Спектакль в трех шагах от парты

Восемь лет назад открылась 405-я гимназия. Она молода, не обременена грузом старых, не всегда лучших традиций. Расположена на окраине и лишена естественных привилегий центральных школ, соседствующих со знаменитыми памятниками, театрами, музеями, филармониями. А тысяча триста четыре ученика ее - не элита, не отобранные на строгих экзаменах особо одаренные дети, а весь микрорайон плюс желающие из других кварталов. Больше трети среди них - дети из рабочих семей. И несмотря на такую отдаленность и вполне пролетарское происхождение (здание - тоже типовое, со всем убожеством строительного стандарта), рядовая поначалу восьмилеточка с первых лет существования смысл и пафос своей деятельности увидела в том, что адрес ее все-таки - Санкт-Петербург. Директор Любовь Вершинина и педколлектив собирала с этой мыслью, и родителей, и детей так настраивала: живя в Великом городе, стыдно не знать его истории, не приобщаться к культуре и чувствовать себя людьми без роду-племени.

Еще не доросли до выпуска дети, пришедшие сюда в день открытия, а школа уже считает десятками своих лауреатов: 76 победителей районных и городских олимпиад только за прошлый учебный год. И два-три класса ежегодно - победители конкурсов по истории и культуре города, которые регулярно организуются движением "Юные за возрождение Петербурга". На "4" и "5" стали учиться к нынешнему году уже не 26 процентов ребят, как это было сначала, а почти половина. Среди ста девяти учителей - 3 доктора наук, 6 кандидатов, 6 соискателей степени кандидата наук, 6 отличников народного образования и больше трети - учителя высшей и первой категорий. Впору воскликнуть: медом им тут, что ли, намазано?

Медом оказалась идея воспитания через глубокое освоение культурных сокровищ северной столицы. Идея ненова. Но знакомство с культурой города чаще всего остается чисто информативным и к более глубоким отношениям с ней не приводит. Не затрагивает чувств, не обогащает сферу личных интересов. Тут всегда был порог, шагнуть за который удавалось лишь тому из ребят, кто не только ходил на экскурсии, но где-то, кроме урока, серьезно занимался литературой, искусством, сталкивался с людьми, для которых это был образ жизни, а не разовое мероприятие. Массовая школа такого образа жизни предложить не могла, хотя исключения всегда были и будут.

Создать такую школу взялись с помощью 109 учителей по сути трое: Любовь Вершинина, Владимир Аксельрод, руководитель движения "Юные за возрождение Петербурга" из городского Дворца творчества юных, и Наталья Энтелис - художественный руководитель Государственной детской филармонии. Наталья Леонидовна, заехавшая однажды на эту окраину с абонементами своей филармонии, была ошеломлена вполне логичным предложением: выстройте свои концерты в соответствии с учебной программой, и тысяча наших ребят станут у вас завсегдатаями. Так началось совместное творчество. В самом деле, если филармония детская, почему бы ей не вникнуть в логику школьных учебников? Дальше-больше: охотно включившись в учебный процесс, искусствоведы и артисты, оказывается, готовы развить и своими средствами углубить даже индивидуальную программу одного учителя, если она действительно интересна.

С другой стороны, Владимир Ильич Аксельрод, человек, умеющий гениально находить формы, адекватные подростковой психологии, - организатор ярких общегородских конкурсов, трудовых акций, юношеских лагерей, где реставрационные работы органично сочетаются с обучением, а знания тут же применяются в живом деле, - этот Владимир Ильич с ребятами из 405-й начинал все свои знаменитые программы: "Набережные Невы", "И вечной памятью двенадцатого года", "Хроника трех столетий". Программы, требующие разносторонней деятельности, участия в разнообразных состязаниях, познавательных играх.

Трио этих специалистов оказалось идеальным с точки зрения разнообразия воздействий: выверенная школьная система плюс искусство с его вечной непокорностью и тайной, плюс конкретная деятельность с эффектом реальной пользы, наглядностью результата, столь необходимого детям.

Не здесь ли секрет успеха, подхватывающего и тех детей, которые по семейным обстоятельствам или особенностям личности никак не были расположены к быстрому развитию? Не будем забывать и героических усилий социально-психологической службы, которая состоит сейчас в 405-й из семи специалистов. Терпеливого ежедневного труда логопедов, психологов в содружестве с классными руководителями, а главное-учителями начальной школы. Основная коррекция, конечно, осуществляется там на первых этапах обучения. Но если ребенок, проходя по школьным коридорам, изо дня в день слышит из-за дверей то нежные звуки лютни, то серебряный голос трубы и раскаты фортепианной музыки, если к нему в класс может прийти человек в настоящем концертном фраке и в трех шагах от парты профессионально разыграть отрывок из спектакля, - это что-то да значит. Конечно, Баха лучше слушать в филармонии или Смольном соборе, а пение - в зале Мариинского театра или в консерватории. И для хорошей драматургии условий больше на настоящих театральных сценах. Но эффект близкого живого дыхания великих классиков, полученный в школе, неоценим. Он - как первый толчок, как призыв и повеление, указывающее путь дальнейшего самостоятельного освоения и исследования. Иначе многие из сегодняшних жителей окраин еще долго не прикоснулись бы к сокровищам искусства.

Правда, для Натальи Леонидовны не все пока ясно. По ее мнению, не вполне определены роль и место артистов в учебном процессе. Искусство не выдерживает стандартизации. И порою обаяние его пропадает как раз в трех шагах от парты. Восприятие шедевров требует особой сосредоточенности, специальных условий. А школа - это звонки, шум перемен, когда поэзию сменяет физкультура или физика и все достижения оцениваются в баллах. Как совместить все это? Насколько могут интегрироваться в школьном курсе алгебра и музыка, ремесло и искусство?

Мы были на одном из интегрированных занятий, которое вели Владимир Аксельрод, преподаватель МХК Людмила Флоренкова, художественный руководитель театра "Зазеркалье" Татьяна Чернова и сами одиннадцатиклассники, подготовившие собственные исследования, связанные с историей знаменитого петербургского семейства Бенуа. Право, не подобрать материала, более естественно соединяющего архитектуру, историю, живопись, музыку в ореоле взаимной любви и нежности, осенявших этот дом. На едином дыхании воспринимались тут и стихи, связанные с Петербургом, и шедевры живописи членов кружка "Мир искусств", и музыка, звучавшая в исполнении прекрасного пианиста.

Введение музыки, театра, прикосновение к настоящему искусству, большой науке в разных школах происходит сейчас по-разному. Начинаясь с изучения истории и культуры города, этот процесс то вписывается в урочный план, то выносится в сферу дополнительных занятий. Не это важно. Если школа начинает не только теоретически признавать роль эмоций в процессе познания, но пытается опереться на них и практически, создавая для этого необходимые условия, она, по-видимому, оказывается на пороге существенных перемен. Менять - хотя бы частично - придется и классический урок, и облик самого учебного заведения. Сознавая теперь, что ребенок получает общее образование не только в классе, а, может быть, больше всего как раз вне его, в семье, кружке, сообществе сверстников и единомышленников, школа должна становиться как бы координатором, систематизатором всех тех знаний, которые приобретают "на стороне" ее воспитанники. Как говорит Любовь Вершинина, "мы - сердцевина пышного цветка, где каждый лепесток - вид познания..."

Чем больше слушаю ее, тем меньше нахожу общего между школой, предьявляющей единые требования, дающей базовые знания и аттестаты с отметками, и гимназией ее мечты, где человек находит прежде всего внимание и понимание, поддержку, получает стимул к саморазвитию, самообразованию на базе богатейших возможностей как самой школы, так и всего города.

Нина ПИЖУРИНА

Санкт-Петербург

Фото Владимира МОРОЗОВА


Фантастика, компьютер и Бетховен

Трудно себе представить, что двести человек могут наполнить зал такой...тишиной. Взрыв оживления, и снова тишина. Кажется, слышно, как в руках Анатолия Павловича Савина, доцента МФТИ, тикает секундомер. Одна минута, две... Команда - "Ваши ответы!" Вскидываются руки с табличками, где условной буквой (А, Б, С, Н) обозначены ответы на математическую задачу: команды определяют самый точный вариант решения, а иногда в расставленной "ловушке" удается угадать не единственно точный вариант, а все ошибочные.

Это лишь один эпизод из трехдневной Открытой Российской научно-практической конференции школьников по физике, математике, информатике, проведенной энергофизическим лицеем # 1502 при МЭИ. Здесь встретились юные математики из Санкт-Петербурга, Перми, Екатеринбурга, Уфы, Нальчика, Арзамаса-16, Петрозаводска, Ставрополья, Калининграда, Новгорода, Донецка...

Сегодня в лицее 4 девятых класса, 10 десятых, 10 одиннадцатых, укомплектованных из учащихся образовательных школ. Из 120 учителей лицея - 60 преподавателей Московского энергетического института, среди которых - 14 кандидатов наук, 2 доктора наук, 8 преподавателей из других вузов. Такой высокий уровень преподавания не случаен, не во имя престижа лицея: в течение нескольких лет институт бережно выращивает в стенах лицея прекрасно подготовленных студентов, которым не нужны репетиторы, ибо выпускные экзамены оканчивающих лицей приравнены к вступительным в вуз. По договору с кафедрами МЭИ в учебную программу двух 9-х классов введен и единый курс по экономике, менеджменту, переводу с иностранного языка с технической спецификой.

Лицей оснащен 45 хорошо оборудованными классами, 2 лекционными аудиториями, 2 лабораториями физики, системой мультимедиа, 4 компьютерными классами, компьютерным центром по изучению здоровья учащихся, лингафонным кабинетом, кабельным телевидением, библиотекой с общим фондом 22 тысячи книг.

Специальной лабораторией разработана программа "Здоровье". Смысл ее в том, чтобы помочь каждому выбрать тот вид спорта, который отвечает его индивидуальной органике. Благо к услугам ребят 2 спортзала, 2 тренажерных (для юношей и девушек), зал художественной гимнастики, свой солярий.

- Как-то на встрече со студентами, - рассказывает заместитель директора Вера Алексеевна Урецкая, - мы спросили своих первых выпускников, довольны ли они подготовкой в лицее? Соответствует ли она требованиям института? Может быть, что-то недодали?

Оказалось, знания, полученные в лицее, - ценный "багаж", об этом ребята говорили с благодарностью к преподавательскому коллективу. Однако, полушутя, заметили, что хорошо бы о "душе" позаботиться больше.

Ну что ж... Подумали над учебным планом, включили ряд предметов для свободного выбора. И, надо сказать, к новым спецкурсам с интересом потянулись будущие математики и физики. Сегодня работают семинары по москвоведению, современной русской литературе, истории мировых религий, по русскому изобразительному искусству, шедеврам зарубежной литературы, по логике, психологии, философии, истории права...

Пересмотрели программу по литературе для 10-го класса, добавили материал по творчеству Л.Толстого, Ф.Достоевского, И.Тургенева.

Под редакцией преподавателя, тонкого знатока литературы Ирины Васильевны Щербины, выходит литературный альманах "Лицейский музеум".

...Пустеет зал после математической регаты. Последние интервью с участниками.

Андрей Белых, 9-й класс: "Учиться здесь очень интересно. Поступать буду в МЭИ. Специальность? Компьютерные системы, сети. Люблю научную фантастику, музыку Баха, Бетховена. Стараюсь выкроить время и для занятий каратэ".

Алексей Соловей, 10-й класс: "Собираюсь поступать в МГУ на факультет физики. Наш лицей - это такой контраст со школой! Здесь возможности почти неограниченные, чем бы ты ни увлекался. Даже выбрать трудно, так все интересно - история, спорт, философия, экология... Любимые книги? "Белая гвардия" М.Булгакова, "Защита Лужина" В.Набокова".

Покидаю лицей с ощущением, что в его светлых стенах рождаются и растут прекрасные специалисты, которым обживать и благоустраивать ХХI век.

Ирина НОВИНСКАЯ