«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Не хватает ученого ослика
...А также автомобиля для гастрольных турне


Школьное сочинение
Собака и хозяин


Дом медведя
Экологическая тропа


Живой уголок
Приятные хлопоты


Учитесь падать с лошади

Лекарство от эгоизма

...И я скажу, кто ты

Полный пансион с шестиразовым питанием

Искусственный мир
Детские дома, как замкнутая система, не нужны


Министр - против...
или Сколько стоят слезы директора?


Ничего не вижу, ничего не слышу

Ставка на жизнеспособность
Пожилые люди реализуют свои планы и идеи вопреки мнению, что пора бы им и успокоиться


Скважины души
Любовь сосредоточена в детях


Уравнение со многими неизвестными
Каким быть "самому гуманитарному" из предметов?


Открытое письмо

Честная тройка?
Стопроцентная успеваемость достигается... списыванием


Дневник учителя
Вне оборота


"Золотой" ребенок,
или Мужчины тоже рожать умеют


Литература как порождение истории
Проект учебной программы для 9-11-х классов


От летописца до агитбригады
Итоги конкурса подведены: кто лучший по предмету?


Наедине с тестом
Почему выпускники техникумов боятся такого испытания


Повышенный уровень
Что скрывается за названием?


Финансовая авантюра?
Ссузы не желают переходить на региональный бюджет


Стиль жизни - директор
Будни и праздники Николая Трусова


C праздником Весны!

Когда на душе светло
Мода и этой весной остается демократичной. Носить можно все. Все, что вам идет


Сезон скидок
Распродажа - качество гарантировано


Шапки на полку
Как сберечь любимые вещи


Спагетти для радости
Цепких объятий депрессии вполне можно избежать


Детям - мороженое, супруге - цветы!
А также маме, бабушке, сестре, двоюродной сестре, тете, подруге, соседке, начальнице, классному руководителю...
Без букета 8 Марта не обойдешься.


Большой взрыв?..
Никто не знает, что ему предшествовало. Точно так же никто не скажет, что произойдет в мире после нападения США на Ирак


Я хочу летать, и я летать буду!

Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Боевые машины из Кургана
15 лет назад на вооружение отечественной армии была принята БМП-3


Среди образцов российского вооружения и военной техники (В и ВТ) немало звучных, всемирно известных имен. Это истребители - МиГ-29 и Су-27, винтокрылы "Ми", гранатомет РПГ-7 и автомат Калашникова, танки Т-72 и Т-80, дизельная подлодка "Варшавянка" и гигантский атомный подводный крейсер "Акула", зенитные ракетные комплексы С-300. В этом ряду, безусловно, находится и семейство боевых машин пехоты, разработанных на Курганском машиностроительном заводе, и, в частности, последняя из них - БМП-3, признанная лучшей в своем классе на последних международных выставках вооружения и военной техники. Сегодня мы предлагаем подборку интервью со специалистами, стоявшими у истоков создания и модернизации боевой машины.

БЛАГОНРАВОВ Александр Александрович - генерал-майор в отставке, в 1976 √ 1991 гг. главный конструктор Курганмашзавода, под руководством и при непосредственном участии которого разработаны, испытаны и поставлены на производство БМП-2 и БМП-3.
- Александр Александрович, вас с полным правом, образно говоря, можно назвать отцом БМП-3. Как рождалась эта боевая машина?
- Начало опытно-конструкторским работам (ОКР) по созданию новой БМП, как и любого другого сложного комплекса, положило специальное постановление Центрального комитета партии и Совета Министров СССР, в котором был определен головной ее разработчик - Специальное конструкторское бюро "Курганский машиностроительный завод" (СКБ КМЗ) и соисполнители по отдельным системам и узлам машины. Проект разрабатывался СКБ КМЗ с участием ВНИИТМ - головного института отрасли по бронетанковой технике и ВНИИ стали, обосновавшего возможность и целесообразность применения алюминиевой брони.
В соответствии с постановлением правительства тульское Конструкторское бюро приборостроения (КБП) разрабатывало оружие, завод "Трансмаш" - двигатель, ВНИИ "Сигнал" - стабилизированный привод наведения, ЦКБ "Пеленг" - прицельный комплекс, СКБ "Ротор" - электроавтоматику для шасси и боевого отделения. Все эти системы разрабатывались по частным техническим заданиям, утвержденным главным конструктором ОКР. ВНИИТМ оказывал реальную помощь СКБ КМЗ в разработке гидромеханической трансмиссии, ходовой части и водоходного движителя, но постоянно находился в... оппозиции главному конструктору по общей компоновке, комплексу вооружения и двигателю. Это побуждало находить все более убедительные доводы для обоснования принятых решений.
- Как удалось заложить в БМП-3 такие возможности модернизации?
- Для того чтобы обеспечить долговременное преимущество новой БМП над зарубежными аналогами, многие технические решения сразу принимались с учетом дальнейшей модернизации. Например, устанавливался безнаддувный двигатель УТД-29, а в КБ барнаульского завода "Трансмаш" уже был разработан проект двигателя УТД-32 с наддувом и значительно большей мощности. Одновременно в СКБ КМЗ была проработана возможность его установки вместо двигателя УТД-29. Такая перспектива сыграла немалую роль в решении комиссии с участием главкома сухопутных войск, посетившей Барнаульский завод, о применении на новой БМП двигателя УТД-29, а не двигателя 2В-06, также предлагавшегося для использования. Теперь двигатель УТД-32 устанавливается на модернизированном варианте БМП-3.
Когда принималось решение о применении 100-мм осколочно-фугасных снарядов устаревшей разработки, учитывалось, что оно временное, и соответствующие переговоры с разработчиком ("НИМИ") по этому вопросу велись. Сейчас уже есть результат. То же относится к БТ снаряду для 30-мм автоматической пушки. Разработчик (НПО "Прибор") уже тогда представлял результаты испытаний нескольких опытных образцов. Сейчас уже есть новый снаряд.
Надствольный дальномер тоже был временным, но уже имеющимся решением. Ясно было, что в перспективе дальномер должен быть встроен в прицел. Сегодня это сделано.
В целом возможности модернизации тем шире, чем больше свободный внутренний объем и запас грузоподъемности. По этим показателям БМП-3 намного превосходит БМП-2.

ЗАХАРОВ Михаил Александрович √ Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии СССР, в 1981 √ 1991 гг. заместитель министра оборонной промышленности СССР.
- Насколько БМП-3 превзошла свою предшественницу БМП-2 по тактико-техническим характеристикам?
- Сразу отмечу, что БМП-3 была именно той машиной, которая на момент своего появления была нужна нашей армии. По своим ТТХ она значительно превосходила БМП-2. В частности, активное расположение десанта значительно увеличило плотность огня в переднем секторе машины. На БМП-3 было установлено новое вооружение - 30-мм и 100-мм пушки. Установка 100-мм пушки позволила поражать укрытые цели и цели на обратных склонах, также появилась возможность запуска ПТУР через ствол пушки и управления им по лучу лазера. Все эти преимущества и позволили БМП-3 обойти американских и английских конкурентов по вооружению, системе управления огнем, надежности машины.
- Какова, на ваш взгляд, дальнейшая судьба БМП-3?
- Изначально судьба этой машины была нелегкой. Многие были категорически против создания БМП-3 в том виде, в каком ее предложили. Но благодаря усилиям коллектива завода и СКБ под руководством А. Благонравова, тульского КБП и его генерального директора А. Шипунова, главного конструктора двигателя Б. Егорова, Министерства оборонной промышленности, ГАБТУ МО боевую машину удалось отстоять. Это сказалось на судьбе Курганмашзавода, который сумел выжить в трудные времена за счет поставки БМП-3 на экспорт. На базе БМП-3 конструкторы создали бронированную эвакуационную машину БРЭМ-Л и работают над созданием боевых машин нового поколения.
Можно с уверенностью сказать, что сегодня жизненный ресурс БМП-3 далеко не исчерпан. Что касается, например, экспортных возможностей этой машины, то они очень велики, благодаря тому, что до сих пор конкуренты не смогли создать ничего подобного.

ЖУРАВЛЕВ Николай Алексеевич √ генерал-лейтенант запаса, был первым заместителем начальника ГБТУ МО СССР, возглавлял группу специалистов-испытателей БМП-3 в Объединенных Арабских Эмиратах.
- Насколько БМП-3 соответствовала требованиям армии и как она показала себя при практической эксплуатации в войсках?
- БМП-3 по конструктивным параметрам соответствовала требованиям Вооруженных Сил, хотя первая партия машин, переданная в Белорусский военный округ, и имела некоторые недоработки, которые устранялись в процессе эксплуатации. С учетом устраненных недостатков БМП-3 при эксплуатации в войсках показала себя положительно.
- В какие страны поставлялась БМП-3, каковы ее экспортные перспективы и чем она выгодно отличается от зарубежных аналогов?
- Новая БМП поставлялась в Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Кипр и Южную Корею. Экспортный потенциал этой разработки достаточно высок, поскольку по своим тактико-техническим характеристикам она существенно превосходит зарубежные аналоги, такие, как "Брэдли" (США), "Уориер" (Англия). В частности, БМП-3 оснащена ракетно-пушечным комплексом вооружения, динамической защитой от поражения кумулятивными средствами в широком диапазоне курсовых углов обстрела. При весе 18 тонн машина имеет устойчивую плавучесть и обладает повышенной проходимостью в условиях снега и песка.
Отмечу, что БМП-3 с большим отрывом оставила позади своих конкурентов во время тяжелейших испытаний в пустыне в Объединенных Арабских Эмиратах. В результате после ряда переговоров был подписан первый в истории контракт с ОАЭ на поставку большой партии российских БМП-3.
НИКОНОВ Александр Иванович √ генеральный директор-главный конструктор ОАО "СКБМ".
- Александр Иванович, какие этапы модернизации БМП-3 вы можете выделить?
- В конце 80-х годов одновременно с принятием БМП-3 на вооружение были начаты новые ОКР по ее совершенствованию. Однако из-за отсутствия средств работа по модернизации машины началась, только когда на нее появились заказы из-за рубежа. Деньги от продажи машин Курганмашзавод и другие изготовители направляли на дальнейшее совершенствование БМП и ее систем.
В результате боевая машина получила новый форсированный двигатель и форсированную систему охлаждения, новую информационно-управляющую систему, кондиционер. Сегодня БМП-3 реально эксплуатируется при температурах выше 55 (!) градусов без ограничений. Также на ней размещена динамическая защита и комплекс активной защиты "Арена", ведутся испытания системы защиты от ПТУРС "Штора" и т.д.
Наиболее значительной модернизации, проведенной в Кургане, подверглось боевое отделение. Кроме того, что из него можно вести огонь всеми вновь разработанными боеприпасами, в нем появился автомат сопровождения цели и автомат заряжания ПТУРС, установлена система продувки ствола с целью снижения загазованности, испытывается навигационная система и новый прибор наблюдения командира. Разработана также модификация БМП-3Ф для морского десанта.
Все введенные в конструкцию машины усовершенствования значительно повысили ее суммарную боевую эффективность по сравнению с БМП-3 80-х годов.
- Над чем сегодня трудятся в Кургане?
- В течение этого года проводились интенсивные работы над модернизированной БМП-3. Образцы проходили демонстрационные испытания в условиях пустынной местности в двух странах - потенциальных покупателях нашей техники. Машины подтвердили все заявленные характеристики, а сегодня испытания завершаются и в России.
Ведутся предконтрактные переговоры, и мы уверены, что в ближайшие годы новые боевые машины пехоты из Кургана обретут своих зарубежных хозяев. Хотелось бы, чтобы и российских тоже. Поставки современных боевых машин пехоты в отечественные Вооруженные Силы пока, к сожалению, минимальны.
Одновременно мы работаем над созданием БМП нового поколения.

Записал Андрей ГАРАВСКИЙ

 
  [Обратно] [На титульную] [Вверх]
 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.