Из глубины веков

Главы из нового учебника по обществоведению.

Тема «Откуда есть пошла земля Русская...». 8-9-й класс

Продолжение. Начало в # 3

Источники и исследования

1. Повесть временных лет

«В год 6370 (дата от сотворения мира, по новому летосчислению, от Рождества Христова - 862 год) новгородцы изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица и стали воевать сами с собой. И сказали они себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью подобно тому, как другие называют свеи, иные норманны и инглы, а еще иные лотландцы, - вот так и эти прозывались. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами и взяли с собою всю русь, и пришли к славянам, и сел старший Рюрик в Новгороде, а другой - Синеус - на Белоозере, а третий - Трувор - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».

Как объясняется в данном фрагменте происхождение слова «русь»? В чем причина призвания князя из-за моря? Раскройте смысл словосочетания «призвать варяга», ставшего широко употребимым в современной речи.

2. Сергей Михайлович Соловьев. «История России с древнейших времен»

«Наконец, остается последний вопрос: какое значение имеет призвание Рюрика в нашей истории? Призвание первых князей имеет великое значение в нашей истории, есть событие всероссийское, и с него справедли во начинают русскую историю. Главное, начальное явление в основание государства - это соединение разрозненных племен через появление среди них сосредоточивающего начала, власти. Северные племена, славянские и финские, соединились и призвали к себе это сосредоточивающее начало, эту власть. Здесь, в сосредоточии нескольких северных племен, положено начало и всех остальных племен...».

Можно ли отнести на основании представленного фрагмента историка Соловьева С.М. к сторонникам норманнской теории? Свой ответ аргументируйте.

3. Писатель Владимир Чивилихин. Повесть «Память»

В повести излагается версия происхожде ния слова «русь». В праславянском языке река называлась «руса». От этого древнего слова пошли современные - «русло», «русалка». Все без исключения древнейшие поселения славян располагались по рекам. Река кормила людей, защищала от врагов, служила им средством сообщения. Река пронизывала всю жизнь наших предков - экономику, политику, быт, верования. «Если «руса» - это река - извечное место поселения наших предков, с которой всегда был так тесно связан их образ жизни и верования, «рус» - праславянский корень, образовавший такое количество слов в русском языке, Рус - в глубокой древности - мифическое днепровское божество, то обобщенный этноним «русы» или «руссы» - издревле значило «живущие на реках», «жители рек», «речной народ»...».

Выскажите свое отношение к приведенной точке зрения на происхождение слова «русь». В чем вы видите ее своеобразие? Как ее оценивают историки?

4. Из книги Бориса Дмитриевича Грекова «Киевская Русь»

«Легенда о «призвании варягов» много веков находилась на вооружении идеологов феодального государства и была использована русской буржуазной наукой. Ныне англо-американские фальсификаторы истории и их белоэмигрантские прислужники-космополиты вновь стараются использовать эту легенду в своих гнусных целях, тщетно пытаясь оклеветать славное прошлое великого русского народа».

В какой политической обстановке известный русский историк вынужден был дать такую оценку истории о призвании Рюрика? Каким образом должно было трактоваться «славное прошлое» Руси в этот исторический период?

5. Фрагмент труда историка Михаила Петровича Погодина (1800 - 1875). «Древняя русская история до монгольского ига»: «И государства, как все существа в мире, начинаются неприметными толчками. Долго-долго, в сильное увеличительное стекло, надо смотреть на безобразную, разнородную груду земли, людей и их действий, на этот человеческий хаос, чтобы, наконец, поймать в нем трепещущую точку, поймать, вонзиться взорами и уже не выпускать потом ни на минуту из виду; с напряженным вниманием подмечать ее тихое, медленное, постепенное увеличение, все эпохи или, лучше, моменты развития, пока, наконец, через много-много лет, много времени точка эта обозначится, забьется жизнью, установится на своем месте, оденется плотью, обретет лицо, укрепится костьми и начнет действовать». Сформулируйте основную мысль фрагмента. Прокомментируйте его.

Живые голоса прошлого

Как можно нам, сегодняшним, пообщаться с нашими предками, с теми, кто стоял у истоков реки под названием Русь? Как испросить совета, набраться мудрости? Скрывается она - великая мудрость наших пращуров в фольклоре, из поколения в поколение, из уст в уста, от отца к сыну передавали русские люди свои знания и опыт. Старшие наставляли младших. Народная мудрость закреплена в пословицах и поговорках, песнях и загадках, былинах и сказаниях. В них раскрываются представления о самом человеке, его занятиях, утвари, которая находится поблизости в доме, явлениях природы, домашних животных.

Составим портрет наших предков, единый портрет, в котором, как в фокусе, соберутся черты разных людей, населяющих некогда русскую землю.

Из пословиц

Русский умен, да задним умом.

Русский сметлив, да себе на уме.

Русский человек крепок на трех сваях - авось, небось да как-нибудь.

Что русскому здорово, то немцу смерть.

Какие черты характера русских людей представлены в данных пословицах? В ком из вас они присутствуют?

Ряд пословиц и поговорок сохранились в текстах летописей, древних литературных памятников. Они отражают и нравственные, и политические идеи древних россиян.

Рать стоит до мира, а мир до рати.

Место к голове, а не голова к месту.

Молодой на битву, а старый на думу.

Злато искушается огнем, а человек напастьми.

Коли пожрет синица орла, коли камение воспловет по воде, коли свиния начнет на белку лаяти, тогда безумный уму научится.

Не имей себе двора близ княжа двора. Не держи села близ княжа села.

Отгадайте загадки.

1. Полон хлевец белых овец.

2. И комковато, и ноздревато,

И мягко, и ломко,

А всех милей.

3. Не море, а волнуется.

4. Матушкой-весной

В платьице цветном,

Матушкой-зимой

В саване одном.

Какую информацию о занятиях россиян содержат эти загадки?

Подберите подобные загадки.

Словарь

Варяги - викинги, норманны, воинствен ные скандинавские племена, в VII-IХ веках осуществлявшие экспансию на всем протяжении морского побережья Европы. В русской земле тоже образовались варяжские княжества - Рюрика в Новгороде, Аскольда и Дира - в Киеве, Рогволда - в Полоцке, Тура - в Турове.

Норманисты и антинорманисты - представители научных школ, дискутирующих между собой по вопросу о происхождении древнерусского государства, о роли варяжского фактора на складывание государственности Руси.

Мнение ученого-историка (Юрий Константинович Краснов)

«Особенности формирования древнерус ского государства обусловлены рядом факторов.

Во-первых, это географический фактор. Русское государство возникло на огромном слабонаселенном пространстве, не имевшем четких природных барьеров, которые могли бы стать государственными границами.

Во-вторых, на территории Восточно-Евро пейской равнины проживали племена, которых объединяла общность условий обитания, занятий и языческих верований. Но это были разные по этническому происхождению племена - славяне, угро-финны, балтские племена и другие.

В-третьих, через территорию восточно-сла вянских племен проходил знаменитый торговый путь «из варяг в греки». Сосредоточение в одних руках централизованной охраны этого пути, таможенных пошлин несло очевидную выгоду, что способствовало объединению славянских племен и образованию единого древнерусского государства.

В-четвертых, господство сходных языческих верований в момент возникновения государства, а затем принятия христианства при терпимом отношении к язычникам также способствовало интеграции племен, формирова нию единого духовного пространства».

Какие факторы не учтены в данном суждении? Прокомментируйте приведенный фрагмент, обоснуйте свое мнение.

Урок 2. Государство Русь

Едино солнце на Небе - Божие -

едина правда на Руси - княжая.

Шаги к постижению государственности

Итак, мы убедились, что основание государственности - сложный и многофакторный процесс в жизни народа. Процесс этот охватывает века и века, знаменуя переход от варварства к цивилизации. Вспомните, что означают эти понятия, проверьте себя по словарю. Отдельные факты и события, которые сохранило для потомков беспощадное время, - всего лишь узелки на нити истории, важными становятся не столько хитросплетения узлов, сколько прочность, вектор протяженности самой нити.

Вспомним о самом понятии - государствен ность. Что она в себя включает и из чего вырастает? Государственностью обладает народ, осознающий себя как единое целое. Ее истоками является стремление общества к самореализации, к решению стоящих перед ним важных задач. С течением времени обычаи и традиции, регулирующие жизнь людей, перестают удовлетворять этим задачам. Военные столкновения, походы создают сложную иерархию племен, контакты с иными народами обогащают исторический опыт народов. В усложняющемся, динамичном и как бы расширяющемся мире изменяются представления людей о себе, других людях, об обществе в целом, формируются представления об особости каждого человека, его личности. А это уже начала гражданственности. Безусловно, значительную роль играют в основании государственности и экономические, и геополитичес кие, и культурные факторы.

Значение княжеской власти

В складывании государственности будет заинтересовано большинство членов общества. К примеру, князь с дружиной защищают и охраняют труд землепашцев и ремесленни ков, провоз купцами своих товаров по стране. Важнейшими задачами формирующегося на Руси государства стали обеспечение военной защиты и экспедиции к соседним племенам за добычей и рабами (однако действовало неписаное правило - славянин да не станет рабом у славянина); осуществление суда - разрешение межродовых, межобщинных споров, выступление власти в качестве «третьей силы» (к примеру, если след преступника вел в общину, то должна была отвечать вся община); интеграция средств путем сбора налогов (полюдья) для разрешения стоящих перед государством и обществом задач; налаживание взаимовыгодных контактов с другими государства ми.

Вспомним строки из летописи: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет; да поидете княжить и володети нами». Так говорили новгородцы Рюрику. Следователь но, за княжеской властью признаются обязанности - поддержание порядка, защита земли и народа от внешних врагов. Нельзя нарушать было этот договор, и, памятуя о нем, потребовали киевляне возвращения Святослава Игоревича с Дуная для защиты отчизны своей от печенегов. Источники дают нам следующую картину власти в древнерусском государстве - верховная гражданская и военная власть принадлежала князю киевскому. Однако правил он не единодержавно, а вместе с советом боярской думы, определенные полномочия были сосредоточены и в руках представительного органа - народного вече. Встречаем об этом следующее упоминание в летописи: «В 987 году созвал Владимир своих бояр и старцев градских (городских старейшин) и, рассказав им о том, что говорили миссионеры разных религий о преимуществах каждой из них, рече: да что ума придасте? Что отвещаете? И реша бояре и старци... И бысть люба речь князю и всем людям». Такова и была процедура принятия политических решений в совете князя с боярами и выборными представителями от города.

Историк М.П.Погодин в своем труде «Древняя русская история» так определял полномочия князя: «Князь держал землю, охранял безопасность, налагал дань, раздавал волости, ходил на войну, заключал договоры, творил суд и правду, пользуясь за то известными податями.

Сидеть, держать, ходить, водить, рядить - вот какими словами можно определить... круг княжеских действий».

Первоначально князь почитался в качестве главы рода, вождя на походе. С течением времени за данным родом закрепляется княжеское отличие, власть передается по наследству, становится династичной. «Аз есмь роду княжа и се есть сын Рюриков (об Игоре)», - отстаивает Олег свои права на княжение в Киеве. С разрастанием рода Рюриковичей князья-родичи делят между собой власть территориально, создается так называемая удельная система.

Приобрести княжескую власть на Руси можно было как по праву наследования, так и в результате избрания. Став совершеннолетним, наследник получает доступ к власти. «Умершю Рюрикови, предает княжение свое Олегови, от рода ему суща, выдавъ ему сын свой на руце, Игоря, бысть бо детеск вельми». Обычный порядок наследования столов следовал порядку старшинства членов рода.

Роль вечевых органов и дружины

Избрание князя народным собранием - вече - могло быть произведено при прекращении или отсутствии княжеского рода. Так, например, призывают новгородцы варяжских князей. В некоторых случаях избрание князя связано со сложными историческими периодами, с утратой доверия прежнему князю. Около 1069 года киевляне подняли восстание против князя Изяслава Ярославича, получив известие о поражении его дружины от половецкого хана Шарукана. Был тогда вызволен народом из темницы находящийся там полоцкий князь Всеслав. Именно его и посадили киевляне на свой стол и повелели быть воеводою в походе на половцев. И одолели врага, отогнав в половецкую степь. Однако уже через семь месяцев законный, династичный князь Изяслав смог восстановить свою власть над Киевом. И именно ставший традицион ным путь передачи власти по наследству становится наиболее распространенным в русской земле. Удельные же князья получают стол по слову великого князя. Значительную роль в укреплении верховной власти играла великокняжеская дружина. Она принимала участие не только в походах, но вершила суд, участвовала в сборе налогов.

Княжеская власть на протяжении первых веков Руси постепенно наполняется новым содержанием, усиливается профессионализм выполняемых ею действий.

Вместе со структурами и атрибутами государственности - княжеской властью, совещательными органами при ней - боярской думой, руководством дружин, наместниками киевского князя в других городах земли - формирует ся и ее идея - обоснование власти, ее прав, роли и предназначения князей, роли народа и государства в мире. Воплощением такой идеи стало, к примеру, «Слово о Законе и Благодати» киевского митрополита Иллариона, осмыслившего значение принятия Русью христианства.

Государство Русь с момента своего возникновения стало одним из самых значитель ных по территории. И территориальный фактор прежде всего и обусловил его место в тогдашнем «круге земель».

Основные вехи древнерусской истории

Вспомним основные вехи древней истории Руси.

Под 862 годом в летописи Нестора сообщается о призвании в Новгород князя Рюрика. В 882-м один из сподвижников Рюрика конунг Хельг (Олег) спустился со своей дружиной из Новгородской земли к югу, захватил и убил княживших в Киеве Аскольда и Дира и сам сел на киевский княжий стол. При Олеге власть Киева распространяется на соседние племена, он налагает на них дань. По выражению историка М.П.Погодина, при Олеге новгородское варяжское начало вливается в древние корни славянской государственности. Ему же удается в результате походов на Византию в 911 году заключить выгодный для своей страны договор. Этот договор стал одним из источников права Древней Руси.

Дальнейшее усиление власти киевских князей происходит при Игоре, совершившем ряд успешных походов против внешних врагов - 941-944 годы, и при его вдове - правительни це Ольге. (Что вам известно о правлении Игоря из уроков истории? Кем он приходится Рюрику и почему именно с Игоря ведет свое начало династия Рюриковичей? Какое значение имеет принцип династичности власти, то есть ее передачи по наследству для оформления государствен ности?)

Ольга, впоследствии канонизированная русской церковью и причисленная к рангу святых, предстает перед нами со страниц летописи как мудрый и зрелый политик, государственный деятель, хотя и женского рода. Она проводит налоговую реформу, устанавливает так называемые «уроки» - фиксированный размер дани - полюдья и «погосты» - места для сбора дани, куда ее должны были свозить. Также определяется и единица налогообложе ния - рало (плуг).

Ольга стала первой представительницей русского княжеского дома, принявшей христианство.

При сыне Ольги - князе Святославе древнерусское государство решает ряд важных внешнеполитических задач - был разгромлен Хазарский каганат, усиливаются связи Руси с балканскими народами. Однако Святослав, проведший всю жизнь в походах и сражениях, не мысливший вне их самого себя, недостаточно заботился о целостности и безопаснос ти границ Руси, за что и получил упрек из уст летописца. «Ты, князь, ищешь чужой земли, а свою покинул». (Какое значение для становления древнерусского государства имели походы Святослава? Как вы думаете, справедлив ли упрек ему в том, что, воюя чужую землю, он не боронил (не охранял) своей? Мудрость древних гласит - «границы империи проходят там, где кончается ее сила». Выскажите свое мнение: где кончалась в Х веке сила Руси, у каких рубежей должны были пройти ее границы?)

Важным этапом в развитии древнерусской государственности стало правление князя Владимира Святославича, прозванного Святым (980-1015). При нем значительно укрепились рубежи государства, были построены крепости, соединенные между собой земляной насыпью, выставлены богатырские заставы, создана система оповещения властей о подходе к границам русских земель вражеских полчищ. Напротив, внутренняя замкнутость и ограниченность отдельных славянских племен отступает в прошлое. Русь превращается в единую державу под главенством единого князя. В старые племенные центры Владимир сажает на княжение своих сыновей.

Велико значение и проведенной Владимиром религиозной реформы - Русь приняла крещение (988). Причем крестят ее не подвижники, апостолы веры, в качестве мессии-крести теля выступает сам князь - глава власти светской. Именно Владимир раскапывает идольские капища, строит и освящает церкви, украшает их иконами и утварью, принимает церковные уставы и устанавливает церковные праздники, вводит церковную десятину. Епископы лишь дают ему советы, вместе с боярами и старцами градскими они составили его «думу». Но с самого начала русской христианской истории они даже не приближаются по своему значению к князю не только в светских, но даже и в церковных делах. Таким образом, на Руси с самого начала власть князя была поставлена выше власти церковной, и сам правитель стал как бы над церковью. Помогать ему, крепить его могущество, а не оспаривать, что должно принадлежать Богу, а что кесарю - вот призвание церкви. Не только нести свет истинной веры, основывать храмы и монастыри, но и проводить политику князя, доводить его волю до народа.

Начинается с эпохи Владимира и официальное летописание. По инициативе самого князя монахами стали фиксироваться для потомков славные деяния великих князей киевс