Утомлен и очень опасен

В словах "образование и здоровье", если их читать привычно, можно усмотреть лишь обучение здоровому образу жизни, знанию гигиены, профилактики, экологии, законов психологии. Но не только они определяют здоровье человека.

Если взглянуть на поток нации, как это делал Лев Гумилев, то увидим, что в течение 300-600 лет этнос усиленно развивается, расширяет занимаемую географическую зону, у него превалируют идеалы победы, знаний, успеха. Проживая примерно 900 лет, этнос попадает в пессимальную фазу, начинается спад развития, и постепенно этнос исчезает в анналах истории.

Образование факторов спада и вымирания происходит в условиях внешней среды - экология, гигиена, питание, потребление микроэлементов, дыхание и т.д. Эти проявления жизнедеятельности зависят от более глубоких исторических процессов, включающих и культуру, и образование, и воспитание, и науку - социально-культурный "геном" нации. Если проследить вымирание нации Древнего Рима, других цивилизаций, то увидим, что это результат не только вспышек эпидемий, засух, голода. Причины лежат в институтах тех культур, тех систем образования, обучения, формирования духовной преемственности поколений, которые находились в деформированном состоянии.

Мировые статистические данные говорят о том, что медицина сегодня становится тактикой сохранения здоровья, хотя до сих пор мы считали ее стратегией. Идет серьезный пересмотр исторической доминанты в тех глубинных процессах, которые определяют здоровье нации. Сегодня важно обратить внимание на такое понятие в формировании психофизического здоровья человека, как синдром утомления. Если человек удовлетворен своей специальностью, работой и если психологическая надежность завтрашнего дня, его психоэмоциональная обустроенность может быть принята за оптимум, то синдром утомления встречается у 8-10%, люди просто устают, но быстро восстанавливаются. Если же человек, даже выбрав профессию по душе, находится в очень напряженных неблагоприятных условиях на работе, испытывает неудовлетворенность, тревожность, то синдром хронического утомления встречается в 70-80% случаев. Такой человек ощущает себя хронически больным. Но только около 20% людей из этого числа те, у кого это состояние адекватно условиям жизни. А у 50-60% людей, страдающих от синдрома утомления, такое состояние связано с психическими установками, которые сформированы средой, воспитанием.

С проблемами здоровья связаны и проблемы содержания образования и качества полученных знаний. Каждое новое знание окрашивается своей эмоцией: радостью, если ребенок знает и понял, как это знание применяется в жизни, но если он просто помнит, например, таблицу умножения, но не понял, что эта таблица ему дает, тогда эмоции ребенка будут грустными. Такие знания остаются формальными, ребенок работает вроде компьютера, без эмоций, с высокой утомляемостью.

Другая сторона проблемы - физическое здоровье. Оно тоже имеет свои программы. Тренерские школы, избыточная реклама культа чемпионов, олимпийских и театральных звезд, соперничество тоже имеют свое влияние на здоровье ребенка. И физкультуре нельзя обучать всех детей одинаково. А если ребенок не может выполнить завышенных требований, которые ему не по силам, не по росту, не по развитию? Что произойдет в его психике, в его подсознании? У него будет стресс недостаточности. Навсегда пострадает психологическое представление о собственном здоровье.

В формировании психического здоровья важна установка. Есть интересные материалы японских авторов о педагогах, которые формируют физиологию зрения, дети с нарушениями зрения учатся видеть без очков.

Педиатрия, которая занимается физическим, психическим и биологическим здоровьем, оказалась в одних руках, а педагогика - в других. Раньше это оправдывалось идеологией, поскольку пролетарские и крестьянские дети как бы не могут быть физически и морально слабыми. Педиатрия, которая занимается психогенетикой, психическими состояниями, смыкается с педагогикой - это необходимо. Есть специалисты, которые это понимают, но многие остаются в плену традиционализма, как их учили в вузах. Поэтому, когда решается вопрос: "Надо ли сделать годовой перерыв в школе по психогенетическому состоянию здоровья ребенка?", то педиатр говорит одно, а педагог - другое. Они по-прежнему не сотрудничают, не учитывают и при выборе школы, класса тех индивидуальных программ, что заложены в каждом.

Педагоги высшей школы часто отмечают эмоциональное недоразвитие первокурсников. Эмоционально ребенок может различать до 80-120 оттенков цветов и запахов, он может очень талантливо видеть перспективу рисунка, но когда он проходит компьютерное обучение, его память загружается, яркость восприятия исчезает. Значит, врожденный художник, музыкант может не состояться. Здесь мы должны защитить свободу личности. Свобода личности - это не только свобода выбора коммерческого ларька, банка, "загрузки" денег в доллары или рубли, а в первую очередь образование и воспитание, сохраняющие здоровье.

Владимир КАЗНАЧЕЕВ,

академик

Новосибирск