Из глубины веков

Главы из нового учебника по обществоведению.

Тема «Откуда есть пошла земля Русская...». 8-9-й класс

Окончание. Начало в ## 3, 4

Важным этапом в развитии древнерусской государственности стало правление князя Владимира Святославича, прозванного Святым (980-1015). При нем значительно укрепились рубежи государства, были построены крепости, соединенные между собой земляной насыпью, выставлены богатырские заставы, создана система оповещения властей о подходе к границам русских земель вражеских полчищ. Напротив, внутренняя замкнутость и ограниченность отдельных славянских племен отступают в прошлое. Русь превращается в единую державу под главенством единого князя. В старые племенные центры Владимир сажает на княжение своих сыновей.

Велико значение и проведенной Владимиром религиозной реформы - Русь приняла крещение (988). Причем крестят ее не подвижники, апостолы веры, в качестве мессии-крести теля выступает сам князь - глава власти светской. Именно Владимир раскапывает идольские капища, строит и освящает церкви, украшает их иконами и утварью, принимает церковные уставы и устанавливает церковные праздники, вводит церковную десятину. Епископы лишь дают ему советы, вместе с боярами и старцами градскими они составили его «думу». Но с самого начала русской христианской истории они даже не приближаются по своему значению к князю не только в светских, но даже и в церковных делах. Таким образом, на Руси с самого начала власть князя была поставлена выше власти церковной, и сам правитель стал как бы над церковью. Помогать ему, крепить его могущество, а не оспаривать, что должно принадлежать Богу, а что кесарю - вот призвание церкви. Не только нести свет истинной веры, основывать храмы и монастыри, но и проводить политику князя, доводить его волю до народа.

Начинается с эпохи Владимира и официальное летописание. По инициативе самого князя монахами стали фиксироваться для потомков славные деяния великих князей киевских. Этот факт и можно считать началом оформления в государстве своей идеи. При князе Владимире началось просвещение земли Русской, начинается христианское обучение народа. Летописец писал: князь «послав, начал забирать у нарочитой чади (то есть у лучших людей) детей и начал отдавать их на учение книжное. Матери же детей этих плакали по ним, словно по мертвым, потому что не были еще тверды в вере».

Значителен вклад в формирование древнерусского государства сына Владимира Ярослава Мудрого (1019-1054). При нем укрепляются суверенность Руси, ее престиж и независимость во внешней политике. Стала более могущественной и власть киевского князя. С именем Ярослава связана первая кодификация всей совокупности русских законов - издание Правды Роськой (Русской Правды).

Ярослав добился учреждения самостоятель ной Киевской митрополии со своим митрополитом и Собором епископов, что позволило высвободиться из-под влияния византийской церкви. Были канонизированы и первые русские святые - мученики Борис и Глеб, злодейски умерщвленные во время усобицы братья князя Ярослава. Святость родных братьев еще более способствовала возвышению авторитета великокняжеской власти. В летописях князя Ярослава именовали «самовластцем» русской земли. При Ярославе государство Русь достигает апогея своего развития. Расширяются династические связи правящей династии. И тем не менее уже при нем усиливается стремление отдельных земель и княжеств к обособлению от Киева. Последний период сохранения единства Руси - правление внука Ярослава Владимира Всеволодовича Мономаха и его сына Мстислава Владимировича...

После 1132 года Русь распадается на уделы. Начинается новый период ее государствен ности.

Вопросы и задания

1. Объясните смысловое значение поговорки, вынесенной в эпиграф материала урока. Можно ли утверждать, что в этих словах отражена суть характера верховной власти на Руси?

2. Дайте определение понятия «государственность». Какие задачи стояли перед государственной властью в Древней Руси?

3. Как изменяется с течением времени содержание великокняжеской власти? Какую концепцию власти можно считать договорной, а какую авторитарной? В какой период власть киевского князя приобретает авторитарные черты? Какую роль играли при князе вечевые органы? Кто такие «старцы градские»?

4. Определите принцип династичности власти. Как можно оценить его значение в становлении государственности? Кто считается основателем династии Рюриковичей? Почему Нестор настаивает на том, что Игорь был именно сыном Рюрика Новгородского, а Олег - его сродственником и опекуном Игоря? Насколько важно не признавать их совершенно чужими друг другу по крови людьми?

5. Дайте характеристику правления первых русских князей. Докажите, что великокняжес кая власть стремится выполнять свои обязанности перед обществом.

6. Определите значение принятия христианства Русью в становлении государственнос ти. Можно ли утверждать, что новая вера сплотила разрозненные племена, заложила духовную основу единства?

7. Как соотносятся друг с другом светская и духовная власть в древнерусском государстве? Сравните данное соотношение с раннефеодаль ными государствами Западной Европы.

8. Какое значение для статуса великокня жеской власти имело причисление к лику святых (канонизация) первых русских князей - Бориса Ростовского и Глеба Муромского, бывших сыновьями Владимира от христианского брака?

Мини-хрестоматия

1. Из Жития святой Ольги.

«И пошла Ольга с сыном своим и войском по Деревской земле, устанавливая порядок дани и места охоты. Некоторые говорят, что Деревская земля была в обители Великого Новгорода и что теперь она называется Деревской пятиной, а другие говорят, что это Северская земля, где город Чернигов. И пришла Ольга в Киев с сыном своим, великим князем Святославом. И, побыв в Киеве один год, оставила сына в Киеве, а сама пошла к Новгороду, и стала устанавливать по Мсте погосты, и определять от лугов и охотничьих угодий дани и оброки, и устанавливать по Днепру места для ловли птиц и села, а также по Десне - и по всей земле есть ловища ее, и знаки, и места, и погосты. Установив все это и посмотрев на все своими глазами, возвратилась в Киев. Кто не удивится блаженной Ольги мудрости, мужеству и целомудрию? Не будучи крещеной, управляя страной, лишившись мужа, она не захотела выйти замуж за другого: уподобилась она горлице единомужней. Убийцам же супруга своего она месть воздала, как это было в обычае у властителей. Ибо она заботилась о том, чтобы установить к добру и пользе царскую власть в Русской земле, отеческое наследие сыну своему, которого она любила».

Как объясняет биограф месть Ольги древлянам? Что в его понимании означает установление добра и пользы в Русской земле? Можно ли сказать, что в данном фрагменте содержится указание на принцип династично сти власти киевских князей?

2. Из тропаря святому и равноапостоль ному князю Владимиру.

«Уподобился еси купцу, ищущему добраго бисера, славнодержавный Владимире, на высоте стола седя матере градов, богоспасае мого Киева, испытуя же и посылая к Царскому граду уведети православную веру, и обрел еси безценный бисер Христа, избравшего тя, яко втораго Павла, и отрясшаго слепоту во святей купели, душевную вкупе и телесную...»

Какой смысл вкладывает автор строк в сопоставление князя Владимира с апостолом Павлом (учеником Христа), несущим свет истинной веры язычникам?

3. Из очерка по русской истории Николая Герасимовича Устрялова.

«Гражданское общество, служившее основою Русской державы, возникло в племени славян, под верховной властью одной господству ющей фамилии, главою которой был норманнский витязь Рюрик. Оно получило название Руси и средоточием сначала имело Новгород. В первый век бытия Русь раздвинула свои пределы от берегов Ильменя до порогов днепровских, до истоков Вислы, Западного Буга, до устья Оки и верховьев Хопра; все восточные поколения славянского и частью финского племени, обитавшие между этими рубежами, без всяких почти понятий о жизни гражданской, в патриархальной простоте нравов, признали неограниченное господство Рюриковых потомков и вошли в состав Руси, средоточием которой стал уже Киев. По введении христианской веры греческого исповедания при Владимире Святом они слились в один народ русский и образовали одно государство, получившее окончательное устройство при Ярославе I, который наложил печать закона на главные условия жизни гражданской, определив частью письменны ми уставами, частью своими действиями суд и расправу, порядок престолонаследия, зависимость князей удельных от великого, права и обязанности духовенства, пределы своей державы и отношения ее к соседям».

Какие этапы в развитии древнерусского государства выделяет историк Устрялов? Чем они характеризуются? Как вы понимаете, что представляло собой «гражданское общество, ставшее основой Русской державы»? Можно ли причислить Устрялова к сторонникам «двоецентрия»? Как определяет историк значение крещения Руси и принятия первого свода законов? Согласны ли вы с данным подходом?

4. Из книги Бориса Александровича Рыбакова «Киевская Русь и русские княжества ХII-ХIII веков».

«Подводя итоги короткому, но блистатель ному княжению Святослава, мы видим, что он вовсе не был «безрассудным авантюристом», бродившим где попало по степям. Его волжско-хазарский поход был жизненно важен для молодого государства Руси, а его действия на Дунае и за Балканами были проявлением дружбы и солидарности с народом Болгарии, которому Святослав помогал отстаивать и свою столицу, и своего царя, и политическую самостоятельность от посягательств Византии. Поражение Святослава было концом суверенной Болгарии, возродившейся только два столетия спустя. По отношению к Руси вся стремительная деятельность не только не была невниманием к ее интересам, или неосознанным стремлением «охабить», пренебречь ею, но наоборот - все было рассчитано на решение больших государственных задач, требовавших напряжения всех сил».

Согласны ли вы с оценкой деятельности Святослава, данной историком Рыбаковым? Сформулируйте свой список «больших государственных задач» Руси этого периода.

5. Летописец о Владимире.

«...до Владимира князья думали о ратех, а он о строе землянем... и о уставе землянем».

Из «Кратких очерков русской истории» Дмитрия Ивановича Иловайского.

«Сделавшись христианином, Владимир не стремился более к расширению русских пределов, а заботился о том, чтобы обезопасить их от внешних неприятелей, особенно со стороны печенегов. С этой целью князь строил по Днепру и его притокам новые города и населял их военными людьми из северных областей. Кроме того, он нередко выходил в поле со своей храброй дружиной, чтобы отражать набеги северных варваров, или посылал воевод усмирять мятежи и разбои язычников, которые из городов бежали в леса и степи и там собирались в многочисленные шайки. Летописец изображает Владимира-христианина князем набожным и ласковым. Он созидал храмы, щедро наделял духовенство доходами и привилегиями, устраивал частные пиры на княжеском дворе для народа, раздавал большую милостыню нищим... Особенно князь любил свою дружину и не жалел для нее имения. С дружиной он советовался о всех предприятиях, о военных делах и земских уставах».

Можно ли назвать подобные оценки апологетическими? Как можно охарактеризовать политические взгляды самих авторов приведенных суждений? Согласны ли вы с ними? Что вы знаете о личности князя Владимира и его деяниях, не совпадающих с данным подходом.

Живые голоса прошлого

Многое можно узнать о жизни предков из былин. Они возникли на Руси в незапамятные времена. Действие большинства былин происходило в Киеве, в просторных каменных палатах-гридницах, на улицах, у днепровских причалов. Певцы воспевали красоту своей земли.

Высота ли, высота поднебесная,

Глубота, глубота океан-море,

Широко раздолье по всей земле,

Глубоки омуты Днепровские.

А вот как описывается убранство терема:

На небе солнце - в тереме солнце;

На небе месяц - в тереме месяц;

На небе звезды - в тереме звезды;

На небе заря - в тереме заря

И вся красота поднебесная.

Что можно сказать о мировоззрении древних россиян на основании приведенных фрагментов? Каково было их отношение к своей земле, своей земной жизни? Можно ли сказать, что эти строки пронизаны чувством радости жизни, желанием сделать ее еще краше? Как вы думаете, какие мотивы доминируют в восприятии русичами мира - языческие или христианские?

Словарь

Вече - от вещать - говорить, или вет - совет - народное собрание в древнерусском городе. Сложилось еще в догосударственные времена, затем стало одним из органов государственного управления. Участвовали в его работе вечники - граждане, обладающие правом голоса. Как правило, обсуждало важнейшие вопросы.

Дружина - в Древней Руси отряд княжеских воинов, составляла ядро военной силы княжества, входили в дружину бояре или княжи мужи, занимающие главенствующие позиции и в гражданской администрации (были советниками князя), и младшие члены дружины - детские, отроки, гриди, дети боярские.

Урок - по установлению Ольги - размер дани и сама дань.

Погост - место сбора дани, другой смысл - административно-хозяйственная единица Древней Руси.

Печенеги - тюркский кочевой народ, впервые упомянутый в летописи под 915 годом, первоначально населявший степи между Волгой и Аральским морем, а затем обитавший в Северном Причерноморье. Совершали набеги на Древнюю Русь. В 1036-м разбиты Ярославом Киевским.

Половцы - иначе кипчаки, куманы - тюркский народ, прикочевавший в IХ веке с территории Северо-Западного Казахстана в степи Причерноморья, вытеснив оттуда печенегов. Впервые в русской летописи запись о них под 1054 годом. Были соперниками, но иногда и союзниками Руси. В «Поучении» Владимира Мономаха детям упомянуто около 80 походов, совершенных князем против половцев.