Школа

Школьные окна всегда зажигались рано. По утрам мама будила меня известием о нашем математике: "Вставай, дочка, Николай Иванович уже пришел!" А в кабинете химии иногда забывали погасить свет - и его лучи всю ночь падали мне на кровать.

Школа, в которой я училась, находилась напротив моего дома, совсем близко. Сидя в зубоврачебном кресле - тогда это казалось самым ужасным жизненным испытанием, - я, замирая от страха, наблюдала, как неслышно движется по кухне бабушка. Когда я болела и оставалась дома, то старалась встать к началу занятий и с биноклем усаживалась к окну. Несколько кабинетов были видны особенно хорошо. Через три-четыре часа я звонила одноклассникам и со знанием дела выспрашивала, что получила по истории Танька Мартынова и куда уходил с химии учившийся в нашем классе третьегодник Рыжов, известный всей школе. Опять, значит, выгоняли?

Школу окружали кусты красного боярышника, который мы, ребятишки, собирали всю осень. Еще в нашем дворе росли мощные тополя. Да и до сих пор растут. Давно уехал в Израиль наш сосед Эдик, главный выдумщик во всех детских играх. Уехал в Америку Юрка Кан. Он учился в параллельном классе и часто помогал мне по математике. Однажды он зачем-то полез на один из наших тополей, приставив к нему лестницу. В это время его собака Кальва погналась за кошкой. Удирая, кошка взлетела на тополь, пробежав сначала по приставленной лестнице, а потом и по Юркиной спине, здорово испугав его. Казалось, жизнь двора была невозможна без жизни школы, неотделима от нее. В школьном дворе назначали свидания. По дорожкам школьного стадиона гоняли на велосипеде. Во время выпускных вечеров никто в нашем доме не спал. Слушали музыку, вглядываясь в темноту ночи, пытаясь различить в ней силуэты девчонок в белых платьях. А в дни очередных выборов, проходивших тоже в школе, мы вскакивали в шесть утра под бодрый голос громкоговорителя...

Прошли годы. Наша семья давно не живет в старом доме напротив школы. Но как часто вспоминаются мне ее окна. Как часто приходят они в мои взрослые сны.

Наталья САВЕЛЬЕВА


Просвещение

Вниманию учителей, преподавателей и методистов географии и экологии!

Издательство "Просвещение" приглашает с 9 по 11 апреля 1996 года принять участие в семинаре по новым интегрированным курсам экологического образования:

1. Чернова Н.М. и др. Основы экологии, 9 кл.

2. Винокурова Н.Ф. Природопользование, 9-10 кл.

3. Хрипкова А.Г. и др. Естествознание, 5 кл.

4. Лобжанидзе А.А. География России. Эколого-экономические аспекты, 8-9 кл.

Участникам будут прочитаны лекции и даны практические рекомендации авторами новых учебных пособий по методике и принципам работы с ними. Здесь же слушатели смогут приобрести интересующую их литературу.

Стоимость курсовой подготовки на 1 чел. - 200.000 руб.

Оплата за проживание и питание за счет командирующей организации.

День заезда 08.04.1996 г. Проживание в гостинице "Ярославская" (ул.Ярославская, д.8, корп.1, метро "ВДНХ", тел. 217-66-43).

Начало семинара 09.04.96 г. в 10 часов в здании издательства "Просвещение".

Проезд:

ст. метро "Рижская", далее тр.18, 42, авт.84 до ост. "Гостиница "Северная";

ст. метро "Белорусская", трол.18 до остановки "Гостиница "Северная"; авт. 12 до ост. "1-й Стрелецкий пер.".

Заявки просим присылать в издательство не позднее 1 апреля 1996 г. по адресу: 127521, Москва, 3-й проезд Марьиной Рощи, д.41. Редакция географии и естествознания. Тел.: 289-14-83, 289-54-86.

Наш расчетный счет 000363501 в Тихвинском отделении Мосбизнесбанка МФО 201553 код 9

Идент. номер 7715091055

Для иногородних: корр.счет 169161100 в РКЦ ГУ ЦБ г.Москва МФО 201791


ТЕМА:

Женское воспитание?

Почему-то именно Киев в последнее время обратил пристальное внимание на то, какими становятся девочки в наше непредсказуемо сложное время. Здесь возникла одна из первых в СНГ женская гимназия - здесь же регулярно собираются люди, заинтересованные в счастливом, а не каком-либо ином будущем девочек. Эти заметки написаны по следам одной из таких встреч, которая только называлась строго "Девочки-подростки: проблемы социализации", а проблемы на ней обсуждались самые животрепещущие.

Мир не должен меня уловить

Кем она сама хочет быть: красавицей или умницей? Мужской потребительский мир навязывает ей конкурсы красоты, ссорит подруг, сравнивающих обьемы бедер... Дудки, однако. Первоначальный сногсшибательный интерес кончился. Сопротивляясь навязанным глянцевым эталонам, современная девочка хочет быть прежде всего умной, образованной, хотя не откажется и красавицей слыть. Одно другому не мешает - важны приоритеты.

Галина Михайловна Лактионова, руководитель той первой женской гимназии и организатор всего этого девичьего в Киеве, в т.ч. конкурсов "Умница", и сама умница - кандидат философских наук, рассказала:

- Был день рождения у девочки. Встала ее подруга и говорит: "Давайте выпьем за философа Григория Сковороду, на памятнике которого начертана автоэпитафия: "Мир ловил меня, но не поймал"... Вот такие наши девочки. За 70 предпоследних и 8 последних лет разрушено столько идеалов, что единственный выход - собственная независимость человека, который не хочет быть пойманным таким миром.

Но стать и быть независимой сложно. Мешают, как правило, собственные комплексы и некоторая несовпадаемость с мужским миром. Научные исследования и наблюдения показывают, что у девочек часто занижена самооценка, они склонны к состоянию тревоги, неврозам и психозам (мальчики - к нарушениям личности). Девочки менее удовлетворены образом своего тела, чем мальчики (то нос слишком длинный, а ноги короткие, то талия слишком широкая, а бедра узкие и т.д.). При этом девочки более послушны и внимательны, добросовестны и прилежны, чутки и восприимчивы, эмоциональны и экспрессивны. И - вот главное! - для девочек важна любовь, тогда как у мальчиков ровно в два раза сильнее выражены сугубо сексуальные интересы.

А если это все-таки любовь?

Все, кому не лень, ругают Украину за развал, смешные купонные миллионы и всамделишные, "как у больших", таможни, а вот того не замечают, что там в каждом городе есть социальная служба для молодежи, куда любой парень или девушка могут прийти с любыми своими проблемами и бесплатно получить помощь, прежде всего психологическую. Это весьма популярные среди молодых заведения, хотя не у всех родители это знают.

Красноперекопск. С одной стороны - Черное море, с другой - знаменитый Сиваш. И степь. Но жизнь почти уж курортная. Богатенькие мальчики на иномарках: "Поедем, красотка, кататься?" Почему бы не прокатиться? Чуть-чуть?

Не надо упрекать девочек в легкомыслии или, того хуже, распутстве, считает психолог социальной службы для молодежи города Красноперекопска Ирина Дружинина: "У нее - тяга к общению, неистребимое желание счастья. И надежда: вдруг - вот оно? Она цветет навстречу мужчине, а он думает, что это сексуальный призыв... Потом девочки чувствуют себя виноватыми перед родителями, безусловно, у них есть страх заразиться, страх беременности. Я снимаю им комплексы с помощью арттерапии (они рисуют и этими своими кляксами, пятнами, образами отгоняют от себя дурное, тяготящее их). Популярна и могущественна "сказкотерапия". Главное - я их выслушиваю и стараюсь понять. С родителями у них это не всегда получается. Частая ситуация: отец издерган, не может прокормить семью, а тут взрослеет дочка с какими-то своими "проблемами". И он не то что не умеет с ней поговорить - у него нет на это сил, он только кричит. Мамы не лучше...

Очнитесь, мамочка!

- Самые ужасные садистки - это матери, - подтвердила генеральный директор женской вечерней психологической гимназии "Вера" в Евпатории, профессиональный психолог Евдокия Рязанова. Сплошь и рядом: мама гладит белье, а дочка надела юбочку и подошла покрутиться - на дискотеку идет. Мама в крик: "Я тут глажу, а ты..." Мало того, что дочка возненавидит глаженье как таковое - она и к маме испытает не лучшие чувства. Для воспитания надо находить другое время и проводить его тонко. Кстати, наш гимназический опыт показывает, что мамы, в общем, ничему не учат дочерей, девочки выходят из родительского дома неумехами, семейная жизнь из-за этого часто складывается плохо. Поэтому-то так популярны женские школы и гимназии типа нашей: здесь и котлету научат жарить вкусную, и как за собой следить, дом поддерживать, мужа обихаживать, как ребенка пеленать, как экономно хозяйство вести. Нравится у нас и мамам, они по прошествии нескольких месяцев говорят, что дочка "стала совсем другая", "она все знает лучше меня" и... сами взрослые тетеньки просят, чтоб мы их поучили. Пришлось подумать о курсе "Мамина школа".

Панель свободы нашей

Никакая мама (исключая пьяную падаль) не пожелает своей дочке судьбы, которую выбрали для себя сотни, да нет - тысячи девочек Украины и России. А они, увы, выбрали. На улицах Москвы, в отелях Италии, в борделях Таиланда. "Там" много платят, а работа совсем уж не пыльная.

Одна восьмиклассница из Киева, по слухам, стала звездой фестиваля проституток где-то в Германии. Получив это сообщение, толковая киевская журналистка предприняла собственное исследование, желая узнать, где это в украинской столице таких профессионалок готовят, и почти уже дошла до цели, когда в одной из фирм "досуга" ей откровенно посоветовали:

- Не суйся.

И все-таки есть упрямые люди, которые пытаются всерьез, по-научному изучить это явление - девиантное, или отклоняющееся поведение. Среди них - главный специалист Украинского государственного центра социальных служб для молодежи Александр Пилипенко:

- Среднестатистическая киевлянка сейчас, в современном деструктивном обществе, стоит перед проблемой: какой стать? Естественно, я обратил внимание на то, что идет "интеллектуализация" отклоняющегося поведения. Раньше "это" считалось уделом маргинальных слоев, а сейчас среди проституток много студенток или даже тех, кто окончил вузы. Когда девушка решает вопрос, кем быть: идти ли на чрезвычайно низкооплачиваемую работу по специальности или в одну из многочисленных фирм "досуга" - она нередко выбирает второе, где за ночь заработает столько, сколько за месяц работы, скажем, учительницей.

Что с этим делать, Александру Пилипенко сказать трудно. Его позиция состоит в том, чтобы внушить девочке, собравшейся в "сладкую жизнь", например, такие постулаты: "Ты теряешь независимость, ты не хозяйка положения, не ты выбираешь - тебя..." Против его позиции есть достаточно сильный аргумент - обеспеченная жизнь проституток. А его личные аргументы - для сильных и умных натур, которые на панель и сами не пойдут. Слабая ему ответит просто: "Да, меня выбирают - ну и что?".

Что люди скажут?

То, что достаточно легко и просто происходит с девочками в центре и на востоке Украины, почти невозможно для девушки-"западэнки". На западе страны наблюдается куда более резкое разделение на порядочных и тех, о которых не говорят в приличном обществе. В прикарпатском городе две подруги вряд ли рискнут прийти вечером в кафе. Оно и в Киеве, и в Москве, и в Ялте рискованно - непременно подсядут ребята, но... не обязательно с грубыми последствиями. А во Львове доброжелатели прямо так и спросят:

- Дивчата, на сьем прыйшлы?

Львовская журналистка Надежда Костина, посвятившая себя сейчас социальной защите молодых женщин, рассказывала мне:

- Матери Западной Украины с детства учат девочек всему, что должна знать хорошая хозяйка: готовить, печь, вышивать рушники, мыть окна и так далее, полагая, что без этого хорошей семьи не будет. Это все правильно. Но вот об интимной стороне жизни говорить считается чем-то непристойным, что от подружек узнаешь - то и ладно. В семейной жизни царь и бог - муж. С одной стороны, это, может, и нормально, но ведь чем часто заканчивается: "Да, муж меня колотит - но это мой муж!"

Рядом Польша. Надя бывала там и жила в польской семье: "Многому можно поучиться. Полька гордая! И муж уважает ее. И вообще мне понравилось, как они живут. На Украине, да и у вас в России, как-то все делается... "про людськэ око" (примерно так: "для чужого глаза". - Т.К.), а там живут просто для себя".

Девы, в школу собирайтесь!

Да, что ни страна, то свои проблемы. В Англии, например, многие считают, что для полного счастья (читай: для полной независимости от недоброго мужского мира) девушке необходимо получить образование именно в женской школе. Почему? Побывавшая в Киеве миссис Пенелопа Пеней, президент Ассоциации женских школ Великобритании, полагает, что в женской школе девочка приобретает уверенность в себе, способность соревноваться с мужчиной во всем и делать все наилучшим образом. Видимо, в смешанной школе ей мешает какое-то изначальное, природное превосходство мальчишек. "А у нас она лидер во всем: в учебе, в спорте, в оркестре, в компьютерном классе, - улыбнулась миссис Пеней. - Это помогает девушкам потом более уверенно идти по жизни. Подавляющее большинство наших выпускниц продолжает затем образование в высшей школе".

В СНГ женское образование понимают все-таки по-другому. Женская школа или гимназия у нас - чаще всего факультатив, вечерняя форма дополнительного образования. А по жизни, скорее, подсказка девочке: рассмотри и начни уважать в себе именно женщину, а не подражай во всем мужчине. В вечерней женской гимназии города Сыктывкара (Республика Коми) девочек учат правилам хорошего тона, истории религии и мифологии, риторике, культуре чувств, стилистике, социальной психологии, умению одеваться. И учат быть счастливой.

Распрямись!

...А вообще, чтобы стать умной, надо все-таки сначала стать красивой, уверяет доктор педагогических наук Александра Дмитриевна Дубогай.

"Плечи вверх, назад и вниз... Грудная клетка раскрыта... воздуха в легкие поступает много... кислород понесся по крови в мозг..."

Что-то подобное все поколения девушек слышали? Ах, да - "не сутулься"! А почему и для чего, никто не обьяснял. И знаменитому древнему "В здоровом теле - здоровый дух" верить тоже не хотелось.

Александра Дубогай в своих научных трудах со всей очевидностью доказала, что вранья тут нет. Чем здоровей и красивей тело, тем успешнее работает голова.

Так что - выпрямляйтесь, девочки!

Татьяна КОРСАКОВА

Киев-Москва