«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Не хватает ученого ослика
...А также автомобиля для гастрольных турне


Школьное сочинение
Собака и хозяин


Дом медведя
Экологическая тропа


Живой уголок
Приятные хлопоты


Учитесь падать с лошади

Лекарство от эгоизма

...И я скажу, кто ты

Полный пансион с шестиразовым питанием

Искусственный мир
Детские дома, как замкнутая система, не нужны


Министр - против...
или Сколько стоят слезы директора?


Ничего не вижу, ничего не слышу

Ставка на жизнеспособность
Пожилые люди реализуют свои планы и идеи вопреки мнению, что пора бы им и успокоиться


Скважины души
Любовь сосредоточена в детях


Уравнение со многими неизвестными
Каким быть "самому гуманитарному" из предметов?


Открытое письмо

Честная тройка?
Стопроцентная успеваемость достигается... списыванием


Дневник учителя
Вне оборота


"Золотой" ребенок,
или Мужчины тоже рожать умеют


Литература как порождение истории
Проект учебной программы для 9-11-х классов


От летописца до агитбригады
Итоги конкурса подведены: кто лучший по предмету?


Наедине с тестом
Почему выпускники техникумов боятся такого испытания


Повышенный уровень
Что скрывается за названием?


Финансовая авантюра?
Ссузы не желают переходить на региональный бюджет


Стиль жизни - директор
Будни и праздники Николая Трусова


C праздником Весны!

Когда на душе светло
Мода и этой весной остается демократичной. Носить можно все. Все, что вам идет


Сезон скидок
Распродажа - качество гарантировано


Шапки на полку
Как сберечь любимые вещи


Спагетти для радости
Цепких объятий депрессии вполне можно избежать


Детям - мороженое, супруге - цветы!
А также маме, бабушке, сестре, двоюродной сестре, тете, подруге, соседке, начальнице, классному руководителю...
Без букета 8 Марта не обойдешься.


Большой взрыв?..
Никто не знает, что ему предшествовало. Точно так же никто не скажет, что произойдет в мире после нападения США на Ирак


Я хочу летать, и я летать буду!

Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
От летописца до агитбригады
Итоги конкурса подведены: кто лучший по предмету?


Как и в прошлые годы, в 2002-м особенно активное участие в конкурсе "Сто друзей" приняли историки. Наряду с литераторами это самая плодовитая часть отечественных педагогов. Авторам трех методических разработок к урокам по истории (из семнадцати рассмотренных жюри) были присуждены призовые места.
Историки традиционно проявляют себя не только на уроках. Самый яркий материал оказался в номинации "Организация внеклассной работы по предмету". Соавторы Валентина ИВАНОВА, учитель истории педагогического лицея Великих Лук, и Юлия ЯРЫШКИНА, учитель английского языка того же учебного заведения, прислали на конкурс сценарий внеклассного мероприятия для 7-го класса "Россия - Родина моя". Он содержит подробную сценографию, подборки стихов и песен, реплики и ремарки. По мере развития действо приобретает черты обучающего мероприятия, зрители вовлекаются в исследовательскую работу. Политическая история России обыгрывается авторами в ключе державной, государственнической идеологии. Формы подачи материала варьируются. Здесь и монолог летописца, читающего фрагменты хроники, и рассказ былинного богатыря, и выступление агитбригады.
Весьма интересная работа представлена в номинации "Технологии и методики преподавания". Юрий АБРОСИМОВ, учитель истории гимназии N 4 города Норильска, составил разработку "Технология дистанционного обучения". Автор предложил цельную систему исторического образования. Работа написана им на основе богатого практического опыта и анализа систематического анкетирования учеников, обучающихся по предлагаемой системе. Она предусматривает комплексное изучение материала. В качестве одного из примеров взята тема "Русское государство и право в IX - XVII веках". Здесь дается детальное описание технологии, методики и набора конкретных приемов работы. Используются разнообразные формы контроля знаний. Предусматривается проведение глоссарного (терминологического) диктанта, практикуется работа с хронологическими таблицами, применяется информационная атака, дискуссия и т.д. Юрий Абросимов подробно описывает плюсы и минусы модульного подхода, предостерегая коллег от ошибок. В предлагаемую систему обучения по усмотрению учителя может быть вписана видеолекция, консультация, тестирование, составление схем.
Недостатки учебников педагог может компенсировать самостоятельным подбором материалов к уроку, но работа эта трудоемкая, да и времени на нее зачастую не хватает. Поэтому особенно приятно было обнаружить методическую разработку Натальи КРЮЧКИНОЙ, учителя истории СШ N 30 поселка Базанча Кемеровской области, "Загадки на уроках истории" в номинации "Материалы к уроку". Наталья Борисовна собрала загадки, пригодные для изучения древнего мира и отечественной истории, дала теоретическое обоснование и методические рекомендации по их использованию на уроках. Среди плюсов методической разработки - органическое сочетание исторической темы загадки с ее поэтической формой. Хотя художественные качества не всегда соответствуют классическим образцам загадки, но зато открывают простор для творчества учителям, а заодно и ученикам. Сочиняйте, пробуйте, улучшайте свой урок до бесконечности. Главное тут - почин. Наталья КРЮЧКИНА подала хороший пример. Ее разработка может стать практическим материалом для учителей истории, работающих в средних классах.
Следует также отметить сценарий урока "Крымская война", присланного на конкурс Станиславом СИНЦОВЫМ, учителем истории уже упомянутой гимназии Норильска. Урок детально продуман, позволяет преподавать материал комплексно, соединяя в единую картину изученное на предыдущих занятиях с новыми знаниями. Качественно проработана методическая сторона урока: ученики выстраивают хронологию событий, знакомятся с исследуемой эпохой через образы исторических личностей. Крымская война рассматривается в конкретном контексте. Ребятам предлагается самостоятельно делать выводы о причинах события и о его последствиях.
Итоги конкурса подведены. Лучшие конкурсные работы читайте на страницах "Учительской газеты" и ее приложения - журнала "Учитель года".

Вячеслав РУМЯНЦЕВ

 
  [Обратно] [На титульную] [Вверх]
 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.