Из глубины веков

Главы из нового учебника по обществоведению.

Тема «Откуда есть пошла земля Русская...». 8-9-й класс

«Чем дорога нам эта эпоха, имя которой звучит как музыка, - Древняя Русь? Чем интересна? Какими загадками, разгаданными и неразгаданными, полна? Как взаимосвязана с современностью? Какие ответы ищем мы в той эпохе, чтобы понять сегодняшнее наше Отечество и себя в нем?»

Г.Миронов

Важность вопроса опроисхождении Руси

Как сформировалось на Руси государство? Этот вопрос до сих пор не находит однозначного ответа среди историков. Годы и годы различные научные школы бьются друг с другом, отстаивая свои точки зрения и подходы к разрешению данной проблемы. В чем причина столь ожесточенных баталий? Да прежде всего в том, что вопрос о становлении государственно сти не является праздным, умозрительным, он затрагивает напрямую чувства и интересы современных представителей народа, носителей его идеи. Нам небезразлич но знать, кто мы есть и откуда пришли в этот мир и на эту землю, кто были наши предки, за что они боролись и умирали, во имя чего жили, трудились и любили. Поколения и поколения прошли до нас по той земле, которую мы именуем Русью. Если вдуматься в понятие «историческое время», то мы увидим, что это время представляет собой не что иное, как нетленную неразрывную связь поколений - «связь времен», о которой писал английский драматург Уильям Шекспир - есть связь между людьми, живущими ныне, ушедшими в лучший мир, а также теми, кто придет после. Это связь живая. Перерубите ее, и вы почувствуете боль и горечь утраты, как будто лишились кого-либо из близких вам людей и остались одни на этом свете, без корней, без представления о том, кто мы есть. Патриотизм и гражданственность - не пустые слова. Почему-то именно они стали в последнее время объектом политических спекуляций. Мы говорим о патриотизме коричневом и красном, о серо-буро-малино вом в крапинку, забывая о подлинном и высоком. Мы утратили истинный смысл этих святых для каждого человека понятий. А смысл этот и состоит в немалой степени в том, чтобы знать, кто мы, откуда, какими были наши предки - «Откуда есть пошла земля Русская».

Расселение восточных славян

Истоки российской государственности уходят своими корнями в далекое прошлое, скрытое дымкой времен. Это первые века нашей эры. Это время было чрезвычайно бурным для судеб Европы. В горниле племенных столкновений, переселений народов, обретения ими новых родин рушились старые цивилизации, и на их руинах, в еще не остывшем пепле пожарищ рождались новые народы, культуры, государства. Примерно к VI веку нашей эры в результате миграций славянских народов от их исторической прародины между Днестром, Карпатами и Одером складывается три ветви славянства - западные, южные и восточные. Западные славяне расселились между Вислой и Одером, по берегам Балтийского моря. К их числу можно отнести ляхов (поляков), чехов, словаков, моравов, лужицких сербов. Южные славяне сдвинулись на Балканы. Это сербы, хорваты, хорутане. Восточнославянские союзы племен складываются по рекам Днепр, Десна, Ока, Северский Донец, а также в районе северных озер - Ильмень, Чудское, Псковское.

Великая Русская равнина, раскинувшая ся на значительных пространствах Восточной Европы, вобравшая в себя угро-финские и славянские племена, стала ареалом формирования древнерусского государства.

Дадим слово древней летописи.

«Тако же и ти словене пришедше и седоша по Днепру и нарекошася поляне, а друзии древляне, зане седоша в лесех; а друзии седоша межю Припетью и Двиною и нарекошася дреговичи (дрягва - болото, болотистая местность); иние седоша на Двине и нарекошася полочане, речьки ради, яже втечеть въ Двину, имянем Полота, от сея прозвашася полочане. Словене же седоша около езера Ильменя, и прозвашася своим имянем, и сделаша град и нарекоша й Новъгород. А друзии седоша по Десне, и по семси, по Суле, и нарекошася север. И тако разидеся словеньский языкъ, тем же и грамота прозвася словеньская».

Почитайте вслух этот фрагмент, подивитесь, как красиво, мелодично, таинственно звучат слова на древнерус ском наречии. Это наш собственный язык, мы понимаем его, понимали его и изъяснялись на нем наши предки. Чувствуете, как протянулась между нами нить времени. «И тако разидеся словеньский языкъ».

Славянские племена, расселяясь, вступали в контакт с многочисленными угро-финскими народами - меря, мурома, весь, чудь, водь, сумь, корела, мещера, голядь. До сих пор неизвестно, были ли истинно славянским народом вятичи, наши предки, обитавшие между верхней Волгой и Окой, на земле современной Москвы. Внесли свой вклад в формирование древнерусско го государства и скандинавы - варяги и народы Великой Степи - хазары, торки, печенеги.

Норманисты и антинорманисты

Историки не знают до сих пор происхождение самого названия «русь». Некоторые ищут следы его в древнескандинавс ком «варяжском языке», отмечая, что русами (ruotsi) называли в Скандинавии воинов, другие связывают название страны с рекой Рось, являющейся одним из притоков Днепра. Нет единства мнений и об истоках правящей династии - Рюриковичей. Трудности в разрешении данных проблем связаны прежде всего с тем, что есть сомнения в достоверности источниковой базы. Часть источников, восходящих к «Повести временных лет» (Историческая справка. «Повесть временных лет» является старейшей из дошедших до нас летописей, относящейся к 1113 году. Ее авторство приписывается киевскому монаху Нестору. Текст «Повести» включает летописные своды ХI в. И другие источники. Сохранилась не в подлиннике, а в копиях - списках ХIV-ХV веков в различных летописных сводах - так называемых Ипатьевской и Лаврентьевской летописях), - летописи, относящие ся к южной, киевской традиции, сообщают свои версии о начале династии, новгородское летописание - свои.

Одной из важнейших проблем, обсуждаемых историками, является роль варягов-норманнов в становлении и развитии русской государственности и связанный с ней вопрос о центре государствообразования - Киеве либо Новгороде. «Повесть временных лет» воспроизводит рассказ о призвании на Русь, в Новгород на княжение трех варяжских конунгов - Рюрика, Синеуса и Трувора. Одна из исторических школ - школа норманистов, опираясь на сведения о добровольности призвания Русью варягов, считает именно их собирателями земель, основателями государства. Сам же русский народ признается не государственным, не склонным к политической жизни, пассивным и живущим исключительно своим патриархальным общинным (мирским) укладом. Варяги явились также основой профессио нального войска Древней Руси - княжеских дружин. Дружины выполняли волю князей, налагали дань на соседние племена, вершили суд, приводили под руку киевских князей новые народы и земли.

Новгородские летописи называют Рюрика представителем местной династии - рода Гостомысла, сыном его дочери Улемы. Сам же Гостомысл представляется выборным старостой, подобным тому, как в более поздние времена избирали новгородцы посадника - главу местной власти. Род Рюриковичей, таким образом, выводится из родов новгородской знати и подчеркиваются выборные, гражданские основы его начала.

Киевские летописи дают свои варианты прочтения легенды о призвании варягов. Их страницы повествуют о родоначальнике первой княжеской династии на Руси - князе Кие, чье правление относится к VI веку нашей эры. Есть предположение у историков, что именно представители рода Кия правили в Киеве до прибытия туда варяжского конунга Олега с дружиной и захвата им власти над Русью.

Истоки правящей на Руси династии потеряны в веках, спорят историки до сих пор и о том, какой из центров - Киев или Новгород - стал главным в собирании государства, в его становлении и развитии. Это спор не только географический. Суть его также и в том, какие именно традиции власти были доминирующими в древнерус ском государстве: гражданские - новгородские или же авторитарные - киевские. Есть и сторонники так называемого «двоецент рия», утверждающие, что было как бы две столицы и каждая из них представляла определенные тенденции в развитии страны.

Академик Б.А.Рыбаков, последователь ный противник норманнской теории, считает, что варягов никоим образом нельзя считать зачинателями государства на Руси. Они пришли на Русь уже на готовое княжение, сами переняли русские имена, традиции, обряды. Сын Игоря и Ольги, варяжский конунг, по сути своей, Святослав носит славянское имя. Рыбаков полагает, что сфера проникновения варягов на Русь - так называемый ареал варяжской дани, ограничивается северными озерами - Чудь, Бело, Ильмень, государство же формируется на значительно большей территории. По мысли Рыбакова, Древнюю Русь можно и должно именовать Русью Киевской. Киев - «матерь городов русских». Именно Киевом стремились овладеть в своих усобицах русские князья.

В летописях упоминается: «И кто убо не возлюбит Киевского княжения, понеже вся честь и слава и величество и глава всем землям Русским - Киев! И от всех далних многих царств стицахуся всякие человеки и купци и всяких благих (товаров) от всех стран бываше в нем...». Такова киевская традиция.

По мнению Рыбакова, норманны - варяги вообще не могли привнести государственность в жизнь восточных славян, поскольку она возникла как закономерный результат многовекового внутреннего развития славянского общества и ее вообще нельзя экспортировать.

Но этот крайний антинорманнский подход сегодня активно оспаривается. Все больше и больше становится сторонников «двоецентрия», признают историки и весомость вклада варягов в рождение русской государственности. Если Киев - «матерь городов русских», то в тех же летописях можно встретить Новгород - «отец городов русских». Да и как, к примеру, пройти мимо такого свидетельства, как текст договора киевского князя Олега с Византией от 911 года. В нем говорится: «Мы от рода русского - Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид - посланные от Олега, великого князя русского, и от всех, кто под рукою его, - светлых и великих князей и его великих бояр...». Обратите внимание на имена, перечисленные в документе. Славянские ли они? А ведь это первый договор государства Русь с могучей Византией. Это договор о дружбе, договор равных партнеров. Русь стала субъектом международных отношений, международного права. Чем это не камень в основание государства?

Факторы формирования государственности

Древнерусское государство складывается в виде федерации племенных союзов восточных славян. Известны их названия и территория расселения. Поэтому историками с высокой степенью достоверности установлены границы тех земель, на которых формируется Русь. На юге - это нижнее течение Днепра, на севере - озера Ильмень, Ладога, Нево. На востоке - придонские степени и Ростово-Судальское ополье, на западе - Карпаты, Прибужье, жемайтийские дубравы. Каждый союз - древляне, дреговичи, полочане, имел свои племенные грады.

Соседство у Руси было более чем беспокойным. Это варяжские земли, с которых набегали дружины воинов, которые грабили, убивали, захватывали добычу, налагали дань. Это - Великая Степь, прежде всего Хазария, также взимающая дань с целого ряда славянских племен. Это империя ромеев - Византия, также стремящаяся к контролю над Русью, к господству над северными варварами. Но с соседями не только воевали, оборонялись от них или ходили походами сами. С ними же и торговали, от них же, от соседей, вполне могли призвать на службу и военного вождя с дружиной. (Именно так скорее всего и получилось в истории с Рюриком, тем более что существует такой вариант прочтения фразы летописи: «Рюрик сине гус труваринг» - Рюрик с дружиною и домочадцами).

Какие факторы привели к формирова нию государства на Руси? Некоторые историки склоняются к мысли о том, что изменения в хозяйственной жизни восточнос лавянских племен, развитие у них культуры земледелия, позволяющей получать все больше и больше продуктов, обеспечивая тем самым не только себя, свой род, но и обмениваясь с другими племенами, выделение знати - старейшин, жрецов, военных вождей, экспедиции к соседям за добычей и рабами - все это приводит к крушению старых общинных порядков, строя демократии. Все больше и больше девальвиру ются старые эгалитаристские традиции, богатые и сильные начинают притеснять бедных и слабых и вместо институтов общины формируется государственность. Власть князей - военных вождей приобретает наследственный характер, вокруг них складывается привилегированная прослойка бояр и дружинников.

Другие историки в качестве главного фактора будут называть не изменения в хозяйстве и социальном делении, не необходимость удерживать с помощью государства своей власти и собственности князьями и боярами, а внешнюю опасность, давление соседей-врагов, под натиском которых объединяются восточнославянские союзы племен. Они понимают, что только в единстве сила, только в единстве можно выстоять, сохранить свой язык, традиции, стать более могущественными и изобильными. Государство, законы нужны прежде всего для того, чтобы защитить свои границы, создать войско, наполнить общую казну. Объединенный в государство народ может отстоять свою свободу, не платить дань соседям, даже, напротив, налагать ее на них. Объединенный в государство народ сможет основать могучие города, создать памятники архитектуры и искусства, обрести новую веру и идею.

Определенным фактором, влияющим на образование государства на Руси, будут являться экспедиции к соседям, заимствование их опыта развития, внешний вызов, пример. Таким соседом явилась для Руси Византия.

Ряд ученых будут выдвигать в качестве главных причин образования государства на Великой Русской равнине этнические факторы, достижение народом определен ной плотности населения, пробуждение у него стремления к единству, силе, могуществу - так называемый всплеск пассионарной энергии. В основе этого всплеска - живая связь народа с его землей.

Можно ли остановиться только на одном каком-либо факторе? Видимо, нельзя. Каждый из них - и социально-экономичес кий, и геополитический, и этнографичес кий, и культурный, духовный - безусловно, влияет на складывание древнерусской государственности. Утрачена в веках конкретика событий периода VI-IХ веков нашей эры. Это именно тот период, когда Древняя Русь «стала есть».

Живыми голосами прошлого, доносящими до нас краски, ритм, даже звуки той далекой эпохи, стали былины, сказания, летописи. Почитаем их страницы. Что мы увидим и услышим? Это ржание коней, пламя костра в степи, скрежет булата о булат, песня стрелы, спущенной с тугого лука русским витязем, это звук плуга, взрывающе го землю, и тяжелая поступь волов, тянущих плуг. Это и дыхание пахаря - «ратая, оратаюшко», как именовался он в былинном эпосе. Услышим мы также стук топора или кузнечного молота, вращение гончарного плуга, работу прялки. Звуки и краски мирного и ратного труда. Звуки и краски обустраивающейся земли. Земли не почвы, земли - народа. Что-то расскажут нам и иноземные источники - свидетельства, оставленные византийскими авторами, арабскими историками. Это свидетельства тех, с кем торговали, воевали, заключали договоры наши далекие предки. Взгляд со стороны всегда добавляет новые черты к тому, что видишь изнутри.

Прикосновение к прошлому - это ключ к пониманию нами самих себя.

Вопросы и задания

1. В чем, на ваш взгляд, заключается актуальность проблемы происхождения государства Российского для современных россиян? Можно ли назвать этот вопрос политическим, конъюнктурным?

2. Какие версии происхождения слова «русь» вам известны? Обратитесь для поиска ответа к трудам В. Ключевского, С. Соловьева, Б. Грекова, Б. Рыбакова.

3. Какие названия восточнославянских племен, входящих в Древнюю Русь, вы знаете? Какова история происхождения этих названий? Объясните следующие названия племен - радимичи, вятичи (для ответа на вопрос следует обратиться к труду С.М.Соловьева по русской истории). Что вы знаете о народе, проживавшем в древности на вашей малой родине?

4. Расскажите о соседях восточносла вянских племен. Можно ли назвать подобное соседство беспокойным, опасным? Какую роль, по вашему мнению, это обстоятельство сыграло в формировании государства?

5. Сформулируйте суть норманнской теории происхождения государства на Руси. Можно ли принять ее безоговорочно? Каким образом ее можно оспорить?

6. Какие факты считают основанием Руси киевские летописи, а какие - новгородские? Как вы думаете, в чем состоит политический спор между этими летописными традициями? Какую традицию можно назвать гражданской, а какую - княжеско-авторитарной? Какую группу историков можно назвать сторонниками «двоецент рия»?

7. Какие группы факторов выделяют историки в качестве причин образования государства? Изложите вашу точку зрения. (См. «Мнение ученого»).

Ольга КИШЕНКОВА,

кандидат исторических наук

Продолжение следует