Величайшая ошибка при воспитании - это чрезмерная торопливость.

Ж. Ж. РУССО

Сегодня мы поговорим о педагогической работе с ребенком с элективным мутизмом в классах коррекционно-развивающего обучения. В условиях начальной школы подобное отклонение в развитии может быть скоррегировано. Авторы дают рекомендации педагогам, которые столкнулись с "молчаливыми" учениками. Если ребенок систематически не отвечает на вопросы и не выполняет задания, еще не значит, что его необходимо переводить из обычной школы в школу для умственно отсталых детей.


Советы педагога

Когда немой заговорит

Восьмилетняя девочка молча стоит перед учителем. Несколько минут назад, на перемене, она беззаботно играла со сверстницами, а теперь вот молчит. Может, она в чем-то провинилась? Не поняла вопроса или не знает на него ответа? Нет. Девочка физически, а точнее, психологически, не может говорить. У нее необычное отклонение в развитии, называемое мутизмом. Мутизм - это отказ от речевого общения при сохранном речевом аппарате, возникающий, в частности, после сильного эмоционального воздействия. В зависимости от фона, на котором развивается мутизм, его определяют как депрессивный, истерический, органический и др.

Один из признаков мутизма - неспособность к формированию общения.

Очень часто родители не подозревают об имеющемся у ребенка отклонении. Дома он разговаривает, в детском саду мутизм выявить достаточно сложно. Поэтому проблемы, как правило, начинаются в школе. При сохранном интеллекте в условиях массовой школы такие дети обречены на абсолютную неуспешность. Если учитель не поставит сердобольные тройки, если ученик не "разговорится сам по себе", ему предстоит переход из общеобразовательной школы во вспомогательную, тем более что и родители часто готовы к подобному обороту событий. Судьба такого ребенка во многом уже будет предопределена.

В экспериментальной начальной школе Комплекса социально-педагогической реабилитации детей и подростков (г.Москва) с детьми, имеющими различные отклонения в развитии, вместе с педагогами работают специалисты самого различного профиля: дефектологи, психологи, психотерапевты. Совместные действия, стратегия которых вырабатывается на медико-психолого-педагогических консилиумах, создают дополнительные предпосылки для успешного процесса реабилитации детей с мутизмом. Однако в большинстве российских (и не только российских) школ количество таких детей намного превышает количество психиатров, психотерапевтов, психологов и других специалистов. Поэтому нам хотелось бы показать, какую коррекционную работу с детьми с элективным мутизмом могут осуществлять педагоги.

В середине прошлого учебного года в первый класс школы поступила девочка с диагнозом "элективный мутизм". (Знание диагноза облегчило работу преподавателя).

С первых же дней учитель школы комплекса столкнулся с тем, что Света в присутствии взрослых переставала разговаривать (независимо от того, урок ли это или перемена). Общение с одноклассниками при этом сохранялось.

Еще одной проблемой при организации работы со Светой стало ее упрямство. Дети с мутизмом часто бывают очень упрямы, хотя сами больше, чем кто бы то ни было, страдают от этого. Они и хотели бы выполнить просьбу или требование взрослого, да не могут себя преодолеть, и это не издержки воспитания, а проявление болезненного состояния. Любые увещевания или наказания бесполезны. Надо отметить, что при неумении общаться с помощью речи такой ребенок требует постоянного внимания и тесного (иногда даже телесного) контакта с избранным взрослым.

Вот достаточно характерная ситуация, в которой может оказаться учитель, работающий с детьми с мутизмом. Педагог закончил обьяснение очередного материала, и класс приступает к выполнению письменного задания. Вдруг по всему классу начинает разноситься монотонное постукивание, шарканье, причмокивание. Они прекратятся, если учитель подойдет и сядет рядом с ребенком-мутистом. Любая попытка отойти или помочь кому-то другому приводит к возобновлению шума. Это происходит потому, что такой ребенок в большей степени нуждается в дополнительной психологической поддержке, в ощущении, что его любят, что ему готовы помочь. Парадокс, как ни странно, состоит в том, что ребенок, который не может разговаривать, создает гораздо больше шума, чем все остальные дети.

Обязанностью каждого настоящего Учителя является достижение "зоны ближайшего развития" каждого ученика, раскрытие его потенциала. Для этого необходимо понять истоки заболевания ребенка.

В нашем случае история развития ребенка была такова: девочка родилась восьмимесячной при помощи кесарева сечения, в возрасте четырех месяцев была госпитализирована и в последовавшие два месяца находилась в больнице без матери. Ситуация в семье сложилась неблагоприятно, и, когда ребенку исполнилось два года, ее отправили в деревню к бабушке.

Подробный анализ дошкольной жизни поможет педагогу понять причины особенностей развития и подскажет путь работы с ребенком. (В данном случае это было недостаточное общение с матерью).

В идеале педагогу необходима консультация детского психолога или психоневролога. Столкнувшись с этой проблемой и не имея возможности обратиться к специалистам, педагог может получить необходимую для дальнейшей работы информацию, узнав у родителей о всех травмах и заболеваниях ребенка до 3-4 лет, выяснив круг его общения, привычки и привязанности.

Существует ряд шагов, которые необходимо предпринять, если у вас возникают подозрения, что ребенок страдает элективным мутизмом.

Ученика необходимо посадить поближе к учительскому столу. Это даст ему возможность, обращаясь к педагогу за помощью, создавать меньше шума.

Для неформального контакта, который особенно необходим такому ребенку, учителю нужно проводить с ним много времени на прогулках, вне школы. Хорошо если удастся выехать за город, посетить зоопарк - такие дети испытывают особую привязанность к животным.

Не стоит просить такого ученика отвечать у доски или даже с места - лучше предложить ему безречевые методы общения с учителем (карточки, схемы, рисунки или даже жесты). Необходимо суметь создать ситуации, в которых ученик будет наиболее успешен. При этом надо обратить внимание других детей на его успехи. Такому ребенку нужно все время показывать, что он не хуже, а в чем-то даже лучше других. При благоприятном стечении обстоятельств эти нехитрые на первый взгляд методы будут способствовать тому, что ученик начнет общаться при помощи речи.

Еще одна существенная деталь: начиная разговаривать, ребенок с элективным мутизмом нередко старается повернуться спиной к тому, с кем говорит. К этому нужно быть готовым и не стремиться сразу его "развернуть".

Еще несколько советов. Помня об "упрямстве" таких детей, нельзя настаивать на выполнении какого-либо задания, если ребенок от него отказался, и фиксировать на этом внимание других. Чтобы разрядить ситуацию, опытный педагог, как правило, может ненавязчиво перевести разговор в нужное ему русло.

Таким образом, психолого-педагогическая работа с детьми, страдающими мутизмом, должна строиться, опираясь, в частности, на такие направления деятельности:

- установление контакта и формирование активного взаимодействия ребенка с педагогом;

- коррекция специфического недоразвития восприятия, моторики, внимания, речи; составление совместной с родителями индивидуальной программы обучения.

В нашем случае девочка, проучившись в школе год, начала разговаривать с относительно широким кругом людей. И даже ее логопедические трудности вызвали определенный оптимизм, так как подобные трудности могли возникнуть только у ребенка, который МОЖЕТ ГОВОРИТЬ. Если сначала "упрямство" мешало ей усваивать учебный материал, то теперь она лишь незначительно отстает от сверстников.

Вадим РОДИОНОВ,

Мария СТУПНИЦКАЯ,

Элла ЗОЛОТАРЕВА

Фото Владимира МОРОЗОВА


Советы психолога

Как в рот воды набрал!

Начать хочется со старого-престарого анекдота. В одной семье рос мальчик. Ему давно пора было заговорить, а он молчал. В конце концов семья с этим смирилась и считала его немым. И вдруг однажды во время обеда произошло чудо - немой заговорил:

- Бифштекс пережарен!

- Как? Ты умеешь говорить?! - воскликнули потрясенные родители. - Почему же ты раньше молчал?

- До сих пор все было в порядке.

Считается, что этот анекдот служит идеальной иллюстрацией "загадочной английской души".

Но мы живем не в Англии, а детей таких тоже встречаем. Невротическое отклонение, которым они страдают, называется избирательный элективный мутизм. По латыни "mutus" - "немой", а слово "избирательный" означает, что ребенок молчит не со всеми, но вступает в словесный контакт с очень ограниченным кругом людей. Остальные же, хоть на голову встанут, не услышат от него ни слова.

На первый взгляд мутисты - сверхзастенчивы.

Но наши наблюдения во время работы с "немыми" дают нам основания утверждать, что это не совсем так.

Как правило, это дети с очень сильным, а не робким характером. С железной волей и ослиным упрямством. Сами посудите, какой недетской выдержкой надо обладать, чтобы никогда, ни при каких обстоятельствах не раскрывать рта на людях!

При этом он прекрасно все слышит и понимает. Он очень внимательно, гораздо внимательнее других детей, следит за происходящим. Но это не напряженное вглядывание близорукого или недослышащего человека, а оценивающий взгляд стратега и тактика, который умеет манипулировать людьми.

Что же нам представляется доминирующим в этом сильном характере? На языке психологии - "скрытое стремление к лидерству", на языке религии - "гордыня".

Конечно, бывают случаи, когда упорное молчание на людях имеет вполне реальное основание.

Нередко мутизм связан с заиканием.

А вообще в мутизме много загадочного.

Лечение мутизма - напряженный поединок. Но об этом - в следующем выпуске лада.

Ирина МЕДВЕДЕВА,

Татьяна ШИШОВА


Советы от Литвинова

Кто сильнее: страх или вы?

В прошлом выпуске ЛАДа был предложен тест самооценки, который должен помочь выяснить ваши точные качества, играющие важную роль, если вы окажетесь в экстремальных ситуациях.

Вы посчитали свои баллы, ответив на вопросы теста. А теперь познакомьтесь с нашей "шкалой страха".

Валерий Литвинов,

генеральный директор частного охранного агентства "Грант-93"

Если вы набрали от 150 до 195 баллов, то вы - сильный человек, для вас характерны активность, смелость, решительность, азарт. Вы не лишены авантюризма. Даже серьезная угроза не заставит ваше сердце сбиться с установленного ритма. Вам не знакомо неприятное ощущение липких ладоней, однако не слишком ли вы невозмутимы? Подумайте об этом.

Вы легки на подьем, быстро привыкаете к новому, любите яркие впечатления. Вы предприимчивы, инициативны, можете долго сохранять работоспособность, трудиться, не обращая внимания на помехи и срывы. Вы склонны руководить, лидировать, не лезете за словом в карман, не смущаетесь, если допустили неловкость. Окружающие восхищаются вашей отвагой и энергией, но решатся ли они назвать вас тактичным человеком - вопрос. Всегда ли вы отдаете должное индивидуальности, не слишком ли напористы и прямолинейны?

Если вы набрали от 200 до 245 баллов, то вы уравновешенны, обладаете подвижной нервной системой. Вам свойственны довольно высокая активность и работоспособность. Вы организованны, целеустремленны и стараетесь доводить начатое дело до конца. Страх не парализует вас. Сильные эмоции заставляют напрягаться ваши мышцы, сердце стучит часто и сильно, но не вырывается из груди, глаза блестят, но не вылезают из орбит, легкие работают на всю мощь. А главное, ваш разум не застилается пеленой и, пусть не очень уверенно, все же не отказывает вам в трудную минуту.

Вы честолюбивы, но в меру. Окружающие довольны общением с вами и отмечают вашу открытую, спокойную манеру поведения. В поступках вы руководствуетесь собственными взглядами и интересами, но действуете в социально приемлемых формах. Реалистичны, обладаете хорошим самоконтролем, требовательны к себе, не переоцениваете своих сил. Если вам хочется служить в подразделении спецназа - попробуйте, у вас получится.

Если вы набрали от 259 до 300 баллов, то вы не можете похвастаться сильной нервной системой.

В ситуациях эмоционального напряжения вам трудно собраться, поступки нередко выходят из-под вашего контроля, о чем потом приходится сожалеть. Вы легко обижаетесь, расстраиваетесь, иногда по пустякам. Смущаясь, вы, как правило, краснеете, когда устаете - бледнеете. Для вас не в диковинку слезы, сердце при волнении щемит и бьется намного сильнее обычного, дыхание прерывается. К новым условиям вы привыкаете не сразу, поэтому возражаете против неожиданных для вас перемен. Большие нагрузки, тем более в непривычно быстром темпе, вас утомляют, вы становитесь раздражительным и малопродуктивным. В работе вы неторопливы, зато последовательны, усердны, исполнительны. Легче вам работается в стабильных, привычных условиях.

Вы не уверены в себе и оттого стараетесь тщательнее, чем другие, контролировать свои поступки, однако это не всегда удается. Себе вы кажетесь нерешительным, робким. Но окружающие, особенно близкие, отмечают в вас деликатность, покладистость, отзывчивость, доброту, может быть, несколько повышенную ранимость и обидчивость.