поезда были разные вагоны для белых и черных пассажиров. Негритянские лидеры считали, что этот закон ущемляет их права, гарантированные XIV поправкой. Они решили оспорить в суде конституционность этого закона и выбрали для этого Гомера Плесси. Он купил железнодорожный билет в вагон <только для белых>. Его арестовали и осудили. Плесси подал апелляцию в Верховный суд.

В Верховном суде решалось, нарушал ли этот закон положение о защите прав XIV поправки. Суд постановил, что XIV поправка не имела в виду смешение рас в обществе, и счел, что разделение на белых и черных не означает того, что одна раса выше другой.

Но члены суда не были единодушны при принятии этого решения. Член суда Джон Харлан, белый южанин, написал особое мнение. Он полагал, что законодательное закрепление расовой сегрегации луизианским законом подразумевает то, что черные являются низшей расой, или <кастой>, а это противоречит XIV поправке. Он писал:

Конституция не различает цвета кожи и не признает классового разделения. Исходя из декларированных в ней прав, все граждане равны перед законом. Вынесенное решение будет столь же вредно, как и решение по делу Скотта.

 

Последствия принятия решения по делу Плесси

В результате принятого большинством голосов решения суда сегрегация и дискриминация стали еще более распространенными явлениями на юге США. Ряд законов и постановлений властей штатов узаконил сегрегацию практически во всех сторонах жизни общества: в школах, отелях, ресторанах, больницах, общественном транспорте, туалетах. Даже в судах имелись две Библии для принесения присяги белыми и черными.

Для окончательного установления в обществе превосходства белых было необходимо разрушить политическое влияние черных американцев. В последующие годы было применено множество уловок для того, чтобы обойти положения XV поправки и не допустить черных американцев к избирательным урнам.

Когда не помогали эти дискриминационные законодательные меры, в ход шли физическое воздействие и экономические меры. В результате число черных избирателей резко уменьшилось. К 1910 году в большинстве штатов юга США голосовали менее 20 процентов черных избирателей, а в некоторых штатах даже менее двух процентов. Это превосходство белых, закрепленное законодательно, получило название - закон Джим Кроу.

 

Возникновение движения за гражданские права

Несмотря на установление превосходства белых после Восстановительного периода, борьба за равноправие негров не прекращалась. Даже в разгар действия закона Джим Кроу многие мужественные черные американцы и их белые друзья пробивали бреши в стене расовой дискриминации.

В 1909 году была основана Национальная ассоциация содействия цветному населению (НАСЦН). Главными своими целями НАСЦН считала уничтожение сегрегационных законов и восстановление избирательных прав черных американцев.

Сегрегация проявлялась во всех сторонах жизни черных американцев на юге страны. В Монтгомери, штат Алабама, в 1955 году Роза Паркс, негритянка, была арестована за отказ уступить свое место в автобусе белому мужчине. Местные активисты борьбы за права негров убедили ее в необходимости защищать свои права и призвали к бойкоту автобусных линий города. Многие общественные деятели выразили свою поддержку. Эту акцию, продолжавшуюся 400 дней, возглавил баптистский священник Мартин Лютер Кинг. В декабре 1956 года, после того, как Верховный суд обязал городские власти Монтгомери прекратить сегрегацию на автобусных маршрутах, акция бойкота окончилась.

 

Значение решения по делу Брауна (1954)

Одной из приоритетных целей НАСЦН было прекращение сегрегации в образовании. На конкретных примерах ассоциация демонстрировала общественности, что в образовании не соблюдается принцип <раздельных, но равных> условий, записанный в решении по делу Плесси. Талантливые негритянские юристы, такие как Чарльз Хьюстон и Тюргуд Маршалл, привели доказательства того, что в школах южных штатов для негров не были созданы условия обучения, равные с белыми.

Негритянскую девочку не приняли в ближайшую к месту ее жительства школу. Она была вынуждена посещать школу, находящуюся далеко от дома. Ее отец по фамилии Браун подал в суд на отдел образования за отказ в приеме дочери в ближайшую школу.

В своей апелляции, поданной в Верховный суд, юристы НАСЦН доказывали тот факт, что сегрегация в школах оказывает разрушающее действие на психологическое развитие черных детей. Верховный суд учел доводы юристов НАСЦН и под председательством главного судьи Эрла Воррена единогласно принял решение, в котором говорилось:

Отделение детей одного возраста и способностей на основании цвета кожи порождает в них ощущение неполноценности, от которого вряд ли удастся избавиться в дальнейшем. Условия обучения в сегрегированных школах в принципе не равны, что нарушает положения, выраженные в XIV поправке.

Но одно дело принять решение в суде, другое исполнить его. В 1955 г. Верховный суд принял постановление, касающееся выполнения своего решения 1954 г. по делу Брауна. Суд потребовал прекратить сегрегацию в школьном образовании.

Как и ожидалось, белое население южных штатов враждебно отнеслось к процессу десегрегации школ. Белые жители сочли это посягательством на их <образ жизни>, признанный законным Конституцией. Были созданы Советы белых жителей, прозвучали угрозы <массового сопротивления>.

Когда не помогали легальные методы борьбы, прибегали к насилию и разным формам запугивания. Ярким примером этого послужили события 1957 года в Литтл Роке, штат Арканзас. Губернатор штата позволил национальной гвардии и жителям воспрепятствовать реализации решения суда об интеграции местной школы. Президенту страны Дуайту Эйзенхауэру для наведения порядка пришлось послать в Литтл Рок части регулярной армии США.

Президент скептически относился к возможности интеграции по решению судов. <Я не верю, - говорил он, - что можно изменить сердца и души людей какими-либо законами и постановлениями>. Эйзенхауэр, однако, понимал, что он обязан обеспечить выполнение законов. Он был вынужден разрешить кризис в Литтл Рок. Это был первый случай со времен окончания гражданской войны, когда для защиты прав граждан США были использованы федеральные войска.

Под защитой федеральных войск школа в Литтл Рок была интегрирована. Но процесс интеграции на Юге протекал медленно. Ни у правительства, ни у НАСЦН не хватало сил для проведения повсеместной сегрегации. За реализацию решения Верховного суда приходилось бороться в каждом школьном округе. В шестидесятые годы федеральное правительство лишало государственных дотаций неинтегрированные школы. Суды усилили контроль за выполнением интеграционных планов. Процесс убыстрился. И в семидесятые годы Юг мог по праву заявить, что имеет самые интегрированные школы в стране.

 

Тактика ненасильственных акций в борьбе за гражданские права

Удовлетворенные успешным завершением процесса сегрегации, чернокожие американцы, однако, понимали, что не могут целиком полагаться на помощь правительства в деле защиты своих прав.

После успешного окончания бойкота в Монтгомери Мартин Лютер Кинг организовал встречу 60 священников из южных штатов в городе Атланта, штат Джорджиа. Результатом встречи было основание Конференции христианских лидеров Юга (КХЛЮ). Кинг и его единомышленники в южных штатах проводили семинары, на которых обучали черное население способам проведения прямых ненасильственных акций.

При проведении этих акций часто использовалась тактика гражданского неповиновения. Это означало открытое невыполнение законов, которые считались несправедливыми. Участники акций не должны были оказывать сопротивление при аресте или отвечать на физическое или любое другое насилие, которому они могут подвергаться. Эффективность таких действий была продемонстрирована великим индийским деятелем Мохатмой Ганди, который таким образом смог добиться независимости Индии от Великобритании.

Чернокожие студенты со всего юга США принимали участие в движении протеста. В апреле 1960 года руководители КХЛЮ собрали сто лидеров студенческого движения на конференцию в Ралейне, штат Северная Каролина, для того чтобы обсудить пути координирования студенческого движения протеста, чтобы сделать его более эффективным. В результате был создан Студенческий координационный комитет по ненасильственным акциям (СККНА).

Энергия и верность поставленным целям членов СККНА вывели эту организацию в первые ряды борцов за гражданские права. В сентябре 1961 года 70 000 студентов устроили сидячую демонстрацию, требуя перемен, уничтожения проявлений сегрегации в общественной жизни.

 

Как вы думаете?

1. Какую, по-вашему, роль должна играть каждая из трех ветвей власти в деле защиты прав американских граждан?

2. Разделяете ли вы мнение Дуайта Эйзенхауэра о том, что при помощи только законов невозможно изменить человеческие взгляды и поведение?

3. При каких обстоятельствах гражданин демократического государства имеет право нарушить закон?

4. Что, по вашему мнению, является в настоящее время наибольшей проблемой в деле защиты равенства прав в американском обществе и какими могли быть пути ее решения?

 

Принятие Закона о гражданских правах 1964 года

Хотя президент Джон Кеннеди всячески способствовал исполнению существующих законов и решений судов, касающихся защиты прав граждан, он не был сторонником увеличения полномочий властей при защите прав личности. Но события, последовавшие после ненасильственных акций в 1963 году, заставили его изменить отношение к этой проблеме.

Весной этого года Мартин Лютер Кинг и другие лидеры борьбы за гражданские права решили провести акции протеста против проявлений сегрегации и дискриминации на рабочих местах в городе Бирмингеме, штат Алабама, известном расистскими настроениями своих жителей. Сидячая демонстрация и марши протеста вызвали жестокую реакцию местной полиции. Газеты и телевизионные станции всего мира обошли снимки сцен избиения полицией участников демонстрации. События в Бирмингеме потрясли мировую общественность и стали позором Америки. Они вызвали волну протестов в более чем двухстах городах юга США.

Все это убедило президента Джона Кеннеди, что пришло время усилить роль правительственных органов в деле защиты прав граждан. В своем телевизионном обращении к нации в июне 1963 года, президент заявил:

Перед нами, во-первых, большая моральная проблема, столь же древняя, как само человеческое общество, та же, которая стояла перед создателями Конституции. По сути, вопрос состоит в том, все ли американцы обладают равными правами и возможностями. Наступило время окончательно решить ее.

В августе этого же года 200 000 черных граждан собрались в столице США - Вашингтоне, для того чтобы потребовать быстрого и окончательного решения проблем, связанных с защитой гражданских прав и предоставления равных возможностей при приеме на работу.

Президент Кеннеди объявил, что будет просить Конгресс принять новые законы, защищающие права граждан. Но внезапная смерть не позволила ему увидеть в действии новое законодательство по защите прав граждан. Многое из того, что было им предложено, вошло в Закон о гражданских правах 1964 года. Это было самое прогрессивное законодательство по правам граждан в истории США. В нем запрещалась дискриминация в отелях, ресторанах, театрах и других общественных местах, при приеме на работу. Конституционным основанием этого закона был раздел 8 первой статьи Конституции США.

 

Упражнение на развитие самостоятельного мышления

Гражданское неповиновение при конституционной демократической форме правления

Будучи арестованным во время акций протеста в Бирмингеме, Мартин Лютер Кинг написал свое знаменитое Письмо из бирмингемской городской тюрьмы. Ненасильственные акции, писал он, обращают внимание общества на несправедливость некоторых действующих законов и традиций. <Эти акции делают проблемы столь выпуклыми, что общество уже не может их не замечать>.

В письме обосновывалась необходимость проведения акций гражданского неповиновения. <Гражданин, нарушающий закон, который, как подсказывает ему совесть, несправедлив, и добровольно принимающий наказание за это, для того чтобы обратить внимание общества на существующую проблему,.. в действительности проявляет высочайшее уважение к закону>.

Как напомнил в своем письме Кинг, в глубокой древности можно найти примеры гражданского неповиновения, как, например, смерть Сократа, мучения первых христиан. В американской истории это были участники американской революции, аболиционисты, борцы за права женщин. В последние годы - противники вьетнамской войны, противники абортов.

Но и у сторонников Кинга возникали сомнения в правомочности акций гражданского неповиновения. Некоторые считали, что если их проведение оправдано при диктаторских, тоталитарных режимах, то при конституционной демократии, где <правят законы, а не люди>, они неприменимы. В демократическом государстве есть другие пути достижения справедливости.

Разделившись на пары, прочитайте и обсудите Письмо из бирмингемской городской тюрьмы. Ответьте на нижеприведенные вопросы и подготовьтесь защищать свое мнение перед классом.

1. Что может случиться, если каждый человек сам будет решать, подчиняться или нет законам, действующим в его государстве?

2. Как бы ответил Мартин Лютер Кинг тем, кто заявляет, что не видит разницы между людьми, отвергающими сегрегационные законы, и теми, кто сопротивляется интеграции?

3. Видите ли вы связь между взглядами Кинга и представителей философии естественного права?

4. Как определить, в чем разница между оправданным неповиновением несправедливому закону и несоблюдением справедливого закона?

5. Могли бы вы доказать, что акты гражданского неповиновения более эффективны в демократических обществах, чем при тоталитарных режимах.

 

Значение конституционных свобод в борьбе за гражданские права

Движение за защиту гражданских прав является ярким примером использования гражданами своих прав, закрепленных в Конституции. Во время проведения бойкота автобусных линий в Монтгомери Мартин Лютер Кинг напомнил своим последователям, что <одна из самых больших ценностей демократии - право бороться за свои права>.

Борьба за реализацию положений XIV и XV поправок была бы невозможна без существования в обществе прав, гарантированных Первой поправкой: свободы слова, печати, собрания, права обращаться к правительству с петициями. Как заявил Кинг в 1965 году:

Мы маршируем во имя Конституции. Мы знаем, Конституция на нашей стороне. У нас есть право, данное нам Первой поправкой, право <мирно собираться и обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб>. И его у нас не отнять.

В своей борьбе за права граждан общественные организации создали программы обучения по граждановедению для подготовки негритянских лидеров.

 

Вопросы по теме урока:

1. В чем значение решения Верховного суда по делу Плесси против Фергюсона?

2. Что такое <Джим Кроу>?

3. В чем значение решения Верховного суда по делу Брауна?

4. Расскажите о движении защиты гражданских прав. Какие методы использовались его участниками для достижения своих целей?

5. Расскажите о Законе о гражданских правах 1964 года.

6. Что такое гражданское неповиновение и как Мартин Лютер Кинг объяснял его необходимость?

7. Какова роль свободы слова и печати в борьбе за гражданские права?

 

The Citizen and the Constitution>

Center for Civic Education, Calabasus, 1996.

 

 

Перевод с английского

Наталии ВОСКРЕСЕНСКОЙ

 

 

Перевод и публикация пособия осуществляются благодаря финансовой поддержке Центра гражданского образования (Калабасас, США). Особую признательность за помощь и поддержку выражаем Чарльзу Квигли, Джону Хейлу и Джеку Хору.

 

 

Продолжение следует