«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Не хватает ученого ослика
...А также автомобиля для гастрольных турне


Школьное сочинение
Собака и хозяин


Дом медведя
Экологическая тропа


Живой уголок
Приятные хлопоты


Учитесь падать с лошади

Лекарство от эгоизма

...И я скажу, кто ты

Полный пансион с шестиразовым питанием

Искусственный мир
Детские дома, как замкнутая система, не нужны


Министр - против...
или Сколько стоят слезы директора?


Ничего не вижу, ничего не слышу

Ставка на жизнеспособность
Пожилые люди реализуют свои планы и идеи вопреки мнению, что пора бы им и успокоиться


Скважины души
Любовь сосредоточена в детях


Уравнение со многими неизвестными
Каким быть "самому гуманитарному" из предметов?


Открытое письмо

Честная тройка?
Стопроцентная успеваемость достигается... списыванием


Дневник учителя
Вне оборота


"Золотой" ребенок,
или Мужчины тоже рожать умеют


Литература как порождение истории
Проект учебной программы для 9-11-х классов


От летописца до агитбригады
Итоги конкурса подведены: кто лучший по предмету?


Наедине с тестом
Почему выпускники техникумов боятся такого испытания


Повышенный уровень
Что скрывается за названием?


Финансовая авантюра?
Ссузы не желают переходить на региональный бюджет


Стиль жизни - директор
Будни и праздники Николая Трусова


C праздником Весны!

Когда на душе светло
Мода и этой весной остается демократичной. Носить можно все. Все, что вам идет


Сезон скидок
Распродажа - качество гарантировано


Шапки на полку
Как сберечь любимые вещи


Спагетти для радости
Цепких объятий депрессии вполне можно избежать


Детям - мороженое, супруге - цветы!
А также маме, бабушке, сестре, двоюродной сестре, тете, подруге, соседке, начальнице, классному руководителю...
Без букета 8 Марта не обойдешься.


Большой взрыв?..
Никто не знает, что ему предшествовало. Точно так же никто не скажет, что произойдет в мире после нападения США на Ирак


Я хочу летать, и я летать буду!

Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Литература как порождение истории
Проект учебной программы для 9-11-х классов


Уроки 14-16 (начало)
Уроки 14-16 весьма насыщенны идейно и тематически связаны. Бессмертие и смерть, Бог и человек, история и общество √ обсуждение столь глобальных вопросов, во-первых, потребует хорошей подготовки, во-вторых, может не ограничиться тремя уроками. Я и не настаиваю на этом количестве √ пусть уроков будет столько, сколько потребуется. (См. таблицу 1).

История
Предварить разговор на философские и историософские темы хотелось бы одним небольшим наблюдением.
Иногда история предоставляет возможность усмотреть связь, казалось бы, никак не связанных событий. Попробуем вникнуть в логику следующих фактов (см. таблицу 2).
Итак, исполненная реформаторского пыла, Екатерина повелевает учредить Комиссию для составления нового свода законов. В "Наказе" к депутатам Екатерина излагает "зады" Монтескье и Беккариа (отметим, в связи с нашей темой, что теория Монтескье √ масонская по происхождению. Это вообще как бы "официальная", публичная версия масонской социально-политической программы). Для начала своих реформ Екатерина почему-то выбирает консервативную, хорошо еще помнящую старину Москву, а не проективно-реформаторский Петербург. Но Московский Кремль, имеющий для каждого русского сакральное значение, кажется немке Екатерине неудобным и несовременным. Она поручает своему придворному архитектору Баженову ни много ни мало перестроить Кремль!
Можно ли себе представить Москву без Кремля? И уцелела ли бы вообще Москва без него? И за что, например, сражались бы русские солдаты в Отечественную войну 1812 или 1941? Петр-реформатор, отрезавший бороды и заставивший носить русских европейское платье, не мог покуситься на Москву, как ни ненавидел ее. Пришлось построить новую столицу. А Екатерина √ смогла. Она вполне могла представить Москву без ее святыни. Точнее √ с преобразованной до неузнаваемости святыней. Ну, допустим, она родилась в Германии и была человеком сугубо своего времени, со всем присущим этому времени вкусом √ с любовью к паркам и дворцам и нелюбовью к "темному средневековью". Но решимость русского человека разрушить основу, сакральный центр собственного государства √ это менее понятно. Впрочем, исходя из опыта ХХ века, уже ничему не удивляешься. Перед нами достойный плод петровских преобразований, выпускник шуваловской Академии художеств, от которой в числе лучших учеников он в 1760 году отправился за границу, - Василий Иванович Баженов (1737-1790). Став активным масоном, он стремился воплотить отвлеченные идеи и символы "вольных каменщиков" в своей архитектуре.
По первоначальному плану предполагалось, сохранив почитаемые святыни и лучшие здания, расчистить Кремль, "обновить вид сего древностью обветшалого и нестройного града", придать его облику свойственные классицизму уравновешенность и симметрию. Баженов планирует прямые улицы, веером расходящиеся от древних Троицких ворот, новые площади. Но затем замысел расширяется: возникает идея громадного дворца-храма, который займет всю южную часть Кремля. В центре он выдвинется к набережной Москва-реки, по сторонам ≈ закруглится внутрь, сливаясь в одно целое с другими кремлевскими зданиями. Речь уже не идет о сохранении святынь. В. И. Баженов предполагает, взорвав часть Кремля, возвести масонское сооружение. Екатерина (кажется, не вникая в подробности) одобряет план. Начинаются работы.
Но тут √ попробуйте сказать иначе - сама история начинает препятствовать разрушению исторического центра Русского государства. Начинается русско-турецкая война. Впрочем, она сразу складывается столь успешно, что строительные работы, хоть и медленно, но продвигаются. Взят Хотин. Эскадра под командой Алексея Орлова входит в Эгейское море и поднимает восстание на Балканах. Потемкин одерживает победу при Фокшанах. Взят Наварин. Турецкий флот заперт и сожжен в Чесменской бухте. Гр. П. Румянцев побеждает при Ларге и у реки Кагул. Гр. П. Панин берет Бендеры.
И тогда, особенно заметная и страшная на фоне этих блестящих успехов, в Москву приходит "моровая язва" √ чума.
Отношение к эпидемиям и стихийным бедствиям (к которым постепенно привыкаем и мы) в XVIII веке было существенно иным. Большинство населения Москвы в то время однозначно трактовало чуму как Божие наказание. Согласно традиционному представлению, за массовое горе (как и за массовое счастье) всегда ответственен монарх. Природные катаклизмы, болезни √ суть Божьи знаки его ошибочных действий или √ чаще всего √ незаконности его власти. В свое время три голодных лета стоили потомкам Годунова царства и привели Русь к великой Смуте. В данном случае (и в одном из эпизодов это проявляется особенно наглядно) сталкивается традиционное народное сознание с новой идеологией Просвещения.
Итак, Москва вымирает. Отчаявшиеся люди толпами идут к чудотворной иконе, молятся, прикладываются к ней. Как всегда в таких случаях, может помочь только чудо. За чудом и обращаются. И тогда архиепископ Амвросий, рассудив, совсем как современный медик, что скопления народа содействуют распространению заразы, приказывает убрать икону. Обезумевшая толпа буквально разрывает его на куски. В этом √ весь XVIII век, здесь все знаки перепутаны: у священника недостает веры, он не выносит, как следовало бы, а убирает икону, показывает пример "просвещенного" поведения, а верующий, но приведенный в отчаяние и возмущенный народ совершает тяжкий грех √ убийство священнослужителя. В то же время и мученичеством за веру (при всем внешнем подобии) это не назовешь. Разве что мученичеством за идею Просвещения, прогресса и роста научных знаний √ вроде Сервета или Бруно. А при этом перед нами не гуманист, не ученый, а православный священник, архиерей. Чудно.
Однако: работы по разрушению Кремля приостановлены. Чума, кажется, выполнила свое назначение. Но когда эпидемия проходит, работы возобновляются. В этот период происходит еще одно важное событие √ поначалу ему не придают большого значения: восстание яицких казаков. Между тем √ это грозное предзнаменование. Смысл его раскрывается, когда взрывается кремлевская стена, выходящая на набережную, вместе с башнями, а в Санкт-Петербург приезжает известный и модный философ-просветитель, один из главных авторов и создателей знаменитой "Энциклопедии" - Дени Дидро.
Этого французского афея, как сказал бы Пушкин, связывает с Екатериной давняя дружба по переписке, но и не только: в 1765 году Дидро продал Екатерине свою библиотеку за 16000 ливров, при этом сохранив право пожизненного пользования ей и вдобавок получив в подарок ежегодную пенсию в 1000 ливров. Т. е. на оставшиеся ему 20 лет жизни Дидро, благодаря Екатерине, куском хлеба был обеспечен. Учитывая, что последний (17) том Энциклопедии как раз-таки вышел накануне, в 1772 году, для Дидро любезное приглашение русской императрицы, было весьма кстати.
Екатерина, вообще страстная любительница чтения, высоко ценила Энциклопедию. Она не исключала даже возможности возобновления ее издания в России. (Позже весьма либеральный и даже, есть такое мнение, прямой масон митрополит Московский Платон назовет Энциклопедию в числе шести безусловно вредных, достойных запрета публикации книг из более 400 наименований, предложенных ему Екатериной). При этом императрица не могла не понимать, что идеи энциклопедистов подрывают основы ее собственного государства. А может, и вправду не понимала? О ней говорили как о хорошем тактике и плохом стратеге √ она слабо предвидела далекие последствия своей политики. Полное "прозрение" пришло после начала Французской революции, когда Екатерина писала барону Гримму: "Я бестрепетно буду ждать благоприятной минуты, когда вам будет угодно оправдать в моем мнении философов и их прислужников в том, что они участвовали в революции, особливо же в энциклопедии, ибо Гельвеций и д▓Аламбер оба сознались покойному прусскому королю, что эта книга имела только две цели: первую √ уничтожить христианскую религию, вторую √ уничтожить королевскую власть. Об этом говорили уже в 1777 г."
Что ж: может, в 1773 "об этом" еще не говорили. Или скорее √ говорили, да Екатерина не слышала. Дидро и другой друг по переписке Вольтер не названы (хотя могли бы вполне). Тот же Вольтер писал в 1862 году: "Все, что я теперь вижу, разбрасывает семена будущей революции, которая неминуемо должна случиться, но которой я не буду уже иметь удовольствия быть свидетелем. Свет до такой степени распространился, что от малейшего случая может произойти взрыв. И вот будет славное крошево. Как будут счастливы молодые люди. Каких штук они насмотрятся". Вольтер и Руссо умерли в один год, за 11 лет до начала революции. Дидро √ за 5 лет до начала. И вот на идеях таких мыслителей Екатерина думала воспитывать сына! Нетрудно догадаться, что впоследствии он не был за это особенно признателен матери. Или в 1773 году, когда Екатерина встречалась с Дидро, ей все это не было очевидно?
Но сам ход истории подсказывал ей, поскольку сразу вслед за разрушением кремлевской стены и приездом Дидро, царствование Екатерины было поставлено под вопрос √ так серьезно, как этого за 10 лет правления еще не бывало: началось восстание Пугачева. И хотя Пугачев и организаторы бунта, разумеется, не связывали своих действий с тем, что творится в Москве, они хотели идти на Москву, и, несомненно, на их стороне в конце концов оказались бы все те, для кого правление немки Екатерины было незаконным и нечестивым. Москва, возможно, приняла бы Пугачева так же, как и Казань, если бы он "жаловал" ее жителям старый Кремль, прежнее благочестие и отмену всех "новин". И, видимо, Екатерина все же это поняла. Работы по "переустройству" вновь были остановлены. После же казни Пугачева были обнаружены трещины в Архангельском соборе Кремля. Стало ясно, что сохранить даже немногие святыни, при дальнейшем ходе дела, не удастся. Строительство было прекращено, а через 10 лет стена и башни Кремля восстановлены. Масонский проект Баженова в Кремле потерпел неудачу.
История эта до боли напоминает ХХ век √ снос Чудова монастыря с древнейшим московским храмом времен Калиты и храма Христа Спасителя. Дворец советов на месте последнего, подобно баженовскому дворцу, не продвинулся выше фундамента. А Кремлевский Дворец съездов и поныне "красуется" за древней кирпичной стеной.
Тогда же, при Екатерине, окончательно снесли только стены Белого города, по линии которых прошли такие теперь уже знакомые и привычные всем, такие "московские" бульвары.

Илья БРАЖНИКОВ,
учитель истории и литературы, Москва

Продолжение следует

Таблица 1

Таблица 2

 
  [Обратно] [На титульную] [Вверх]
 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.