Человек и общество

Концепция обществоведческого образования в общеобразовательной школе

Девяностые годы были временем крупных перемен в системе школьного обществоведческого образования. Их обобщение и анализ, определение перспектив дальнейшего развития являются актуальной научной и практической задачей. Важный вклад в ее решение вносит разработанная в лаборатории обществознания Института общего среднего образования РАО Концепция обществоведческого образования в общеобразовательной школе (авторы - члены-корреспонденты РАО Л.Боголюбов и А. Кинкулькин. Использованы материалы кандидата педагогических наук, заслуженного учителя РФ Л. Ивановой - в разделах I и II; кандидата философских наук Ю.Аверьянова - в разделе III).

Предлагаем концепцию вашему вниманию и приглашаем к ее обсуждению.

Теоретическая разработка и внедрение в массовую практику принципиально нового (по сравнению со школой 60-80-х гг.) содержания обществоведческого образования диктовались:

общественными трансформациями в стране и в мире в последнем двадцатилетии ХХ в.;

развитием базовых наук, часть которых лишь в 90-х гг. была признана общественностью и государством (социология, политология);

изменениями в законодательстве страны (особенно принятием Конституции РФ, Закона ╚Об образовании╩);

гуманизацией образования, в силу которой развитие личности учащихся, утверждение гуманности в отношениях между людьми становятся приоритетом школы.

Концепция обществоведческого образования формировалась не одномоментно. Ее основы начали закладываться на рубеже 80-90хгг. Она постоянно обогащается по мере продуктивных накоплений в базовых науках, дидактике, психологии, в экспериментальном преподавании и массовом педагогическом опыте. Для дальнейшей разработки концепции большое значение имеют творчески-критическое осмысление хода и результатов работы массовой школы по широко распространенным федеральным учебным пособиям ╚Введение в обществозна ние╩, ╚Человек и общество╩, а также использование опыта обучения по другим учебным пособиям.

Общество как объект изучается комплексом общественных наук. Однако предмет изучения у них различен. Предметом исторической науки является прошлое в его конкретности и неповторимости. Предметом других общественных наук (социологии, политологии и др.) являются либо общие закономерности социального развития в целом, либо закономерности и современные тенденции развития отдельных сфер общественной жизни.

Различие между обществоведческим образованием и историческим образованием вытекает из различия двух групп общественных наук. Первую группу составляют собственно исторические науки (история как наука), которые изучают события прошлого человечества в их индивидуальном облике и многообразии. Общественные науки второй группы изучают существующую действительность преимущественно в обобщенном виде. Первые дают, как правило, ╚вертикальный╩, вторые, главным образом, ╚горизонтальный╩ срез развития общества. Ведущим для первой группы наук является исторический подход к изучению общества, для второй - логический или структурный подход.

Следует также указать на оправдавшую себя традицию двух циклов: исторических и социальных дисциплин, существующую в отечествен ном и мировом опыте школьного преподавания. Попытка объединить два учебных курса в советской школе 20-х гг. привела к разрушению как исторического, так и обществоведческого образования.

Историческое образование не может заменить обществоведческое образование в специальном, узком смысле слова, а обществоведческое образование не заменяет образования исторического. Каждое из них имеет самостоятельную ценность. Между ними существует тесная связь. В интерпретации прошлого широко используются понятия и категории других общественных наук. Формирование понятий и обобщенных выводов общественных наук осуществляется с опорой на исторический опыт.

В ныне действующем учебном плане основной и средней школы обществознанием называется образовательная область, которая охватывает совокупность научных знаний о человеке и обществе, формируемую на базе социологии, экономической теории, политологии, правоведения, культурологии, социальной экономики, социальной психологии и психологии личности, а также социальной философии, философской антропологии и этики.

I. Возрастающее значение обществоведческого образования в современных условиях

На пороге ХХI в. обществоведческое образование в России обновляется вместе с преобразованием общества, с глубокими сдвигами в развитии общественных наук. Россия переживает один из самых глубинных переломов в своей истории. Кризисное состояние общества, противоречия переходного периода, социальная и политическая поляризация, порождаемая ими нестабильность положения в стране - все это затрудняет социализацию молодого поколения, испытывающего давление нерешенных проблем, многочисленные негативные влияния. Коренной слом привычного образа жизни, социальных и нравственных ценностей для многих россиян означал утрату жизненных ориентиров. У части граждан появилось неверие, разочарование, возникло ощущение потери смысла жизни.

Значимость современных обществоведчес ких знаний особенно возрастает в связи с влиянием происходящих в стране и мире изменений, оказывающих нередко негативное влияние на самоощущение растущего человека. Существование современных подростков и юношества в реально формирующемся информацион ном обществе, где стихийные информационные потоки могут носить откровенно негативный, агрессивный по отношению к личности характер, усугубляет неблагоприятную ситуацию риска.

Современные дети, с одной стороны, более информированы в вопросах практической экономики, нередко активно действуют в сфере бизнеса, могут иметь собственный заработок, но в то же время формально их статус во многом не определен. Социологи и социальные психологи констатируют нарастание тревожности, неуверенности в будущем, страха при низком уровне ответственности современных подростков и юношей. К неблагоприятным явлениям, приобретающим все более выраженный характер, относят бытующую в среде подростков немотивированную жестокость, социальный инфантилизм, преобладание потребительских настроений. Коммерциализация сферы культуры и досуга, снижение реального уровня жизни многих семей негативно сказываются на их моральном и психологическом состоянии. Школа во многом утратила воспитательные рычаги воздействия на своих питомцев, реально сложилась ситуация плюрализма ценностных установок, моральных ориентиров и культурных норм. Все это с особой остротой ставит вопрос о значимости полноценных научных знаний об обществе и о себе в нем.

Для личности в подростковом возрасте особенно важно создание благоприятных образовательных условий для смягчения остроты переживаемых ею кризисов, связанных с изменением социального статуса, формированием самооценки, выработкой системы ценностей и освоением норм отношений и поведения в социуме. Естественный интерес к собственному внутреннему миру, стремление к поиску психологи чески комфортного места среди других людей, вместе с формированием способности к достаточно сложному аналитико-синтетическому восприятию действительности, создают благоприятные возможности для усвоения важной социальной информации и овладения в связи с ней разнообразной интеллектуальной деятельнос тью.

Обществоведческое образование - необходимое условие оптимальной социализации личности, содействующее вхождению в мир человеческой культуры и обществен ных ценностей и в то же время открытию и утверждению ею уникального и неповтори мого собственного ╚я╩.

В условиях развернувшихся с новой силой споров о направлении, по которому движется Россия, далеко не всеми осознается общая для всего мира и для России тенденция: переход от индустриального к постиндустриальному информационному обществу. Исследователи этого общемирового процесса среди других его характеристик выделяют и следующие:

переход к информационному обществу должен сопровождаться созданием мощной, широкой и глубоко ╚эшелонированной╩ системы образования и развития творческих способнос тей, выработки у индивида высокого интеллектуального потенциала и потенциала самодоста точности;

исключительное значение сейчас приобретает не только техническое, но и гуманитарное образование, которое позволяет воспитать не узкого специалиста-технократа, а человека думающего, обеспокоенного судьбой духовных и нравственных ценностей, с широким социальным кругозором, не ограниченного лишь умением быстро извлекать и применять нужную информацию;

начинается постепенная трансформация ╚экономического человека╩ в новый вариант фаустовского типа личности, усвоившего не только завоевания науки и вобравшего в себя плоды материального прогресса, но и, что важно, впитавшего в себя культурные, этические и нравственные достижения человечества;

речь идет о гуманизации всех областей человеческой деятельности, о гуманизации всех наук. Наука о человеке, или человековедение, должна одухотворять, наполнять смыслом, гуманитарными целями не только научные исследования, но и все виды практической деятельности: необходима гуманизация образования, преодоление технократического и узкопарадиг мального уклона, расширение предметов гуманитарного цикла любой ступени образования;

постиндустриальное общество третьего тысячелетия будет обществом, которое создаст оптимальные условия для самоопределения, самоактуализации и саморазвития личности;

в профессиональном образовании всех уровней возрастает необходимость расширения профиля, преодоления чрезмерно узкой специализации, затрудняющей адаптацию при смене поколений техники, вида и места работы; сочетание общенаучных и специальных дисциплин с мировоззренческими общекультур ными, этическим и физическим воспитанием, с тем чтобы квалифицированный рабочий, специалист был разносторонне развитой личностью, отвечающей требованиям постиндустри альной эпохи.

Анализ переходного периода в России с его противоречиями, с одной стороны, и тенденцией движения к постиндустриаль ному обществу - с другой позволяет сделать вывод о возрастающем значении социально-гуманитарных знаний в современных условиях.

Авторы настоящей концепции разделяют положения, высказанные исследователями в области науковедения и философии образования.

1. Если исходить из того, что российскому обществу предстоит идти по пути роста культуры, развития образования, утверждения гуманизма, то следует признать, что значение социально-гуманитарных наук будет возрастать, что они будут лидировать в системе наук.

2. Современное кризисное общество больно прежде всего самим человеком, самими людьми и отношениями между ними. В этих условиях социально-гуманитарное знание и образование призваны способствовать:

выполнению обществом функций критического анализа существующего положения дел, имеющихся проблем и возможных перспектив;

переходу его от преобладания мифологических и идеологизированных оснований для принятия решений к достоверной информации, объективной истине, обеспечивающей возможность опережающего развития;

переходу к продуманным и конструктивным действиям.

3. На первый план выступает необходимость вычленения внутри широкого спектра социальных и гуманитарных идей того ядра ценностей и приоритетов, которое может стать основой новой стратегии миропонимания и социального действия, в том числе и стратегии нового социального поведения, адекватного современным цивилизационным процессам.

4. Социально-гуманитарные науки реализуются прежде всего в гуманитарном образовательном процессе. Именно здесь человек, постигая социально-гуманитарные знания, ищет ответы на вопросы, имеющие для него смысло-жизненное значение.

5. Главной целью образования становится формирование целостного мировоззрения, предполагающего новый способ мышления и действия человека, знающего, понимающего общество и умеющего жить в современном мире с его многообразием культур и образов жизни, преодолевающего собственный эгоизм и осознающего последствия своей деятельности.

6. Основными принципами развития российского социально-гуманитарного образования должны стать принципы коэволюции жизнедеятельности природы и общества, плюрализма, устойчивости и открытости, толерантности, общественного согласия и партнерства, гуманизма и демократичности, целостности, фундаментальности, креативности. Оно должно исходить из исторических традиций российского общества и опираться на достижения мирового сообщества в целом.

Современное российское общество сегодня имеет более сложную структуру, чем десять - пятнадцать лет назад. Это связано со становлением многоукладной рыночной экономики, появлением новых социальных групп, утверждени ем политического и идеологического многообразия, многопартийности, свободы массовой информации. Общество характеризуется переплетением противоречий, как унаследованных от прежних этапов его существования, так и новых, порождаемых сдвигами в системе социальных отношений. Развитие ускоряется, люди быстрее преобразуют общество, чем самих себя. Все это обостряет потребность в создании ориентировочной основы, позволяющей частичные, фрагментарные впечатления упорядочить, осмыслить с позиций научного знания. Такой основой являются прежде всего социологические знания. Социология - это единствен ная из наук (кроме истории, рассматривающей общество в прошлом), изучающая общество в целом. Это логически стройная система достоверного знания, позволяющего выводить закономерности и тенденции протекания социальных процессов, прогнозировать будущие события. Социологические знания призваны способство вать формированию всестороннего взгляда на общественные процессы, представляя собою каркас социального мышления как системного понимания объективных и субъективных элементов социальных тенденций. Целостное системное социологическое мышление поможет молодежи занять в обществе активную социальную позицию. Понимание сущности социальных процессов дает также социальная философия.

Основу социологического видения мира как мышления системного должны составлять знания о человеке. Они представляют собою объединяющее начало социогуманитарных наук. В общем плане предметом социальной антропологии является Человек Творящий, несущий личную ответственность за результаты творческой деятельности. Многообразные права и свободы, провозглашенные на современном этапе развития общества, предполагают одновремен но возрастание ответственности личности за свое поведение. Свободный выбор - это вместе с тем и ответственность не только перед обществом и другими людьми, но и перед самим собой, своей совестью, нравственными убеждениями. Эта связь внутреннего и внешнего, субъективного и объективного раскрывается социальной антропологией, формирующей основной понятийный аппарат: свобода, выбор, творчество, ответственность, совесть, смысл жизни.

На постижение феномена человека направлена и философская антропология. Она осмысливает проблему человеческой природы и человеческого бытия. Ее исходный пункт сегодня - человек в конкретной ситуации. Она призвана доказать значимость человеческого в современном мире, в котором немало бесчеловечного. В этом плане возрастает значение и морально-этической составляющей современного образования, призванной стать одним из существен ных факторов нравственного воспитания.

Немалую роль в изучении человека играет психология. Психология личности раскрывает ее динамическую функциональную структуру, опираясь на взаимодействие личности и деятельности. Ее роль увеличивается в связи с усложнением в наше время межличностных отношений, значением организации взаимодействия людей в больших и малых группах.

В современном обществоведческом курсе знания о человеке должны предстать перед учащимися не односторонне, не с позиций лишь одной из областей науки или философии, а комплексно. Уже давно признана необходимость синтеза знаний о человеке, ибо человек живет и действует как целое. В современной философии образования утверждается мысль о том, что в научно-образовательном процессе человек приобретает (╚впитывает в сознание╩) нравственные запросы, духовность, гуманистичес кие ценности. Самоценность человеческой жизни и развития личности в гармонии с природой, социумом и собственным внутренним миром рассматривается как высший смысл и ╚сверхзадача╩ новой системы знания и образования. Можно сколько угодно повторять, как заклинание, тезис о том, что ученик должен быть не только объектом, но и субъектом обучения и воспитания, но он в полной мере может стать субъектом учебно-воспитательного процесса, как и шире - общественного развития, только познавая самого себя. В связи с этим возрастает значение человековедческих знаний.

Движение России к рыночной экономике ведет к возрастанию значимости экономических знаний. Это связано с утверждением экономической свободы, многообразия форм собственности, права на свободное использование своих способностей и имущества для предприни мательской деятельности, права свободно выбирать род деятельности и профессию. Результаты труда и хозяйствования в значительно большей мере, чем 10-15 лет назад, зависят от личного выбора, частной инициативы, экономичес кой подготовки каждого. Любой человек включен в многообразные экономические отношения, и от его экономической грамотности во многом зависит его собственное благополучие и благосостояние всего общества. Знания о механизмах и законах мира экономики сегодня необходимы каждому вступающему в самостоятельную жизнь.

Не менее значимыми на современном этапе являются знания о сфере политики. В отличие от условий, существовавших полтора-два десятилетия назад, любой гражданин сталкивается с новым явлением - политическим плюрализмом, множественностью партий и партийных идеологий. Ныне он участвует в альтернативных выборах, отдавая предпочтение одному из списка кандидатов, одному из ряда политических объединений. На него обрушивается разнородная, калейдоскопичная политическая информация, а нередко и целенаправленная дезинформация. Возрастание значения политологии - науки о политике, об устройстве, распределении и осуществлении власти - определяется тем, что от суммы индивидуальных политических позиций, от сознательного политического выбора граждан зависит судьба России, а следователь но, и собственная судьба. Укрепление демократии в России невозможно без утверждения в сознании большинства населения демократи ческих ценностей, раскрываемых политологией. Только знания о мире политики являются барьером перед попытками политических манипуляций сознанием и поведением людей, обеспечивают политическую свободу.

С развитием правовой системы страны, закреплением в Основном Законе полномасштаб ного набора прав и свобод человека, с одной стороны, и значимостью сохранения правопорядка в условиях социальной нестабильности - с другой растет роль правовых знаний, приобщения каждого молодого человека к ценностям права и к опыту позитивного, социально полезного поведения в правовой сфере. Превращение России в правовое государство невозможно без преодоления правового нигилизма граждан, ущербности правосознания многих из них. Изучение правовых знаний помогает молодежи лучше разбираться в общественных отношениях, значительная часть которых регулируется нормами права, создает условия для адекватной реакции на события общественной жизни.

Сегодня вряд ли у кого-либо вызывает сомнение растущее значение экологической составляющей образования. Обострение экологических проблем среди других мер по их разрешению требует экологически грамотного поведения всех и каждого. Отсюда и необходимость экологизации учебных предметов. Обществоведческое образование не может не включать в себя знания из социальной экологии, позволяющие глубже понимать взаимодействия общества и природы.

В условиях, когда все большее признание получает идея культуросообразной школы как школы ХХI в., возрастает значение культуроло гии - гуманитарной науки, изучающей закономерности развития и функционирования культуры, ее структуру и динамику, взаимосвязи с другими сферами материальной и духовной жизни. С учетом того, что все общее образование в школе направлено на передачу учащимся ценностей культуры, культурологические знания позволяют обеспечить полноту понимания культуры, что дает возможность глубже постигать свою культуру, проникать в жизненный мир иных культур. Изучение культурологических знаний создает целостное представление о всей совокупности культурных феноменов, изучаемых в школе, придает гуманитарному образованию относительно завершенный характер.

Изучение каждой из названных социально -гуманитарных наук - задача высшей школы, выпускники которой лишь при условии гуманитар ного развития станут интеллигентными людьми. Что касается средней общеобразовательной школы, то ее учебный план ни в настоящем, ни в обозримом будущем не может в базисной своей части вместить учебные дисциплины, соответствующие всем названным областям научного знания. Между тем эти знания необходимы каждому вступающему в жизнь человеку. Оптимальное решение состоит в том, чтобы представить ученику не самостоятельные науки, как в вузе, а педагогически отобранные знания, интегрированные в единый курс обществознания. Такое решение соответствует современным выводам об интеграции гуманитарного знания. В последнее время на страницах научных изданий критике подвергался сугубо дисциплинарный подход, разобщенное развитие всех отраслей гуманитарного знания, ведущее к односторон ности познания. В противоположность этому выдвигается идея синтеза, отыскания объединяющего социально-гуманитарные науки начала, что даст возможность представить определенные социальные объекты целостно, всесторонне. Такой подход призван формировать новое гуманитарное видение мира, новое гуманитарное поведение, адекватное современным цивилизационным процессам.

Обществоведческое образование занимает особое место в системе общего образования, выполняя своими средствами те задачи, которые не в состоянии выполнить ни один другой учебный предмет.

В числе общих требований к содержанию образования, выдвинутых Законом ╚Об образовании╩, - ориентация на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. В отличие от курса технологии, который создает условия для профессио нального самоопределения, обществоведение формирует предпосылки для самоопределения во всей системе общественных отношений: экономических, социальных, национальных, политических, культурно-мировоззренческих. К таким предпосылкам относятся достаточно полные знания обо всех сферах жизни общества. Самореализация неосуществима без представления о возможностях, которые существуют в различных областях и видах человеческой деятельности, а также без самопознания, без оценки своих собственных качеств. Необходимые для этого знания дает обществоведческое образование. Ориентация содержания образования на развитие и совершенствование правового государства предполагает усвоение содержащихся в курсе обществознания знаний о механизмах и задачах социального развития, о системе права и правовом поведении.

Содержащееся в законе требование способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений побуждает к созданию средствами обществознания важных условий такой свободы: представления о множественности подходов и сложности решения общественных проблем, а также критичнос ти мышления, формируемой при рассмотрении различных точек зрения на изучаемые в курсе общественные проблемы.

Выдвинутая в законе задача формирования у обучающегося адекватной современному уровню знаний картины мира не может быть решена без комплекса знаний об обществе и человеке, целостность которых обеспечивается интеграцией в курсе обществознания сведений из наук, изучающих различные аспекты развития общества.

Требование закона об адекватном мировому уровне общей культуры реализуется, конечно, всей системой образования, но обществоз нание призвано внести свой специфический вклад через культурологическую составляющую его содержания, а также путем формирования существенных элементов мировоззренческой, экологической, экономической, политической, правовой, нравственной культуры (научных представлений, способов деятельности, ценностных ориентаций).

Наконец, без обществоведческого образования невозможно в полной мере выполнить требование закона о формировании гражданина, интегрированного в современное общество. Решение этой задачи предполагает усвоение учащимися гражданской культуры. Гражданская культура включает в себя и политическую, и правовую, и экономическую, и нравственно-пат риотическую составляющие. Она охватывает не только взаимоотношения гражданина и государства, но и различные аспекты отношений в гражданском обществе. Все они наиболее полно представлены в содержании обществовед ческого образования. Интерпретация гражданского воспитания только лишь как правового образования и воспитания противоречит современным научным представлениям о культуре гражданственности.

Изложенное выше показывает возросшую по сравнению с предшествующими десятилетиями значимость обществоведческого образования, необходимость разработки соответствующего учебного содержания. Создание современного курса обществознания потребовало изучения опыта обществоведческого образования в отечественной и зарубежной школе.

II. Зарубежный опыт

Для систем обучения в средних школах большинства зарубежных стран примечателен рост удельного веса обществоведения в блоке гуманитарных дисциплин. Обществоведение обычно рассматривается как весь комплекс знаний, касающихся отношений людей между собой и к окружающей действительности. Главной его целью является развитие лояльности к демократи ческим идеалам, гражданской ответственности, качеств хороших граждан и умения жить с людьми. Идея сотрудничества и социального партнерства как самая перспективная возможность создать общество, господствует в преподава нии предметов социального цикла. Курс обществоведения рассматривается как функциональ ный, прямо направленный на улучшение общества, как лаборатория по формированию общественного поведения.

За редким исключением курс обществове дения в основной школе зарубежных стран является интегрированным. В обществоведческий цикл входят курсы с разными названиями: граждановедение (США, Франция, Япония): обществоведение (США, ФРГ, Япония): экономика (Англия, США, Франция, Япония). В некоторых странах изучаются основы государства и права. На занятия по обществоведению в основной школе отводится от двух до пяти часов в неделю. Кроме того, во многих странах предусмат ривается изучение религии (Англия, Италия, ФРГ и др.). Например, в школах ФРГ курс религии преподается в основной школе с V по Х класс по 2 часа в неделю. Своеобразным его эквивалентом является курс этики, который преподается взамен курса религии в то же учебное время и по аналогичным темам, охватывающим большой круг вопросов духовного мира человека.

Иным выглядит обществоведение в старшей школе. В практике подавляющего большинства старших классов средних школ США преподаются курсы: ╚Проблемы демократии╩ и ╚Американское государственное устройство╩ (обязательны более чем в 70% школ страны). Эти предметы завершают в США комплекс общественных дисциплин, вводят выпускников в круг современных проблем внутренней и внешней политики США. Они актуализируют полученные ранее знания о структуре государства, а также об экономической системе, подводят выпускников школ к противоречиям современного мира, западного общества, помогают их решать с разумных позиций. В выпускных классах академических школ Западной Европы (Франция) преподается философия (в зависимости от специализации школы, класса от 3 до 8 часов в неделю). Во Франции преподавание граждановеде ния сохраняется в лицее на первом и на втором году обучения (в блоке с историей и географией занимает от 2 до 4 часов в неделю). В Японии этика с граждановедением изучаются в ХI классе (2-3 часа в неделю). Кроме того, в выпускных классах японской средней школы в блок социальных дисциплин входит ╚Политика и экономика╩ (2-3 часа в неделю). Преподавание этики развивает идеи нравственности, заложенные в курс ╚Моральное воспитание╩ основной школы, а предмет ╚Граждановедение╩ закрепляет знания об устройстве японского общества, действии законов, деятельности правительства, внушает мысль о долге гражданина перед государством. Курс ╚Политика и экономика╩, преподаваемый либо в ХI, либо в ХII классе, раскрывает экономические основы общества, такие ведущие понятия, как ╚деньги╩, ╚товар╩, ╚бюджет╩ и др., а также представляет аспекты внешней политики японского государства. В Германии, помимо этики (или религии), интегрированный курс обществоведения изучается в различных типах основной школы, начиная с VIII или IХ до Х класса включительно и в ХI-ХII классах гимназий второй ступени.

Таким образом, в средних школах развитых западных стран сложилась довольно стройная система преподавания социальных дисциплин. Это обычно включение первичных (необходимых) знаний о природе и обществе в предметы начальной школы. Далее, в основной школе, - интегрированные курсы обществоведения (граждановедение, обществоведение). Кроме того, ведется отдельное преподавание религии либо этики, морального воспитания. В выпускных классах система преподавания дисциплин социального цикла завершается обобщающими предметами по философии, политологии, социологии и т.д., рассчитанными на один, реже - два года. Обществоведческие дисциплины в зарубежной школе имеют постоянную тенденцию к расширению.

III. Из опыта отечественной школы

С появлением в начале ХIХ в. гимназий в российскую школу пришли обществоведческие дисциплины. Их роль и место в системе среднего образования во многом зависели от общественно-политической ситуации в стране. Либеральные веяния в политике открывали возможность развития этой образовательной области. В 1862 г. советом Харьковского университета была выдвинута идея введения в гимназический курс обществознания, понимаемого как ╚наука о гражданском обществе со включением в нее понятий о труде как об основном законе человеческой жизни╩.

Однако этому проекту не суждено было осуществиться в условиях пореформенной России - уж слишком глубока была тогда пропасть между государством и нарождающимися общественными институтами. Да и отношение властей к проблемам демократизации общественной жизни было весьма настороженным. В то же время и Министерство народного просвещения, и Главное управление военного ведомства понимали ущербность преподаваемо го в гимназиях и кадетских корпусах курса ╚Законоведение╩, который сводился к заучиванию действующего законодательства Российской империи.

В 1881 г. при пересмотре содержания учебного курса военных училищ Главное управление военно-учебных заведений обратилось к К.Д.Кавелину с просьбой высказать свои предложения по улучшению преподавания законоведения (общей его части). В ответ профессор Кавелин представил военному министру графу Д.А.Милютину записку, в которой изложил свою концепцию преподавания законоведения во всех русских средних учебных заведениях. Основные положения его концепции сводились к следующему.

Существуют два подхода к преподаванию обществоведения: первый связан с изложением сведений из действующего законодатель ства, второй предполагает дать учащимся правильные и ясные понятия об отношениях каждого человека в государстве, обществе и семье. Первый подход несостоятелен, так как преподавание законоведения с непосредствен ной практической целью невыполнимо (огромный объем законодательной базы, влияние частностей и подзаконных актов, частые изменения) и не принесет ожидаемой пользы (неизвестно, что пригодится выпускникам из того, что они изучали). Оптимальным, по мнению Кавелина, является воспитательный и общеобразо вательный характер данного предмета: вооружить молодых людей, готовящихся к самостоятельной жизни и службе, ясными и точными понятиями о тех началах и учреждениях, на которых зиждется государственная, обществен ная и семейная жизнь. Само собой разумеется, что это не исключает сообщения наиболее значимых сведений из действующего законодательства.

Предполагается небольшой по объему обществоведческий курс, знакомящий учащихся ╚с существенными условиями и главнейшими явлениями устроенного человеческого общежития╩. Его цель - ╚объяснить слушателям такие понятия из области этики (учения о нравственности), политической экономии, народного хозяйства и международного права, которые теперь в средних учебных заведениях не преподаются, а между тем составляют насущную потребность каждого человека, тем более офицера или чиновника╩.

На Кавелина была возложена подготовка подробной программы курса ╚Законоведение╩ с обоснованием включаемого материала, а также учебника для средних учебных заведений.

К.Д.Кавелин, будучи признанным авторитетом в теории права, отлично понимал, что предложенный им интегральный курс выходит за рамки законоведения. Вместе с тем термин ╚обществознание╩ не был использован профессором по нескольким соображениям: во-первых, по идеологическим (он был бы скорее всего отвергнут из-за своей ╚крамольности╩); во-вторых, введение нового курса (с новым названием) требовало значительных организационно-директивных процедур. Проще было воспользоваться традиционным названием.

Преподавание нового предмета осуществлялось на основе разработанной Главным управлением военно-учебных заведений программы (с использованием наработок К.Д.Кавелина) и подготовленного профессором Военно-юридической академии А. Мушниковым учебника ╚Основные понятия о нравственности, праве и общежитии╩, изданном в 1889 г.

В 1894 г. программа была доработана. В соответствии с ней осуществлялись последующие издания учебника Мушникова. Учебник имел три раздела:

основы нравственности;

основы правоведения;

формы общежития.

В российских классических гимназиях также преподавалась философская пропедевтика (логика и психология). В некоторых гимназиях, в которых последний класс был риторический, помимо психологии изучались философия и история философии. В помощь гимназистам, изучавшим философию, в 1907 г. была выпущена хрестоматия.

Сравнительный анализ обществоведческих дисциплин в России и европейских странах в начале ХХ в. показал, что российская средняя школа не уступала в этом отношении школе зарубежной.

Учебный план гимназий в 1914 г. предусматривал курс законоведения в выпускном классе и философскую пропедевтику (два завершающих года). Законоведение преподава лось и в реальных, и в коммерческих училищах.

Первые годы после 1917 г. принесли серьезные изменения, связанные со сломом старой системы образования, попытками подчинить все дело подготовки молодежи идеалам классовой борьбы и победы коммунизма. В начале 20-х гг. в советской школе появился учебный предмет ╚Обществоведение╩, представлявший собой комплекс знаний из истории и современности, связанный с изучением социальной действительности и формированием определенных гражданских ценностей, понимаемых в русле господствующей идеологии.

Характерно, что появление такого комплекса во многом объяснялось поисками нового понимания сути исторического процесса, фактической непригодностью по идеологическим соображениям прежней учебной литературы и острым желанием государства непосредствен но влиять на становление своих будущих граждан.

Обществознание как единый комплекс знаний о прошлом и настоящем просуществовало до середины 30-х гг., когда известными постановлениями о школе было осуждено и отменено.

С этого времени в советской школе главную нагрузку по формированию гражданских добродетелей нес курс истории, а также существовавший как небольшой по продолжитель ности учебного времени курс ╚Конституция СССР╩.

В начале 60-х гг., и вновь по идеологичес ким мотивам, в школу пришел новый курс с названием ╚Обществоведение╩, явившийся отражением установок и принципов Программы КПСС, принятой в 1961 г. Учебный курс изучался в выпускном классе школы, был рассчитан на 2 часа в неделю. Программа этого курса была единой для всех типов средних учебных заведений. Учебник по этому курсу также был единым, он выдержал более 20 изданий. В начале своего существования курс обществоведения 60-х гг. точно следовал логике и содержанию партийной программы. Позднее, в 70-е гг., он трансформировался вслед за изменением партийной идеологии. Помимо того, что программа этого курса, содержание учебной литературы, методические рекомендации для учителей разрабатывались централизован но и находились под строгим контролем со стороны официальной идеологии, по этому курсу существовал обязательный экзамен в выпускном классе по единым для всей страны вопросам.

Главной сферой проявления активности и самостоятельности учащихся и преподавате лей в изучении обществоведения в эти годы были формы и методы проведения занятий. Именно в этот период педагогической наукой и передовой практикой разрабатывались теория и практика проведения семинарских занятий, построенных на использовании хотя и ограниченного круга, но все-таки оригинальных источников знаний (произведений классиков марксизма, партийных и государственных документов). Определенное внимание педагогическая наука и практика уделяли разнообразию форм проверки знаний, включению учащихся в активную познавательную деятельность и т.п.

В середине 70-х гг. в VIII классе средней школы был введен курс ╚Основы советского государства и права╩, несколько расширявший и дополнявший обществоведческую проблематику школьного образования. Однако этот курс был рассчитан всего на 35 часов учебного времени, он включал определенные сведения об устройстве государства в СССР главным образом на основе Конституции СССР, а также сведения из отдельных отраслей (сфер) права.

Правовой курс в методике преподавания во многом опирался на опыт обществоведческого образования.

В конце 80-х гг. увеличилось расхождение между сложившимся в 60-70-е гг. содержани ем обществоведческих дисциплин и реальной жизнью общества. Назрел вопрос о полном обновлении содержания и методов обществоведческого образования, о его месте и роли в учебном плане общеобразовательной школы. Поиски ответа на этот вопрос нашли отражение в Концепции обществоведческого образования, разработку которой лаборатория обществоведческого образования ИОСО (НИИ СиМО) РАО начала на рубеже 80-90-х гг.

Продолжение следует