N 5 (57)

13 февраля 1997 г.

Еженедельное приложение к "Учительской газете"

Революция произошла тогда, когда народ пошел за интеллигенцией. Конечно, народ по совершенно не зависевшим от последней причинам должен был куда-то идти. Великое народное движение, во всяком случае, должно было произойти в результате кризиса русской жизни, усугубленного войной. Но путь, по которому пошел народ, был указан ему интеллигенцией. И в том, что революция приняла такой вид, виновны не одни большевики, но вся интеллигенция, их подготовившая и вдохновившая. Народ в очень короткий срок усвоил интеллигентскую идею. Но он усвоил ее не отвлеченно, а по-своему, конкретно. Он не мог в несколько месяцев изменить свою сущность, научиться понимать умственно, уйти от своих

давних психологических навыков. Он остался в своих способах разумения и действия целостным и действенным, и то, о чем мечтали, думали, говорили, писали интеллигенты, - он осуществил.

Конечно, шкурные инстинкты были сильны в массах и подвинули народ на измену, на грабеж, на разорение родины. Народ не предал бы России, если бы не было у него страха и усталости на фронте и приманки земли и обогащения в тылу. Оправданием этим была вера в какую-то новую, внезапную правду, которую несла с собой революция. Социалистический рай был для простых людей тем же, чем были для него сказочные царства и обетованные земли религиозных легенд.

Валериан МУРАВЬЕВ

Общественные организации

Быть или не быть...

Проект положения о Комиссии по правам человека, инициатором которого выступила Московская Хельсинкская группа, был поддержан многими правозащитными организациями и мэрией Москвы. В соответствии с ним Комиссия по правам человека - это "общественно-государственная организация", целью которой является "усиление гарантий защиты прав и свобод человека на территории Москвы". Сама идея создания подобной общественно-государственной комиссии вызывает ожесточенные споры в среде столичных правозащитников. В конце января в Музее Андрея Сахарова состоялся очередной раунд дискуссии на тему: "Быть или не быть комиссии".

По словам Алексея Симонова, председателя Фонда защиты гласности, существует три позиции по данному вопросу - левая, правая и умеренная. У каждой из них есть немало сторонников из числа известных деятелей правозащитного движения.

Среди "левых" распространено мнение, что никакого взаимодействия с государством быть не может и что создание и функционирование комиссии внесет раскол в ряды правозащитников. Иначе смотрят на проблему "правые". Они считают, что комиссия предоставит возможность вести диалог с властями.

Самой многочисленной на собрании оказалась группа "умеренных". Они убеждены, что комиссия имеет право на существование при условии, если большинство в ней будет принадлежать представителям правозащитных организаций, избираемых общественностью, а не мэром. На взгляд Алексея Смирнова (Центр по правам человека), "самый важный вопрос в этом споре - определение дистанции между властью и защитниками прав человека". Поскольку собравшиеся так и не смогли прийти к окончательному решению, консультации будут продолжены.

Орлята учатся летать

Участию общественных обьединений в законотворческом процессе был посвящен семинар "Взаимодействие государственных и общественных структур по вопросам законодательной деятельности", проходивший в Московской городской думе.

Российские общественные организации, как рассказали эксперты, имеют много возможностей принимать участие в законотворческой деятельности и даже выступать субьектами законодательной инициативы. Они могут входить в рабочие группы комитетов Госдумы, проводить общественную экспертизу законопроектов, участвовать в слушаниях, в работе консультативных органов при Президенте Российской Федерации и т.д.

Механизм взаимодействия общественных обьединений и государственных структур пока еще не отлажен, поэтому конфликтные ситуации часто возникают между всеми участниками этого процесса.

Анализ опыта участия различных общественных обьединений в разработке законопроектов показал, что для повышения эффективности работы следует придерживаться определенных рекомендаций. Многие из законов носят декларативный характер и не подкреплены средствами их реализации, поэтому главное даже не столько принять закон, сколько разработать механизм его исполнения. Готовя поправки к законопроектам, необходимо присутствовать на всех слушаниях, иначе эти поправки могут не попасть в основной текст. Для того чтобы успешно был принят законопроект и из него не были выхолощены главные идеи, общественная организация должна активно участвовать в формировании рабочей группы. Работа над законом предполагает определенную гибкость, готовность к компромиссам.

Социальная защита

Приходите, вам помогут

Приоритетное направление деятельности фонда "Право матери" - юридическая помощь родителям, чьи сыновья погибли в армии в мирное время. За все семь лет, которые существует фонд, не иссякает поток писем родителей погибших солдат, непрерывно звонит телефон. Для многих из них обращение в фонд - последняя надежда. Здесь помогут "отвоевать" положенное пособие на установку памятника погибшему, добиться обьективного расследования дела о гибели сына, посоветуют, как жить дальше...

По словам юристов фонда, родители погибших военнослужащих совершенно не знают своих прав и поэтому в большинстве случаев не могут опротестовать незаконные решения следствия и суда, противостоять судебному произволу. Только за прошедший год в фонде было проведено 140 очных юридических консультаций, 560 - письменных, подано 256 ходатайств и жалоб, по которым были заново возбуждены уголовные дела, в разные города страны разослано 124 пакета документов отцам и матерям, дети которых были убиты в Чечне. В 1996 году сотрудники фонда ответили на 2660 телефонных звонков, за каждым из которых - просьба о помощи и горе родителей, потерявших сына. В общей сложности в течение года квалифицированную юридическую помощь в фонде получили 3220 семей.

Экология

"Чистых" городов осталось мало

В Центральном Доме журналиста состоялся "круглый стол", посвященный социально-экологическим изменениям в России, произошедшим с 1888 года. Это масштабное исследование велось более чем 20 лет. Его результат - издание атласа-книги "Экстремальные ситуации европейской территории России" (в настоящее время атлас находится в печати). В основу исследования легли материалы экспедиций по Средней Азии, Сибири, Центральному району России, Дальнему Востоку и т. д.

С учетом влияния этих компонентов выделены 70 городов с крайне неблагоприятной экологической обстановкой (Москва, Санкт-Петербург, Уфа, Екатеринбург, Челябинск, Магнитогорск, Волгоград, Самара, Киров, Иркутск, Красноярск и другие). Но сохранились еще и города, благополучные с экологической точки зрения, например Звенигород и Новгород.

По данным атласа, в 1888 году Москва была одним из лучших мест для жительства. Сегодняшние карты свидетельствуют об обратном. Дело не только в промышленных предприятиях, сосредоточенных в черте города. По данным Р.Веденеевой, президента женской экологической ассоциации "Юнона-Росс", в загрязнении города на 80% виноват автотранспорт (в столице сейчас насчитывается 3 млн. автомобилей, и прирост автопарка продолжается). Москва начинает "задыхаться": если сто лет назад это был зеленый город, то теперь зеленым насаждениям "обьявили войну". На их месте строят жилые дома и торговые центры, при проведении ремонтных работ вырубают скверы, много деревьев погибает из-за засоленности почв.

Проблема оскудения почв актуальна для всей европейской части России: только три процента общей площади признано плодоносной. Это отчасти обьясняет и деградацию ценных пород деревьев - сосны, дуба, кедра, хотя главными "вредителями", как и прежде, остаются вырубки, насекомые и пожары. По статистическим данным за 1995 год, леса в России занимали 172 тысячи га, из которых 154 тысячи - хвойные, но это, как показывает исследование, лишь маленький островок по сравнению с тем, сколько лесов страна имела в прошлом веке.

Благотворительность

В прошлом году детей накормили. А в этом?

По неполным статистическим данным, на сегодняшний день в Москве насчитывается более 70 тысяч беспризорных детей. Около миллиона сирот зарегистрировано по всей стране. В первую очередь это жертвы вооруженных конфликтов и дети из социально неблагополучных семей.

Одну из первых попыток создания приюта для бездомных детей сделало Российское общество Красного Креста. Центр Красного Креста для бездомных детей в Западном округе Москвы был открыт при финансовой поддержке Нидерландского общества Красного Креста в помещении бывшего детского сада, право на владение которым администрация округа безвозмездно передала обществу Красного Креста. Финансирование проекта нидерландской стороной завершилось в 1996 году. С 1997 года финансирование предполагалось продолжить за счет городского бюджета. Однако вопрос до сих пор остается открытым.

А между тем с сентября по декабрь 1996 года через стационар центра прошло 27 детей. Родители четырех из них найдены, и дети возвращены в семью. 23 ребенка переданы в государственные приюты и детские дома. Как показал опыт сотрудников центра, четырехмесячный срок, изначально предусмотренный для социальной реабилитации бездомных детей, явно мал для оформления документов, розыска родителей и определения детей в приюты и детские дома.

Учитывая требования санэпиднадзора, сотрудники центра приняли решение, поддержанное префектурой и органами внутренних дел, организовать кормление беспризорных детей в местах их наибольшего скопления. В результате в районе площади Киевского вокзала был организован пункт питания для бездомных детей.

Мария КРОБКА

по материалам

Агентства социальной информации