москвоведение

ребенок - турист в своем городе?

В 1994 году в некоторых столичных школах появился предмет - "Москвоведение". Но, как это часто бывает, ни методически, ни дидактически нововведение в достаточной степени подготовлено не было. Вышел учебник А.Рогачева, который вызвал неоднозначные отклики. Учителям же приходилось выходить из положения, используя различные путеводители, справочники, пособия.

Сегодня ситуация изменилась, есть уже несколько учебных пособий по москвоведению, причем разных авторов. Правда, основной адрес вышедшей литературы - ученики 8-9-х классов.

Книги для начальной школы, а также дополнительная литература по курсу пока только в проекте. Проблема старая - нет финансирования на издание. И лишь благодаря энтузиазму издательств новые книги все-таки выходят. Мы начинаем знакомить вас с учебными пособиями по москвоведению и приглашаем принять участие в создании нового. Ведь у каждого учителя есть немало интересных наработок и занимательных заданий. Поделитесь ими, и тогда наши дети смогут получить новый, увлекательный учебник. Нужно ли москвоведение как школьная дисциплина? Вопрос может показаться спорным, впрочем, как и вопрос о том, необходимо ли знакомство с логарифмированием человеку, посвятившему себя торговле, или знание имен русских императоров дворнику.

Школа должна ознакомить ученика с различными сторонами человеческой деятельности, чтобы дать каждому возможность уверенно определить направления будущего приложения своих сил. А ведь многим выпускникам средних учебных заведений придется работать в сферах городского хозяйства, жилищного строительства, городского управления. Именно нынешним школьникам предстоит исправлять то, что сотворили за последние годы с Москвой наши общие равнодушие и жадность. Сегодня москвоведение особенно нужно. Почему тогда так трудно пробивает новый предмет дорогу в московских школах?

Причин этого несколько. Далеко не всеми была принята концепция, положенная в основу курса. Его главная задача - готовить будущих хозяев города, знакомых со всеми аспектами жизни большого мегаполиса, вникающих в его проблемы и находящих их решение. И у вдумчивого читателя учебника неминуемо возникает ряд вопросов, никак не укладывающихся в рамки "информационного взрыва".

Почему подземные коммуникации, место которых, понятно, под землей, повсеместно выползли на поверхность? Почему Люблинская линия метро побила все рекорды длительности сооружения? Почему основу автобусного парка Москвы составляют автобусы, запущенные в производство 30 (!) лет назад?

Странно, что с резкими нападками на учебник москвоведения выступили многие авторитетные средства массовой информации. Пытаясь хоть что-то противопоставить концепции курса, они охотно давали слово самым ортодоксальным ревнителям старины. Последних особенно возмущало значительное место, отведенное в учебнике описанию новых районов, промышленности, городскому транспорту и даже канализации! По мнению критиков, москвоведение следовало свести к душещипательным рассказам об "утраченном своеобразии", к тому, что может заинтересовать экскурсантов, приехавших в наш город на неделю-другую. Но разве стоит вводить специальную дисциплину только для подготовки этаких туристов-транзитников в своем собственном городе?

Тем не менее эти выступления не могли не сыграть своей негативной роли. Многие наши сограждане не способны скептически относиться к тому, что опубликовано на страницах газет или прозвучало в эфире. Если учесть, что большинство и в глаза не видали учебника, зато ознакомились с его критикой, то легко понять настороженное отношение к новой школьной дисциплине.

Да и без этого особого энтузиазма в средней школе москвоведение вызвать не могло. Проблем у директоров и учителей более чем достаточно. А тут еще новый предмет, для которого нужно выкраивать место в учебном плане и разыскивать учебные пособия. Трудно найти преподавателя - москвоведов не готовит ни один вуз. А учителя истории и географии, которым в большинстве случаев и поручают преподавание нового предмета, не особенно стремятся принимать на себя дополнительные обязанности и тратить свое свободное время на подготовку к нему.

Решить эту проблему может только соответствующее финансирование. Учителя должны получать компенсацию за потраченное на переподготовку время, а закупка учебных пособий не должна ложиться дополнительным бременем на школьный бюджет или кошельки родителей.

Найти средства для этих целей не так уж и сложно - например из тех, что выделены на подготовку празднования 850-летия Москвы.

Но мало найти средства, их нужно правильно использовать. А для этого ведать ими должен специальный совет. Причем в его состав должны входить не представители какой-то полумифической общественности, а те, кто непосредственно заинтересован в судьбе школьного москвоведения, - в первую очередь сами школьные учителя. Кроме них, в совете должны быть представлены организации, обеспечивающие поддержку учебного процесса, - педагогические вузы, москвоведческие лаборатории НИИ, издательства. Тогда и только тогда дело действительно пойдет.

Алексей Рогачев, автор первого экспериментального учебника по москвоведению "Москва: город - человек - природа"


Педагогическое пиратство в столичных музеях

Десять лет назад в старинном Торжке начала внедряться программа кандидата филологических наук Е.Вансловой по "музейному всеобучу" младших школьников. И вот теперь она дошла до Москвы.

В нескольких столичных учебных заведениях (школах ##109, 128, 199, 1275, 1669, 1521, 3-м детском саду, прогимназии "Пересвет" и других) в сетке часов появился новый предмет - "Музей и культура". Ведут его музейные педагоги - сотрудники Третьяковской галереи (М.Мацкевич), музея им. Глинки (О.Арнаутова), музея Л.Толстого (Т.Романова), директор клуба-музея "Кунцево" (В.Кутя), музея-заповедника "Коломенское" (Н.Наумова), директор музея истории МХТУ им. Д.Менделеева С.Аралов, а также сотрудники МИРОСа Т.Панкратова и Т.Чумалова. Для развития предмета МИРОСом разработана программа "Предметный мир культуры", рассчитанная на привлечение к новому предмету учителей общеобразовательных школ.

Музейные педагоги работают по собственным авторским программам. Но задача у них одна - приобщить ребенка к искусству, истории и культуре своей страны, своего города. Причем не преподносить сухие искусствоведческие знания на блюдечке, а погружать детей в мир культуры через эмоциональный ряд.

Младшие школьники 199-й школы вот уже четвертый год вместе со своим педагогом Т.Чумаловой путешествуют по эпохам на "ленте времени", их проводниками становятся предметы. Давно полюбилось им и участие в театрализованных постановках (например, "Первобытная охота"), для которых сами готовят костюмы и декорации. Но, к сожалению, все это происходит в замкнутом пространстве класса, а так важно увидеть своими глазами настоящие экспонаты, побродить по музею, вдохнуть его атмосферу.

Много лет проработав в школе, я не раз сталкивалась с ужасным качеством обзорных экскурсий: набор подчас ненужных сведений, бешеный галоп по залам музея, сухой и неэмоциональный рассказ экскурсовода... Каждый же учитель, пришедший со своим классом в музей, знает и уровень учеников, и то, на что необходимо обратить их внимание.

Т.Чумалова готовится вместе со своими учениками к походу в музей 2-3 месяца. Ребята за это время настолько вживаются в эпоху, что в состоянии сами проводить экскурсию. И иногда действительно делают это. Причем подобные посещения музея не похожи на традиционные обзорки. Это самые настоящие путешествия, в ходе которых ребятам приходится отгадывать загадки и кроссворды, рисовать и сочинять истории о предметах, увиденных ими. И постепенно приходит понимание того, что предметный мир неисчерпаем, а значит, в один и тот же музей можно ходить много-много раз.

Но тут идиллическая картина заканчивается. Оказывается, что музеи не горят желанием пускать в свои залы детей с учителями. Нет, если вы закажете экскурсию, то пожалуйста - добро пожаловать. А вот вздумается провести ее самой - тут уж, как говорится, посторонним вход воспрещен. Некоторые музеи, правда, разрешают подобные мероприятия, но берут за это так называемый налог - одну треть от стоимости экскурсии (это плюс к стоимости билетов). Да еще ставят условия: прийти, мол, можете только тогда, когда в музее нет своих экскурсий. Интересно, это когда же? Ночью? Вот и приходится музейным педагогам заниматься пиратством и устраивать эти уроки-экскурсии в столичных музеях тайком: где-то уговорив смотрителей, а где и подкупив их (это на учительскую-то зарплату!) В большинстве же музеев (как, например, в Оружейной палате), обхамив, выгоняют.

Говорят, что в 20-е годы неразрывная связь между школой и музеем была все-таки установлена. Сейчас же попытки возродить ее могут прекратиться: энтузиасты музейной педагогики уже не в силах стучаться в запертые на все засовы двери московских музеев.

Ирина ГРИГОРЬЕВА

P.S. Кстати, на коллегии МДО, посвященной 850-летию Москвы, прозвучало предложение возродить день бесплатного посещения школьниками музеев города. Может быть, хоть это даст возможность музейной педагогике все-таки развиваться?

А с 8 по 12 апреля в Московском департаменте образования будет проходить бесплатный семинар для учителей "Музей и подрастающее поколение"


к сведению

Учебные пособия по москвоведению, выпускаемые Московским департаментом образования:

А.И.Алексеев "География Москвы и Московской области". М.:Экопрос, 1994.

А.И.Алексеев "Экология Московского региона", М.:Экопрос, 1995.

В.Г.Горецкий "Московский букварь". М.:Дрофа, 1995.

"История Москвы": хрестоматия в 4 томах. Том 1. М.: Международный дом сотрудничества, 1995.

Рабочая тетрадь по географии и экологии Московского региона. М.: Экопрос, 1995.

Э.Э.Кац. "Дом". Серия "Мы живем в Москве". М.: Центр инноваций в педагогике, 1995 (готовятся к печати "Площади Москвы", "Улицы Москвы").


архив

Москвоведение в двадцатые годы

В России краеведение (родиноведение) имеет очень прочные традиции - во многих больших и малых городах, поместьях и селах беззаветно трудились тысячи подвижников, собиравших различные местные материалы, документы и реликвии. Они создавали музеи, организовывали выставки, проводили заседания краеведческих обществ, выпускали журналы.

На этой основе и развернулось по стране в 20-е годы школьное краеведение. Большое развитие оно получило в Москве и губернии. Хотя термин "москвоведение" в публикациях того времени и не встречается, но имелись похожие понятия, например "крымоведение". Следует подчеркнуть, что краеведение в 20-е годы носило действенный социально-преобразующий характер. Учащиеся не ходили пассивно на экскурсии по городу или узнавали о его прошлом и настоящем на уроках, а занимались самостоятельной исследовательской деятельностью. Ведущей формой выступало обследование школьниками близлежащих фабрик и заводов. Изучалась их история, записывались воспоминания кадровых рабочих. Но особенно подробно обследовались обстановка жизни рабочих в казармах и условия их труда на предприятиях.

Краеведческая деятельность педагогов и учащихся была солидно подкреплена с методической стороны. Библиография соответствующих работ в помощь учителю к концу 20-х годов насчитывает около 300 публикаций. В структуре управления московским образованием имелись краеведческие станции, отделы и сектора.

К сожалению, в 1929 г. произошел настоящий погром краеведения по всей стране (подлинное, а не мифологическое знание истории становилось опасным для тоталитарного режима). Были ликвидированы общества, прекратились местные издания. Более 3000 краеведов как членов "разветвленной вредительской организации" арестовали. Соответственно на долгие десятилетия прервалось и развитие школьного краеведения, были утрачены традиции, кадры. Поэтому сейчас так трудно пробивается к жизни "новый" предмет "Москвоведение".

Михаил БОГУСЛАВСКИЙ, доктор педагогических наук


викторина

Предлагаем вам провести с классом викторину по москвоведению и публикуем разработку нашего читателя.

1. В каком парке сохранились дубы, которые являются ровесниками Москвы? (Коломенский парк).

2. Какая площадь Москвы самая древняя? (Соборная площадь Кремля).

3. Какие два переулка в Москве названы в честь героев Куликовской битвы? (Переулки Пересветов и Ослябинский в Пролетарском районе).

4. Перечислите московские улицы, названные именами вождей крестьянских восстаний. (Улицы Разина, Пугачевская и Болотниковская).

5. Какие московские бульвары названы в честь выдающихся поэтов? (Бульвары Есенинский и Райниса).

6. Какая улица в Москве самая длинная, а какая - самая короткая? (Варшавское шоссе - 14 км, ул.Венецианова - 48 м).

7. Какая площадь самая большая, а какая - самая маленькая в Москве? (Красная площадь - 75000 кв.м, площадь Куйбышева - 2500 кв.м).

8. Кто был основателем Московской консерватории и когда она была открыта? (Н.Г. Рубинштейн, 1866 год).

9. Кому принадлежат слова: "Москва - моя Родина и такой будет для меня всегда"? (М.Ю.Лермонтову).

10. Какой художник посвятил свое творчество глубокому изучению и изображению древней Москвы? (А.М.Васнецов).

11. Назовите три памятника-танка в Подмосковье и где они находятся. (Рубеж Славы, деревня Ленино, 42-й км Ленинградского шоссе).

12. Какой город в Подмосковье был освобожден в 1941 году первым? (Солнечногорск, 12 декабря 1941 года).

13. Назовите места в Подмосковье, где установлены памятники-самолеты. (Город Истра, село Дракино, Серпуховский район).

14. Чем знаменит 40-й километр Ленинградского шоссе? (Отсюда был взят прах Неизвестного солдата и погребен у Кремлевской стены).

Николай СТЕПАНОВ,

методист Восточного учебного округа,

учитель школы #905