Успешные переговоры

Тема «Ноу проблем...». 7-й класс

После этого урока ученики смогут: объяснить, что такое переговоры; правильно их вести, соблюдая шесть этапов и применяя шесть волшебных приемов ведения переговоров (активное слушание, вентилиро вание эмоций, выявление глубинных интересов, отделение проблемы от личностей, мозговой штурм, тест на реальность); почувствовать возможности и преимущества разрешения конфликтов цивилизованными способами.

Элементы урока

1. Введение - 5 мин.

2. Демонстрация «идеальных» переговоров - 10 мин.

3. Ролевая игра «Переговоры» - 15 мин.

4. Обсуждение - 10 мин.

5. Подведение итогов - 5 мин.

Ход урока

Введение - 5 мин.

Спросите у ребят, что такое переговоры, кто в них может участвовать, участвовали ли они когда-нибудь в переговорах. В каких случаях и для чего нужны они. Обратите внимание ребят на то, что любой разговор, если он затрагивает интересы участников и направлен на разрешение возникшей между ними проблемы, становится переговорами.

Демонстрация «идеальных» переговоров - 10 мин.

Цель - показать ребятам, что такое переговоры, как использовать волшебные этапы и приемы ведения переговоров.

В демонстрации могут выступать специально подготовленные ученики, сам учитель, помощник учителя или приглашенные студенты (или ученики старших классов). Лучше, если учитель будет свободен и сможет останавли вать демонстрацию для обсуждения и комментирования.

Скажите ребятам, что сейчас они увидят пример «идеальных» переговоров. Им нужно будет внимательно следить за ходом переговоров и отмечать, соблюдаются ли этапы переговоров и используются ли волшебные приемы ведения их.

Объясните ситуацию:

Миша, ученик 8-го класса, все последнее время получает двойки и тройки по праву. Его мама, возмущенная плохими оценками сына, пришла в школу, чтобы выяснить у учителя, в чем дело.

Назовите роли и представьте артистов

Мама Екатерина Семеновна

Учитель Татьяна Васильевна

Сценарий

У.: Здравствуйте, Екатерина Семеновна, садитесь, пожалуйста.

М.: Ну здравствуйте. Я крайне возмущена вашим поведением! Почему мой сын Миша постоянно получает у вас двойки? Он прекрасный мальчик, вы просто несправедливы к нему. Он должен получать только пятерки, иногда - четверки. И не меньше.

У.: Я вижу, вы крайне взволнованы и даже возмущены. Если я вас правильно поняла, вас беспокоят плохие оценки вашего сына?

Стоп-кадр. Спросите у ребят, на каком этапе находятся переговоры (выступления сторон). Какие волшебные приемы использует учительница (вентилирование эмоций и активное слушание).

У.: Скажите, пожалуйста, почему вас беспокоят его оценки? Хотите, я выставлю ему пятерки до конца года?

М.: Да нет же. Я хочу, чтобы мой сын получал заслуженные оценки. Я считаю, он достаточно умный и способный и может хорошо учиться.

У.: Тогда, наверное, проблема не столько в оценках, сколько в учебе? Вы бы хотели, чтобы он получал заслуженные пятерки. То есть хорошо учился, получал новые знания и соответствующие оценки?

Стоп-кадр. Этап - прояснение интересов, прием - волшебные вопросы (зачем, почему, для чего).

М.: Да, конечно. Я хочу, чтобы мой сын хорошо учился. Чтобы он рос образованным, воспитанным мальчиком.

У.: Тогда, может быть, мы с вами обсудим, как помочь вашему сыну лучше учиться? И как вы сможете узнавать, заслуженно ли он получает свои оценки?

М.: Да, именно это я и хотела обсудить.

Стоп-кадр. Этап - формулирование повестки дня.

У.: Давайте представим, что в нашей ситуации оказались совсем другие люди, например Лена Морозова. Что бы вы могли посоветовать ее родителям? Давайте попробуем набросать все возможные варианты решения, даже самые невероятные.

М.: Это немного странно, но можно попробовать. Например, я бы предложила родителям спрашивать не только об оценках, но и о том, что Лена узнала на уроке. Потом готовить вместе уроки. Чаще встречаться с учителем - обсуждать, как Лена учится, в чем ей нужна помощь. Еще можно нанять репетитора. Можно приходить и сидеть на уроках.

Стоп-кадр. Этап - выдвижение предложений. Приемы - «вне игры» и мозговой штурм.

У.: Теперь давайте посмотрим, какое из этих предложений подходит вам, может быть вами реализовано.

М.: Ну на репетитора у меня денег точно нет, на уроки приходить я тоже не могу - работаю целый день. А вот с вами почаще встречаться я могла бы. И спрашивать я, пожалуй, Мишу буду не только об оценках - пусть рассказывает, что вы тут проходите. И домашние задания посмотрю. Но и вы будьте к нему справедливы - я теперь сама за его знаниями следить буду.

У.: Вот и хорошо, раз вы так серьезно настроены, то и Мише придется учиться и мне - быть внимательной. А следующую встречу давайте назначим через две недели в это же время.

М.: Хорошо.

Стоп-кадр. Этап - выбор решения и формулировка соглашения. Прием - тест на реальность.

К концу демонстрации табличка у вас на доске должна быть полностью заполнена.

Еще раз подчеркните, что ребята увидели идеальные переговоры. В жизни такой разговор занял бы значительно больше времени, границы этапов были бы размыты, а волшебные приемы видны не так отчетливо.

Кратко обсудите с ребятами, как волшебные приемы помогли участникам переговоров прийти к положительному результату. Каким еще мог бы быть итог переговоров?

Ролевая игра «Бабушка и Иван» - 15 мин.

Попросите ребят вспомнить историю бабушки и мальчика и назвать факты - то, что произошло. Проследите за тем, чтобы при описании событий ребята избегали оценок - только факты.

Они могут назвать следующие факты:

В поезде ехала бабушка, она сидела на нижней полке.

В купе вошел подросток.

Подросток сел рядом с бабушкой.

Подросток стал махать кому-то в окно.

У подростка был билет на верхнюю полку.

Бабушка попросила его пересесть на свое место.

Подросток не хотел пересаживаться, о чем сказал бабушке.

Он не хотел пересаживаться, т.к. на верхней полке ему было неудобно сидеть.

Бабушка настояла на том, чтобы он пересел.

Паренек залез на верхнюю полку.

Он свесил ноги вниз с верхней полки.

Поезд дернулся.

Паренек попал бабушке лаптем в глаз.

У бабушки появился синяк.

Бабушка начала кричать и звать на помощь.

Паренька увели в другой вагон.

Ребята могут назвать и другие факты, могут сформулировать их по-другому. Важно, чтобы назывались факты, а не их интерпретация, оценка или предположение. Вместе с ними формулируйте факты без оценок.

Объявите, что сейчас ребята сами смогут провести переговоры, у каждого из них будет своя роль. Во время переговоров нужно использовать волшебные приемы и соблюдать этапы их проведения.

Объявите роли и задания для каждого участника. А также время - 8 минут на проведение переговоров в группах.

Разделите ребят на группы - попросите рассчитаться на первый-четвертый. Объедините их в группы по четыре человека. Раздайте роли - первые номера будут бабушкой, вторые - парнишкой, третьи - наблюдателями за этапами переговоров, четвертые - наблюдате лями за «волшебными» приемами.

Обсуждение итогов переговоров - 10 мин.

Задайте вопросы наблюдателям, к какому результату пришли стороны в ходе переговоров. Соблюдались ли этапы, применялись ли волшебные приемы. Постарайтесь спросить наблюдателей всех групп.

Спросите бабушку и мальчика - смогли ли они договориться, смогли ли понять друг друга в ходе переговоров. Помогли ли им «волшебные» приемы проведения переговоров достичь соглашения.

Подведение итогов - 5 мин.

Попросите учеников вспомнить, что вы вместе делали на этом уроке (наблюдали за переговорами, сами вели переговоры, отделяли факты от оценки).

Еще раз вспомните все этапы.

Посоветуйте ребятам попробовать использовать практические навыки ведения переговоров в конфликтах, возникающих у них между собой, с родителями, учителями.

Аркадий ГУТНИКОВ,

Лев СПИРИДОНОВ,

Виктор ПРОНЬКИН

Санкт-Петербург