«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Не хватает ученого ослика
...А также автомобиля для гастрольных турне


Школьное сочинение
Собака и хозяин


Дом медведя
Экологическая тропа


Живой уголок
Приятные хлопоты


Учитесь падать с лошади

Лекарство от эгоизма

...И я скажу, кто ты

Полный пансион с шестиразовым питанием

Искусственный мир
Детские дома, как замкнутая система, не нужны


Министр - против...
или Сколько стоят слезы директора?


Ничего не вижу, ничего не слышу

Ставка на жизнеспособность
Пожилые люди реализуют свои планы и идеи вопреки мнению, что пора бы им и успокоиться


Скважины души
Любовь сосредоточена в детях


Уравнение со многими неизвестными
Каким быть "самому гуманитарному" из предметов?


Открытое письмо

Честная тройка?
Стопроцентная успеваемость достигается... списыванием


Дневник учителя
Вне оборота


"Золотой" ребенок,
или Мужчины тоже рожать умеют


Литература как порождение истории
Проект учебной программы для 9-11-х классов


От летописца до агитбригады
Итоги конкурса подведены: кто лучший по предмету?


Наедине с тестом
Почему выпускники техникумов боятся такого испытания


Повышенный уровень
Что скрывается за названием?


Финансовая авантюра?
Ссузы не желают переходить на региональный бюджет


Стиль жизни - директор
Будни и праздники Николая Трусова


C праздником Весны!

Когда на душе светло
Мода и этой весной остается демократичной. Носить можно все. Все, что вам идет


Сезон скидок
Распродажа - качество гарантировано


Шапки на полку
Как сберечь любимые вещи


Спагетти для радости
Цепких объятий депрессии вполне можно избежать


Детям - мороженое, супруге - цветы!
А также маме, бабушке, сестре, двоюродной сестре, тете, подруге, соседке, начальнице, классному руководителю...
Без букета 8 Марта не обойдешься.


Большой взрыв?..
Никто не знает, что ему предшествовало. Точно так же никто не скажет, что произойдет в мире после нападения США на Ирак


Я хочу летать, и я летать буду!

Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Наедине с тестом
Почему выпускники техникумов боятся такого испытания


О едином государственном экзамене в Нижегородской области заговорили сразу же после объявления реформы образования. Однако участником эксперимента по проведению ЕГЭ область не стала. Нижегородские педагоги, в том числе и чиновники городского и областного уровня, ставили под сомнение готовность российской системы образования к тестированию. Аргументов было несколько. Во-первых, будут ли задания тестов соответствовать требованиям школьной программы. Во-вторых, техническое обеспечение проведения самого тестирования (при нынешнем бедственном материальном положении налицо дополнительные финансовые затраты, причем в масштабах всей страны - немалые). В-третьих, низкий уровень психологической готовности детей к тестированию.
Но было бы неправдой сказать, что нижегородцы незнакомы с системой тестирования. Четвертый год, например, в Нижегородском государственном техническом университете зачисление почти 50 процентов абитуриентов проводится по итогам централизованного московского тестирования. Тесты, разработанные в Центре тестирования Министерства образования РФ, присылают из Москвы, а после их заполнения отправляют обратно, где их и обрабатывают. Результаты же приходят в Нижний Новгород уже зафиксированные в сертификате, который и подается в приемную комиссию. По тому же принципу действуют и в других нижегородских вузах, например архитектурно-строительном, лингвистическом университетах. В Волго-Вятской академии государственной службы тестирования не проводят, но с таким сертификатом принимают студентов на платной основе.
В вузах, где такая схема приема достаточно отлажена, говорят, что ничего сложного в этом нет, и если единый государственный экзамен все-таки станет реальностью, то они к этому готовы. Однако сотрудники приемных комиссий отмечают: на тестирование в вузах соглашаются больше школьники, нежели выпускники техникумов. Последние не хотят оставаться наедине с бумажным листом, то бишь тестом. Связано это с тем, что школьную программу, по которой даются тесты, они уже успели подзабыть за время учебы в ссузе. И хотя в вузах дают возможность вспомнить школьные знания по той же физике или математике на краткосрочных подготовительных курсах, выпускники техникумов предпочитают на вступительных экзаменах живое общение с преподавателями.
Это заставляет задуматься еще и потому, что многие преподаватели, в том числе и ссузов, настроены весьма осторожно. "Рациональное зерно в ЕГЭ, конечно, есть. Но только в том случае, если все будет честно и в рамках школьной программы, не рассчитанной на элитарные классы", - поясняет Наталья Торина, преподаватель русского языка и литературы нижегородского автотранспортного техникума. "Пока это в стадии эксперимента, мы в нем не участвуем, а судить - хорошо это или плохо - можно, лишь когда испытаешь на себе", - говорят студенты.
В экономическом техникуме к введению ЕГЭ относятся спокойнее. Директор Геннадий Данилин, побывавший в Москве на совещании, где обсуждался и этот вопрос, говорит, что в столице опыт ЕГЭ за два "экспериментальных" года оценивается положительно. Поэтому техникум готов принять такую схему набора студентов, если она выйдет за рамки эксперимента.
Оптимистично настроены к ЕГЭ в масштабе России и в нижегородском медицинском училище N3. По мнению директора НМУ Владимира Григорьева, он поможет в приеме, "учитывая демографическое состояние, которое коснулось и учреждений среднего профессионального образования, когда мы будем и уже начали испытывать голод в абитуриентах". В 2002 году даже здесь, в единственном из семи медучилищ Нижегородской области, где готовят медицинских работников среднего звена по восьми специальностям, пришлось объявлять дополнительный набор, чего прежде никогда не было. Отчасти спасают ситуацию профильные классы в школах Нижнего Новгорода. Медицинские классы в нескольких школах при содействии НМУ N3 были созданы для того, чтобы дети выбирали профессию более целенаправленно и были готовы к тому, что им предстоит в медицинском училище. А в школе N31 даже раза два применяли систему, подобную ЕГЭ, - зачисляли бывших учащихся медицинского класса по результатам единого выпускного в школе и вступительного в НМУ экзамена. "Эти ребята и учатся хорошо, нет отсева за неуспеваемость, - констатирует Владимир Михайлович, - и занимаются они с большим желанием, если сравнивать с обычно поступившими". Того же мнения придерживаются и преподаватели. С другой стороны, необходимо упомянуть, что в некоторых ссузах медицинского и педагогического профиля города и области склонны расширить использование собеседования. Такая форма вступительного испытания, говорят педагоги, позволяет полнее раскрыть, узнать абитуриента не только как учащегося, но и как личность. Вероятно, это противоречит механизму проведения ЕГЭ, хотя сами педагоги и не против экзамена.
Если учесть, что введение ЕГЭ предполагает поступление в учебные заведения абитуриентов из различных регионов России, то на повестку дня встает еще один важный вопрос - жилье. Эта проблема может стать одной из существенных преград для поступающих в те же техникумы и колледжи. Большинство ссузов не имеет общежитий, и уже сейчас существуют прецеденты, когда студенты забирают документы лишь из-за того, что не в состоянии оплатить свое проживание в другом городе.
На мой вопрос о едином государственном экзамене министр образования и науки Нижегородской области Сергей Наумов ответил так: "Сама идея ЕГЭ хорошая, она ведет к выравниванию качества образования, и в этом случае мы ее поддерживаем. Но в настоящее время ее нельзя реализовать по одной простой причине - сегодня нет равного качества образования. Если единый экзамен, значит, и оценка в любой школе должна быть равной по качеству. Например, пятерка по математике в физико-математическом лицее Нижнего Новгорода должна быть такой же пятеркой в школе рабочего поселка Варнавино, любого другого села. Но даже в Нижнем Новгороде в разных школах - оценки разные. Поэтому для того, чтобы выйти на ЕГЭ, надо уравнять качество образования".

Ирина МАЛИНИНА

Нижний Новгород

 
  [Обратно] [На титульную] [Вверх]
 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.