404
п║я┌я─п╟п╫п╦я├п╟ п╫п╣ п╫п╟п╧п╢п╣п╫п╟.
  Rambler's Top100   п╞п╫п╢п╣п╨я│ я├п╦я┌п╦я─п╬п╡п╟п╫п╦я▐      

Советы психолога

Готов ли ваш ребенок пойти в первый класс?

wpe78.jpg (23081 bytes)

Готовь сани летом: когда начнется прием в первые классы, поздно отвечать на этот вопрос. Как узнать, готов ли ваш ребенок к учебе?

Hесмотря на обилие различных книг по определению психологической готовности к школе, практически все они рассчитаны на специалистов. А ведь именно вы, родители, определяете будущее своих детей, а следовательно, выбираете для них тип учебного заведения. Их сегодня так много: и лицеи, и гимназии, и государственные, и частные, каждая или многие из которых имеют свой профиль, специализацию обучения. Поэтому давайте разберемся с вами вместе.

У вас есть, как правило, четыре основные возможности выбора школы. Первая, самая простая - близость ее расположения к месту жительства. Вторая - престиж учебного заведения в микрорайоне, городе. Третья, самая сложная - профиль школы (математическая, филологическая, биологическая, художественная и т.п.). Именно при выборе профиля вы должны быть уверены в том, что он соответствует склонностям и возможностям малыша.

И, наконец, четвертая, связанная с солидными материальными затратами, которые могут себе позволить далеко не все, - частная школа. Здесь, как говорится, все удобства: ваш ребенок будет обучаться в классах с малым наполнением, а это значит, ему смогут уделять больше внимания, с ним приготовят домашнее задание, он вовремя пообедает и весь день будет под присмотром педагогов и воспитателей.

Как вы понимаете, наличие разных учебных заведений предполагает различный подход и к определению "готовности" к школе. Поэтому оно состоит как бы из двух частей. Одна является обязательной, базисной для любого образовательного учреждения, другая связана с его профилем и, следовательно, предполагает дополнительную диагностику, вытекающую из конкретной специализации школы.

Итак, попробуем доступными способами определить степень готовности вашего ребенка обучаться в первом классе. Начнем с базисного, обязательного уровня, предъявляемого специалистами при определении готовности.

По мнению психологов, готовность к школьному обучению или школьная зрелость включает несколько понятий. Это достижение определенного уровня интеллектуального, эмоционального и мотивационного развития. Наряду с этим важное значение имеет развитие произвольной сферы и мелкой моторики руки. Конечно, этот перечень не исчерпывает всех требований, предъявляемых к понятию "готовность", однако он является достаточным, чтобы самостоятельно определить школьную зрелость, а в случае необходимости и оказать помощь для достижения соответствующего уровня подготовки для начала успешного обучения в первом классе.

 

Произвольная сфера: как можно проверить ее сформированность и почему мы начинаем именно с нее?

Все дело в том, что поступление в первый класс предъявляет определенные требования к умению малыша вести себя на уроках, внимательно слушать объяснения учителя, выполнять его просьбы и указания, запоминать и воспроизводить самые разнообразные виды заданий.

Таким образом, вы уже поняли, что предстоит проверка на двух типах заданий.

 

Первое. Вы рисуете любые узоры, состоящие из геометрических фигур, или элементов прописных букв, или двух-трех простых слов, и просите максимально точно воспроизвести эти изображения с соблюдением размера, формы и т.п. (Понятно, что для геометрических объектов целесообразно использовать бумагу в клеточку. Для элементов прописных букв или слов - нелинованную бумагу). С такого рода деятельностью вашему ребенку придется сталкиваться в школе ежедневно. Это и списывание с доски в классе, и выполнение домашнего задания с учебником. Предположим, он успешно справился с заданием и точно воспроизвел образцы.

 

Второе. Проведите аналогичную первой следующую работу. Диктуйте любой геометрический узор, который малыш должен рисовать по клеточкам. Целесообразно в этом "диктанте" использовать и счет, и координацию движений руки. Вы можете подсказать, сколько клеточек вверх, вниз, влево или вправо нужно провести, начертив линию, не отрывая руки от листа бумаги. Когда закончите диктовать придуманный вами узор, попросите ребенка продолжить получившийся рисунок самостоятельно в полном соответствии с тем, что сделал под диктовку. Проверьте, насколько точно соответствуют рисунок "под диктовку" и тот, что выполнен самостоятельно.

 

Наталья МОРИНА,
руководитель лаборатории моделирования
психических процессов Психологического института РАО

Продолжение следует