«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Не хватает ученого ослика
...А также автомобиля для гастрольных турне


Школьное сочинение
Собака и хозяин


Дом медведя
Экологическая тропа


Живой уголок
Приятные хлопоты


Учитесь падать с лошади

Лекарство от эгоизма

...И я скажу, кто ты

Полный пансион с шестиразовым питанием

Искусственный мир
Детские дома, как замкнутая система, не нужны


Министр - против...
или Сколько стоят слезы директора?


Ничего не вижу, ничего не слышу

Ставка на жизнеспособность
Пожилые люди реализуют свои планы и идеи вопреки мнению, что пора бы им и успокоиться


Скважины души
Любовь сосредоточена в детях


Уравнение со многими неизвестными
Каким быть "самому гуманитарному" из предметов?


Открытое письмо

Честная тройка?
Стопроцентная успеваемость достигается... списыванием


Дневник учителя
Вне оборота


"Золотой" ребенок,
или Мужчины тоже рожать умеют


Литература как порождение истории
Проект учебной программы для 9-11-х классов


От летописца до агитбригады
Итоги конкурса подведены: кто лучший по предмету?


Наедине с тестом
Почему выпускники техникумов боятся такого испытания


Повышенный уровень
Что скрывается за названием?


Финансовая авантюра?
Ссузы не желают переходить на региональный бюджет


Стиль жизни - директор
Будни и праздники Николая Трусова


C праздником Весны!

Когда на душе светло
Мода и этой весной остается демократичной. Носить можно все. Все, что вам идет


Сезон скидок
Распродажа - качество гарантировано


Шапки на полку
Как сберечь любимые вещи


Спагетти для радости
Цепких объятий депрессии вполне можно избежать


Детям - мороженое, супруге - цветы!
А также маме, бабушке, сестре, двоюродной сестре, тете, подруге, соседке, начальнице, классному руководителю...
Без букета 8 Марта не обойдешься.


Большой взрыв?..
Никто не знает, что ему предшествовало. Точно так же никто не скажет, что произойдет в мире после нападения США на Ирак


Я хочу летать, и я летать буду!

Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Стиль жизни - директор
Будни и праздники Николая Трусова


Московский колледж информатики и права cразу поразил меня своими масштабами, монументальными корпусами. Называться так он стал недавно - в 1997 году. Раньше это был колледж электронной техники, основанный еще в 1947 году.
Столичные телевизоры, компьютерная, вычислительная и радиотехника, бытовые электроприборы изготавливались и изготавливаются руками его выпускников. Без специалистов по микроэлектронным устройствам, полупроводниковым приборам и интегральным схемам не обходится и наша "оборонка". Между прочим, по всей России ссузов, готовящих специалистов в электронной промышленности, всего 12.

По натуре - лидер
Николай Алексеевич Трусов, директор колледжа, встречает меня на пороге, и мы отправляемся на экскурсию. В колледже огромные холлы с настенными панно еще советских времен, роскошный актовый зал, где, оказывается, занимается вечерами танцевальная студия, просторные кабинеты с новейшими компьютерами и радиотехникой.
Уже в уютном сравнительно небольшом кабинете Николая Алексеевича я узнаю: он директорствует тут уже двадцатый год. Да так, что стал победителем I Всероссийского конкурса "Лидер СПО России" в номинации "Директор - лидер в развитии социальной инфраструктуры ссуза". За словами "социальная инфрастуктура", оказалось, стоит ежемесячная стопроцентная надбавка преподавателям, регулярная материальная помощь студентам и, конечно же, современная учебно-материальная база. В год Николай Алексеевич на новое обрудование тратит полтора-два миллиона рублей. У Трусова 11 лабораторий, причем лаборатория технологии и оборудования производства интегральных микросхем обходится колледжу в 100 тысяч рублей ежегодно. Есть универсальная лаборатория физики твердого тела, полупроводниковых приборов и оптоэлектроники. Так что ребята работают в условиях, очень похожих на производственные. В 2002 году Трусов установил свою оптоволоконную линию для работы в интернете.
Николай Алексеевич - человек общительный, жизнерадостный и вообще по натуре - лидер. Знает практически все о каждом своем студенте, выручает попавших в беду, ведь с мальчишками всякое бывает.
Когда-то закончив Московский авиационный институт и отслужив в армии, попал на работу в Госкомитет по профтехобразованию заведующим лабораторией технических средств обучения. В то время в образовании люди с инженерным дипломом были редкостью. А Трусов неожиданно для себя почувствовал: тянет его в педагогику. Потом была аспирантура Академии педнаук, преподавательская работа в самых различных ПТУ Москвы и Московской области. И наконец, руководство называвшимся тогда Московским техникумом электронных приборов.
- Раньше ведь у нас были только технические специальности, а потом предприятия электронной промышленности начали перепрофилироваться, переходить в частные руки, и нашим ребятам стало просто некуда идти работать, - рассказывает Николай Алексеевич Трусов. - Государственными, или как сейчас говорят государственными унитарными, как правило, остались лишь немногие наши бывшие базовые предпрития, оборонная промышленность. К примеру, ГУП НПП "Пульсар", ГМЦ Госкомстата России, где зачастую проходят практику и куда идут работать наши выпускники. Можете представить, что в 93-м году при наших-то площадях в 14 тысяч квадратных метров у нас было всего-навсего 500 ребят и 26 преподавателей. Так что нам пришлось задуматься о дальнейшей жизни. Тогда-то и решили готовить ребят по гуманитарным специальностям. Для начала открыл "правоведение". Многие сомневались - где преподавателей найдешь. Мне так даже в нашей префектуре говорили. Конечно, поначалу трудно было. А сейчас кадры есть, хотя, конечно, нам трудно конкурировать с вузами, а тем более с коммерческими структурами, куда зачастую сманивают наших преподавателей-юристов. А ребят, закончивших факультет правоведения, с удовольствием берут секретарями судов, идут они в правоохранительные органы... И для тех, кто действительно хочет стать юристом, - это шанс бесплатно получить высшее образование, так как суды дают направление на бюджетное отделение.
Мы отправляемся на занятия к ребятам. Заходим к второкурсникам-программистам. В группе в основном мальчишки, девочки предпочитают изучать банковское дело и правоведение, поясняет Трусов. Программисты с увлечением слушают Валентину Ивановну Примак, обучающую их языкам программирования и алгоритмизации.
- Сейчас у нас 1200 студентов, мы смотрим, какие специальности нужны на рынке труда, - по ходу экскурсии рассказывает директор. - Так, недавно открыли еще один факультет - банковское дело. И все-таки наши главные профилирующие направления технические, - подчеркивает Николай Алексеевич, - микроэлектроника и твердотельная электроника, а также программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем.
Это экономистов и юристов можно учить с десятком компьютеров, - продолжает Трусов. - А вот специалиста по микроэлектронике готовить не так-то просто. Без материальной базы не обойтись. И без внебюджетных денег тоже.
- Обидно, что лишь 10 процентов ребят идут работать по профессии, на предприятия, - включается в разговор Виктор Золотовский, председатель предметной комиссии по микроэлектронике. - Остальные кто куда, где платят побольше. Ведь наших ребят с радостью берут на работу, они прекрасно знают вычислительную технику. Получается, что мы работаем чуть ли не вхолостую, - сетует Виктор Харитонович. И тут же предлагает мне посмотреть лабораторию схемотехники.
- Представляете, еще десять лет назад проверку микросхем на годность проводила целая бригада специалистов, а сейчас с этим может справиться один наш выпускник, конечно, если есть специальное оборудование. У нас ведь ребята универсалы. Умеют не только отремонтировать технику, но и протестировать ее, запустить в действие.
- Раньше наши ребята после пятилетнего курса в колледже шли сразу на третий курс МГТУ имени Баумана, - вступает в разговор директор. - Кстати, именно Бауманка была заинтересована в таком типе работы. Ведь там самый сильный отсев начинается как раз с 3-го курса. А не стали мы продолжать этот опыт только потому, что ребята после техникумов не получают отсрочки от армии. Им сразу же присылают повестки из военкомата. Мы предлагали, чтобы наших мальчишек брали в радиотехнические войска. Не захотел военкомат с этим возиться. У них в июне, когда получают мальчики дипломы, остаются места лишь в стройбат. Знаете, наших ребят начинают приглашать на работу уже с третьего курса, некоторым до 500 долларов предлагают. Какой же парень устоит, тем более что многие из неполных семей, причем не так редки случаи, когда нет мам, а воспитывает сына или дочь один отец.

Хочешь жить - умей выкручиваться?
У директора колледжа информатики и права проблемы все те же, что и у остальных, - с казначейством, с коммунальными службами.
- Но знаете, - говорит мне Николай Алексеевич, - если работать с умом, то выкрутиться можно. Просто надо заранее продумать, как потратить деньги, по каким статьям. Иначе ведь в конце года по ныне существующему положению деньги все равно будут изъяты. Конечно же, не обойтись без хорошего главного бухгалтера. Я, к примеру, на конец года ни копейки не оставляю, есть деньги - выписываю материальную помощь студентам, покупаю что-нибудь из оборудования. Конечно, нам в Москве проще, - соглашается Николай Алексеевич. - Чуть какие неувязки, можно оперативно обратиться в министерство, в провинции сложнее. Вот сейчас говорят о переводе многих российских вузов с федерального уровня на региональный. И что получится: тем, кто живет в богатых регионах - Тюмени, Самаре, может, даже лучше будет. А как быть остальным, чьи области и края дотационные? Уже сейчас от коллег из провинции приходится то и дело слышать - надо идти под вуз, другого выхода нет, высшие учебные заведения ведь на федеральном уровне остаются. А там свои проблемы. Для нас, москвичей, самый больной - пресловутый квартирный вопрос, проблема площадей. Вот многие вузы и хотят, чтобы ссузы вошли в их состав, а потом просто исподволь выжить средние специальные учебные заведения с их же собственной территории. Ведь не секрет, у большинства вузов Москвы не хватает корпусов.

Кадры решают все
В колледже растят свои кадры сами. Так, к примеру, заместитель Трусова по учебно-производственной работе Юрий Максимов закончил вначале техникум электронных приборов, потом МИРЭА, а сейчас учится в аспирантуре ГУП НПП "Пульсар" по микроэлектронике.
- Между прочим, он не единственный, - улыбается Николай Алексеевич, и мы направляемся к первокурснику МИФИ Дмитрию Ханжину.
- Дима в прошлом году закончил колледж, поступил в институт на вечернее отделение и остался преподавать. Свой предмет - основы алгоритмизации Дмитрий знает блестяще, - говорит мне Николай Алексеевич. - Кроме того, я могу быть уверен: пока учится в вузе, будет у нас работать. А потом, может, понравится, найдет свое призвание в педагогике. Так что мои кадровые надежды только на свои силы, точнее, на своих выпускников.

Светлана РУДЕНКО
Москва

 
  [Обратно] [На титульную] [Вверх]
 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.